Британские авиационные бронеморяки в россии

История обеих мировых войн знает необычные примеры советской армий и сотрудничества русской с армиями союзников не на уровне соглашений высоких штабов о помощи друг друга манёврами фронтов, а на уровне отдельных соединений и частей, каковые сражались вместе c союзниками. Случаи русского экспедиционного корпуса во Франции в 1916–1917 гг. либо авиаполка «Нормандия-Неман» в 1942–1945 гг. стали красивыми иллюстрациями сотрудничества в боевой обстановке иностранных частей и русских, и мирных жителей и иностранных солдат.

Другие примеры подобного рода сотрудничества менее известны, но не меньше любопытны, и в случае если на Западном фронте в Первую мировую возможно было отыскать русских, то и на Восточном неожиданно выяснялись англичане и бельгийцы. Последнему случаю, в частности деятельности в Российской Федерации бронедивизиона английского ВМФ, именно и посвящён данный рассказ.

Оливер Локер Лэмпсон (в центре) со собственными подчинёнными и русскими армейскими. Лето (?) 1916 г. Фото из Архива Университета Лидса

Думается, что он занимателен, по крайней мере, в связи с двумя вопросами. Во-первых, каков был состав отряда и как осуществлялось его снабжение? Во-вторых, как действенно действовал английский бронедивизион?Британские авиационные бронеморяки в россии

Потому, что статей об этом его военных и подразделении приключениях на русском много, то обратимся к дошедшим до нас английским документам.

Как появился бронедивизион?

«Родословную» подразделения, именовавшегося Royal Naval Armoured Car Division (RNACD), либо, практически, «Королевский военно-морской дивизион бронированных машин», возможно проследить в обратном порядке впредь до 1912 года, в то время, когда в составе английского ВМФ показались личная авиация, основной задачей которой на то время была воздушная разведка. Через пара лет Первая мировая сделала нужным проведение спасательных операцийпилотов, упавших на ничейной почва, между противоборствующими армиями.

Для большой эффективности таких операций было решено применять машины, для дополнительной защиты обшитые страницами брони и оснащённые пулемётами Максима. Так в структуре военно-воздушных частей английского ВМФ показался автомобильный бронедивизион.

Вручение призов бойцам дивизиона. Март 1917 года (iwm.org.uk)

Подобным соединением должен был руководить не меньше примечательный человек. Начальником стал член английского парламента от консерваторов Оливер Локер-Лэмпсон (Oliver Locker Lampson). В октябре 1914 года под началом Лэмпсона выяснилось пара бронеавтомобилей типа «Ланчестер» и «Сибрук», каковые в конечном счёте были переправлены на Западный фронт.

Любопытно, что персональный автомобиль начальника марки «Роллс-Ройс» был кроме этого переоборудован для боевых действий, а часть средств на переоборудование машин (20 тысяч фунтов) была предоставлена Локер-Лэмпсоном. Помимо этого, он сумел заручиться помощью Ольстерских добровольческих сил из Северной Ирландии. Последние помогли деньгами, людьми и вооружением.

В честь столь щедрых спонсоров три автомобили были названы «Ulster», «Londonderry» и «Mountjoy» (заглавия городов и мест в Северной Ирландии).

Галиция. Великое отступление в июле 1917 года (iwm.org.uk)

Не обращая внимания на активные битвы с немцами во Фландрии, дивизион, однако, не оправдал надежд, каковые на него возлагались. Сам Локер-Лэмпсон в собственном рапорте в 1918 году упомянул об «изменившихся условиях» на фронте. Вправду, позиционная война, с линиями окопов в нескольких десятках метров друг от друга, не годилась для манёвренных бронемашин с орудиями типа пушки Гочкиса и пулемётами, которым были оборудованы «Ланчестеры», «Сибруки» и добавленные к дивизиону «Пирс-Эрроу».

Переброска дивизиона в Россию

Не смотря на то, что руководство бельгийской армией, к которой изначально был прикреплён дивизион, замечательно аттестовало Локер-Лэмпсона и его команду, стало ясно, что отряд ожидает расформирование. Потому ясно, с каким энтузиазмом Локер-Лэмпсон ухватился за предложение, поступившее из России, о передислокации подразделения на Восточный фронт. С русской стороны переговоры вели армейский агент в Бельгии штабс-капитан К. П. Прежбяно, армейский атташе в Лондоне генерал Н. С. Ермолов и генерал Г. И. Тимченко-Рубан из Главного военно-технического управления.

Смотр дивизиона в г. Александровск. Зима 1915–1916 гг. (iwm.org.uk)

По окончании переговоров между Петроградом и Лондоном было решено, что к отряду присоединится ещё 20 «Ланчестеров» и семь грузовиков, каковые незадолго до того были куплены Тимченко-Рубаном у Локер-Лэмпсона. Суть данной операции не совсем ясен и, как предполагают кое-какие авторы, не в полной мере чист с позиций закона. Вероятно кроме этого, что целью аналогичного бюрократического манёвра было рвение Локер-Лэмпсона расширить отряд ещё на 250 человек.

В Россию, в основном на английском корабле «Умона» (SS Umona), к концу мая 1916 года попало, по подсчётам историка Брайана Перрета и ветерана войны Энтони Лорда (последний вести войну именно в составе этого отряда), следующее имущество:

  • 33 бронеавтомобиля с пулемётами;
  • 4 бронированных автомобили, снабжённых пушками;
  • 20 грузовиков;
  • 3 мобильных мастерских;
  • 5 мобильных радиостанций;
  • 4 санитарных автомобили;
  • 1 кран;
  • 2 автомобили «для сна» (Наверное, аналог командирских автомобилей);
  • 2 полевых кухни;
  • 8 штабных автомобилей;
  • 44 мотоцикла.

Не очевидно, как в этих подсчётах были (и были ли по большому счету) учтены вышеуказанные 20 бронемашин типа «не сильный» и семь грузовиков, каковые были, в соответствии с рапорту Локер-Лэмпсона, «посланы в Россию заранее». Цифры в публикациях и разных источниках расходятся, а эти, собранные отечественным исследователем Коломийцем, показывают, что приобретённые Тимченко-Рубаном 20 автомобилей, Наверное, появились в чисто русских дивизионах. Быть может, Перрет и Лорд посчитали в числе бронемашин и переоборудованные машины «Форд», каковые присоединились к отряду, в то время, когда он уже двигался по России.

Английские и русский офицеры на фоне броневика «Пирс-Эрроу», вооружённого 47-мм пушкой, в Англии (iwm.org.uk)

Перед отправкой дивизиона между Россией и Британией был заключён особый контракт. Английская сторона снабжала поставку машин, пенсии родственникам убитых в битвах «так, как если бы они были убиты во Фландрии», транспорт до Архангельска, 10 тысяч фунтов на запас и техобслуживание шин на четыре месяца, горючее до Петрограда, жалованье офицерам, и 1,5 миллиона патронов английского калибра .303 дюйма и 35 000 снарядов для 3-фунтовых пушек Гочкиса.

Российская Федерация выплачивала жалованье всем унтер-солдатам и офицерам (в действительности, само собой разумеется, все в отряде носили морские звания и подчинялись английскому Адмиралтейству), снабжала питание для дивизиона и нужные материалы для автомобилей, предоставляла такой же бонус в оплате, как и для солдат бельгийского бронедивизиона, что уже был в Российской Федерации, и выплачивала единовременно 8500 фунтов для экипировки англичан перед отправкой. Все материалы стали и эти деньги предметом долгого торга между русскими и финансовыми службами и британскими военными. Причём, если судить по рапорту Локер-Лэмпсона в 1918 году, денежные вопросы занимали его куда больше военных действий, утрат людей и автомобилей, и призов собственных подчинённых.

Путь отряда по России и участие в битвах в 1916–1917 гг.

Российская Федерация встретила отряд сурово. Приблизительно 25 декабря 1915 года транспорт «Умона» прибыл в Мурманск и понял, что проход в Белое море всецело закрыт льдами. Исходя из этого весну и зиму англичанам было нужно провести в порту Александровск, квартируя в домах горожан и местной школе.

В целом они хорошо убивали время (в ежедневнике Энтони Лорда упомянут, к примеру, футбольный матч между командами ирландцев и англичан, служащих в дивизионе).

Британцы пробуют вытолкать застрявший в грязи «Ланчестер». Галиция, 1917 год
(iwm.org.uk)

30 мая 1916 года отряд наконец-то высадился в Архангельске и начал собственное перемещение на юг, причём было решено миновать Петроград и двигаться сходу на фронт, потому, что было утрачено большое количество времени. На пути из Архангельска в Вологду Лорд записал в ежедневнике: «Мы всё время едем через лес. Мы ни при каких обстоятельствах не пологали, что возможно так много деревьев, в особенности елей, время от времени возможно видеть редкие речки и открытые пространства».

Через ярославль и Вологду дивизион проследовал в Москву, а оттуда в Ростов-на-Дону, Тифлис и Владикавказ. Первые битвы его ожидали на Кавказском фронте.

В первых числах Августа 1916 года бронедивизион наконец достиг территории военных действий. Автомобили были поделены на три отряда, любой из которых делал определённые операции против турок либо курдов, причём многие из набегов проходили на территории Персии. В Закавказье, но, дивизиону не удалось развернуться как направляться, и главными соперниками были кроме того не турки, а скорее жара, распутье, песчаные бури и отсутствие воды.

Механики дивизиона чинят машины и орудия по окончании боя. Галиция, 1917 год (iwm.org.uk)

Исходя из этого в октябре 1916 году дивизион было решено перебросить на Румынский фронт, где местность помогала маневрированию, но наряду с этим не было таковой твёрдой позиционной войны, как на Западном фронте. В ноябре 1916 года английские бронеавтомобили уже сражались на территории Румынии и участвовали в наступлении в Добрудже. Февральская революция застала англичан именно там, а в июне 1917 года они были направлены в Галицию.

В том месте они принимали участие в наступлении, окончившемся потерей и полным крахом фронта всего, что было отбито у соперника годом ранее на протяжении известного Брусиловского прорыва. Июньское наступление 1917 года было обрисовано одним из офицеров дивизиона в самых броских красках:

«Сам Керенский, министр обороны, чья рука направляла Россию через смутные времена по окончании революции, приехал в окопы просить солдат показать больше упрочнений, но они не могли двигаться вперёд. Позиции соперника, как мы знаем, быть сильными, но были кроме того посильнее, чем ожидалось. Атака следовала за атакой с жидким огнём и газом и всеми теми ужасными вещами, каковые применяют гунны, но не смотря на то, что «tavarishche» держат позиции, они не смогли двинуться вперёд.

офицеры и Солдаты, показывающие непревзойдённый героизм, пробовали прорваться к городу Б., но не смогли сделать это. Всё было кончено в тот же ночь и день, и не смотря на то, что на контратаки и следующий день атаки длились, но никакого прогресса не было, и вечером 2 июля великое наступление 1 июля закончилось…»

Вместе с русскими армиями англичане вместо наступления были вынуждены отступать, отбиваясь от наседающих австрийцев, турок и немцев. По окончании продолжительного отступления, в конце месяца, как повествует тот же создатель,

«…было решено отбросить немцев за реку посредством атаки, в которой должны были принимать участие бронепоезд и наши автомобили. Артиллерийская подготовка длительностью в один час должна была предшествовать атаке, и автомобили должны были покинуть село в 7:55, дабы дать помощь пехоте, которая нападала в восемь часов. Бомбардировка началась, и «Фриц» не ответил на неё. 60 секунд прошли, и в 7:50 мы начали отечественное перемещение, выбросив из автомобилей всё ненужное…

Без пяти мин. восемь мы выкатились на линию фронта, но опоздали продемонстрировать шнобель из-за бугра, как ужасающий пламя обрушился на дорогу и русские окопы… «Slon» [прозвище водителя бронеавтомобиля – прим.авт.] прошёл через пламя, не смотря на то, что как он сделал это, он не помнил, и достиг вражеских окопов. Он поливал их свинцом в течение нескольких мин., пока осколок не разбил его пулемёт, а позже ушёл назад.

В то время, когда он возвратился, на его автомобиле было четыре воронки от попадания снарядов… Утраты на российской стороне были страшны. На следующий сутки рано утром соперник был однако отброшен за реку, и обе стороны приступили к закреплению на занятых позициях. Так 3 августа закончилось отступление из Галиции».

Битвы в Галиции были последними сражениями на Восточном фронте, в которых принимал участие английский бронедивизион. В сентябре 1917 года отряд был отведён на зимние квартиры в Курск, откуда в январе 1918 года, кинув всю технику, Локер-Лэмпсон и его подчинённые спешно эвакуировались на родину. По окончании кампании на Кавказском и Восточном фронтах в рядах дивизиона выяснилось 20 обладателей георгиевских крестов и 25 награждённых георгиевской медалью за храбрость, причём один из англичан удостоился её два раза.

Литература

  1. Perrett B., Lord A. The Czar’s British Squadron – L.: William Kimber, 1981
  2. Report on R.N.A.S. Armoured Car Squadron under Commander O. Locker-Lampson … serving in Russia. Russian Government Committee in London, 1918 (http://explore.bl.uk)
  3. With the Armoured Cars in Galicia // Blackwood Magazine. Vol. CCII. 1917. July-December. p.348–353
  4. With the Armoured Cars in Galicia. II // Blackwood Magazine. Vol. CCIII. 1918. January-June. p.17–33
  5. Ежедневник Энтони Лорда из Русской коллекции Архива Университета Лидса, Англия
  6. Коломиец М. В. Броня русской армии. бронепоезда и Бронеавтомобили в Первой мировой – М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008

Парад офицеров и моряков Ленинградской военно-морской базы 31 июля 2016


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: