Десять с половиной комедий о войне

Все знают, что на войне происходит мало чего забавного либо развлекательного. Но сатира, ирония и юмор часто не только оказывают помощь пережить тяжёлые армейские годы, но разрешают отнестись в прошедшим войнам более нормально либо кроме того философски.
Ниже мы собрали 10 фильмов, говорящих в комической форме о различных войнах в различные эры. Любой фильм перечня – некоторый особенный взор на войну, тут мы можем отыскать как лёгкий незамысловатый юмор, так и твёрдую антивоенную сатиру.

1. На плечо! (Shoulder Arms, 1918, режиссёр Чарльз Чаплин, США)

Это одна из первых комедий о войне в истории кинематографа, притом — комедия, снятая на протяжении Первой Мировой. В фильме Чарли Чаплин выступает в собственном самом известном образе, что он эксплуатировал В первую очередь 1910-х и впредь до 1930-х годов, — образе мелкого бродяжки. Лишь вместо котелка и потёртого костюма на нём военная форма, которая ему также не по размеру, а кличут его на французский манер — Шарло.

Главный герой попадает в тренировочный лагерь американской пехоты. В лагере он видит сон, что и занимает львиную долю экранного времени. Во сне Шарло выясняется на французском фронте, в самой гуще сражения, и случайно совершает пара подвигов.

К примеру, в одиночку захватывает в плен 13 германских солдат, а в то время, когда начальник задаёт вопросы его, как он это сделал, признаётся: “Я их окружил!” В итоге в полуабсурдной атмосфере сна появляется сам кайзер, которого Шарло также захватывает в плен.Десять с половиной комедий о войне

Бродяжка на “Бродвее”

Фильм “На плечо!” возможно назвать первым важным высказыванием Чаплина на актуальную, общечеловеческую тему. Не обращая внимания на то, что он снят в буффонадной манере, как раз комическая сторона оказывает помощь лучше обнажить гуманистический план автора: смелые подвиги бродяжки выглядят так несуразно, что становятся пародией на боевые действия по большому счету. В более зрелых фильмах, прежде всего в “Великом диктаторе”, Чаплин будет высказываться уже более открыто, но как раз в “На плечо!” стоит искать истоки его гуманистических шедевров.

Интересный факт: Чаплин желал снять масштабное полотно в 5 частях. Фильм должен был заканчиваться тем, что на шикарном банкете все правители государств-членов Евросоюза чевствуют Шарло за победу в войне, но в итоге работа над этими сценами так и не была закончена.

2. Джордж из Динки-джаза (Let George Do It!, 1940, режиссёр Марсель Варнель, Англия)

1940 год. Европа живёт в воздухе предчувствия продолжительной и тяжёлой войны. Английской разведке делается как мы знаем, что в Норвегии затаилась шпионская нацистская группировка, причём в качестве прикрытия она применяет джазовый оркестр.

Англичане решают внедрить в данный оркестр собственного шпиона под видом одного из музыкантов. Но из-за путаницы в норвежский город Бергси приплывает не агент разведки, а чудаковатый Джордж (Джордж Формби), играющий на банджо радостные песенки. Вначале Джордж не осознаёт, что от него требуется, но со временем, разобравшись в ситуации, он выясняется способен на настоящий подвиг.

Его участие оказывает помощь раскрыть тайный шифр и спасти английские суда от германских подводных лодок.

Данный музыкальный фильм создавался в начале Второй мировой войны и вышел на экраны практически за месяц до печально известной бомбардировки Ковентри, перевернувшей их восприятие и сознание англичан войны. Исходя из этого настрой фильма возможно ещё назвать ярким. События перемежаются красивыми музыкальными номерами в исполнении Джорджа Формби.

Радостная песенка от старины Джорджа

Формби показался в нескольких комедийных музыкальных фильмах 30–40-х годов и стал очень популярен в Англии не только как актёр, но и как певец и превосходный банджо-исполнитель. Его незатейливые легкомысленные песенки снискали особенную любовь слушателей, по причине того, что помогали несложным британцам расслабляться и отвлекаться от рутины.

В СССР данный фильм обширно прокатывали на протяжении ВОВ. Он был в перечне картин, каковые довольно часто вывозили на передовую и показывали воинам.

Интересный факт: “Джордж из Динки-джаза” стал таким известным в советских армиях, что именно он упоминается в фильме “В бой идут одни старики”: полки перехватывают приятель у приятеля копию комедии, дабы взглянуть её как возможно скорее.

3. Новые похождения Швейка (1943, режиссёр Сергей Юткевич, СССР)

Один из самых популярных агитационных фильмов, собравший в одну съёмочную группу таких прекрасных актёров, как Ф. Раневская, С. Филиппов, С. Мартинсон.

По окончании Первой Мировой бравый воин Йозеф Швейк стал в Чехии чуть ли не национальным героем. Книги Гашека были переведены на множество языков и в 30-е годы получили популярность и в Российской Федерации. В тяжёлые годы (фильм снимался в эвакуации в Таджикистане) СССР нужен был всем узнаваемый храбрец, что возвратился бы на поля сражений и поднял боевой дух.

И Швейк был для этого совершенным кандидатом.

Начинается кино с того, что Швейк сбегает из колонии и приходит к собственной тёте Адель (Фаина Раневская). Как раз тут его находит германский рекрутёр и забирает в гитлеровскую армию. Мобилизованный Швейк попадает на Балканы, где делается денщиком тупого германского офицера (Сергей Филиппов).

Отечественный храбрец выясняет, что в месте дислокации отряда орудуют югославские партизаны, и вызывается им оказать помощь.

Гитлер в исполнении С. Мартинсона

Как и в фильме Чаплина, храбрецу снится сон, в котором в домик прибывает сам Гитлер и по чистой случайности делает Швейка своим адъютантом. Нам показывают, как солдат пробует расправиться с Гитлером самыми изощрёнными методами, но всё время осознаёт, что это недостаточная кара для преступника для того чтобы масштаба. В итоге Гитлера сажают в клетку, а Швейк распевает над ним комические куплеты.

“Новые похождения Швейка” — кино чисто агитационное. Немцы во главе с Гитлером предстают тут трусами и небывалыми идиотами. Все комические моменты — это пинки под зад, удары, падения в лужу и другие приёмы из комедии положений второго сорта.

Но нужно осознавать, на какую целевую аудиторию было вычислено кино, и в этом создатели не прогадали — оно сыграло ключевую роль в поддержании боевого духа.

Интересный факт: в сериале “Место встречи поменять запрещено” этот фильм наблюдает в кинотеатре Володя Шарапов, спасаясь от преследования Промокашки.

4. Небесный тихоход (1945, режиссёр Семён Тимошенко, СССР

Писать об этом фильме — дело неблагодарное, по причине того, что его на территории бывшего СССР знают фактически наизусть. История трёх друзей-лётчиков (Николай Крючков, Василий Василий и Меркурьев Нещипленко) стала образцовой комедией финиша войны — тут уже ощущается предчувствие скорой Победы.

Фильм не только разошёлся на цитаты, но и подарил советским зрителям такие культовые песни, как “Перелётные птицы” и “Пора в путь-дорогу”. Главные храбрецы стали примерами для подражания в глазах нескольких поколений: копировались их жесты, манеры, привычки.

В первую очередь, как мы знаем, самолёты

Сам фильм оказался на удивление лёгким и ярким — более того, он содержал элементы водевиля: на фоне боевых действий разворачивается любви и легкомысленная история дружбы, сопровождаемая интригами, танцами и песнями.

Исходя из этого фильм имеет два финала — один из них мелодраматичен, а второй выполнен гражданского пафоса. Вписанность мелодрамы в эпическое повествование по большому счету характерна для комедий армейских лет.

Интересный факт: самолёт У-2, что в советской авиации вправду прозвали “небесным тихоходом”, доставил немцам много хлопот в Великую Отечественную. Сбить самолёт было весьма сложно, по причине того, что его большая скорость составляла 120 км/час, а минимальная скорость германских истребителей — 140 км/ч. Наряду с этим У-2 были весьма манёвренными, так что вражеским зенитчикам попасть по ним было практически нереально.

В итоге немцы дали данной модели самолёта прозвища “швейная” машинка “и кофемолка”.

5. Громадная война (La grande guerra, 1959, Марио Моничелли, Италия)

Это эпическое итальянское полотно повествует о двух пехотинцах, неизменно попадающих в передряги на фронтах Первой Мировой. В фильме большое количество комических сцен, но это скорее лирическая комедия. Фронтовой быт, со всеми его неудобствами, мелкими катастрофами, ежедневной смертью товарищей, изображён очень реалистично.

Бывший арестант Джованни, взявший амнистию по окончании начала Первой мировой как потенциальный военнослужащий, знакомится на призывном пункте с бывшим парикмахером Оресте, что отсиживается в тылу, трудясь с документами призывников. Джованни требует нового привычного за деньги оказать помощь “откосить” от отправки на фронт, но об этом определит глава Оресте, и обоих незадачливых заговорщиков отправляют на войну. Так начинаются их мытарства — забавные, но не особенно радостные.

Джованни находит в городе, где полк останавливается на ночлег, собственную любовь — Константину, даму лёгкого поведения (итальянский секс-знак Сильвана Мангано). Заканчиваются приключения друзей безрадосно: они по глупости попадают в плен к германской армии, где их принимают за шпионов.

Любовь в условиях войны

Данный фильм о несправедливости, обречённости и бессмысленности войны несложных воин стал культовым в Италии эры неореализма. Режиссёру Марио Моничелли удалось передать тот шок, в котором пребывали все европейцы в начале Великой войны, и мало гротескно обозначить главные различия между уроженцами различных итальянских провинций (для Италии характерно наличие “городов-стран”, обитатели каждого из которых вычисляют себя прежде всего не итальянцами, а гражданами собственной малой отчизны). Различные по темпераменту, мировоззрению и характеру итальянцы в первый раз вынуждены объединиться перед лицом зарубежной угрозы.

Интересный факт: на Венецианском кинофестивале 1959 года жюри так и не смогло заключить, какой из фильмов стоит наградить: “Громадную войну” либо фильм Роберто Росселлини “Генерал делла Ровере”, кроме этого посвящённый армейским действиям, но уже Второй мировой войны. Исходя из этого статуэтка Золотого льва была “поделена” между фильмами Моничелли и Росселлини.

6. Гусарская баллада (1962, Эльдар Рязанов, СССР)

Данный фильм Эльдара Рязанова знают и обожают уже три поколения советских и русских зрителей. Смелая комедия, поставленная по стихотворной пьесе “Давным-давно” Александра Гладкова, говорит о Шурочке Азаровой, дворянской девушка, переодевшейся в корнета и отправившейся на войну с Наполеоном. Имеется версия, что прототипом Шуры была известная Надежда Дурова, которая в 1812 году ушла на фронт в мужской одежде.

Шурочка — это первое появление в кино Ларисы Голубкиной, сходу сделавшее её всесоюзной звездой.

“А девкой был бы краше!”

Народную любовь “Гусарской балладе” обеспечили не только захватывающая водевильная история с переодеванием, песни и великолепная музыка Хренникова на стихи Гладкова (“Меня кличут юнцом безусым” и “Жил-был Анри Четвёртый” особенно полюбились зрителям). Славу фильму принесла ещё и выдающаяся роль Юрия Яковлева, в котором Рязанов открыл громадный комедийный потенциал. Как раз его поручик Дмитрий Ржевский стал культовым персонажем и “ушёл в народ”, превратившись в храбреца нескончаемых (в большинстве случаев неприличных) смешных рассказов.

Интересный факт: пьеса “Давным-давно” до сих пор успешна и не сходит с театральных подмостков — на данный момент её воображают мастера сцены Русском армии, где роль Кутузова выполняет ветеран сцены Владимир Зельдин, в текущем году отпраздновавший собственное 100-летие.

7. Громадная прогулка (La grande vadrouille, 1966, Жерар Ури, Франция)

Лето 1942 года, Париж оккупирован немцами. Один из бомбардировщиков Английских ВВС сбивается с курса и вместо того, дабы возвратиться на базу, пролетает в небе над Парижем, где его сбивают германские зенитчики. Но экипажу из трёх лётчиков удаётся спастись, прыгнув с парашютом.

Все трое выясняются в различных районах Парижа. Двоим из них оказывают помощь маляр Огюстен (Бурвиль) и дирижёр Парижской Оперы Лефор (Луи де Фюнес).

Дальше начинаются двухчасовые занимательные кошки-мышки с эсесовцами. Погони, переодевания, трюки – всё, чем в большинстве случаев полна хорошая комедия.

Увезу тебя я в Лондон

Зрителю не позволяет заскучать целое трио знаменитых комиков — Бурвиль, Луи де Фюнес и Терри-Томас. Практически все забавные сцены завязаны на давнем шутливом противостоянии и непонимании между французами и англичанами. По сути, это кино на трёх языках — французском, британском и германском.

Вероятнее, фильм стал таким популярным как раз из-за хорошей насмешки над национальными стереотипами.

Интересный факт: в финальном эпизоде в кадре появляется настоящий германский разведывательный самолёт модели “Fieseler Fi 156 Storch”, а на земле храбрецов преследуют майор и немецкие солдаты на американских бронетранспортёрах М3, имитирующих германские Sd Kfz 251. Кроме этого на территории комендатуры возможно заметить одну из модификаций американского Willys MB.

8. Русские идут! Русские идут! (The Russians Are Coming the Russians Are Coming, 1966, Норман Джуисон, США)

Этому кино необычным образом удалось прорваться на экраны США в один из самых тяжёлых периодов холодной войны между Америкой и Россией. Превосходный фильм сатирически изображает истерию, в состоянии которой в середине 60-х пребывали российское и американское общество по отношению друг к другу. Рядовые американцы под влиянием пропаганды всегда жили с предчувствием неожиданного и неизбежного советского вторжения.

1966 год. Советская подлодка по чистой случайности сбивается с курса и садится на мель у побережья несуществующего острова Глостер, штат Массачусетс. Из неё выходят простые русские юноши-подводники, каковые до полусмерти пугают местных обитателей и вызывают в городе настоящую панику.

В это же время весьма не так долго осталось ждать оказывается, что “ужасные” русские — такие же люди, как американцы. Обе стороны преодолевают ужас, находят неспециализированный язык, а кульминационным моментом фильма делается момент, в то время, когда американцы и русский объединяются, дабы спасти повисшего на колокольне мальчика.

Экипаж “Спрута”

Из всех военных комедий “Русские идут!” — фильм наименее милитаристский. Боевые действия в нём не ведутся. Продемонстрирован локальный конфликт двух враждующих сторон, что не выливается в широкомасштабный.

В случае если что и побеждает в фильме — так это дружба. Картина прославиласьв Соединенных Штатах и взяла 4 номинации на премию”Оскар” и два “Золотых глобуса”. “Русские идут! Русские идут!” сейчас остаётся одним из немногих примеров американского фильма, в котором русские продемонстрированы не эксцентричными чудаками, не дураками, не пьяницами и не злобными шпионами, а несложными, искренними живыми людьми.

Интересный факт: в фильме вправду мало так называемой “клюквы”; имеется кое-какие неточности, касающиеся русской формы, головных уборов, вышедшего из устаревшей модели и употребления оружия подлодки. Говорят “русские” или на достаточно верном русском языке с американским выговором (но, в съёмочной группе было много эмигрантов из СССР), или на британском с выговором псевдорусским. Фамилии в титрах звучат мало необычно, но в целом также верно.

Кстати, в единственный момент, в то время, когда русский подводник в этом фильме держит бутылку чего бы то ни было, это выясняется “Кока-кола”. И никаких vodka и balalaika.

9. Госпиталь М*Э*Ш (M*A*S*H, ТВ-сериал, 1972–1983, США)

Сериал, снятый по мотивам романа Ричарда Хукера “МЭШ: Роман о трёх военных врачах”, стал одним из самых успешных ситкомов за всё время существования американского телевидения. История госпиталязаставляла миллионы зрителей практически прилипать к экрану в течении 12 лет. События сериала происходят в 1950–1953 гг., на протяжении Корейской войны.

Официально эта война велась между Северной и Республикой Корея, но де-факто это был конфликт политических совокупностей: коммунистической (КНДР, СССР и КНР) и капиталистической (Южная Корея, США, Англия и другие страны в составе миротворческих сил ООН). Причём официально Америка не признавала, что воюет , и позиционировала боевые действия как “полицейскую операцию”. Как мы видим, и сейчас “Госпиталь МЭШ” постоянно естьактуальным: конфликт Республики Корея и КНДР длится, равно как и длится проведение Соединёнными Штатами “милицейских операций”.

В центре событий – рабочие быт и будни докторов американского мобильного военного госпиталя, находящегося в самой гуще боевых действий. Главные храбрецы – армейские врачи, каковые гонят самогон, большое количество выпивают, развлекаются с медсёстрами, разыгрывают друг друга – в общем, делают всё вероятное, дабы не сойти с ума под постоянными обстрелами. Наряду с этим они остаются настоящими специалистами, талантливыми трудиться по 20 часов без перерыва и превыше всего ставящими жизнь больного.

“МЭШ” – фотография на память

Первые сезоны “МЭШа” – это в основном обычная комедия положений, с глупыми гэгами, сортирным юмором и очевидными военными шуточками. Не смотря на то, что Корейская война длилась всего три года, сериал продержался на экранах более 10 лет, став аллегорическим воплощением идеи нескончаемой и тщетной войны. В итоге “МЭШу” удалось подняться на практически ужасный уровень обобщения: истории становились менее радостными, персонажи мрачнели и всё чаще рефлексировали.

Когда-то комические типажи стали глубокими и проработанными личностями.

Всё это сделало “Госпиталь МЭШ” не простым развлекательным ситкомом, а масштабным антивоенным полотном. Рейтинги сериала были рекордно высокими, а последняя серия по большому счету собрала у экранов 106 миллионов зрителей, став второй по размеру аудитории за всю историю американского телевидения.

Интересный факт: Джейми Фарр (капрал Макс Клингер) был единственным участником съёмочной группы, что вправду учавствовал в Корейской войне.

10. Сапоги на Уайтхолле (Jackboots on Whitehall, 2010, режиссёры братья МакГенри, Англия)

Абсурдисткая другая история развития Второй мировой в формате кукольного мультфильма . Отчаявшись завоевать Англию “хорошим методом”, Гитлер придумывает коварный замысел: прорыть туннель из Европы в самый центр Лондона и тем самым застать британцев неожиданно.

Нежданно замысел срабатывает, и фашисты занимают практически Уэльс и всю Англию, оттесняя английскую армию к северным границам, известной стенке Адриана. Но тут на помощь приходят бравые шотландские горцы, каковые, объединившись с британцами, выбивают немцев с острова. И сейчас Букингемский дворец украшают не свастики, а бело-светло синий шотландские кресты.

Йозеф Геббельс (его озвучивал Том Уилкинсон) и рождественские подарки

Для англичан насмешка над событиями обращение и Второй мировой к теме стёба над Гитлером – это традиция, ставшая уже хорошей. Но в английском юморе наравне с нею сильна часть самоиронии. В мультипликационном фильме обыгрываются не только настоящие армейские события, но и многовековой конфликт шотландцев и англичан.

Интересный факт: братья МакГенри – авторы и режиссёры сценария – скрупулёзно смотрели за тем, дабы их оружие и униформа кукол, армейский транспорт, и английская архитектура всецело соответствовали периоду – 1940 году. В фильме появляются модели таких самолётов, как Фейри Фулмар, Фокке-Вульф FW-190, Хоукер Харрикейн, Юнкерс Ju 88, Юнкерс Ju 87 “Вещь”, Мессершмитт Bf.190 и Супермарин Спитфайр.

10 1/2. мультфильм“Три поросёнка и волк Адольф” (Blitz Wolf, 1942, Текс Эйвери, США)

Известный мультфильм времён Второй мировой, в шуточной форме говорящий о противостоянии фашизму на примере сказки о трёх поросятах. Не добрый Волк являет собой прозрачную карикатуру на Гитлера. Фильм, снятый на студии MGM, продолжает уже сложившиеся традиции американской студийной мультипликации.

Номинирован на премию “Оскар” в первой половине 40-ых годов XX века.

Начало 2 Мировой.1.09.1939 г.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: