Затянется ли ранка

Через чур твёрдая реакция на выходку феминистской группы Pussy Riot принесла церкви больше минусов, чем плюсов, считает диакон Андрей Кураев.

Узнаваемый православный миссионер Андрей Кураев — один из немногих священников, кто открыто и деятельно осуждал и осуждает позицию Столичной патриархии за неуклюжую реакцию на событие в храме Христа Спасителя. В беседе с ним мы постарались разобраться, чего тут больше — случайности либо закономерности.

 

— Как была оправданна достаточно твёрдая реакция церкви на выходку Pussy Riot в храме Христа Спасителя?

 

 

— По большому счету, за последнее время случилась весьма важная вещь, которая может иметь долговременные последствия для развития церкви. Осознаёте, три года назад «понтификат» патриарха Кирилла начался с последовательности действий, каковые, мне думается, были направлены на привлечение молодежи, студенчества, интеллигенции. Но то, что случилось данной весной, заморозило возможность хорошего развития в этом направлении.

И, думается, это поняли и спикеры Столичной патриархии. А потому случилось радикальное поправение церковной позиции. Выступления отца Всеволода Чаплина как словно бы намерено вычислены на то, дабы быть отторгнутыми интеллигенцией.Затянется ли ранка

Но постоянные упоминания об демонах и аде будут на ура восприняты людьми, скажем так, опричного склада. Попытайтесь отыскать в речах патриарха Алексия попытки растолковать непростые политические неприятности происками сатаны либо пугание кого-нибудь адскими муками. Это совсем новая стилистика, причем конфронтационная.

Помещение диавола за поясницы оппонентов — это путь к их расчеловечиванию и демонизации.

А уж для противодействия демонамво плоти все средства хороши… Но такая риторика по сердцу тем людям, каковые уже давно в церкви, другими словами, говоря языком политологов, — ее «ядерному электорату». С определенным (и изрядным) упрощением возможно заявить, что выговор перемещен со студенчества на «казаков».

 

— В какой мере твёрдая позиция относительно наказания девушек из Pussy Riot есть сознательным жаждой вынудить людей определиться: кто вы: христиане либо либералы?

 

— Про жажды мне никто не говорил, но последствия таковы: мы появились в публичной изоляции по этому вопросу. Вот, скажем, пару дней назад глава Совета федерации Матвиенко объявила, что, будь ее воля, она бы отпустила этих женщин. Каковые, само собой разумеется, набезобразничали, но она бы их забыла обиду.

А ведь она занимает третий пост в стране, она человек из путинской команды.

Либо министр юстиции Коновалов. Он, будучи выпускником православного университета, также сравнительно не так давно объявил, что как юрист он не видит тюремной возможности у решения суда. Другими словами он уверен в том, что решение суда обязан состояться как некая публичная санкция, но по содержанию это вряд ли будет срок заключения.

И вот на этом фоне в телепередаче у Аркадия Мамонтова присутствуют как должностные лица патриархии, так и неофициальные — но никто из них ни сделал намёка и никакого движения в сторону смягчения позиции. А ведь время от времени отсутствие слов — это также слово, это также позиция. И вот на фоне таких выступлений должностных лиц молчание спикеров патриархии делается весьма громким.

Они не произносят слов, каковые помой-му характерны им легко «по статусу».

Священника при вопросе о каре для кого-то noblesse oblige (положение обязывает) призвать к милости.

 

Для церкви нетрудно быть в одиночестве и отстаивать Евангельскую правду. Но как раз в вопросе о карах для хулиганок появляется вопрос о том, неизменно ли Евангельская правда сходится с местом собственной официальной прописки.

 

— В эту линию как-то укладывается заметная политизация патриархии, которая проявилась в очень однозначной помощи правительства на протяжении массовых уличных протестов в избирательный период?

 

— Нет, я не думаю. Мне думается, что тут скорее сказываются личностные мотивы. В основном, чем какая-то высокая политика.

 

— Легко таковой вопрос появляется в связи с текстом, что пели девушки. Дескать, Богоматерь прогони Путина…

 

— Снова сообщу: по моей информации, политика тут не имеет важного значения. К тому же я вижу явное расхождение в этом вопросе между позицией власти и позицией церкви. Как ни необычно, сразу после выборов (где мы были выделено едины) внезапно нашелся предлог, где расхождение проявилось. Это не конфликт, нет.

Но уже в полной мере заметное расхождение в позициях государственного официоза и церкви.

жёны и Государственные мужи призывают к разрядке напряженности около феминисток (отыщем в памяти слова президента Медведева 26 апреля о том, что колония хулиганок не перевоспитает), а церковные голоса нагнетают предвоенной мобилизации и настроения тревоги.

 

И все же это не преследования. Я наблюдал телерепортаж о превосходном молебне 22 апреля в состоянии когнитивного диссонанса. Осознаёте, аудиоряд говорит о том, что по официальным национальным каналам открыто показывают праздничное, красивое богослужение.

Красивый храм, облачения, иконы.

Тысячи милицейских оказывают помощь верующим. Но в аудиоряде комментатор всегда говорит, что на церковь снова начинаются преследования и отечественные храмы кто-то грезит взорвать. Необычное расхождение текста и картинки.

 

— Да и та же история с поясом Божией матери продемонстрировала, что публичные настроения, в полной мере благоприятные для церкви и для патриархии, весьма сильны. Казалось бы, нет никаких обстоятельств для тревоги. Так как в то время, когда на патриарший престол избрали Кирилла, были громадные надежды, что при нем социальная роль церкви станет более активной, зримой.

В Кирилле весьма подкупает, что он может говорить с людьми на современном языке, говорить о современных проблемах.

 

— Да, патриарх Кирилл — человек превосходного ума, трудоспособности и воли, целиком и полностью отдающий себя церкви и отождествляющий себя с ней. И, мне думается, у патриарха, государства и общества имеется единство ожиданий: от церкви ожидают активной социальной позиции и милосердного служения. И потому, если бы ответом на эту акцию женщин в храме Христа Спасителя стала бы организация серии хороших благотворительных дел от имени церкви, то это перекрыло бы эффект от феминистской выходки.

Но в марте случилось ровно обратное. Информационные предлоги, привязываемые к церкви, говорили не о дарах, а о стяжательстве. Я считаю, что на хулу в адрес церкви нужно отвечать не только словами, но и делами.

Дабы, оторвавшись от интернета, люди видели, что в реальности христиане способны прощать, жалеть и жертвовать.

 

— В то время, когда выбирали патриарха, в церкви были заметны две главные тенденции. Первая — более активное социальное служение, которую олицетворял Кирилл и которая победила. Вторая воспринималась скорее как некий изоляционизм церкви, другими словами громадная концентрация на внутренних вопросах церковной судьбе.

В какой мере замечаемое поправение патриархии, ужесточение риторики (те же адские муки) говорят о некоем реванше тенденции на самоизоляцию?

 

— Нет тут никакой связи. Собор 2009 года сделал верный выбор. Мое вывод: нужно еще подождать.

По причине того, что еще имеется надежда, что чувства улягутся. Что полученная ранка в отношениях общества и церкви затянется. Имеется надежда, что нынешняя политическая конфигурация временная. Цыплят по осени посчитаем.

История длится, и жизнь будет давать нам новые предлоги чтобы являть друг другу отечественную сложность.

Надеюсь, эта сложность будет радующей.

中島 愛Ranka Nyan-Nyan マクロスF (フロンティア) Makurosu Furontia Macross F


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: