В «Слове» нет одного главного храбреца. Любая часть имеет собственного главного храбреца. Это Игорь, Святослав, Ярославна.
Кроме главных героев имеется и второстепенные, к примеру, образы князей прошлого в исторических отступлениях. Каждое историческое лицо в «Слове» нарисовано по-своему.
Игорь изображён так, как довольно часто изображались князья-действующие лица воинских повестей. Это солдат и мужественный и храбрый человек. Его желание славы сильно и иногда затмевает разум.
Его неразумность заставляет автора практически не показывать его в сражении, поскольку никакой героизм неимеетвозможности оправдать князя, не думающего о судьбе родной почвы. Создатель рисует образ Игоря посредством метафор, сравнений, черт вторыми действующие лица произведения. Игорь для автора пример ошибочной княжеской политики, а похвала ему приведена лишь вследствие того что он приехал к Святославу, т.е. понял необходимость единства.
Святослава создатель изображает как совершенного храбреца. Он противопоставлен Всеволоду и Игорю. Его образ-образ могущественного князя-полководца, победившего половцев благодаря единству.
Его характеризует кроме этого его обращение: умные, рассудительные высказывания, кроме того пророческие.
Именно он произносит известное «золотое слово» и видит пророческий сон о смерти войска Игоря.
Образ Ярославны создан на базе лирического фрагмента-плача. Её образ-обобщение, как раз для этого выбран таковой жанр для её характеристики – чисто народный. Ярославна изображена как некоторый знак мирных русских людей, в отличие от исторически обрисованных князей.
Сила её любви, которая оказывает помощь Игорю бежать из плена, — сила всех русских дам.
Кроме основных действующих лиц создатель изобразил реально существующих исторических лиц, каковые являются второстепенными персонажами в «Слове». К примеру, Всеволод Святославич, брат Игоря. Он младше Игоря, но в нём кроме этого имеется черта брата-героизм солдата. Это единственный человек, продемонстрированный автором в сражении, причём его действия схожи с богатырскими.
Он продемонстрирован в сражении как былинный богатырь, его описание насыщено преувеличениями, продемонстрирована его самозабвенность, с которой он рубит соперника.
В нём воплощены лучшие черты солдата.
Остальные второстепенные храбрецы продемонстрированы весьма обобщённо. Но кроме реально существующих лиц, участвующих в сражении, в «Слове» имеется образы князей прошлого, о которых говорится в моменты исторических отступлений.
Олег Святославич осуждается автором: «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по почвы сеяше». Тут 2 метафоры: клинок-оружие защитника Руси, и стрелы, усеявшие почву вместо зёрен. Олег-сеятель усобиц между князьями.
Князь Всеслав Полоцкий предстаёт как человек, наделённый сверхъестественными свойствами, «вещий». Эпизоды его жизни переданы посредством метафор, суть которых можно понять из летописи. К нему у автора неоднозначное отношение: с одной стороны, он участвует в междоусобицах, и создатель осуждает его, но иначе, Всеслав неоднократно сам делается жертвой этих междоусобиц.
Третий образ князя прошлого — образ Ростислава Всеволодовича. Его черт практически нет, он упомянут лишь в связи с его ужасной смертью. Он гибнет от половцев совсем юным, и создатель показывает в его образе образы многих юношей, которых постигла та же участь по окончании битвы с неприятелями.
В образах князей прошлого создатель напомнил читателям о пагубных последствиях междоусобных войн .и раздробленности Руси.
Изображение природы. Независимым храбрецом «Слова» выступает русская природа. Автору поэмы свойственно народнопоэтическое восприятие мира.
Природа в «Слове» как бы живет независимой судьбой и одновременно с этим помогает художественным авторским комментарием к происходящему.
С устной народной поэзией связан в «Слове» прием олицетворения сил природы. Создатель поэмы — христианин, но христианские воззрения остаются за пределами поэзии. Языческие представления еще владеют для него определенной эстетической сокровищем.
Исходя из этого в «Слове» обширно представлен языческий мифологический элемент. Языческая мифология являлась для автора «Слова» поэтическим арсеналом, из которого он черпал художественные образы.
Перед выступлением Игоря в поход природа даёт предупреждение войска России о угрожающей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичъ убуди, свист зверин въста: збися Див, кличет връху древа… Влъци грозу въсрожат по яругам; орли клектом на кости животные кличут; лисицы брешут на чръленыя щиты».
Как показывает Н. В. Шарлемань, создатель «Слова» — красивый знаток степной флоры и фауны. Но настоящие образы животного мира покупают под пером поэта символический суть. Вместе с мифическим Дивом, дающим предупреждение половцев о выступлении Игоря в поход, силы природы предрекают поражение русских армий.
Символической ужасной картиной природы раскрывается описание второй битвы: «…кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучя с моря идут… а в них трепещуть светло синий млънии. Быти грому великому! Итти дождю стрелами с Дону великаго!»
Ветры, Стрибожъи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Тут и отражение настоящей обстановки—вправду, на протяжении боя ветер помогал половцам — и одновременно с этим броский художественный знак.
По окончании поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом: «Ничитъ трава жалощами, а древо с тугою к почвы преклонилось».
К природе обращается Ярославна, дабы развеять собственную скорбь и одновременно с этим вынудить «яркое и тресветлое» Солнце, Днепр и Ветер Словутич оказать помощь Игорю вырваться из ненавистного плена.
Вследствие этого плач Ярославны как бы несет на себе функцию волшебного заклинания сил природы. Любовь русской дамы торжествует, она заставляет эти враждебные при выступлении Игоря в поход и битве его армий силы помогать милому «ладе». Нежную беседу ведет с Игорем Донец, прославляя и оправдывая храбреца: «Княже Игорю!
Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Руской почвы веселиа!» Он лелеет князя на собственных волнах, подстилая ему зеленую траву на собственных серебряных берегах, одевает теплыми туманами под сенью дерев.
На протяжении бегства Игоря «врани не какое количество, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа, полозие ползаша лишь; дятлове тектом путь к реце кажут, соловии радостными песньми свет поведают». А в то время, когда Игорь в Русской почва, то «солнце светится на небесе». Так, силы природы принимают яркое и деятельное участие в развитии событий.
Олицетворяя природу, создатель «Слова» получает броского и поэтического выражения собственной политической мысли: самовольно выступив в поход, Игорь нарушил собственные обязанности по отношению к Русской почва, и природа отвернулась от него, стала на сторону неприятелей; в то время, когда же Игорь, поняв вину перед отчизной, бежит из плена, дабы принести повинную голову Святославу в Киев, силы природы весело приветствуют князя и деятельно оказывают помощь ему.
Образ русской почвы.К служению заинтересованностям Русской почвы, а не корыстным, личным призывает князей создатель «Слова». Русская почва, ее народ — «Даждьбожьи внуки» — являются главным храбрецом «Слова». Во имя заинтересованностей отчизны, народа звучит вдохновенный и страстный голос поэта.
Он воображает себе Русскую почву во всей сложности политической борьбы того времени, осмысляет ее судьбу в широкой исторической возможности. Его глубоко тревожат честь и слава отчизны.
Вот из-за чего поражение Игоря воспринимается как ужасное оскорбление всей Русской почвы. И эту авторскую идея ярко раскрывает поэтический образ Девы Обиды, которая поднимается в силах «Даждьбожа внука», т. е. русского народа.
Русская почва в «Слове о полку Игореве» — это не только Киев, Чернигов, Переяславль, Новгород-Северский, Курск и Путивль, как вычисляют кое-какие исследователи, но и Великий Новгород, Суздаль и Владимир, Разянь, Полоцк и Городенск, Смоленск, Туров и Пинск, Владимир и Галич-Волынский, Перемышль и Луцк. А также находящийся под властью половцев далекий Тмутаракань мыслится автором как часть Русской почвы. Ее широкие пространства ограничены с юга Дунаем и морем, с запада — горами Угорскими (Карпатами) и Западной Двиной, с северо-востока — Волгой, с востока — Великим и Донцом Доном, с юго-востока — Сулой.
Могущество Русской почвы создатель «Слова» связывает с деятельностью «старого» ярослава и «старого» Владимира, и, сосредоточивая главное внимание на «нынешней невеселой године» Русской почвы, он сожалеет о том, что «того ветхого Владимира уже нельзе бе пригвоздити к горам киевским».
гражданин и Страстный патриот, создатель «Слова» мыслит Русскую почву единым могучим феодальным страной с политическим центром в Киеве, страной, в котором подчинённые неукоснительно делают собственные обязанности по отношению к собственному сюзерену.
Нужным условием экономического процветания Русской почвы есть мир, прекращение усобиц, на протяжении которых князья начинают «про малое се великое мьлвипш». Выразителем заинтересованностей русских «ратаев», ремесленников и крестьян выступает очень способный поэт, отстаивающий общенародные интересы и осуждающий эгоистическую политику князей. В этом замысле он противопоставлен Бояну — придворному певцу, слагавшему спои праздничные гимны-«славы» русским князьям.
Образ Бояна.В представлении автора «Слова» Боян — совершенный певец. Он вещий внук всевышнего Белеса, т. е. человек, владеющий божественной силой песнопенья. Его песни подобны трелям соловьиным.
Слагая славу князю, Боян растекается «мысию по древу, серым вълком по почвы, сизым орлом под облакы», т. е. обращение его образна, идея его парит.
Вещие персты Боянасами рокочут с лаву князьям, касаясь живых струн людской души. Он мастерски может «свивать… оба полы этого времени», т. е. соединять прошлое с современностью, обобщать. Боян прославлял в песнях ветхого Ярослава; победителя касожского князя Редеди храброго Мстислава; красного Романа Святославича; усобицы Всеслава Брячеславича, о судьбе которого сложил он собственную «припевку».
Все эти сведенья разрешают считать, что Боян жил и творил в 20—70-е годы XI столетия.
Создатель «Слова» приводит пара образцов поэтической речи Бояна, думая о художественной манере его изложения. Он показывает, как Боян начал бы собственную песню о походе Игоря: «Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону Великому». Либо: «Комони ржуть за Сулою, звенишь слава в Кыеве.
Трубы трубятъ в Новеграде, находиться стязи в Путивле».
Если судить по этим примерам, стиль Бояна строился на метафорических отрицательных сравнениях, символических уподоблениях. Данный стиль был афористичен и образен. Создатель «Слова», восхищаясь данной манерой, выбирает для себя другой путь художественного изображения.
Слова о полку ИгоревеХудожественные особенности произв
Удивительные статьи:
- Министерство культуры российской федерации
- Теория перевода и литературоведение
- Что изучает этнография. традиции и обряды донецкого края
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Историческая форма и приемы ее организации 1 страница
Историческая тема традиционно рассматривается как одна из ведущих составляющих литературного процесса. Особенный интерес к ней проявляется в очень…
-
Христианское и языческое в слове
Не менее важно и второе сочетание. Создатель Слова – христианин, связанный одновременно с этим с древним, мифологически языческим восприятием мира….
-
Тема ливонии в исторической повести декабристов
Большим явлением исторической повести декабристов стали ливонские повести Бестужева («Замок Венден», «Замок Нейгаузен», «Замок Эйзен», «Ревельский…
-
Эволюция жанров исторического повествования
Лекция 2. ЛИТЕРАТУРА XV ВЕКА Во второй половине XV в. появилось единое Русское государство. К Москве были присоединены Новгород и широкая Новгородская…