Индо-пакистанская война 1965 года: танковое сражение за асал-утар

Цепь событий 1965 года, которая началась с пограничного конфликта в Качском Ранне и продолжилась попыткойпакистанцев поднять восстание в Кашмире на протяжении операции «Гибралтар», неизбежно вела к полномасштабной войне. Настало время для практической реализации заблаговременно подготовленных индийских и пакистанских наступательных замыслов. Но именно тут чёткие стрелки на военных картах размазались о жёсткую индостанскую реальность.

Принуждение к миру: южно-азиатская версия

3 сентября 1965 года индийское правительство окончательно решило о начале 6 сентября большого наступления в Пенджабе с целью принудить Пакистан к прекращению вооружённых провокаций в Кашмире. Наряду с этим замысел операции в Пенджабе был утверждён на заседании в штабе сухопутных сил Индии ещё 9 августа 1965 года, а 12 августа доведён до армии в форме своевременной инструкции № 36.

По этому плану, в сутки Д индийский 11-й корпус в составе 4-й горной, 7-й и 15-й пехотных дивизий и 2-й отдельной бронетанковой бригады осуществлял операцию на юге Пенджаба, на участке между реками Рави и Сатледж, создавая угрозу захвата столицы пакистанского Пенджаба Лахора.

Это должно было вынудить пакистанцев перебрасывать подкрепления на Лахорский фронт, по окончании чего в сутки Д+2в северной части Пенджаба, в коридоре между реками Рави и Ченаб, переходил в наступление 1-й корпус (6-я горная, 14-я и 26-я пехотные и 1-я бронетанковая дивизии) с целью перерезания главной транспортной артерии Западного Пакистана южнее Сиалкота.

Очевидно, столь масштабное развёртывание армий у границы нереально было скрыть от соперника. 4 сентября пакистанским генштабом была разослана директива в воинские части о необходимости увеличения бдительности, которая предписывала отозвать персональный состав из отпусков и увольнительных и начать скрытую подготовку оборонительных позиций на случай «вероятной индийской атаки».

Но предложения нижестоящих начальников об установке минных полей, подтягивании к границе артиллерии и других мероприятиях пакистанский генштаб решительно отвергал, требуя не «поддаваться на провокации».

В 4:00 по индийскому времени (либо 3:30 по пакистанскому) 6 сентября 1965 года на всём протяжении границы в Пенджабе индийская артиллерия открыла огонь. В один момент части 11-го корпуса пересекли границу.

Индо-пакистанская война 1965 года: танковое сражение за асал-утар
Территория главных военных действий войны 1965 года. Фрагмент карты, составленной пакистанским отставным майором Ага Хумаюном Амином

Утром 6 сентября Пакистан был разбужен эмоциональной речью собственного президента, в которой Айюб Хан известил страну о «неспровоцированной индийской агрессии».

«Мы – в состоянии войны с Индией… Индия осмелилась напасть на людей, чьи сердца заполнены посланием Священного Корана, что принёс нам Пророк Мохаммед. Мы отплатим сполна за вероломное наступление. Отечественная армия уже отправлена на границу, и вы все должны быть готовы создать вторую линию обороны».

В стране произошла патриотическая истерика. Везде происходили стихийные митинги, поэты писали патриотичные песни, радио поднимало массы, граждане забрасывали цветами отправлявшихся на фронт воинов. Английские дипломаты сравнивали происходящее с обстановкой в европейских столицах в начале Первой Мировой.

Народное ликование в Лахоре, 1965 год

Индийский обыватель встретил известие о начале войны со спокойным удовлетворением: дескать, наконец-то, сколько ещё возможно терпеть, пора уже поставить зарвавшегося соседа на место и чётко растолковать, кто в этих джунглях тигр, а кто шакал.

По славной традиции ХХ века официально войну ни одна из сторон так и не заявила.

Танковое наступление с пакистанским колоритом

Утром 6 сентября индийские армии на Лахорском фронте громадных удач не добились, за парой исключений, наподобие забранной 3-м батальоном Джатского полка под руководством полковника Десмонда Хайда деревни Дограи. Через пара часов по окончании индийской атаки 1-я пакистанская бронетанковая дивизия получила приказ о выдвижении к границе.

Пакистанский замысел, подготовленный ещё в 50-е годы, предусматривал наступление в секторе Хем-Каран с выходом на автотрассу Дели-Амритсар восточнее главного города Пенджаба с последующим продвижением на восток для захвата стратегических мостов через реку Беас. Мосты через Беас планировалось захватить, преодолев около 70 километров, к вечеру второго дня наступления. Бытует легенда, что армейский атташе консульства ФРГ в Индии, изучив историю пакистанского наступления, изрёк:

«Замысел хороший. Лишь вот дабы его осуществить, нужно быть немцем».

Замысел пакистанского наступления

Местность, в которой предстояло наступать пакистанцам, представляет собой культивируемую равнину, пересечённую множеством ирригационных каналов, достигавших метра 2–3 и ширины метра в глубину. На полях, поделённых маленькими рощицами, выращивали сахарный тростник и хлопок – последний к началу осени вымахал уже до 4–5 метров высотой. Данную область пересекали соединяющие приграничный город Хем-Каран с Амритсаром неширокая дорога со щебёночным покрытием и ЖД ветка.

1-я бронетанковая дивизия была элитной частью армии Пакистана. Уже три года ею руководил генерал Назир Ахмад Хан, заслуживший нелюбовь подчинённых созданием сети доносчиков, «стучавших» на начальников подразделений. Любая из трёх бронетанковых бригад дивизии (3-я, 4-я и 5-я) включала два танковых батальон и полка мотопехоты.

4-й и 24-й кавалерийские, 5-й конный, 6-й и 19-й уланские полки были оснащены «Паттонами», а 12-й кавалерийский полк – «Чаффи». Любой мотопехотный батальон (1-й, 7-й и 10-й полка Фронтир Форс) имел по 11 новейших американских БТР М-113.

Танк М-47 «Паттон II» 1-й пакистанской бронетанковой дивизии, иллюстрация из «M47 and M48 Patton Tanks» (Osprey Publishing, 1999)

Помимо этого, дивизии была придана 21-я пехотная бригада, в составе которой имелись замечательная артиллерия (3-й, 15-й и 16-й полки САУ, 21-й полк средней артиллерии и 19-й полк ПВО) и 1-й инженерный батальон.

С индийской стороны им противостояла 4-я горная дивизия в составе двух бригад, «оптимизированная» под ведение контрпартизанских операций в горах Северо-востока Индии. Дивизии был придан один танковый полк – 9-й конный (Декканская конница) под руководством известного в будущем индийского военного – полковника Аруна Шридхара Вайдьи. Полк был оснащён модернизированными «Шерманами».

Артиллерия дивизии включала полк полевой артиллерии (25-фунтовые QF25), полк средней артиллерии (5,5-дюймовые орудия БЛ) и полк лёгкой артиллерии (120-мм миномёты).

Пакистанская операция началась ночью 6 сентября 1965 года. Две роты 2-го батальона полка Фронтир Форс переправились через речку Рохи Нала, пересекли границу и захватили индийские пограничные посты. Через пара часов к ним присоединился и 1-й батальон полка Фронтир Форс, а под утро к речке прибыл 1-й инженерный батальон и приступил к наведению моста.

Той же ночью 5-я бронетанковая бригада выдвинулась к плацдарму. Проблемы начались уже при форсировании закрывавшего подступы к Лахору канала Бамбавали-Рави-Бедиан (БРБ). Мост через канал был на пара сантиметров уже, чем ширина шасси «Паттонов» – выяснилось это по окончании того, как шедший первым М-48 6-го уланского полка удачно упал в канал и утонул вместе с экипажем.

Было нужно ждать восхода солнца, по окончании чего шепетильно мерить мост и с большой осторожностью проводить по нему танки.

К середине дня 5-я бригада добралась до Рохи Налы, но сапёры ещё не успели выстроить мост. Через несколько часов мост готовься , но при попытке им воспользоваться был утоплен ещё один «Паттон». Подъём с моста на берег был через чур крут, и танкистам было нужно взяться за лопаты и совместно с сапёрами сглаживать берег, дабы возможно было переправиться.

Уже темнело, в то время, когда 6-й уланский полк наконец начал переправу через Рохи Налу. Первый переправившийся эскадрон полка вместе с двумя ротами 1-го батальона полка Фронтир Форс около 11 вечера 7 сентября совершил разведку по направлению к Хем-Карану и столкнулся на окраине города со взводом Джамму-и-Кашмирских стрелков, каковые по окончании маленького боя отошли. В течение ночи на плацдарм переправились вся 5-я бронетанковая и 21-я пехотная бригады.

Первый сутки битвы

Около 7:30 8 сентября по окончании массированной бомбардировки пакистанцы решились на приступ Хем-Карана, и к 9 утра город был забран, вот лишь индийских армий в Хем-Каране не выяснилось. По окончании вчерашней вечерней стычки они быстро покинули город, отойдя на 5 километров на протяжении дороги к деревушке Асал-Утар. Хем-Каран стал первым заметным индийским населённым пунктом, захваченным пакистанцами.

Главком сухопутных сил Муса без промедлений прибыл в том направлении, и его фотографии обошли газеты всей земли.

Генерал Муса в Хем-Каране, 1965 год

Положение индийцев было тяжёлым. Из 6 батальонов 4-й горной дивизии осталось лишь 4 – остальные два удачно разбежались в малоизвестном направлении при ночном отступлении. Наряду с этим моральное состояние оставшихся батальонов было не существенно лучше.

Начальник 11-го корпуса генерал Дхиллон кроме того внес предложение главе Западного руководства Харбакш Сингху безотлагательно заменить 4-ю горную дивизию вторым соединением.

Харбакш ответил, что вторых дивизий у него нет, приказал начальнику корпуса прекратить истерику и послать на помощь горной дивизии 2-ю отдельную бронетанковую бригаду из резерва корпуса. Эта часть под руководством бригадира Томаса Кришана Чаграджа включала 3-й кавалерийский и 8-й легкокавалерийский полки, вооружённые, соответственно, «Центурионами» и АМХ-13, и полк САУ, оснащённый 88-мм самоходными гаубицами «Секстон» канадского производства.

Бригадир Чаградж, папа индийской победы при Асал-Утаре, 1965 год

Вечером 8 сентября пакистанцы продолжили наступление. 6-й уланский полк при помощи роты 1-го батальона Фронтир Форс двигался справа, на протяжении железной дороги, с целью захватить станцию Валтоха в 20 километрах от Хем-Карана. Прямо по дороге к Асал-Утару продвигалась две другие роты 1-го батальона полка Фронтир Форс при помощи эскадрона 24-го кавалерийского полка.

Оставшиеся два эскадрона 24-го полка, поддержанные последней ротой 1-го батальона, обходили позиции индийцев слева.

При продвижении вперёд стало известно, что индийцы при отступлении уничтожили часть оросительных каналов, и вода затопила широкие пространства, заметно сократив возможности маневрирования для тяжёлых «Паттонов».

Правая колонна пакистанцев прошла на протяжении насыпи железной дороги и достигла станции Валтоха, где укрепились бойцы индийского 18-го батальона Раджпутанских стрелков, которых поддерживал эскадрон Декканской конницы. По окончании маленькой перестрелки, в которой был подбит один «Паттон», начальник 6-го уланского полка полковник Шахибзад Гуль запросил у бригадира Башира дополнительной пехотной помощи.

У начальника 5-й бригады лишней пехоты не выяснилось, и он приказал начальнику полка обойти станцию и двигаться дальше на протяжении железной дороги. Гуль отказался, считая, что нельзя оставлять в тылу такие заметные силы неприятеля, и Башир порывался лично прибыть на место и возглавить полк.

До тех пор пока начальники ругались, стемнело, и бригадир приказал уланам возвращаться в Хем-Каран. На обратном пути в темноте семь танков увязли в грязи разлившихся каналов, и лишь три из них удалось извлечь.

Центральная колонна прошла чуть более километра, наткнулась на позиции перерезавших дорогу бойцов 1-го батальона 9-го полка гуркхских стрелков, и по окончании маленькой перестрелки отошла в Хем-Каран. Левая колонна удачно обошла индийские позиции и вышла на основную дорогу в районе Чимы, но столкнулась с эскадроном 3-го кавалерийского полка, выдвигавшимся по дороге от Бикивинда на помощь 4-й горной дивизии. В маленькой перестрелке с обеих сторон было подбито пара танков, по окончании чего и эти пакистанцы отошли в Хем-Каран.

Второй сутки битвы

К 4:30 9 сентября индийская 2-я бронетанковая бригада прибыла к Асал-Утару, и индийцы подготовили оборону.

«Центурион» 3-го кавалерийского полка

Три пехотных батальона были размещены в нескольких последовательностях траншей, перекрывших дорогу перед Асал-Утаром. Перед их позициями индийцы установили минные поля. Пехоту закрывали два эскадрона Декканской конницы.

Третий эскадрон пребывал в тылу, где была сосредоточена и вся артиллерия. Справа индийские позиции закрывал 3-й кавалерийский полк, а слева – 8-й уланский.

В первой половине дня наблюдалось некое затишье, которое иногда нарушали артиллерия и самолёты. Индийским «Канберрам» удалось разгромить колонну снабжения 1-й бронетанковой дивизии, что стало причиной проблемам у пакистанцев не только с топливом и боеприпасами, но и едой.

Пакистанское наступление возобновилось по окончании полудня 9 сентября.

Карта битв при Асал-Утаре 9–10 сентября 1965 года

6-й уланский полк, взявший наконец в помощь две пехотные роты 1-го батальона Фронтир Форс, опять двигался на протяжении железной дороги к станции Валтоха. 24-й кавалерийский полк с двумя ротами 5-го батальона Фронтир Форс наступал прямо по дороге на Асал-Утар. Ещё две роты 1-го батальона Фронтир Форс занимались оборудованием передовых позиции перед Асал-Утаром.

Были введены в воздействие и части переправившейся ночью на плацдарм 4-й бригады. 5-й конный полк при помощи двух рот 10-го батальона Фронтир Форс продвигался на протяжении Рохи Налы, пробуя совершить глубочайший обход индийских позиций с запада.

Итог нового пакистанского наступления был ещё хуже вчерашнего. Достигнув Валтохи, 6-й уланский полк угодил под замечательный артобстрел. Комполка полковник Шахибзад Гуль, высунувшийся из люка командирского «Паттона» для осмотра индийских позиций, был убит осколком боеприпаса.

Его помощник майор И. Б. Хан отказался принять руководство, и 6-й уланский быстро возвратился в Хем-Каран, утратив ещё пара танков в грязи.

Фронтальная атака 24-го кавполка была отражена 4-м батальоном гренадёров при помощи танков Декканской артиллерии и конницы.

Подбитый «Паттон» на обочине дороги у Асал-Утара

5-й конный полк за 4 часа смог преодолеть по перевоплощённой разливом каналов в болото равнине три с половиной километра и достиг селения Мастгарх, где и остановился на ночь.

Разгром

К утру 10 сентября в 6-м уланском полку в строю осталось 19, а в 24-м кавполку – 22 танка. 6-й уланский по окончании событий с утратой начальника был признан небоеспособным.

10 сентября оставшиеся танки 24-го кавполка, у которых оставалось по 30 выстрелов на танк, при помощи 1-го батальона Фронтир Форс опять наступали по дороге прямо на Асал-Утар. Атака была встречена индийцами плотным огнём. В этом бою хавильдар (сержант) Абдул Хамид из 4-го батальона гренадёрского полка, руководивший расчётом безоткатного орудия на джипе, смог, умело маневрируя, подбить три «Паттона».

За данный подвиг смертельно раненный в сражении Хамид взял Парамвир Чакру – высшую военную приз Индии.

Хавильдар гренадёрского полка Абдул Хамид – герой и мусульманин Индии

Пехота, шедшая за танками, обратилась в бегство по окончании того, как был убит начальник авангардной роты майор Шейх Захар-ад-Дин. Затем и танкисты развернули назад. На ходу в 24-м кавполку осталось 15 танков.

А 4-я бригада продолжала обходной манёвр на протяжении берега Рохи Налы. Действия пакистанцев в прошлые дни убедили индийское руководство в том, что и 10 сентября они будут пробовать обойти позиции слева. По инициативе бригадира Чаграджа, покинув АМХ-13 8-го уланского поддерживать пехоту, индийцы сосредоточили «Шерманы» и «Центурионы» Декканской конницы и 3-го кавполка на участке дороги у Рохи Налы, укрыв их среди высоких зарослей сахарного тростника.

Индийский «Центурион» в засаде у Асал-Утара

В 3 часа дня артиллерия и индийские танки открыли огонь по наступавшим «Паттонам». Управление пакистанской бригадой было утрачено, отдельные группы танков пробовали отойти или упрямо двигались вперёд, к дороге Хем-Каран – Биккивинд.

Около 5 часов вечера начальнику 4-го кавполка полковнику Мохаммаду Назиру удалось собрать 11 прорвавшихся через индийские порядки танков у отметки «32 миля» дороги Хем-Каран – Бикивинд. Связи у них не было – командирский танк с рацией был подбит и кинут по дороге, а в танке помощника комполка майора Халида Каяни рация не трудилась. топливо и Боеприпасы были на исходе.

В течение ночи около 32-й мили собралось ещё некое количество «обезлошадившихся» танкистов. Комполка, посоветовавшись с офицерами, сделал вывод, что в случае если к утру с ними не свяжется руководство бригады, они сдадутся. Данный замысел и был реализован примерно в одинадцать часов утра 11 сентября.

Индийские танкисты изучают подбитый «Паттон» у Асал-Утара

Комдив Назир Ахмад Хан всю вторую половину дня носился на вертолёте по территории битв, лично выталкивал танки из канав и ругался с начальниками полков и бригад, требуя от них продолжать наступление «во имя ислама, Пакистана и Хилаль-и-Джурат».

Кончилось это мельтешение по полю боя закономерно – около 6 часов вечера руководство дивизии было накрыто несколькими залпами индийской артиллерии, в следствии чего начальник дивизионной артиллерии бригадир Шамми был убит, а сам генерал Назир ранен.

Около 10 часов вечера 10 сентября 1965 года пакистанские части отошли к Хем-Карану и заняли оборону на окраинах города. Так и не вступившая в бой 3-я бронетанковая бригада и 24-й кавполк, куда влились все оставшиеся на ходу танки двух вторых бригад, получили приказ отправляться в сектор Сиалкот, где началось основное индийское наступление.

На протяжении трёхдневной битвы при Асал-Утаре пакистанцы утратили 97 танков (из которых 32 в грязи и достались индийцам в неповреждённом состоянии), индийцы – 12 танков.

В сентябре 1965 года на полях под Асал-Утаром индийские крестьяне собрали громадной урожай «Паттонов»

Поле битвы с массой подбитых «Паттонов», прозванное «Паттон-Нагар» («Город Паттонов»), стало местом паломничества индийских журналистов и политиков со всего света.

«Паттон-Нагар», финиш 60-х

Репутация «Паттона» как «чудо-оружия», о которой так много писала перед войной пакистанская пресса, была уничтожена.

Источники:

  • A. N. Prasad. India-Pakistan War of 1965: A History – Natraj Publishers, 2011
  • Agha Humayun Amin. Handling of Tanks in Indo Pak Wars – Strategicus and Tacticus, 2010
  • Dilip Hiro. The Longest August: The Unflinching Rivalry Between India and Pakistan – Nation Books, 2015
  • Farooq Bajwa. From Kutch to Tashkent: The Indo-Pakistan War of 1965 – Hurst, 2013
  • Jogindar Singh. Behind the Scene: An Analysis of India’s Military Operations, 1947–1971 – Lancer International, 1993
  • R. D. Pradhan. 1965 War, the Inside Story: Defence Minister Y.B. Chavan’s Diary of India-Pakistan War – Atlantic PublishersDistributors, 2007
  • Simon Dunstan. Centurion Universal Tank – Osprey Publishing, 2003
  • Steven J. Zaloga. M47 and M48 Patton Tanks – Osprey Publishing, 1999
  • В. C. Chakravorty, D. Phill. History of the Indo-Pak war, 1965 – History division Ministry of defence, 1992.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: