?«Линия бар-лева» – просчёт израильского генштаба

Прорыв израильской «Линии Бар-Лева» египетскими армиями на протяжении Войны Судного дня был блестящей операцией и в плане подготовки, и в плане реализации. Шепетильно продуманные действия по форсированию Суэцкого канала при помощи эшелона прикрытия, складывавшегося из парашютистов с современной бронетехникой, существенно облегчили обезвреживание израильских опорных пунктов. Но, не обращая внимания на столь впечатляющие удачи первых дней, война закончилась поражением арабов.

Во второй половине 60-ых годов XX века Израиль одержал одну из самых убедительных побед в собственной военной истории, победив Шестидневную войну. 10 июня 1967 года армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака сдались, а под контроль иудейского страны перешли Западный берег реки Иордан, Сектор Газа, Синайский полуостров и Голанские высоты.

По окончании окончания войны в израильском Генштабе встал вопрос о постройке линии упрочнений на протяжении Суэцкого канала, которая задержала бы наступление египетской армии при нового конфликта. Главным идеологом и инициатором строительства стал глава Генштаба ЦАХАЛ генерал Хаим Бар-Лев.

Против данной идеи выступал храбрец Шестидневной войны, командующий Южным армейским округом генерал Ариэль Шарон, который считал, что линия упрочнений не спасёт иудейское государство при нападения Египта, и направляться дать предпочтение манёвренной обороне. Однако, строительство оборонительной линии на восточном берегу Суэцкого канала было начато.

Папа израильской фортификации

Настоящая фамилия автора совокупности фортификационных сооружений, которой посвящена эта статья, – Броцлавский. Появился он в Вене 6 ноября 1924 года, во второй половине 30-ых годов двадцатого века репатриировался в Эрец-Исраэль из Загреба, поменял фамилию, а в первой половине 40-ых годов XX века окончил сельскохозяйственную школу и вступил в ряды «Пальмах» – иудейского военного подразделения, созданного для отражения вероятной агрессии государств гитлеровской коалиции в Палестине.

На протяжении Войны за независимость Израиля Хаим Бар-Лев был начальником Восьмого батальона бригады «Негев», после этого руководил механизированным батальоном, и закончил войну офицером оперативного отдела штаба бригады. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Бар-Лев окончил военную академию в Англии, и с этого момента начался его стремительный карьерный взлёт в израильской армии. С 1957 по 1961 год он руководил бронетанковыми армиями ЦАХАЛ, в первой половине 60-ых годов двадцатого века взял одну из руководящих должностей в генеральном щтабе, во второй половине 60-ых годов XX века был назначен помощником начальника генерального штаба, а во второй половине 60-ых годов XX века возглавил его.

?«Линия бар-лева» – просчёт израильского генштаба
Хаим Бар-Лев
Источник: cyclowiki.org
технические особенности и Строительство «Линии Бар-Лева»

Строительство «Линии Бар-Лева» происходило на протяжении так называемой Войны на истощение (1967–70 годы) – локального конфликта малой интенсивности между Египтом и Израилем, на протяжении которого стороны применяли в основном ВВС и артиллерию. Начиная Войну на истощение, египетское управление ставило целью возвращение Синайского полуострова, но в первой половине 70-ых годов XX века, осознавая безуспешность собственных действий, заключило мирный договор.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века израильтяне завершили строительство «Линии Бар-Лева», складывавшейся из двух полос упрочнений. Первая полоса представляла собой песчаные насыпи высотой 20–25 м и уклоном 45–65С°, оставшиеся по окончании строительства канала. в течении всей насыпи были возведены опорные пункты, рассчитанные на 30–40 человек любой (расстояние между ними составляло от 6 до десяти километров).

Любой опорный пункт первой полосы носил имя собственное и создавался, исходя из тактических соображений и особенностей рельефа израильского руководства. Один из опорных пунктов был на берегу Суэцкого залива, ещё два – на берегу Средиземного моря. Воины, пребывавшие в них, располагали крупнокалиберными пулемётами, миномётами, противотанковыми орудиями и гранатомётами.

В промежутках между опорными пунктами были установлены минные поля и проволочные заграждения, а на особо важных участках первой полосы постоянно находилось по 10–12 танков и 5–6 противотанковых средств на 1 км фронта. Предполагалось, что штурм первой полосы «Линии Бар-Лева» возможно затруднён спуском в воду Суэцкого канала нефтепродуктов и их последующим поджогом.

Для данной цели израильтяне создали совокупность подземных и подводных труб, соединявшую резервуары с нефтепродуктами и Суэцкий канал. Замысел по поджогу канала был назван «Ор якарот» (ивр. – «Драгоценный свет»).

Израильская карта опорного пункта «Будапешт»
Источник: mapper.3bb.ru

Вторая полоса упрочнений размешалась в 30–45 км от канала. Израильское руководство предполагало, что эти сооружения останутся тут минимум на пара десятилетий, потому, что они выдерживали кроме того пламя тяжёлой артиллерии. Вторая полоса складывалась из цементных убежищ, укреплённых с наружной стороны пятью слоями контейнеров из металлической проволоки, наполненных камнями. Высота этих каменных стен составляла 3,5 м, толщина – 4 м.

бункеры и Окопы на «Линии Бар-Лева»
Источник: fr.wikipedia.org

Строительство линии обошлось Израилю в 500 млн американских долларов, а её протяжённость составила 160 км (за исключением труднопроходимого участка Громадного Горького озера). На протяжении Войны Судного дня труднопроходимость этого участка выяснила успех Израиля на Синайском фронте. Начальник 143-й резервной бронетанковой дивизии генерал Ариэль Шарон отыскал в этом месте брешь между порядками двух египетских армий и смог провести здесь собственные танки.

Кроме оборонительной функции, «Линия Бар-Лева» затрудняла проведение разведывательных действий с египетской стороны. Египетский полководец Саад эль-Шазли в собственных мемуарах «Форсирование Суэцкого канала» отмечает, что все западные армейские специалисты, каковые посетили «Линию Бар-Лева», высказывали уверенность в её неприступности.

Египет подготавливается ударить слова

эль-Шазли, по окончании Шестидневной войны Каир жаждал реванша:

«Кроме того в тяжёлое время по окончании поражения 1967 года мы сохраняли моральный дух и занимались ускоренным восстановлением в ожидании того дня, в то время, когда перейдём в наступление – или дабы стереть с лица земли соперника, оккупировавшего отечественную территорию, или дабы вынудить его уйти»

Разумеется, египетское руководство осознавало, что высадка воздушного десанта в израильском тылу малоэффективна, а потому без штурма «Линии Бар-Лева» начать войну не окажется. К западу от Каира была выстроена копия одного из участков израильских упрочнений, и египтяне начали «мозговой штурм». Изначально предполагалось, что форсирование канала начнут инженерные армии, каковые переправятся на надувных лодках, заложат взрывчатку в песчаные насыпи и, отойдя на 100 м, взорвут их.

Но апробация плана и последующие расчёты продемонстрировали, что для успешного подрыва насыпей потребуется через чур большое количество взрывчатки, и закладывать её будет необходимо максимально глубоко. Тогда было обнаружено новое ответ – уничтожить насыпи посредством мобильных водомётов. В июне 1971 года были совершены опробования трёх водяных насосов английского производства, каковые были закуплены в трёх различных местах с целью конспирации.

Опробования продемонстрировали эффективность этого способа, и египетский штаб занялся ответом остальных неприятностей.

В первую очередь, необходимо было сделать вывод, что делать с вероятным спуском в воду горючих веществ. Изначально планировалось, что воины в огнеупорной одежде должны гасить пламя пальмовыми страницами, разбивая его на отдельные островки. Другим ответом было создание плавающих пожарных частей с огнетушителями.

Но замысел, что был принят в итоге, был куда более несложным и действенным. Египетская разведка получила информацию о размещении труб, а инженерные армии зацементировали их незадолго до атаки. Найти и заблокировать все трубы не представлялось вероятным, но для того чтобы перфекционизма от водолазов и разведки не требовалось, поскольку течение уносило бы маленький пламя в сторону.

Будущее совокупности, которую израильтяне должны были привести в воздействие по замыслу «Ор якарот», – один из самых спорных моментов в истории Войны Судного дня. Американский эксперт по истории бронетехники Стивен Залога приводит информацию о том, что в первой половине 70-ых годов двадцатого века израильскими инженерными армиями были сконструированы две экспериментальные совокупности по спуску горючих веществ в воду, и двадцать фальшивых совокупностей.

К началу войны экспериментальные совокупности испортились – трубы прогнулись под весом песка, проржавели либо забились илом и песком. По окончании войны Египет объявил, что совокупность, как и планировалось, была замурована морскими коммандос, но Залога предполагает, что заявление Каира и эти действия могли быть блефом, потому, что в распоряжении историков имеется документ египетской разведки, датированный 11 июля 1973 года, в котором указано, что Генштаб армии Египта был осведомлён о неисправности и ложной системе труб двух настоящих совокупностей. Наряду с этим нельзя исключать, что египетские морские коммандос взяли команду зацементировать трубы на тот случай, в случае если «ложность» совокупности была бы дезинформацией со стороны соперника.

В остальном египетское руководство решило сделать ставку на неожиданное наступление. Днём для начала войны был выбран иудейский праздник Йом Кипур – в данный сутки в Израиле соблюдается самый строгий пост, не ходит публичный транспорт, а добрая половина солдатах находится в отпусках. Начать атаку планировалось в 18:00, так как как раз сейчас солнце должно было светить в глаза израильским воинам.

Потом время нападения было перенесено на 14:00 с учётом пожеланий сирийских армейских, каковые должны были атаковать Израиль со стороны Голанских высот.

Успех арабской армии

В ночь с 5 на 6 октября 1973 года египетские водолазы (согласно данным из официальных источников Египта, приведённым Саадом эль-Шазли в книге «Форсирование Суэцкого канала») заблокировали трубы для спуска горючих веществ в воду быстротвердеющим строительным раствором. 6 октября ровно в 14:00 в воздухе над Суэцким каналом показались египетские «миги». Началась артиллерийская и воздушная подготовка.

В 14:20 под прикрытием дымовой огня и завесы египетские коммандос и передовые пехотные части переправились на восточный берег канала на надувных лодках, встали по приставным лестницам на насыпь, перерезали израильские линии связи, по окончании чего ударили по военной технике и живой силе соперника. За передовыми частями последовали инженерные взводы, переправившие на паромах водяные насосы, каковые сразу же начали размывать насыпь.

Египетские водомёты разрушают песчаные насыпи
Источник: fr.wikipedia.org

За ними последовали остальные части египетских армий, каковые сперва переправлялись на лодках и плотах (в распоряжении египтян было 2240 плавучих средств), а после этого навели понтонные мосты и выстроили паромные переправы. Всего было выяснено пять участков высадки по 5–6 км в ширину (их распределили из расчёта около 200 м на роту, 400 м – на батальон, 800 м – на бригаду).

В 14:45 второй эшелон египетской пехоты достиг восточного берега, а в 15:00 был стёрт с лица земли первый израильский опорный пункт. Одвременно с этим израильская авиация совершила первый налёт на переправы, в котором утратила четыре самолёта.

В 18:30 египетские армии проделали при помощи водомётов первый проход в песчаном валу, а к 20:30 количество таких проходов достигло шестидесяти. При форсировании Суэцкого канала египтяне утратили 5 самолётов, 20 танков и 280 человек убитыми. Ещё более большие потери понёс ЦАХАЛ – только одна дивизия генерала Мандлера за день утратила 170 танков.

Всего на израильской территории выяснилось 850 танков, 11 тысяч разных транспортных тысяч и 100 средств личного состава египетской армии.

Переправа египетских армий на восточный берег Суэцкого канала
Источник: fr.wikipedia.org

В один момент с прорывом «Линии Бар-Лева» египтяне начали воздушно-десантные операции, продлившиеся трое дней. 6 октября в 17:50 вертолёты Ми-8 перебросили четыре батальона коммандос на 25–30 км к востоку от Суэцкого канала.

Первый эшелон этого десанта складывался из двух тысяч воинов – они должны были завязать битвы с израильским подкреплением, шедшим на помощь своим передовым частям, стереть с лица земли каналы коммуникации, совершённые между опорными пунктами «Линии Бар-Лева», и вести разведку на Синайском полуострове. Одна из десантных групп при помощи управляемых снарядов «Малютка» стёрла с лица земли 8 израильских танков в течение всего нескольких мин., а другие части коммандос достигли горных перевалов Магла и Гиди, но были вынуждены отойти назад по окончании маленькой стычки, заметив, что им противостоят две израильские танковые бригады.

В глубине южной части Синайского полуострова высадились египетские вертолётные десанты, каковые громадного успеха не добились. Батальон парашютистов, посланный стереть с лица земли аэродром и портовые сооружения на морской базе Шарм-эль-Шейх, понёс значительные утраты в следствии атаки израильских ВВС и не выполнил поставленной перед ним задачи. Более успешными были действия роты парашютистов, которая ночью подожгла нефтехимический завод в Суэцком заливе.

Ещё одна группа, высадившись в районе нефтеразработок Рас-эль-Судр, подверглась массированной атаке со стороны израильских истребителей и была уничтожена.

Прорыв «Линии Бар-октября» 6–13 и 14–15 Лева 1973 года
Источник: the100.ru

Второй эшелон египетского воздушного десанта складывался из подразделений, высадившихся между некоторыми опорными пунктами «Линии Бар-Лева». Вблизи местности Габес 140 коммандос, высадившись из вертолётов Ми-8, при помощи огнемётов, управляемых снарядов и гранатомётов РПГ-7 взорвали опорный пункт, на котором пребывало полсотни израильских солдат.

Прорыв «Линии Бар-октября» 15–17 и 18–23 Лева 1973 года
Источник: the100.ru

Благодаря большому превосходству в личном составе и технике египетские армии скоро достигли второй линии упрочнений и прорвались через неё, начав неторопливое, но уверенное продвижение вглубь израильской территории. Голда Меир вспоминала о тех днях:

«Вечером 7 октября Даян (глава МинОбороны Израиля – прим. автора) возвратился с фронта и сказал, что желает встретиться со мной срочно. Он заявил, что положение на юге такое, что мы должны очень сильно отойти назад и создать новую линию обороны. Я слушала его с кошмаром… Я позвала Дадо (Давид Элазар, начальник генерального штаба – прим. автора).

У него было второе предложение: начать на юге наступление… Даян дал согласие, и Дадо уехал.

Вечером я собрала совещание кабмина и взяла одобрение замысла предпринять 8 октября атаку на юге. Оставшись одна, я закрыла глаза и 60 секунд просидела без движений. Думаю, если бы я за все эти долгие годы не обучилась быть сильной, я бы рассыпалась тут же…»

Анвар Садат осматривает захваченные фортификации «Линии Бар-Лева»
Источник: mapper.3bb.ru

Прорыв «Линии Бар-Лева», непременно, был блестящей операцией и в плане подготовки, и в плане реализации. Шепетильно продуманные действия по форсированию Суэцкого канала при помощи эшелона прикрытия, складывавшегося из парашютистов с современной зенитной и бронетанковой техникой, существенно облегчили прохождение «Линии обезвреживание-и» Бар Лева израильских опорных пунктов. Пятнадцать из них были захвачены только силами египетских пехоты и десантников.

Но, не обращая внимания на столь впечатляющие удачи первых дней, война закончилась поражением арабов.

Атака Израиля

Через пара дней по окончании начала войны благодаря успешным действиям генерала Шарона израильские танки смогли прорваться в тыл соперника на стыке 2-й и 3-й египетских армий недалеко от Большого Горького озера и в ночь с 18 на 19 октября организовать переправу через Суэцкий канал. Израильская танковая колонна начала продвижение на Каир, и египтяне запросили мира. Война закончилась 24 октября 1973 года – по её итогам Израиль отбил сирийцев и атаку египтян, сохранив контроль над Синайским полуостровом и Голанскими высотами.

В последние дни войны (20–22 октября 1973 года) государственный секретарь США Генри Киссинджер был с визитом в Москве, где вёл переговоры с советской стороной по выработке совместных действий в отношении обстановки на Ближнем Востоке. В следствии переговоров был составлен проект резолюции Совбеза ООН под номером 338.

Резолюция предусматривала немедленное прекращение огня всеми сторонами конфликта и последующую реализацию резолюции Совета безопасности ООН под номером 242 от 22 ноября 1967 года, которая призывала Израиль отойти с позиций, захваченных в следствии Шестидневной войны. Эти шаги не принесли должного результата, и 24 октября Леонид Брежнев послал Ричарду Никсону весточку, в которой припугнул односторонними действиями по урегулированию кризиса, по окончании чего заявил повышенную боевую готовность семи дивизий советских ВДВ. Израильские армии прекратили наступление, а через некое время недалеко от «Линии Бар-Лева» начались работы по разделению противоборствующих сторон и созданию демаркационной линии. Коммунистический полковник А. И. Исаенко в собственной статье «Пять лет на линии Барлева» так обрисовывает эти события:

«24 марта 1974 года было нужно поработать во втором эшелоне линии Барлева. Получил от штаба сил ООН задание уточнить и обозначить демаркационную линию на Синае между египетскими армиями и ЧВС ООН на фронте 5 км. Выделяют два египетских танка Т-55 с тралами-разградителями. Строго на север находятся дюны и высота с бывшим израильским опорным пунктом. На танки берём по 10 тёмных железных бочек с надписью «UN».

Бочки ставим на дальность прямой видимости.

Создатель данных строчков, командир взвода и арабский офицер связи танков залезли на броню головного танка и движемся вперёд на север, выдерживая направление по карте и компасу, ставя в нужном месте бочки. По отечественному следу идёт второй танк. Подъезжаем к опорному пункту на высоте, опоясанной многими последовательностями колючей проволоки, занесёнными песком.

Второй танк подвозит бочки, определяем место и закрепляем их.

Держим курс на должность ООН. Ставим последнюю бочку. Линия уточнена и проложена. Данный сутки был символичным и симптоматичным.

Начальник танковой дивизии генерал Шарон покидал Синай, а русский капитан садился в танк, дабы проложить под флагом ООН демаркационную линию.

Сбываются слова, сообщённые в древности: «Время войне, и время миру».

Израиль ищет виновных

По окончании Войны Судного дня в Израиле был создан следственный комитет обстоятельств неосведомлённости командования и израильского правительства ЦАХАЛ о подготовившейся агрессии. По результатам её работы важными за неудачи израильской армии были признаны шесть человек из работников Генштаба, а глава правительства Израиля Голда Меир и глава МинОбороны Моше Даян ушли в отставку под давлением общественности. За этим собственные посты покинули все члены кабмина, не смотря на то, что к ним претензий практически не предъявлялось.

Поиск виновных начался и в Египте. 21 ноября 1973 года глава государства Анвар Садат совершил заседание Парламента Армии Египта. «Всего одна ночь, – сказал Садат на заседании. – Лишь поразмыслите! Одна ночь, в то время, когда отечественные войска не сделали всё, что в их силах, и соперник смог переправить военную технику на западный берег.

Одна-единственная ночь с 18 на 19 октября. Если бы мы действовали верно и энергично данной ночью, мы бы ликвидировали прорыв, и ничего этого не произошло бы». Согласно точки зрения Саада эль-Шазли, Садат уже тогда намекал на его вину в поражении египтян:

«Я сходу осознал, к чему он клонит. Ночь с 18 на 19 октября я совершил в штабе Второй армии. Я не был собирается терпеть это.

– Господин президент, – сообщил я. – воины Второй армии сделали всё, что в их силах, ночью 18 октября.

– По окончании войны, – сообщил президент, – мы создадим расследование для определения меры ответственности каждого за данный прорыв.

– Замечательно, – сообщил я. – Вправду крайне важно знать, кто за это отвечает»

Через некое время эль-Шазли бежал в Алжир и был заочно осуждён в Египте по обвинению в раскрытии национальных тайн.

Зарубежные специалисты, которых попросили растолковать обстоятельства успеха Египта в причины и первые дни войны его итогового поражения, в один голос восхваляли прорыв «Линии Бар-Лева», но отмечали неточность египетского управления, решившего применять данный успех для предстоящего наступления. Семинар на эту тему был организован по инициативе египетского правительства и проводился с 27 по 31 октября 1975 года. Специалисты представили 11 докладов, каковые фактически повторяли друг друга. Как пример приведём слова Тревора Дюпюи, каковые был начальником американской делегации:

«Ни одна армия в мире не имела возможности бы претендовать на то, что имела возможность лучше, чем египтяне, спланировать, организовать и забрать штурмом Суэцкий канал. Но ответ египтян применять данный успех для продвижения к перевалам было неотёсанной неточностью. Мы должны не забывать, что одним из главных факторов, каковые оказывали влияние на замысел Египта, было превосходство израильтян в воздухе и, в значительной мере, их превосходство в мобильных действиях военной техники»

Память о прежних сражениях

Не обращая внимания на поражение в Войне Судного дня, Египет вычисляет прорыв «Линии Бар-Лева» одним из выдающихся эпизодов собственной военной истории. В стране возведено много мемориалов, посвящённых этому событию. Так, во второй половине 80-ых годов XX века в Каире был открыт музей-панорама, посвящённый «Октябрьской войне 1973 года» (так в арабских государствах именуют Войну Судного дня).

На панораме изображены штурм израильских упрочнений и форсирование египетскими армиями Суэцкого канала. Подобный музей, посвящённый войне 1973 года, был выстроен и в Сирии.

Панорама «Октябрьской войны»
Источник: blog.tui.ua

Остатки упрочнений недалеко от Суэцкого канала сейчас являются любимым местом историков и реконструкторов, интересующихся историей арабо-израильского конфликта, а в военно-исторических блогах возможно отыскать множество фотографий «Линии Бар-Лева», сделанных туристами.

Наблюдательный элемент опорного пункта сейчас (создатель фото – блогер «Синаец»)
Источник: unwd.narod.ru

Перечень источников:

  1. Саад эль-Шазли, «Форсирование Суэцкого канала»
  2. Голда Меир, «Моя жизнь»
  3. Прорыв линии Бар-Лева, the100.ru/military-secret/breakthrough-line-bar-lyova.html
  4. Анатолий Исаенко, «Пять лет на линии Барлева»
  5. линия пророка и Колодцы Моисея Бар-Лева – египетский монумент войны с Израилем 1973 года, portalostranah.ru/view.php?id=152
  6. «Война Судного дня», btvt.narod.ru/2/wsd.html
  7. Александр Окороков, «Тайные войны СССР».

Большие надежды: новый Суэцкий канал изменит экономику Египта


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Франция в бою

    1940 год стал годом неожиданного для всех провала Франции. Не обращая внимания на пара месяцев состояния войны с Германией, двадцать лет подготовки…

  • Фото дня: дровосек из дорна

    21 декабря 1919 года правительство Нидерландов, сохранявших нейтралитет в годы Первой Мировой, официально предоставило политическое убежище бывшему…

  • Пасынки люфтваффе: авиация

    Работа по конвоям Экипаж Piaggio P.108B на фоне собственной автомобили Fw 200 Condor He 177 Greif «Грифон», вступив в строй, принимал участие в битве…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: