Достать ямамото!

«Дотянитесь Ямамото!» – так звучала личная просьба аммериканского президента Франклина Делано Рузвельта к Франклину Уильяму Ноксу, министру ВМС, положившая начало подготовке к операции под кодовым заглавием «Vengeance» («Месть»)

По окончании налета японской авиации на базу флота в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года американцы всей душой жаждали мести – погибло практически 2500 американских воинов и еще практически 1500 были ранены разной степени тяжести. Но посильнее всего США обидело то, что уже в первые сутки войны они утратили господство в Тихом океане, и сейчас никто не имел возможности оказать японцам более-менее важного сопротивления и остановить их продвижение.

В Соединенных Штатах было известно, кто архитектор данной болезненной и позорной оплеухи – адмирал Исороку Ямамото. Любой добропорядочный гражданин США ненавидел главнокому объединенным японским флотом, а пресса, в угоду рейтингам, подогревала эту истерию провокационными и не совсем правдивыми заявлениями о том, что Ямамото разрешил клятву продиктовать американцам условия их капитуляции, сидя в Белом доме. Конечно же, по окончании всего этого адмирал стал неприятелем номер один для США.

Целью руководства ВМС стало его физическое уничтожение.

«Мицубиси» G4M «Бетти» (http://www.warbirdphotographs.com)

Достать ямамото!

На руку сыграл козырь, что не удалось применить в Перл-Харборе – японский армейский код JN-25, что удалось расшифровать. Благодаря ему была одержана победа в сражениях за атолл Мидуэй и Гуадалканал. Информационному управлению при ВМС США 14 апреля 1943 года удалось перехватить шифровку, где находились подробности визита адмирала Ямамото с инспекцией на юг Тихого океана.

В этом был увиден красивый шанс для отмщения.

В перехваченной шифровке говорилось, что главноком прибудет на остров Бугенвиль 18 апреля в 08:00 на борту бомбардировщика «Мицубиси» G4M «Бетти», что будут сопровождать шесть истребителей «Мицубиси» A6M «Зеро», а уже в 08:40 на борту корабля он отправится со своей проверкой на Шортлендские острова. Американское руководство знало, что их неприятель есть очень пунктуальным человеком, исходя из этого срывов графика они не опасались.

Взяв соображения разведки и результаты расшифровки по этому поводу, министр Нокс передал их адмиралу Честеру Уильяму Нимицу, и тот совместно с командующим южно-тихоокеанской группой Ульямом Халзли-младшим приступил к разработке операции. Руководство решило о перехвате японского адмирала в воздухе, поскольку в этом случае у него было меньше шансов спастись. Для операции отобрали лучших американских пилотов, которых разбили на две группы.

Первая несколько, названная «Отряд убийц», складывалась из четырех самолетов. Ее возглавил лейтенант Томас Ланфьер. Кроме него в группу вошли лейтенант Барбер, лейтенант МакЛанаган и лейтенант Мур. Эти люди готовься , несмотря ни на что, стереть с лица земли самолет Ямамото. Вторая несколько, под управлением майора Митчелла, складывалась из 14 истребителей.

Они должны были обеспечить прикрытие ударной группы. В качестве орудия возмездия были выбраны истребители дальнего действия «Локхид» P-38 «Лайтнинг».

Эти автомобили имели возможность преодолеть расстояние практически в 450 миль до Бугенвиля и обратно. К тому же истребители были прекрасно вооружены (четыре 12,7-мм пулемета и 20-мм пушка). Кроме главных топливных баков емкостью в 300 галлонов самолеты оснастили дополнительными баками емкостью 165 галлонов.

«Локхид» P-38 «Лайтнинг» (http://www.ww2aircraft.net)

Замысел был таков: все расстояние до цели обе группы самолетов должны были идти на высоте 10 м, выполняя радиомолчание (для предотвращения обнаружения). По прибытии в расчетную точку ударная несколько должна была собрать высоту в 3000 м, а несколько прикрытия подняться на 6000 м. Атака должна была проходить с солнечной стороны. В соответствии с приказу, никто не имел возможности выйти из боя, пока не будет стёрта с лица земли цель.

Кроме этого, на случай крушения, каждому летчику выдали внушительную сумму денег для расчета с местным дружественным населением. До самого последнего момента американские пилоты не знали, на кого конкретно им нужно будет охотиться.

В сутки операции, перед самым вылетом, самолет лейтенанта Мура был поврежден и не смог взлететь, а в самолете МакЛангана случились неприятности с подвесным баком, благодаря чего он был послан обратно на базу. Выбывших заменили два самолета из группы прикрытия.

Американцам удалось прибыть на место своевременно и первыми подметить японцев, но и тут их ожидал неприятный сюрприз – цель была на полтора километра выше, чем предполагалось, а атака снизу лишала американцев преимущества в скорости. Но и это было только полбеды: японских бомбардировщиков выяснилось два! Времени решать, в каком из них летит Ямамото, не было, поскольку в плане на атаку было отведено всего пять мин. – в противном случае не хватило бы топлива на возвращение.

Митчелл дал приказал ударной группе ликвидировать оба самолета, а собственной группе приказал взять на себя эскорт. Но и без того нервозная обстановка осложнилась еще и тем, что один из самолетов, заменивший выбывших в ударной группе, не смог скинуть дополнительный бак и, тем самым, рисковал быть сбитым из-за громадной утраты в скорости. Ему и еще одной машине приказали выйти из боя.

Сейчас расклад был следующим: два «Лайтнинга» против двух бомбардировщиков.

Схема перемещения американцев (зеленая) и японцев (красная) 18 апреля 1943 года (http://www.donhollway.com)

Американцам повезло – японцы не увидели их присутствия. Исходя из этого «Зеро» не поменяли курс , пока лейтенант Ланфьер не был с ними на одной высоте. Лишь тогда они перестроились и метнулись навстречу, а второе звено заняло позицию между «Бетти» и американцами.

В соответствии с официальной версии, события развивались следующим образом: Ланфьер поймал идущего на него «Зеро» в прицел, но промахнулся, через чур рано открыв огонь. Ответная автострада соперника также не достигла цели. Следующая очередь начальника угодила в крыло ведущего самолета японцев, от чего он взорвался.

Ведомые «Зеро», не ожидая для того чтобы поворота, проскочили мимо.

Это разрешило американскому асу, не сбрасывая скорости, кинуть свой автомобиль в пике для перехвата двух «Бетти», каковые, снизившись до вершин деревьев, уже забрали курс на базу. То же самое сделал и Рекс Барбер. Отчаянно хотя выполнить задание, Ланфьер пренебрег повисшими на его хвосте еще тремя «Зеро», но успел поймать необходимый момент и дать две долгих очереди из всех стволов.

Первой очередью он вывел из строя правый двигатель бомбардировщика, а второй поджег самолет.

Японский бомбардировщик не был оснащен совокупностью пожаротушения, и через несколько мгновений горящий самолет зацепил деревья, с грохотом развалившись на части. Второй бомбардировщик стал жертвой Барбера – миссия была выполнена. Но Ланфьер все еще висел на волоске, имея на хвосте трех соперников.

Услышав по радио просьбу о помощи, майор Митчелл со своей группой отсек японцев от лейтенанта. Затем соперники решили не испытывать судьбу и вышли из боя.

По пути к себе американцам было нужно выдержать еще одно маленькое столкновение с японскими перехватчиками, в следствии чего был сбит один самолет из группы прикрытия.

Картина живописца Рона Коула «Засада на Ямамото» (http://www.donhollway.com)

Но по возвращении к себе сам лейтенант Ланфьер поведал другую версию развития событий. В соответствии с его показаниям, вступив в бой, он подбил один японский истребитель. После этого увидел, как дымящийся бомбардировщик соперника начал падать на остров, но в последний момент пилоту «Бетти» удалось выровнять самолет и продолжить полет.

Лишь затем американец ринулся в погоню и добил самолет Ямамото.

Не обращая внимания на то, что главным храбрецом данной операции был признан лейтенант Томас Ланфьер, и его наградили медалью Конгресса, споры о том, в чьем послужном перечне должно красоваться имя японского адмирала, не закончены и сейчас. 13 июня 1975 года последний выживший член эскорта японского главнокому Кендзи Йанагия в собственном интервью поведал, что именно очередь «Лайтнинга» Рекса Барбера поразила цель, но не имея более весомых доказательств, чем разнящиеся показания ветеранов, вряд ли когда-то окажется точно установить, кто же сбил необходимый бомбардировщик.

Участники операции «Vengeance»: третий слева в заднем последовательности Томас Ланфьер,
посредине в первом ряду Рекс Барбер (http://waralbum.ru)

Вместе с тем это не единственная странность, которая связана с операцией «Месть». В соответствии с показаниям японского лейтенанта Хамасука, управлявшего спасательный отряд, через день после воздушного боя к северу от заставы Буин было найдено тело адмирала Ямамото. Лейтенант утверждал, что адмирал сидел пристегнутый к креслу, наклонив голову, как словно бы в раздумьях, а его рука сжимала катану.

По официальной версии коронера неприятель США номер один погиб от двух пулевых ранений (в плечо и в нижнюю челюсть с выходом над правой бровью), каковые были причинены пулями «кольт-Браунингов», установленных на «Лайтнинге». Но если доверять неофициальной версии, то по окончании крушения главноком взял только маленькую ссадину, а пулевые ранения, каковые стали обстоятельством смерти, Ямамото взял уже на земле спустя пара часов.

В качестве доказательства приверженцы другой версии приводят несоответствие диаметров пулевых отверстий в теле адмирала с калибром пулеметов американского истребителя, и бесследно пропавшие с места крушения его погоны и катану. Эту тайную дать добро еще сложнее, чем определить, кто сбил самолет адмирала, поскольку тело Ямамото кремировали. Часть праха адмирала захоронили на кладбище в Токио, а другую послали на старое домашнее кладбище близь храма Чуко-жи в Нагаока.

Хвостовая часть бомбардировщика «Бетти», на котором летел Ямамото (http://bougainville.typepad.com)

Дабы японцы не определили о том, что их шифр раскрыт, все данные по операции «Месть» сразу же засекретили, а газетчикам подкинули утку о случайном свидетеле, что якобы увидел, как Ямамото поднимается на борт самолета на Соломоновых островах. Имена храбрецов также сохранялись в тайне, поскольку близкий родственник одного из участников операции пребывал в плену у японцев, и такая слава имела возможность бы стать для него смертельным решением суда.

Кроме этого очень странным думается тот факт, что все японские следователи по этому делу весьма скоро сошлись во мнении о случайности этого происшествия. Якобы американцы охотились на небольшую дичь, а подбили «дракона». Исходя из этого было решено не предпринимать каких-либо ответных действий по этому инциденту.

Прах адмирала Ямамото вносят на борт линейного корабля «Мусаси» для доставки на родину (http://wikimedia.org)

Не обращая внимания на много тайных в этом деле, большая часть японцев твердо уверенны, что Ямамото знал, на что идет, в то время, когда планировал инспекцию на юг Тихого океана. Бытует версия, что для него это стало собственного рода ритуальным суицидом – якобы он осознавал, что у Японии не хватит ни ресурсов, ни сил, дабы победить в данной войне, но сдаться сопернику данный потомок самураев вычислял ниже собственного преимущества. В эту версию верится с большим трудом, поскольку, исходя из нее, направляться, что японский адмирал единственный знал о расшифровке JN-25 американцами, и в случае если это так, то кроме того с позиций японца не рассказать об этом руководству, а предпочесть сэппуку – это не геройство, а трусость и преступление.

Как бы то ни было, правительство Японии посмертно наградило Ямамото орденом адмирала Хризантемы и званием флота первого класса, а германский Рейх наградил японского адмирала Рыцарским крестом Железного Креста с Мечами и Дубовыми Листьями.

Музейная экспозиция, изображающая место падения самолета Ямамото (http://ww2gravestone.com)

Спустя некое время по окончании окончания войны на особой конференции Честер Нимиц, в то время уже бывший командующий флотом на Тихом океане, сделал официальное заявление, что практически уничтожение Исороку Ямамото было заблаговременно спланированной операцией.

В 1960-х годах на месте, где было найдено тело адмирала, установили мемориальную доску как дань уважения заслугам главнокому объединенным японским флотом. Части разбившегося самолета, среди них и кресло, в котором сидел Ямамото, были переданы в разные музеи.

На пляже в Каспии было найдено тело русалки


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: