«Великая война» покинула собственный след в судьбах миллионов людей. Для молодого английского живописца-модерниста Кристофера Невинсона армейские годы стали временем расцвета его таланта. Попав на фронт санитаром и погрузившись в кошмар всемирный бойни, Невинсон создал броские и запоминающиеся художественные образы Первой мировой.
Кристофер Ричард Винни Невинсон (Christofer Richard Wynne Nevinson, довольно часто подписывавший свои работы как C.R.W. Nevinson) появился в культурной английской семье во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века. Его родители занимались литературной деятельностью, а мать к тому же была активисткой суфражистского перемещения.
Кристофер взял блестящее художественное образование в Англии, а в 1912–1913 годах обучался в Париже по примеру многих молодых европейских художников собственного времени. Сейчас Невинсон с головой погрузился в судьбу парижской богемы – достаточно заявить, что он был лично знаком с этими звездами как Пабло Пикассо и Амедео Модильяни. Возвратившись в Лондон, Невинсон примкнул к творческой группе вортицистов – уникальной английской художественной школе, близкой к футуризму.
Подобно многим вторым футуристам, юный живописец не без симпатии воспринял начало всемирный войны и уже в осеннюю пору 1914 года добровольно отправился на фронт. Невинсон служил недалеко от Дюнкерка: сперва санитаром в отряде Санитарной работы друзей (протестантской благотворительной организации, оказывавшей медпомощь воинам), после этого – водителем санитарного автомобиля английского Красного Креста.
Работа в больницах скоро развеяла иллюзии молодого человека, открыв ему глаза на ужасы и страдания солдат фронтового быта. В начале 1915 года из-за обострившегося ревматизма Невинсон возвратился в Англию, где продолжил являться санитаром в одном из английских больниц. Как мы знаем, что он трудился в отделениях для пострадавших от «бойцов и» снарядного шока с лицевыми ранениями.
Слева – автопортрет Кристофера Невинсона в 1911 году. Справа – живописец на протяжении военной работы
Источник: tate.org.uk
Уже в 1915 году Невинсон начал писать картины, отразившие его армейский опыт, а годом позднее, покинув военную службу, он сконцентрировался на живописи. Юный создатель звучно заявил о себе рядом броских и уникальных работ, каковые произвели настоящий фурор на английских выставках. Мрачные и шокирующие произведения, созданные в модернистском стиле, привлекли интерес публики, заслужили громкие отзывы прессы и с радостью покупались известными коллекционерами.
1/4
1
2
3
4
«La Mitrailleuse» (фр. – «Пулемёт»). Сразу же по окончании появления данной картины авторитетный критик Уолтер Сикерт назвал её «самым впечатляющим и концентрированным изображением войны в истории живописи»
«Французские воины на отдыхе». Картина демонстрирует близкий к кубизму стиль, что, согласно точки зрения многих критиков, удачно передает дегуманизацию человека на войне
«Taube» (многоцелевой германский самолёт, использовавшийся в начале Первой Мировой). Невинсон запечатлел жертву авианалёта в Дюнкерке – эту сцену он замечал собственными глазами
«Врач». Мрачная экспрессионистская работа, основанная на личном фронтовом опыте автора
Весной 1917 года Невинсон стал официальным армейским живописцем при Департаменте информации. Не обращая внимания на формально агитационную должность, эта работа оставляла широкий простор для самовыражения, чем пользовались многие английские художники времён Первой мировой. На правах армейского обозревателя в июле 1917 года Невинсон отправился на Западный фронт.
Он посетил действующую английскую армию с маленьким, но очень насыщенным визитом, что дал ему большое количество нового материала.
В частности, живописец собственными глазами замечал начальную стадию печально известной битвы за Пашендаль, которая позднее станет одним из знаков Первой Мировой.
В работах 1917–1918 годов стиль живописца, если сравнивать с более ранними модернистскими картинами, эволюционировал в сторону некоей большей понятности и простоты широкой аудитории. Эта эволюция отыскала познание далеко не у всех критиков. Так, вышедшее в 2014 году официальное издание Имперского военного музея, посвященное живописи Первой Мировой, бескомпромиссно заявляет:
«По мере хода войны стиль Невинсона изменился в сторону большего реализма, не смотря на то, что многие, включая кураторов Имперского военного музея, считают, что ему не достаточно силы его ранних работ».
1/4
1
2
3
4
«По окончании наступления». Битвы за Пашендаль летом-осенью 1917 года шли в непроходимой грязи, картина удачно передает воздух этого злосчастного сражения
«Дорога из Арраса в Бапом». Изображен обычный для Западного фронта пейзаж – земля и мёртвые деревья, опустошенная постоянным артиллерийским огнем
«Несколько воинов». Прекрасно заметно, что стиль автора стал более реалистичным если сравнивать с родными к кубизму портретами 1916 года
«Смена караула утром». В случае если творческий стиль Невинсона может оставлять место для дискуссий, то его мастерство как живописца не вызывает ни мельчайших сомнений
Невинсон замечательно осознавал роль техники в современной войне, и это отыскало отражение в его картинах. Любопытно, что он никак не идеализировал технический прогресс и не демонстрировал упоения силой людской разума (не смотря на то, что и был близок к футуристам). Напротив, живописец в полной мере осознавал дегуманизацию человека в условиях Первой мировой, превращение боевых действий в необычную индустрию.
По окончании войны Невинсон не без гордости писал: «Для меня воин становился объектом доминирования автомобили. Я первенствовал , кто запечатлел это чувство на холсте».
1/4
1
2
3
4
«Наводящаяся гаубица». Сцена подавляет собственной символической мощью, демонстрируя слабость человека перед машиной
«Танк». Картина должна была прославлять английское чудо-оружие, но оказалась весьма мрачной по собственному колориту
«Ночной рейд». Будучи передовым человеком собственного времени, Невинсон интересовался и авиацией
«Над линией фронта». На протяжении визита фронта в 1917 Невинсон совершил пара полётов на аэроплане
Являясь одним из официальных армейских живописцев, Невинсон отнюдь не стал конформистом. Об этом убедительно говорит картина «Пути славы» – одна из самых видных работ живописца, представленная публике весной 1918 года. Ее наименование было забрано из строчка британского поэта XVIII века Томаса Грея, которая всецело звучала так: «Пути славы ведут к смертной казни».
В контексте картины слова звучали мрачной иронией, доходившей до издевательства – Невинсон изобразил тела двух убитых английских воинов, лежащие в грязи у колючей проволоки. Эпатируя военную цензуру, создатель приказал закрыть трупы на холсте листами бумаги с надписью «Не разрещаеться цензурой». Но, это не помогло, и на выставке скандальную картину было нужно заменить второй работой.
Под явным влиянием картины Невинсона наименование «Пути славы» взял антивоенный роман, по мотивам которого во второй половине 50-ых годов XX века Стэнли Кубрик снял одноименный фильм, говорящий о страданиях воинов Первой Мировой
Собственной следующей большой работой Невинсон подтвердил репутацию возмутителя самообладания. В 1918 году он опять показался на фронте, по окончании чего взялся за написание картины для так именуемого «Зала памяти» – выставочного проекта английского Министерства пропаганды. Результатом продолжительного труда стала огромная картина «Урожай битвы», представленная публике весной 1919 года.
Создатель изобразил на ней кошмарный пейзаж, залитую грязью и усеянную воронками нейтральную полосу, по которой ковыляют в тыл пострадавшие победители-британцы и побежденные-немцы, снаружи ничем не отличающиеся друг от друга. В одном из писем Невинсон назвал изображенное «обычной сценой по окончании наступления». Автору удалось «протащить» собственную картину на выставку, но в том месте её запрятали в далекой галерее, подальше от зрительских глаз.
«Урожай битвы» стал последней картиной Невинсона, созданной на протяжении Первой мировой – для живописца эта работа была необычным творческим эпилогом
На момент окончания Первой Мировой Невинсон считался одним из грандов английской живописи. Узнаваемый критик Чарльз Льюис Хинд писал в первой половине 20-ых годов XX века: «Это что-то немыслимое: в возрасте тридцати одного года быть самым обсуждаемым, самым успешным, самым многообещающим, вызывающим громаднейшее восторг и громаднейшую неприязнь живописцем». И все же звезда художника достаточно скоро закатилась – он плодотворно трудился, но уже в 20-е годы устарел, не смотря на то, что его имя оставалось на слуху и в межвоенный период.
В конце 30-х годов Невинсон написал мемуары, стал кавалером ордена Почетного легиона и взял звание участника Королевской академии художеств. В годы Второй мировой войны живописец некое время опять трудился санитаром, как и в юности, возвратился к батальной живописи, но был должен покинуть деятельность из-за значительных неприятностей со здоровьем. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века Кристофер Невинсон умер от последствий инфаркта.
Возможно смело заявить, что его звездным часом стала Первая мировая.
Картины, приведенные в данной статье, принадлежат коллекции Имперского военного музея (iwm.org.uk)
Источники:
- «Art from the First World War» – London, IWM, 2014
- https://artuk.org/ (официальный электронный каталог «Мастерство Англии»)
- http://www.gac.culture.gov.uk/ (сайт коллекции мастерства Правительства Англии)
- http://www.iwm.org.uk (сайт Имперского военного музея)
- http://www.tate.org.uk (сайт галереи Тейт)
Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Кассиус фон монтиньи: извилистый путь эсэсовца
История Фашисткой германии изобилует броскими персонажами, неоднократно быстро поменявшими собственную карьеру. Артиллерист Кессельринг и пехотинец Вевер…
-
Известное изречение «В то время, когда говорят пушки – музы молчат» правдиво далеко не всегда. В 1917 юный английский живописец Пол Нэш попал на Западный…
-
Продавец смерти: человек ипулемет
20010,0,3500, Изобретатель и его творение — «машина убийства», первый в мире полностью автоматический пулемет Предшественники автоматического оружия….
-
Долгий путь домой. чехословацкий корпус в россии
«…Вырабатывать один либо два полка, либо в зависимости от числа добровольцев батальон хотя бы из двух рот. Потребление не боевое, а из-за политических…