Жанровое и стилевое многообразие поэзии сибири и крайнего севера в конце xx- нач. xxi вв

1. Поэтический стиль Александра Денисенко (на материале стихотворений «Чей чей чей это конь…», «Снег снег снег…» и др.)

2. Идиостиль Анатолия Соколова (на материале стихотворений «За декабрьским окном ледяным», «Изба-старая женщина в ватной кацавейке» и др.)

3. Жанровое своеобразие стихотворения Юниля Булатова «Мама, где ты?»

4. Личные сообщения: 1. «Своеобразие лирического переживания в поэзии Б. Гринберга». 2. Новообразования и их роль в стихотворении С. Самойленко «На шестой части суши». 3. Антитеза как идейно-композиционный прием в стихотворении В. Казарцева «Любовь разламывай и не разламывает…»

Главная литература

1. Николина, Н. А. Филологический анализ текста /Н.А. Николина. –М., 2003.

2. Яранцев, В. Особенная порода: О феномене и сибирских поэтах сибирской поэзии /В. Яранцев // Сибирские огни.- 2003.- № 10. – С.167 – 173.

3. Яранцев, В. Особенная порода: О феномене и сибирских поэтах сибирской поэзии /В. Яранцев // Сибирские огни.- 2004.- № 1. – С. 163 – 170.

Методические указания

1.При обнаружении стилеобразующих компонентов поэзии Александра Денисенко (1947 г.р.), живущего в Новосибирске, опирайтесь на его слова: «Преподавателями собственными считаю Иванова, Петрова, Сидорова…», Как вы имеете возможность трактовать это высказывание? Чьим традициям направляться А.Жанровое и стилевое многообразие поэзии сибири и крайнего севера в конце xx- нач. xxi вв Денисенко?

Прочтите стих Александра Денисенко «Чей чей чей это конь…»:

***

Чей

чей

чей

это конь

это конь

данный конь

Оторва Оторвался от металлического кольца

И летит — грива льется, как гармонь,

Молодого, убитого Германией отца.

Я рвану

данный ситец

данный ситец

от плеча —

На которрром цветут русские цветы –

И отправится он по кругу сгоряча,

Как невест, обходя яблонь белые кусты.

Вот уж бабы завыли

завыли

уж сердцу невмочь,

Пляшет с бабами конь вороной вороной –

Все стремительнее и стремительнее — уж ничем запрещено

оказать помощь,

Как тогда, перед самою войной.

Плачь, гармонь,

да плачь, хорошая,

во все цветы

навзрыд –

В саду Сталина осыпался на гриву целый ранет.

Сам товарищ Сталин на учет на данный момент закрыт,

А откроют, в то время, когда будет мясоед.

Всё пройдет…

Солдатка

Слезы

тёмной гривой

оботрет

И прибьет к столбу собственный желейное венчальное

кольцо,

Дабы конь, хрипя, не рвался из открытых

ворот

По дорожке,

занесенной

лепестками

за отцом.

При анализе этого стихотворения Александра Денисенко обратите внимание на поэтический язык этого произведения, на синтаксис применяемых предложений, на графику стихотворной строки, на словотворчество автора. Что вы имеете возможность сообщить о соблюдении поэтом норм русского? Как вы объясните распознанные нарушения?

Какие конкретно жанры устного народного творчества напоминает вам стих «Чей чей чей это конь…» при его прочтении вслух?

С какими известными произведениями русских поэтов ассоциируются у Вас детали и основные образы этого стихотворения («конь вороной», «гармонь», «яблонь белые кусты», «плачь, гармонь» и др.)?

Выясните главную идею стихотворения А. Денисенко «Чей чей чей это конь…».

2. Прочтите стих Алекчандра Денисенко «Снег снег снег…»:

снег снег снег снег снег снег снег снег снег

это думается метель пурга

все уляжется уйдет в снега

мерзлый тополь отойдет ко сну

в нескончаемую собственную страну

ешь откусывай хрусти вино

до тех пор пока метели на Москве гостят

это мертвые давным-давно

с неба девушки летят летят

При анализе этого стихотворения обратите внимание на рвение поэта соединить книжность и «просторечие», совершенства муниципальный и деревенской жизни. Приведите соответствующие примеры. Вспомните посвященные зиме произведения русских поэтов XIX- первой половины XX вв. (А.

Блок, Б. Пастернак и др.).

Укажите, в какой мере А. Денисенко направляться традициям хорошей русской литературы.

Опираясь на выводы и наблюдения, сделанные при анализе образной языка и системы, выясните главную идею стихотворения А. Денисенко «Снег снег снег…» .

В стихотворении отсутствуют знаки препинания. Какова функция для того чтобы приема?

В какой мере для личного стиля А. Денисенко характерно рвение поэта соединить книжность и «просторечие», совершенства муниципальный и деревенской жизни, а словотворчество соединить с отчетливой ориентацией на традиции хорошей литературы.

2. При обнаружении стилевых доминант идиостиля новосибирского поэта Анатолия Соколова (1946 г.р.), главное внимание сосредоточьте на образе лирического храбреца.

Прочтите стих А. Соколова «За декабрьским окном ледяным»:

За декабрьским окном ледяным

Белый кошмар родного пейзажа,

Из трубы поднимается дым,

И на улицу сыплется сажа.

Но лопату берет человек,

Делая работу с размахом:

Месит тёмную сажу и снег,

Как будто бы тесто для бубликов с маком.

При анализе этого стихотворения выясните слова, несущие главную эмоциональную нагрузку («ледяной», «кошмар», «тёмная сажа» и др.), охарактеризуйте главное переживание лирического храбреца. Как именно Анатолию Соколову удается передать природы и противостояние человека, их обоюдное отчуждение. Укажите главные изобразительно-ясные средства, каковые использованы поэтом для данной цели.

Прочтите стих А. Соколова «Изба-старая женщина в ватной кацавейке…»:

Изба-старая женщина в ватной кацавейке,

Заросшая почвой до самых глаз.

Какой анахронизм в XX веке!

Тут русский дух. Он жидкость либо газ?

Быть может, это плоть, где нет духа,

Облеплена подсолнечной лузгой?

Тут всегда благоденствует разруха,

Не Русью пахнет — бедностью людской.

Для странствующих в мире для Всевышнего

На стол поставлю воду, соль и хлеб…

И как будто бы марсианская тренога

Среди полей торчит опора ЛЭП.

Рвись, туча, над поверхностью речною,

Бей градом опаленное жнивье…

Автопортреты Отчизны со мною,

Но нет уже в живых самой ее.

При анализе этого стихотворения выясните, традициям каких поэтов XIX- первой половины XX вв. направляться А. Соколов. Отвечая на данный вопрос опирайтесь на детали и ключевые образы этого лирического произведения: «изба-старая женщина», «кацавейка», «Русь», «странствующий», «опаленное жнивье». Значительная подсказка содержится и в сравнении опоры ЛЭП с «марсианской треногой», что в целом воплощает чуждость лирического храбреца достижениям цивилизации.

Опираясь на выводы и наблюдения, сделанные при анализе образной языка и системы, выясните главную идею стихотворения А. Соколова А. «Изба-старая женщина в ватной кацавейке…»

В какой мере в качестве стилевых доминант А. Соколова возможно назвать пристрастие поэта в основном к метафорам и изобразительным эпитетам, сочетанию технических терминов и просторечья, воплощение крайностей эмоционального состояния лирического храбреца, ориентацию на классические сокровища русской судьбы (Всевышний, отчизна, духовность).

3. При обнаружении стилеобразующих компонентов поэзии Юниля Булатова (появившегося в первой половине 50-ых годов двадцатого века в с. Казачинское Красноярского края, а сейчас живущего в Новосибирске), главное внимание сосредоточьте на жанре стихотворения и системе образов «Где ты, мама?»

Ветхий дом обветшал, нереально запущен.

Я голодным возвращусь и сижу и печалюсь…

Чаще б дома была — мы и жили бы лучше…

Вот возвратишься к себе — никуда не разрешу войти!

Нет спокойствия тебе! Как неизменно среди ночи

Прибежишь впопыхах… посидишь среди нас

С виноватым лицом — не злись дескать, сыночек!

И снова тебя нет… Где ты, мама на данный момент?!

У соседки в гостях? У привычных сидишь ли?

Знаю, обожают тебя, гостя в доме любом.

Мама, где ты? Как необычно соседи притихли,

Да и необычно изменяется ветхий отечественный дом…

Ах, я отыскал в памяти! Кроили мы стены и крышу…

Тут забили окно, в том месте прорезали дверь…

А в то время, когда ты ушла, внезапно пошли перемены.

Да такие, что жарко от них и сейчас.

Словно бы съехали мы, поселились в квартире,

Выходящей окном на огромный фасад.

Коль так жить не тужить, возможно жить и в Сибири!

Но приснилось видно… Я возвратился назад.

Снова я шифер кладу, опять крыша промокла,

Опять те же года, опять та же потребность.

Ты все ходишь на протяжении окон, смотришь через стекла.

И уходишь, уходишь… уходишь куда?

Нужно распознать сравнительный контекст разбираемого произведения Ю. Булатова, в который направляться включить узнаваемые стихотворения русских поэтов XIX- первой половины XX вв., главной темой которых есть возвращение храбреца в родной дом по окончании долгой разлуки (С. Есенин и др.). Обратите внимание на то, что мотив возвращения храбреца сочетается тут с мотивом отсутствия матери. Выясните идейно-композиционную функцию образа стекла .

Проанализируйте язык данного стихотворения, главный интонационный рисунок. Охарактеризуйте главные эмоции лирического храбреца. Как вы имеете возможность растолковать последние 2 строчки текста.

В какой мере личному стилю Ю. Булатова свойствен и детализация образов, живописность описаний, четко выраженный лиризм, тяготение к балладным обстановкам. Аргументируйте собственный ответ, обращаясь к цитатам из стихотворения.

4. При подготовке личных сообщений обратитесь к методическим указаниям по организации независимой работы.

Занятие № 12

Тема:

Николай Носков Снег


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: