Наличие двух графических разновидностей славянского письма до сих пор вызывает громадные споры среди ученых. Так как в соответствии с единодушному свидетельству всех летописных и документальных источников, Константин создал какую-то одну славянскую азбуку. Какая из этих азбук была создана Константином? Откуда и в то время, когда показалась вторая азбука?
С этими вопросами тесно связаны другие, возможно еще более серьёзные.
А не существовало ли у славян какой-то письменности до введения азбуки, созданной Константином? И если она существовала, то что она собой воображала?
Доказательствам существования письменности в докирилловский период у славян, в частности у восточных и южных, был посвящен последовательность работ русских и болгарских ученых. В следствии этих работ, а также в связи с открытием старейших монументов славянской письменности вопрос о существовании у славян письма вряд ли может приводить к сомнению. Об это свидетельствуют многие старейшие литературные источники: славянские, западноевропейские, арабские.
Это подтверждается указаниями, содержащимися в контрактах восточных и южных славян с Византией, некоторыми археологическими данными, и лингвистическими, историческими и общесоциалистическими мыслями.
Меньше материалов имеется для решения вопроса, что воображало собой старейшее славянское письмо и как оно появилось.
Докирилловское славянское письмо, по-видимому, могло быть лишь трех видов.
Так, в свете развития неспециализированных закономерностей развития письма представляется практически несомненным, что еще задолго до образования связей славян с Византией у них существовали разные местные разновидности начального примитивного пиктографического письма, типа упоминаемых Храбром «линия и резов». Происхождение славянского письма типа «линия и резов» направляться, возможно, относить первой половине I тысячелетия н. э.
Действительно, старейшее славянское письмо могло быть письмом только весьма примитивным, включавшим небольшой, нестабильный и различный у различных племен ассортимент несложных изобразительных и условных знаков. В какое количество-нибудь развитую и упорядоченную логографическую совокупность письмо это превратиться никак не имело возможности.
Ограниченным было и использование начального славянского письма. Это были, по всей видимости, несложные счетные символы в форме зарубок и чёрточек, родовые и индивидуальные символы, символы собственности, символы для гадания, возможно, примитивные маршрутные схемы, календарные символы, помогавшие для датировки сроков начала разных сельскохозяйственных работ, языческих праздничных дней и т.п.
Кроме мыслей социологического и лингвистического порядка, существование у славян для того чтобы письма подтверждается достаточно бессчётными литературными источниками ГХ-Х вв. и археологическими находками. Появившись еще в первой половине I тысячелетия н.э., письмо это, возможно, пережиточно сохранялось у славян кроме того по окончании создания Кириллом упорядоченной славянской азбуки.
Вторым, еще более несомненным видом дохристианского письма восточных и южных славян было письмо, которое возможно условно назвать письмом «протокирилловским».
Письмо типа «линия и резов», пригодное для обозначения календарных дат, для гадания, счета и т.п., было негодным для торговых договоров и записи военных, богослужебных текстов, исторических хроник и других сложных документов. А потребность в таких записях должна была показаться у славян в один момент с зарождением первых славянских стран. Для всех указанных целей славяне, еще до принятия ими христианства и до введения азбуки, созданной Кириллом, без сомнений применяли на юге и востоке греческие, а на западе- греческие и латинские буквы.
Греческие письмо, использовавшееся славянами в течение двух- трех столетий до официального принятия ими христианства, должно было неспешно приспосабливаться к передаче необычной фонетики славянского языка и, в частности пополняться новыми буквами. Это было нужно для правильной записи славянских имен в церквах, в военных перечнях, для записи славянских географических названий и т.п.
Славяне на большом растоянии продвинулись по пути приспособления греческого письма к более правильной передаче собственной речи. Для этого из соответствующих греческих букв образовывались лигатуры, греческие буквы дополнялись буквами, заимствованными из вторых алфавитов, в частности из иудейского, что был известен славянам через хазар. Так формировалось, возможно, славянское «протокирилловское» письмо.
Предположение о таком постепенном формировании славянского «протокирилловского» письма подтверждается кроме этого тем, что кирилловская азбука в ее более позднем, дошедшем до нас варианте была так хорошо подходит для правильной передачи славянской речи, что это могло быть достигнуто только в следствии долгого ее развития.
Таковы две несомненные разновидности дохристианского славянского письма.
Третья, действительно, не несомненная, а только вероятная его разновидность возможно названа «протоглаголическим» письмом.
Процесс формирования предполагаемого протоглаголического письма имел возможность происходить двумя дорогами. Во-первых, данный процесс имел возможность протекать под сложным влиянием греческого, евреиско-хазарского, а быть может, кроме этого грузинского, армянского а также рунического тюркского письма. Под влиянием этих совокупностей письма резы «и славянские черты» имели возможность неспешно также купить буквенно-звуковое значение, сохранив частично собственную начальную форму.
Во- вторых, и кое-какие греческие буквы могли быть графически поменяны славянами применительно к привычным формам «линия и резов».
Подобно кириллице, формирование протоглаголического письма также имело возможность начаться у славян не ранее VIII в. Потому, что же это письмо формировалось на примитивной базе древнеславянских «линия и резов», постольку к середине IX в. оно должно было оставаться еще менее правильным и упорядоченным, чем протокирилловское письмо.
В отличие от протокириллицы, формирование которой происходило практически на всей славянской территории, пребывавшей под влиянием византийской культуры, протоглаголическое письмо, если оно существовало, в первый раз сформировалось, по-видимому, у восточных славян.
В условиях недостаточного развития во тысячелетия и второй половине н.э. политических и культурных связей между славянскими племенами, формирование каждого из трех предполагаемых видов дохристианского славянского письма должно было бы происходить у различных племен различными дорогами. Исходя из этого возможно предполагать сосуществование у славян не только этих трех видов письма, но и местных их разновидностей. В истории письма случаи для того чтобы сосуществования были весьма нередкими.
Славяне Южные, Западные и Восточные.
Удивительные статьи:
- Б. эпоха просвещения. общественно-политическая жизнь
- Сердечно поздравляем с престольными праздниками духовенство и прихожан храмов
- Действие — противодействие
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Имеется ли у КЯТ какие конкретно или духовные школы? Существует ли что-то наподобие цепи ученической преемственности? — В «Круге Языческой Традиции»…
-
Что же сделал кирилл с древнерусской азбукой?
Ученики Кирила в «Паннонском житии» (Кирилла), утверждают, что Кирилл задолго до того, «как им была создана азбука, побывал в Крыму, в Карсуни…
-
Прокопий кесарийский о славянах и антах
Введение Задания составлены по темам дисциплины «История» – «Ранняя история восточных славян», «Русь в IX – начале XII вв.», «княжества и Русский земли в…
-
Европа и славяне vii — viii веков
Арабский халифат. Хазарский каганат. Хазарское иго. Во время с VII — к началу IX века славянская цивилизация на территориях Западной и Восточной Европы…