Земноводные вступают вбой: противодесантные мины

    Мина ПДМ-2, предназначенная для обороны мелководья глубиной 2,5−4 м
    Мина ПДМ-1М, предназначенная для обороны мелководья глубиной 1,1−2,6 м
    Речная противодесантная мина ЯРМ завоевала высокую репутацию на протяжении вьетнамской войны
    Из всех советских противодесантных мин ЯРМ была на протяжении Вьетнамской войны 1965−1975 годов самой востребованной у бойцов Вьетконга. Замаскировавшись под плывущими по Меконгу сваленными кучами и деревьями мусора и пользуясь компактностью мины, вьетконговцы подкрадывались к местам стоянок американских армейских катеров и минировали выходы из речных бухточек, закрывали доступ в бессчётные протоки, в противном случае и перекрывали целый фарватер
    ПДМ-3Я, похожая на уменьшенную морскую якорную мину, первой встречает десант соперника, приближающийся к берегу на плавсредствах.

Но, в отличие от морских якорных мин, ПДМ-3Я через некое время самонейтрализуется из-за саморазряда батарей. Замечательный 15-кг заряд тротила не оставлял шансов сохраниться ни одной плавающей машине, коснувшейся мины. Действительно, по данной причине ставить мины возможно было не ближе чем в 15 м друг от друга, в противном случае ударная волна заставляла срабатывать и соседок

Море раздельно, почва раздельно

Минное оружие, взявшее на протяжении Первой Мировой достаточно важное развитие, все же в те времена четко подразделялось на морское и предназначенное для применения на суше.Земноводные вступают вбой: противодесантные мины Промежуточного класса мин не существовало — быть может, по той причине, что в этом первом грандиозном вооруженном столкновении ХХ века высадки морских десантов обширно не практиковались.

Главные события войны развернулись на сухопутном фронте, где сражения весьма скоро выродились в позиционное противостояние. Оборонительные позиции соперника кроме того в том месте, где сражающихся не разделяли водные рубежи, прорывались с трудом и чудовищными потерями. Ну а вдруг наступающие добирались до реки, то сбитый со собственных позиций соперник не был в состоянии организовать оборону по другому берегу.

По этим обстоятельствам в Первую мировую земноводные автомобили не употреблялись (да их тогда еще и не существовало).

Положение начало меняться в 1920-х годах. Огромные возможности танков по прорыву оборонительных линий вынудили армейских экспертов искать средства и методы сдерживания этих резвых металлических коней. Невзрывные заграждения (проволочные заборы, лесные завалы, рогатки, надолбы) были очевидно непригодны, потому, что гусеничные танки изначально были созданы как раз как средство естественных препятствий и преодоления заграждений.

Хорошим противотанковым средством есть противотанковый ров, но сооружение его требует огромных трудозатрат. Да и не везде вероятно его отрыть. Тогда эксперты обратили внимание на реки — противотанковые рвы, созданные самой природой.

Да, река способна остановить танки.

И лучше, чем пехоту. Танк так как на лодке либо на плоту не переправить. Ему нужен хороший мост либо, на худой конец, паром громадной грузоподъемности.

А они далеко не всегда оказываются под рукой в нужном месте и в необходимое время.

Значит, река в условиях подвижной маневренной войны делается важным рубежом обороны.

Но и эксперты, трудящиеся над вопросами наступательных действий, не спали. Они скоро заключили, что необходимы автомобили, каковые смогут преодолевать водные рубежи без особых переправочных средств. Так показались плавающие другие машины и танки-амфибии.

К примеру, в СССР в 1930-х было создано пара образцов плавающих танков (Т-37, Т-38, Т-40).

Казалось бы, вот тут-то и должны показаться боеприпасы, талантливые помешать амфибиям преодолевать реки. Простые противотанковые мины для этого негодны, поскольку плавающая машина не касается дна и будет проходить над миной, не тревожа ее. Морские мины тут также негодны из-за собственных размеров, веса, высокой цены и трудностей установки в сравнении с ценой поражаемых автомобилей.

Да и речные глубины для них через чур мелки.

Но «земноводные мины» на протяжении Второй мировой так и не показались. Плавающие танки, как выяснилось, плавают не хорошо и становятся легкой мишенью противотанковых пушек, стоящих на берегу. А слабое вооружение и тонкая броня делают их непригодными для боя на суше.

Опыт войны еще раз подтвердил тезис великого Клаузевица о том, что в конечном итоге реки не воображают значительного препятствия для наступления. Тщательная и всесторонняя подготовка к форсированию в полной мере снабжает успех и без танков-амфибий.

Импровизация Роммеля

Пожалуй, первым, кто начал сожалеть об отсутствии земноводных мин, был германский генерал-фельдмаршал Роммель, которому по окончании эвакуации и поражения германских армий из Северной Африки было поручено в конце 1943 года готовить оборону французского побережья. Уже тогда было ясно, что вторжение союзников во Францию неизбежно, причем как раз через пролив Ла-Манш.

Ответ наступать через Италию выяснилось неточностью: войска двигались черепашьим темпом, потому, что особенности местности разрешали немцам организовать устойчивую оборону малыми силами. К тому же в первых рядах были еще и Альпы. А вот через Ла-Манш, а после этого через Францию в сердце Германии путь весьма маленький и эргономичный.

И лежит он через оружейную кузницу Рейха — Рурский промышленный район.

Роммель на базе опыта боев в Африке убедился в высокой эффективности массового применения мин — особенно на местности, где большое количество танкодоступных направлений. К тому же он замечательно осознавал, что располагает недостаточным числом армий для отпора союзникам. Минами и невзрывными противодесантными заграждениями он желал восполнить дефицит пехоты, артиллерии и танков.

Разрешить сопернику высадиться и закрепиться на берегу, кроме того у кромки воды, запрещено.

Его необходимо обессилить перед тем, как вражеские танки и пехота смогут функционировать. Так как как раз в тот промежуток, в то время, когда десантники уже покинули суда, но еще не достигли берега, они самый уязвимы: корабельная артиллерия помощи уже неимеетвозможности вести пламя по берегу, а десантники еще не смогут функционировать своим оружием.

Но мин, каковые позднее назовут противодесантными, тогда еще не существовало. Роммелю было нужно импровизировать, сочетая простые противотанковые (по большей части типа T.Mi.42 и T.Mi.43) с разными невзрывными заграждениями и дополнительными устройствами, превращая их в противодесантные. К примеру, мины закрепляли на вкопанных в грунт столбах, у основания ежей, на вершинах цементных тетраэдров.

В прибрежной полосе в воде должно было быть создано два-четыре пояса противодесантных заграждений.

К началу июня 1944 года на нормандском берегу кроме невзрывных заграждений было установлено до 8 млн мин, большая часть которых была по сути импровизированными противодесантными минами. Но кроме того эти самоделки причинили союзникам большое количество бед в сутки высадки. Так, английские десантники, высаживавшиеся на участке Голд-Бич, утратили 20 малых десантных судов, что стало причиной большим утратам в солдатах и технике.

Но мины все же не смогли сорвать десантную операцию — сутки «Д» состоялся, а по окончании войны немцам было не до выводов о обстоятельствах успеха союзников на побережье Ла-Манша. Победители также не были склонны к глубокому анализу в целом успешной операции. Тяжелые потери на импровизированных противодесантных минах они сочли неприятным, но малозначительным фактом.

Советские выводы

Пара в противном случае к этому отнеслись в Красной армии. В завершающий период войны по лендлизу в СССР было поставлено много плавающих пятиместных машин Ford GPA и многоместных DUKW-353. Советское руководство по преимуществу оценило возможности амфибий, и с конца 1944 года их стали обширно применять для неожиданных форсирований рек в неожиданных местах, приводя тем самым в отчаяние начальников вермахта.

Те просто не успевали ответить на очередную высадку на своем берегу, не подготовленному к обороне, двух-трех батальонов советской мотопехоты, каковые к тому же не создавали плацдарма и не садились в твёрдую оборону, как это в большинстве случаев было в течении всей войны, а мгновенно исчезали с берега и выяснялись через несколько часов за полсотни километров от места переправы.

Словом, удачи амфибий очень впечатлили советских генералов. Так, что по окончании войны одним из основных требований к военной технике Советской армии стала плавучесть автомобилей. Для начала американские автомобили — Ford GPA называющиеся МАВ, DUKW-353 называющиеся БАВ.

Позднее показались важные плавающие танки (ПТ-76), плавающие бронетранспортеры (БТР-50ПК, БТР-60). И первая советская военная машины пехоты БМП, а также 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» также плавают!

А раз так, то и у соперника смогут быть такие же автомобили — и колесные, и гусеничные. Тем более что против японцев на островах Тихого океана американская армия деятельно применяла гусеничные LVT в самых разных вариантах. Сохранять надежду на может быть армейские не желали, и к середине 1960-х годов на вооружении инженерных армий Советской армии показалось пара образцов противодесантных мин — ПДМ-1, ПДМ-2, ПДМ-3Я, ЯРМ.

Первый предел обороны

Из этого набора возможно было создать в воде пара линий минных заграждений. Приближающиеся к берегу реки либо водохранилища плавсредства соперника (плавающие танки, машины, катера, лодки, паромы) первыми должны были встречать мины ПДМ-3Я.

Снаружи ПДМ-3Я сильно напоминает морскую якорную мину, лишь пара меньшего размера. Вправду, при ее разработке был использован опыт моряков, но принцип срабатывания у этих снарядов различный. В то время, когда корабль задевает за рожок морской мины, тот сминается, находящаяся в него ампула с электролитом разбивается, и ее содержимое проливается вовнутрь сухой батареи, которая лишь с этого момента начинает производить электричество.

В ПДМ-3Я электрическая батарея устанавливается заблаговременно, а рожки употребляются только в качестве замыкателей. Морская мина может находиться весьма долго, а ПДМ-3Я в следствии саморазряда батарей через некое время самонейтрализуется. Как целесообразно в морских условиях иметь «долгоиграющие» мины, неизвестно, а вот самонейтрализация противодесантных мин — дело разумное и целесообразное.

Мины ПДМ-3Я возможно было устанавливать при глубине водоема до десяти метров. Величину заглубления мины (расстояние от поверхности воды до контактных датчиков цели — рогов) возможно было регулировать в пределах от 30 до 110 см. Замечательный 15-кг заряд тротила не оставлял шансов сохраниться ни одной плавающей машине, коснувшейся мины. Действительно, ставить мины возможно было не ближе чем в 15 м друг от друга, в противном случае ударная волна заставляла срабатывать и соседок.

Да и неспециализированный вес набора мины с якорной тележкой был великоват — 175 кг. Устанавливать такие боеприпасы было вероятно лишь с барж, тяжелых катеров либо со намерено оборудованных плавающих автомобилей типа ПТС, БАВ. Эти мины было целесообразно применять в прибрежной полосе морей, больших озер, водохранилищ.

На страже озёр и рек

Для менее больших водных рубежей и менее солидных плавсредств, нежели самоходные десантные баржи, была создана мина ЯРМ (также якорного типа). Она весила всего 13 кг, и устанавливать ее возможно было с любых плавсредств, впредь до резиновых лодок, наряду с этим на те же глубины, что и ПДМ-3Я, и с таким же заглублением. Заряд взрывчатки был не через чур велик — всего около трех килограмм, но этого выяснилось вполне достаточно для любых плавсредств, каковые может применить соперник на озёрах и реках.

Дело в том, что ударная волна взрыва в воде воздействует на всю загружённую поверхность плавающей автомобили, и пробивать корпус автомобили либо катера в одном месте не требуется. Гидроудар по корпусу плавсредства ведет к растрескиванию обшивки, срывает с места узлы и двигатель трансмиссии. Скоро заделать бессчётные трещины фактически нереально, валы, перемещённые со собственных подшипников, заклиниваются.

Машина теряет движение и скоро погружается в воду.

Часто и находящиеся в автомобилях люди приобретают тяжелые контузии.

У кромки воды

Для меньших глубин предназначалась мина ПДМ-2. Она представляла собой железный шар на стойке. Заряд взрывчатки, находящийся в шаре, составлял 15 кг.

Вверх тянулся железный стержень — датчик цели, при отклонении которого от вертикального положения на 10−15 градусов с упрочнением 40−50 кгс срабатывал взрыватель.

Мина устанавливалась на дне: при глубине воды 1,5−2,5 м — на низкой стойке, при глубине 2,5−4 м — на высокой. И в том и другом случае расстояние от верхнего кончика стержня до поверхности воды возможно было устанавливать в пределах от 30 до 100 см.

Неспециализированная масса данной мины равнялась 100−135 кг, из которых бoльшая часть приходилась на основание. Оно снабжало твёрдое крепление боеприпаса на одном месте в условиях неспокойной среды с течениями, колебаниями уровня воды, плывущим вымыванием и мусором донного грунта. При расстоянии от верха стержня до корпуса мины около метра взрыв постоянно происходит на некоей растоянию от жертвы.

Но гидроударная взрывная волна делает собственный дело.

И наконец, на самых ближних подступах к урезу воды, на глубинах от 2,6 до 1,1 м, устанавливались мины ПДМ-1М. Неспециализированная высота данной мины (со стержневым датчиком цели) составляла 1 м, а от кончика стержня до поверхности воды могло быть от 10 до 150 см. Заряд мины был солидным — 10 кг, и с учетом того, что так близко к берегу подходят только легкие лодки либо машины-амфибии, упрочнение срабатывания сделали маленьким — только 18−26 кгс.

Ну а глубины меньше метра — это уже вотчина противотанковых мин. У самой кромки воды тяжело встретить катер либо лодку. Тут уже амфибии становятся на колеса либо гусеницы.

Закат эры

В общем, созданья советских конструкторов ГСКБ-47 (сейчас это ФГУП «Базальт») в области противодесантного минирования стали причиной созданию цельной и стройной совокупности. Но этими примерами дело и закончилось. Хороший опыт их применения во Вьетнаме был нейтрализован отрицательным опытом на Суэцком канале, что по окончании войны 1967 года разделял египтян и израильтян.

И та и вторая стороны опасались десантных операций соперника.

Но все попытки египтян применять противодесантные мины была неудачными. Грунт дна и берегов был весьма подвижным, течение — сильным и изменчивым. Мины сдвигались с мест установки, опрокидывались, их заносило илом и песком.

Колебания уровня воды то и дело обнажали датчики цели. Сильное течение отклоняло якорные мины типа ПДМ-3Я и ЯРМ на громадные глубины впредь до самого дна.

К тому же конструкторам не удалось создать обезвреживания и удовлетворительные средства обнаружения противодесантных мин, что очень нужно в тех случаях, в то время, когда требуется сделать проходы в собственных заграждениях. Одновременно с этим эти мины достаточно легко уничтожаются подводными взрывами — к примеру, при артобстреле прибрежной полосы.

В итоге был сделан вывод, что сложности по установке и доставке противодесантных мин в сочетании с ненадежностью их применения редко делают такое минирование целесообразным. Его возможно использовать в отдельных случаях при благоприятных условиях (не сильный течение, малые колебания уровня воды, отсутствие беспокойства, плотный грунт дна, отсутствие плавучего мусора).

На этом развитие противодесантных мин в СССР остановилось. Само собой разумеется, работы в данной области длились до середины 1980-х годов, но новых удовлетворительных образцов создано не было. Запад же совсем не проявлял интереса к этому классу мин, не смотря на то, что по окончании Вьетнамской войны у американских военных определенная обеспокоенность была.

Но они сочли, что минная война на реках Вьетнама носила неповторимый темперамент и в будущем ничего аналогичного не повторится.

А в это же время у морской пехоты США показался скоростной бронетранспортер-амфибия AAAV, имеющий скорость на воде около 47 км/ч и талантливый выходить на данной скорости на глиссирование. Такая машина, спущенная с десантного корабля на большом удалении от берега, может достигнуть его весьма скоро. Существующие противодесантные мины против нее совсем неэффективны.

Помимо этого, и у нас, и у возможного соперника уже давно показались десантные суда на воздушной подушке (КВП), одинаково легко скользящие над водой и над прибрежными пляжами. Давление, которое они оказывают на воду либо грунт, так мало, что под ними не срабатывают кроме того нажимные противопехотные мины.

Таковой корабль легко пройдет и над морскими, и над противодесантными минами, да и над нажимными противотанковыми также, и остановится уже за пределами прибрежных минных полей, где и высадит десант. Минных средств, талантливых остановить КВП, похоже, пока не создано ни в Российской Федерации, ни за границей.

Сладкий страж смерти

В первой половине 60-х годов прошлого века, в то время, когда создавались противодесантные мины, на суше еще не считалось необходимым наличие в мине предохранительных устройств, снабжающих безопасность минера на протяжении работы и до того момента, пока он не удалится на надёжное расстояние. Но опыт применения морских мин подсказывал, что при минировании на воде это нужно.

В итоге воспользовались опытом морских минеров, еще сначала ХХ века придумавших надежный метод предохранения от случайных срабатываний мин на протяжении установки. Он несложен, как все очень способное: кусочек сахара, помещенный между элементами взрывателя, надежно блокирует работу взрывного механизма. По окончании попадания мины в воду сахар через определенное время растворялся, тем самым разблокируя взрывное устройство.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№86, декабрь 2009).

Яндекс.Такси. Будьте ближе друг к другу


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: