Роман о тристане и изольде» и его место в бретонском цикле

Первая неприятность, с которой мы сталкиваемся при анализе романа – его генезис. Имеется две теории: первая исходит из наличия недошедшего до нас романа-источника, породившего знакомые нам варианты. Вторая утверждает самостоятельность этих вариантов, самые узнаваемые из которых – французские романы Тома и Береоле, дошедшие во фрагментах, и германский – Готфрилд Страсбургского.

Научные советы романа-прототипа осуществлена в конце XIX в. французским медиевистом Ш.Бедье, и она в итоге была не только самым полным, но и художественно идеальным вариантом.

Особенности поэтики «Романа о Изольде и Тристане» (если сравнивать с артуровским романом): 1) изменение функции фантастики; 2) необычность главного конфликта; 3) изменение концепции любви.

Изменение функции фантастики проявилось в переосмыслении таких классических для артуровского романа персонажей, как дракон и великан. В «Романе о Тристане» — гигант – это не дикий гигант из лесной чащи, похищающий красавиц, а вельможа, брат ирландской королевы, занятый сбором дани с побежденных. Дракон также меняет собственный привычное (отдаленное и загадочное) пространство, вторгаясь в гущу муниципальный судьбы: он появляется в виду порта, у городских ворот.

Суть аналогичного перемещения фантастических персонажей в пространство повседневности возможно осознан двояко: 1) так подчеркивается ненадёжность и хрупкость действительности, в которой существуют персонажи романа; 2) укоренение фантастических существ в повседневности по контрасту оттеняет исключительность людских взаимоотношений в данной действительности, прежде всего – главного конфликта романа.Роман о тристане и изольде» и его место в бретонском цикле

Данный конфликт полнее всего создан в варианте Бедье. Он имеет этико-психотерапевтическую природу и интерпретируется исследователями или как коллизия между двумя влюбленными и враждебным им, но единственно вероятным, порядком жизни – или как конфликт в сознании Тристана, колеблющегося между любовью к Изольде и долгом перед королем Марком.

Но правильнее было бы заявить, что это конфликт между чувством и чувством, потому, что в лучших, психологически самые тонких, вариантах короля и романа Тристана Марка связывает глубокая обоюдная привязанность, не стёртая с лица земли ни обнаружившейся виной Тристана, ни преследованияминего. великодушие и Благородство Марка не только поддерживают это чувство, но и обостряют у Тристана – по контрасту – невыносимое для него сознание собственной низости.

Дабы избавиться от него, Тристан должен вернуть Изольду королю Марку. В артуровском романе (кроме того у Кретьена, не говоря уже о его последователях) конфликт таковой глубины и напряжённости был неосуществим. В «Романе о Тристане» он стал следствием изменившейся концепции любви, очень далекой от хорошей куртуазии.

Отличие пребывает в следующем: 1) Изольды и любовь Тристана порождена не естественным для куртуазии методом («лучом любви», исходящим из глаз женщины), а колдовским зельем; 2) Изольды и любовь Тристана противопоставляет их обычному порядку природы: солнце для них неприятель, а жизнь вероятна лишь в том месте, где его нет («в стране живых, где ни при каких обстоятельствах не бывает солнца»). Тяжело отыскать что-нибудь более далекое от устойчивого мотива кансоны – сравнение красоты женщины с солнечным светом; 3) Изольды и любовь Тристана изгоняет их из людской общества, превращая престолонаследника и королеву в дикарей (эпизод в лесу Моруа), в то время как цель куртуазной любви — цивилизовать неотёсанного солдата.

Оценка данной любви авторами двойственна во всех вариантах романа. Эта двойственность заставляет отыскать в памяти об отмененной ранее особенности средневекового менталитета. С одной стороны, Изольды и любовь Тристана преступна и безнравственна, но одновременно с этим она собственной самоотверженностью, безоглядностью и силой близка к идеалу христианской любви, провозглашенному в Нагорной проповеди.

Эти две оценки, как и при с Роландом, не смогут быть ни примирены, ни согласованы.

Лекция 14

значение и Сущность понятия «Восстановление»

В слове «Восстановление», как и в словосочетании «Средние века», имплицированы самоназвание эпохи и научный термин.

Сущность научного термина – в неповторимых изюминках эры, отличающих ее от вторых исторических эр.

Значение имени «Восстановление» — в той программе, которая была выдвинута современниками эры, понята ими как наиболее значимое событие времени и реализовано в это время.

Эта программа сформулирована Дж.Вазари в его видном труде о живописцах Восстановления, и из этого фрагмента мы можем осознать, что такое «Восстановление».

Вазари конструирует культурно-исторический миф о Восстановлении античности. Вот его сущность: подлинное мастерство процветало в древности, после этого было «убито» варварами, захватившими Рим, семь столетий пролежало в могиле, «по велению Неба» явилось из-под почвы в виде археологических артефактов и было «возрождено» живописцами того времени «методом подражания». В изложении Вазари история Восстановления – это история чуда: воскрешения из мертвых «убитой и похороненной» старой культуры.

В данной концепции возможно найти характерное для людей того времени рвение к немыслимому, необыкновенному и неосуществимому. Но эти качества свойственны не только людям Ренессанса, но и объективным чертям эры; они входят в ее сущность и отличают от вторых исторических эр.

К ним возможно отнести следующие изюминки: 1) сходство социально-политических черт хорошей Греции направляться-IV вв. и ренессансной Италии XIV-XVI вв.; 2) господствующую роль мастерства в радикальном обновлении культуры; 3) необыкновенную творческую продуктивность ренессансной культуры; 4) полное преобладание в культуре эры одного явления – гуманизма; 5) наличие у Ренессанса «отца-основателя» — Фр.Петрарки (это единственная историческая эра, которая была порождена интеллектуальной деятельностью одного человека).

Периодизация ренесанса. Ее условность в том, что итальянская хронологическая схема переносится на другие европейские государства. В данной схеме 5 периодов: 1) Проторенессанс – XIII — 1-я добрая половина XIV в.; 2) Ранний Ренессанс – 2-я добрая половина XIV в. – 1-я добрая половина XV в.; 3) Зрелый Ренессанс – 2-я добрая половина XV в.; 4) Большой Ренессанс – первые 30 лет XVI века; 5) Поздний Ренессанс – 2-я добрая половина XVI в.

Лекция 15

Мельница — Изольда


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: