1925 год. Юная Страна Советов только-только приходит в себя по окончании разрухи гражданской войны. Но в ней уже снимают кино.
И не просто кино, а фильмы мирового уровня, время от времени кроме того превосходящие лучше образцы.
Юный режиссёр Семён Тимошенко (не путать со известным «ирландским маршалом Тим о’Шенко», как назовут его в «Русской рапсодии» 1944 года) по собственному сценарию делает «Наполеон газ». О чём же он?
В несложную советскую деревню приезжает отряд агрономов, показывающий успехи современной химии в борьбе с вредителями сельского хозяйства. До тех пор пока крестьяне со страхом крестятся, юные агрономы деловито расставляют баллоны, бессердечно удушая вредителей. Другими словами мышек.
По окончании успешного опыта священник разъясняет, что всё это неспроста – подготовьтесь к реквизициям.
А девушка-агитатор говорит, что химия будет нужна не только в сельском хозяйстве – капитализм подготавливается к новой схватке. И чуть что – закидает химическими бомбами с аэропланов. Тут нужно добавить, что ещё сравнительно не так давно, в 1919 году, войска интервентов-британцев в северной части России вправду сбрасывали новейшие химические бомбы с воздуха.
Действительно, без особенного результата.
Газеты якобы информируют, что корсиканский изобретатель Гинэмер (возможно, отсылка к французскому лётчику и Наполеону-асу ПМВ разом) изобрел новый газ, сжигающий всё живое. Изобретением интересуются армейские во французской форме. Газ испытывается на осуждённых, приговорённых к смертной казни.
Примечательно, что полвека спустя в романе «Binary» Крайтона (и фильме «Погоня/Pursuit» с никому ещё не известным Мартином Шином в эпизоде) смертоносный газ также испытывался на заключённых.
Следуют кадры душераздирающей смерти «испытуемого».
Исходя из этого СССР обязан спешно развивать химическую индустрию – дабы не появляться беспомощным при неожиданной атаке. В мирное время химия используется для сельского хозяйства, «дабы в 60 секунд опасности»… И в действительности, одинаковые фабрики имели возможность производить удобрения, ядохимикаты, духи, отравляющие газы и взрывчатку – перестраиваясь фактически мгновенно.
Агрономы уезжают из деревни, засыпая в телеге – и воздействие медлено переходит в область фантастики. Изобретатель в Берлине требует непомерную сумму за собственное открытие.
Как сообщили бы в «Последнем храбрец боевика»: «Громадная неточность!» Две очаровательные американки – сёстры Грант, по совместительству – наёмные убийцы, переодеваются из актуальных костюмов в чёрные одеяния, подозрительно напоминающие костюмы ниндзя (о которых тогда никто и не слышал), прокрадываются в шикарный номер изобретателя и закалывают дремлющего кинжалом. Покушения на очень способного изобретателя – нередкая тема в тогдашней литературе, к примеру в «Гиперболоиде инженера Гарина» Толстого.
Тем временем на окраине Чикаго со всей вероятной конспирацией (опознавательные жетоны, потайные двери) заседает… фашистский отряд «Тёмный клан» – смесь настоящего ККК и чернорубашечников Муссолини. Среди участников – министр обороны и архиепископ(!). Гинэмер был соперником их производства отравляющих газов под видом анилина – и снова параллель с «Гиперболоидом».
Но… с трудом выкраденные документы выясняются ненужными – вместо них в конверте лежит письмо от изобретателя к его «убийцам». Гинэмер предвидел «экономию» на расходах и заблаговременно принял меры. Капиталу приходится принять все условия «воскресшего».
Митинг рабочих завода, не желающих делать средства человекоистребления, разгоняется в традициях эры – пулемётом и кавалеристами. А одвременно с этим Гинэмер мило разговаривает со собственными несостоявшимися убийцами. Лига борьбы с коммунизмом, считая изобретателя Наполеоном в области отравляющих газов, приглашает его на совещание.
Пробуя покончить с коммунистической пропагандой, на СССР направляли большое количество ударов – но все эти попытки была неудачными.
И опять правда жизни – все 20-е годы на границах СССР, у его консульств, в стране, по сути, шла необъявленная война. Но в случае если объединить оружие и авиацию массового поражения… Практически за четверть века до «Дропшота».
И сейчас сам Наполеон Газ поведёт эскадрилью самолётов под звёздно-полосатым флагом на Ленинград – отборный «офицерский отряд нацистов-лётчиков». Десятилетиями СССР тревожила мысль маленькой, прекрасно оснащённой армии опытных армейских – которых куда тяжелее распропагандировать, чем несложных воинов гражданской войны. Изобретатель, гражданский человек, с готовностью надевает военную форму американского примера – как и убийственные сёстры.
На дворе двадцатые годы – эра, в то время, когда дамы ни в одном деле не уступали мужчинам. Эскадрилью провожают люди в форме уже царской России. «Через полчаса ни одного человека в Ленинграде не будет в живых!»
Над улицами Ленинграда проносятся тёмные своры самолётов… До «Ангелов ада» с баталиями десятков самолётов в кадре оставалось ещё пять лет, до «Крыльев» – два года, но в Советском Альянсе уже сумели снимать зрелищные воздушные битвы. Самолёты носятся в воздухе, сталкиваются между собой. Внизу обитатели спасаются бегством, армейские хладнокровно надевают противогазы.
Зенитки стреляют по самолётам, в ответ вниз летят бомбы с газом.
Счёт идёт уже на секунды.
Но… у СССР имеется тайное оружие, АРХ (аэро-радио-хим) – летающие бомбы, начинённые отравляющим газом и управляемые по радио. И опять, казалось бы, чистейшая фантастика строго отражает действительность – первые беспилотные аппараты разрабатывались, в противном случае и использовались ещё в годы Первой мировой. Лётчики, уже готовые скинуть бомбы на Ленинград, сами попадают под газовую атаку и гибнут прямо в воздухе – «газ за газ».
Отступающую эскадрилью Газа преследуют советские истребители и беспилотники, обстреливают суда Балтфлота. Кавалерия лихой атакой мчится на Парголово, где заседал штаб Газа. За кавалерией едет броневик с агрономом.
Отважная девушка-агроном гранатой убивает экипаж самолёта, на котором Газ пробовал сбежать в Финляндию, и выстрелом в руку обезоруживает самого изобретателя.
Увы, это был лишь её сон.
В книге «Мастерство кино. Монтаж фильма» Тимошенко приводил эпизод из «Наполеона Газа», в то время, когда перед глазами одного из умирающих персонажей проносится вся его жизнь, как приём «обратного времени» – при помощи монтажа всего за 2,5 секунды нужно было успеть продемонстрировать все главные моменты судьбы. И режиссёру-специалисту это удалось. Тимошенко снимет ещё много фильмов, вошедших в золотой фонд советского кино – «Снайпер», «Вратарь», «Небесный тихоход»…
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Зенитные ракеты во вьетнаме: первая кровь
Ровно полвека назад, 24 июля 1965 года, у вьетнамского местечка Бави Шонтэй в 50 км к западу от Ханоя боевой реактивный самолёт F-4C Фантом был в первый…
-
Современное наемничество: буква закона
Одно из самые известных определений страны гласит, что это организация, монополизирующая право на использование легитимного физического насилия на…
-
14 сентября 1799 года в 6 часов утра А. Суворов выступил с корпусом Дерфельдена из Госпенталя, в селении Урзерн соединился с Розенбергом и направил…