ИСТОРИОСОФИЯ
Зарождение социально-исторического сознания
О социальных и философских воззрениях древних, средневековых мыслителей и мыслителей ренесанса
Социальная и историософская идея Нового и Новейшего времени
Социальная философия в единстве с историософией изучает развития общества и общие принципы жизни, закономерности глобальной истории , опираясь на целый массив гуманитарных наук, в первую очередь истории, социологии, теории страны и права, политической экономии, политологии и др. историософия и Социальная философия имеют своим общеметодологическим основанием правила, категории и законы, выработанные всей историей развития философской мысли полностью ее категориального строя[1]. Исходя из этого, мы вычисляем в полной мере правомерным разглядывать историю социально-философской мысли в единстве с анализом становления идей философии истории.
Зарождение социально-исторического сознания
Перед тем как перейти к существу главных направлений в истории социально-философской мысли, сделаем пара предварительных замечаний, посвященных анализу зарождения исторического сознания.
Элементы исторического сознания появились вместе с формированием людской общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Сообщества людей в глубокой древности центром мира вычисляли место собственного обитания.
Они разделяли мир на собственный стойбище, на место собственной охоты и на все другое. Человек имел возможность знать тогда только незначительное количество окружающих его людских сообществ, с которыми ему по тем либо иным обстоятельствам приходилось вступать в контакт.
Узок был и временной диапазон судьбы первобытного человека. Более либо менее отдаленное прошлое уходило в небытие, не оставляя о себе и следа в памяти человека, а отдаленное будущее мало тревожило его воображение. В силу низкого уровня развития производства, культуры и общественных отношений у человека, по-видимому, еще отсутствовала жизненная потребность в воспроизведении возможности прожитых лет.
Подобно животному, он еще жил минутой и отдавался мгновению, не смотря на то, что жёсткая действительность бытия заставляла его заглядывать в недалекое будущее, к примеру, заготавливать продукты потребления впрок, и обращаться к опыту прошлого — советам и преданиям старших.
Усложнившаяся судьба родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени. Осознание истории судьбы собственной семьи, племени и рода включает в себя установление хотя бы элементарных датировок. Большую роль в этом сыграл язык, в особенности зачатки письменности.
Фиксируя опыт людей и передавая его много поколений, письменность вместе с результатами и орудиями труда создавала культурно-историческую традицию, преемственность, формировала нравы и обычаи. Посредством письма люди стали фиксировать и датировать самые значительные в жизни общества события, дабы, как говорили древние историки, во времени не изгладились деяния людей и не были преданы забвению достойные удивления и великие подвиги.
Люди достигли осознания того, что у них имеется не только настоящее, но будущее и прошлое. Они стали осознавать, что новое поколение — только звено в общей цепи развития человечества. В этом и заключались элементы историчности их сознания, что в возможности рождало в душе человека чувство причастности к глобальной истории .
Как у отдельного человека глубоко оседает в памяти все, что сделано им в жизни, во что положены упрочнения его воли и ума, так и для человечества близко и полезно все им свершенное.
История — это публичная память человечества, его самосознание и самопознание: провалившееся сквозь землю в конечном итоге живет в сознании.
Знание прошлого имеет большое значение для созидания настоящего. Первые шаги в понимании социальной судьбе связаны с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. В будущем путь исторического сознания стал причиной убеждению, что для понимания настоящего мало знать прошлое, нужно и знание будущего.
Человечество начало осознавать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не заглядывая в которое нереально во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.
2. О социальных и философских воззрениях древних, мыслителей эпохи и средневековых мыслителей Возрождения[2]
Принято вычислять, что отцом истории есть Геродот (ок. 485-ок. 425 до н.э.) — старейший из историков, стремившийся обрисовать не просто деяния людей, но и распознать их обстоятельства, дабы отыскать истину и сохранить эти деяния в памяти потомков.
Горизонты исторической мысли существенно расширил Фукидит (ок. 460-400 до н.э.). Он ставил собственной задачей найти истину в истории, выдвинул идею повторяемости исторических явлений, обусловленной неизменностью людской природы, которой, по Фукидиту, характерны рвение к преобладанию и жажда власти, но наровне с этим и жажда свободы.
Это чувство более сильное и неодолимое в человеке, нежели его рвение к господству.
Появившись как простое описание трудовых процессов, походов , обычаев, гражданской жизни общества, различий в национальном устройстве, социально-философская идея неспешно выделяет в качестве своеобразного предмета познание обстоятельства публичных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций). Древние философы, как уже говорилось, пробовали как-то разгадать и выяснить природу публичных связей, сущность исторического его закономерности и развития.
По Платону, общество появляется потому, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения потребностей. Аристотель выдвинул положение, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное рвение к совместной судьбе. Врожденное неравенство свойств — исходный пункт этого рвения к социальности, из этого же места людей и различие функций в обществе.
Лукреций думал, что обстоятельством выхода человека из животного состояния есть развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и в основном добывание огня.
Средневековые мыслители в трактовке истории , в большинстве случаев, апеллировали к божественному провидению: история предопределена Всевышним; все пороки — итог грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди должны согласиться. Августин, к примеру, усматривал во глобальной истории неспешно устанавливающуюся противоположность страны Божьего и мирского, прототипами которых помогали Римская и церковь империя.
Начиная с ренесанса складываются элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение людской культуры.
Исторические документальные фильмы
Удивительные статьи:
- Знаки препинания при обособленных членах предложения
- Ты провел с «олимпией два игровых сезона?
- Занятие 6. восточные славяне в древности. образование древнерусского государства
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Что такое история? предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции
ИСТОРИЯ КАК НАУКА 1. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции. 2. Периодизация всемирный истории. 3. Главные…
-
Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
Мыслители XVII-XVIII вв. подвергли резкой критике богословские концепции средневековья: они разглядывали историю общества как продолжение истории природы…
-
Идейные и социальные корни позитивизма
Развитие исторической науки во второй половине XIX в. шло весьма сложным путём. С одной стороны, в особенности в первые десятилетия этого периода…
-
Этногенез, этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе разных этнических компонентов. Этногенез представляет собой…