«Письма с иводзимы»: американский взгляд в японскую душу

Картина Клинта Иствуда, вышедшая в прокат 15 ноября 2006 года, скоро заняла место среди самых рейтинговых художественных фильмов о Второй мировой. Исследуя «природу подвига», режиссёр постарался посмотреть на события прошлого с позиций самих японцев. Согласно точки зрения некоторых кинокритиков, Иствуду удалось «осуществить прорыв в японскую ментальность».

Как исторически точной оказалась картина и заслуженны ли лестные отзывы о ней?

В базу фильма «Письма с Иводзимы» легли события начала 1945 года на Тихоокеанском театре боевых действий. К этому времени американцы, обладая стратегической инициативой, всё посильнее сжимали кольцо японской обороны. По окончании захвата острова Сайпан бомбардировщики В-29 начали осуществлять налёты на Токио.

Но громадное расстояние – 1360 морских миль в одну сторону без промежуточного аэропорта – разрешало им нести только треть бомбовой нагрузки, лишало возможности и истребительного прикрытия возвратиться на базу при повреждений. Ближний аэропорт был нужен американцам и для ответа следующей стратегической задачи – высадки на Окинаву. По окончании тщательного поиска приемлемых вариантов выбор адмирала Честера Нимица пал на маленький остров Иводзима, захват которого решил бы все существующие неприятности.

Стратегическое значениеИводзимы осознавало и японское руководство, которое летом 1944 года усилило гарнизон на острове, увеличив его численность с пяти до двадцати трёх тысяч людей. Оборону острова возглавил генерал Тадамити Курибаяси – самурай в пятом поколении, пользовавшийся уважением и благосклонностью самого императора. Данный человек сочетал в себе ум новатора и железную волю, и имел громадной боевой опыт.

Курибаяси был соперником малоэффективной тактики защиты береговой линии, которой по старинке придерживалось японское руководство, и избрал вариант глухой обороны с большим применением ландшафта острова.

«Письма с иводзимы»: американский взгляд в японскую душу
Снимок слева – генерал Тадамити Курибаяси. Источник: bbs.voc.com.cn
Снимок справа – кадр из фильма «Письма с Иводзимы». В роли Курибаяси – Кэн Ватанабэ. Источник: cinema.rin.ru

По плану Курибаяси, остров должен был превратиться в неприступную крепость, а сражение – в битву на уничтожение. Под землёй японцы выкопали десятки километров тоннелей – так, все главные огневые точки были соединены между собой. Подземные убежища, огневые позиции и штабы были подключены к электроснабжению и соединены между собой совокупностью связи.

Поверхность острова японцы покрыли широкими минными полями, а танки перевоплотили в неподвижные огневые точки. Остров был легко нашпигован оружием всех типов, включая тяжёлые 320-мм миномёты. Дало тщательное соблюдение и свои результаты маскировки – американскому руководству так и не удалось выяснить численность гарнизона и вскрыть совокупность японских упрочнений.

Высадке на Иводзиму 5-го десантного корпуса предшествовали семидесятидвухдневная бомбардировка и трёхдневный обстрел с моря, не причинившие, но, значительного урона укрывшимся в горах японцам. Захват Иводзимы, вылившийся в ожесточённое сражение и продолжавшийся с 19 февраля по 26 марта 1945 года, обошёлся американцам в 5931 человека убитыми, а раненых было многократно больше. Японский гарнизон погиб полностью, за исключением двухсот человек, попавших в плен (по большей части, раненых).

Напомним, что эти по утратам сторон очень разноречивы. В данной статье приведены цифры из книги Н. Н. Яковлева «3 сентября 1945 года», каковые оспариваются некоторыми исследователями. Несомненно только то, что Битва за Иводзиму – сражение, в котором Корпус морской пехоты США понёс самые тяжелые потери за всю собственную историю.

Разбитая американская техника в зоне высадки
Источник: waralbum.ru

Как раз беспрецедентно высокие утраты среди морских пехотинцев навели Клинта Иствуда на идею создания фильма. Совсем же ответ снять картину пришло к режиссёру по окончании прочтения книги о Тадамити Курибаяси, основанной на его письмах к себе. Так сложился замысел дилогии: «Знамёна отечественных отцов» по роману Джеймса Брэдли и «Письма с Иводзимы» – два взора на одну битву с различных сторон «баррикад».

Клинт Иствуд и Кэн Ватанабэ на съёмочной площадке
Источник: cinema.rin.ru

Клинт Иствуд – гражданин собственной страны. Превосходство американских морпехов он убедительно демонстрирует в первой части дилогии – фильме «Знамёна отечественных отцов». Так что, согласно точки зрения многих кинокритиков, батальные сцены второго фильма стали запасным средством для проникновения в тайну за семью печатями – японскую ментальность.

Но, не обращая внимания на то, что к работе над лентой были привлечены опытные актёры и японские сценаристы, фильм «японским» не стал – уж через чур нетрадиционно изображены главные храбрецы-японцы.

типичный пораженец – и Пехотинец. Он толком не может стрелять, мысли о почётной смерти на поле боя вызывают у него презрительную усмешку, вести войну он не желает а также не пробует скрыть это от окружающих. Второй центральный персонаж – генерал Курибаяси – его полная противоположность.

В фильме полководец изображён волевым и решительным человеком, потомственным самураем, с ностальгией вспоминающим годы, совершённые в Америке.

И это при том, что воздействие фильма начинается в осеннюю пору 1944 года, в то время, когда патриотический дух японской нации был на наибольшем уровне – так как американцы близко подобрались к границам священной империи. Воистину, аналогичных персонажей имел возможность создать лишь американец.

Первая часть картины снята в хорошей, сейчас полузабытой манере американского кино. События развиваются размеренно и неспешно: японские воины, поругивая руководство, роют окопы; начальник танкового полка разъезжает по острову на породистом скакуне и по вечерам смакует «Джонни Уокер» в компании с командующим. Единственное, что омрачает это самообладание – разногласия между Курибаяси и его офицерами.

Кадр из фильма «Письма с Иводзимы».
Эпизод отражает тогдашние разногласия среди японского руководства относительно философии ведения военных действий. Кодекс чести самурая потребовал смерти солдата на поле боя, тогда как здравый расчёт основывался на нанесении большого урона сопернику. Примерами тому стали Битва за остров Сайпан (тщетные банзай-атаки с «шашками наголо») и битвы за остров Пелелиу – пример умело выстроенной японской обороны, приведший к ранее невиданным утратам американцев

Идиллия заканчивается на 44-й минуте с налётом американских штурмовиков, проводя линии не только между войной и миром, но и между тьмой и светом. С этого момента воздействие фильма перемещается под почву – в пещеры, командные пункты и тоннели, дрожащие от артобстрелов и постоянных бомбардировок.

В чём состоит японская воинская философия – из фильма не светло. По словам Иствуда, он снимал дилогию о «природе подвига», но в пещерах Сурибати японцы не рассуждают, а режут себе животы, отрубают друг другу головы и подрываются на гранатах. Видя эту кровавую вакханалию, нечайно проникаешься симпатией к персонажам, каковые или просто следят за происходящим, или сдаются в плен, или по-дружески общаются с военнопленными неприятелями, демонстрируя искреннюю лояльность ко всему американскому.

Тяжело отделаться от мысли, что если бы Битва за Иводзиму происходила так, как это «заметил» Иствуд, американцы забрали бы остров, как и планировали – за несколько суток. Письма, в которых воины пишут своим жёнам, матерям и детям о том, что скучают по ним и не желают умирать, вряд ли говорят о неготовности бойцов сражаться до последнего патрона. Особенно, в случае если речь заходит о японцах, которых американские морпехи ненавидели и ненавидели за нецивилизованные, с их точки зрения, способы ведения боя.

Такие «подлости» – японец поднимает руки вверх, а позже раздаётся взрыв – происходили неизменно, и к 1945 году умелые американские бойцы уже не рисковали брать пленных, а издали стреляли на поражение.

Уникален и взор режиссёра на способы ведения военных действий. Как мы знаем, что Курибаяси категорически запрещал самоубийства и губительные банзай-атаки. Стараясь сберечь людей, генерал организовал создание многокилометровой сети тоннелей, по которой осуществлялась скрытная передислокация японцев по всему острову.

Исходя из этого ночные набега японских штурмовых групп на смертельно утомившихся американских морпехов были не свидетельством отчаяния защитников острова, а запланированной мерой действия на неприятеля. Японцы обстреливали соперника днём и ночью, со всех сторон, с возвышенностей и из-под почвы. Защита острова была выстроена так, что, заняв одну высоту, американские подразделения попадали под перекрёстный пламя с вторых высот и несли большие утраты.

В отдельных случаях жертвы достигали ста процентов личного состава рот и батальонов, и боеготовность этих подразделений поддерживалась только за счёт пополнений.

Но боевой дух «киношных» японцев вызывает не уважение к их стойкости, а отвращение и страх к несчастным, лишь и ищущим подходящего момента, дабы взорвать себя гранатой. Казалось бы, самое время углубиться в японскую воинскую ментальность и постараться иными методами растолковать зрителю её суть – но режиссёр продолжает по-своему демонстрировать «природу подвига».

А ларчик раскрывается легко. Хорошая смерть на поле боя – один из основных постулатов японского кодекса воинской чести, тесно связанного с религиозными представлениями данной нации. В этом и содержится пресловутая японская ментальность, которую режиссёр не смог либо не захотел осознать.

Уж в случае если хорошей смерти лишили генерала Курибаяси (полностью хорошего персонажа), то что сказать о вторых?

Великодушия Иствуда хватило только на пулю 45-го калибра из «кольта» – довоенного подарка генералу от его американских друзей. И это при полной «свободе манёвра» – так как никто до сих пор не знает, что же случилось с генералом в действительности. Существуют только две официальные предположения: первая – что он совершил ритуальное суицид; вторая – что, сняв награды и знаки различия, Курибаяси погиб на протяжении последней атаки.

Так что авторская версия стала очередным домыслом с не лучшим раскладом для настоящего самурая.

В 1927–1930 годах Тадамити Курибаяси служил в Соединенных Штатах ассистентом японского военного атташе. Кадр из фильма – американские приятели дарят ему пистолет

Эстетика войны по Иствуду – оторванные головы и вспоротые животы. Согласно его точке зрения, война – это не романтическое приключение, а прекрасно организованное массовое убийство. Настоящими храбрецами этого тотального сумасшествия по праву являются только убитые и пострадавшие.

Иствуд открыто заявлял о том, что агитационных фильмов о войне создано предостаточно, и ему хотелось бы снять антивоенную картину.

«Знамёна отечественных отцов» светло демонстрируют цинизм американских политиков, целью которых стала продажа как возможно большего количества армейских облигаций. Со своей стороны, «Письма с Иводзимы» демонстрируют полную неотвратимость смерти, а серые и кроваво-красные фоны фильма образно подчёркивают безнадёжность обстановки. Как следствие, в живых остаётся японский воин, что меньше всего желал сражаться и умирать — кроме того за отчизну.

С позиций фактажа к фильму претензий нет. Последовательность событий, антураж, боевые сцены – всё это в точности соответствует историческим сведениям о сражении. Взглянув картину, возможно легко представить, каково было морпехам с полной боевой нагрузкой преодолевать полосу пляжа с его рыхлым песком, а после этого карабкаться на вулканическое плато, где их ожидал неприятель.

Обе картины дилогии прекрасно сбалансированы и связаны ходом событий. Их сюжетные линии пересекаются в отдельных эпизодах, отснятых с двух сторон – американской и японской. К недочётам фильма «Письма с Иводзимы» возможно отнести не самое высокий уровень качества компьютерной графики в панорамах участие и высадки в съёмках советского ГАЗ-69А с левым рулём.

Кадр из фильма – японские бойцы на стрельбище. На заднем замысле – ГАЗ-69А с левым рулём.

Страно, что при бюджете фильма в $19 млн такая подробность осталась проигнорированной. И это притом, что внедорожников, кроме того отдалённо похожих на советскую машину, на то время в японской армии не было

Сопродюсером фильма выступил Стивен Спилберг (его компания DreamWorks выкупила права на повесть Джэймса Брэдли), а сценаристом стал Пол Хэггис. Фильм снимался, по большей части, в Исландии – тамошние пляжи будут похожим вулканическую породу Иводзимы. Панорамные съёмки велись на Иводзиме.

По результатам работы Иствуд взял благосклонные отзывы кинокритиков, «Оскар» за монтаж звуковых эффектов и японский орден Восходящего солнца III степени.

Литература и фильмография:

  1. Шерман, Фредерик. «Война на Тихом океане. Авианосцы в сражении», http://militera.lib.ru/h/sherman/index.html
  2. Яковлев Н. Н. «3 сентября 1945 года», http://militera.lib.ru/h/yakovlev_nn5/index.html
  3. Discovery Channel «Битва за Иводзиму» / The fight for Iwo Jima (2003), https://www.youtube.com/watch?v=6Z4hEn-aeA0
  4. «В войне нет ничего цветного». Интервью с Клинтом Иствудом, http://www.film.ru/articles/klint-istvud-v-voyne-net-nichego-cvetnogo

Письма с Иводзимы — трейлер на русском языке


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Американское упорство, японская стойкость

    В апреле 1944 года войска генерала Макартура стремительным броском проникли на территорию голландской Новой Гвинеи. Американский морской десант,…

  • Штурм серного острова

    Летом 1944 года ВМС США пробили главную линию оборону Японии и готовьсяперенести боевые действия с нейтральной территории на территорию страны соперника….

  • «Безрассудный» десант макартура

    В осеннюю пору 1943-зимой 1944 годов японские армии, занимавшие Новую Гвинею, потерпели ожесточённое поражение и были на грани разгрома. И однако, по…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: