Восстание тайпинов: резня среди младших братьев христа

Освободившаяся по окончании взятия Шанхая маньчжурская армия осадила Чжэньцзян. Данный стратегически серьёзный узел соединения Янцзы и Императорского канала тайпины удерживали с весны 1853 года. С учётом того, что укреплённые лагеря цинских армий на обоих берегах Янцзы к востоку от Нанкина до сих пор угрожали ярким подступам к тайпинской столице, для «Тай-пин Тянь-го» (Царства Небесного Величайшего Счастья) сложилась страшная обстановка, угрожавшая началом громадного маньчжурского наступления.

Дабы отобрать тут инициативу у соперника, тайпины к началу 1856 года подготовили Восточный поход – наступление на восток к морскому побережью страны началось 1 февраля. К середине марта солдаты «Царства Небесного» отбросили соперника от Чжэньцзяна, а в битвах с 3 по 5 апреля разгромили цинский лагерь на северном берегу Янцзы, стёрши с лица земли комплекс из более чем 120 укреплённых пунктов.

Янцзы у Нанкина, «Небесной столицы» тайпинов. Рисунок XIX века

Тут тайпины в первый раз действовали в альянсе с партизанскими отрядами «няньцзюней» (дословно — факельщиков) — крестьянскими повстанцами из северных провинций центрального Китая, каковые, выступая против власти маньчжуров, в один момент не признавали и власть нанкинского «Царства небесного».Восстание тайпинов: резня среди младших братьев христа Об этих китайских «махновцах» ещё нужно будет рассказать подробнее чуть позднее.

В весенних битвах 1856 года за обеспечение безопасности Нанкина отличилсяюный тайпинский начальник Ли Сючен. За три года он прошёл путь от рядового до командующего корпусом, и не так долго осталось ждать, наровне с «И-ваном» (Запасным правителем) Ши Дакаем, ему суждено было стать лучшим полководцем тайпинов.

Сам же командарм Ши Дакай в мае возвратился в Нанкин из Западного похода для усиления Восточного. Предварительно он, дабы обеспечить спокойный тыл на западе, ещё раз разгромил под Наньчаном войска «хунаньских молодцов» Цзэн Гофаня. Разжёгши огни на стоянках в горных равнинах и тем самым одурачив вражеских наблюдателей, Ши Дакай с маленьким отрядом ночью нежданно ворвался в лагерь превосходящего по численности соперника и обратил его в бегство.

Цинские воины в панике укрылись за стенками Наньчана, много передавив и покалечив друг друга в давке у городских ворот.

Тайпинский «ван» со свитой. Рисунок XIX века

В июне 1856 года объединённые армии Западного похода тайпинов окружили и стёрли с лица земли складывавшийся из более чем 70 полевых упрочнений и фортов лагерь цинской армии на южном берегу Янцзы. К концу лета они отбросили цинские части на большом растоянии от собственной столицы.

И сейчас, в то время, когда тайпины, обладая стратегической инициативой, наступали по всем фронтам, в Нанкине случились события, окончательно отнять у них шанса на победу и ставшие началом агонии тайпинской революции.

Революция пожирает собственных детей

Фавориты «Тай-пин Тянь-го», как и все революционеры, люди пассионарные, бесстрашные и решительные, одержав необычные победы – в буквальном смысле слова взлетев «из грязи в князи» – не смогли остаться в одной упряжке. Тут сказалось всё: отличие в социальном и географическом происхождении, различия во взорах на управление созданным страной, борьба честолюбий и просто бешеная воля к власти…

Изначально у актива тайпинов сложилось пара фракций и «землячеств» около их первых вождей. Эти фавориты и их ближайшие соратники, когда по окончании первых побед отошла самая яркая опасность и схлынула горячка битв, достаточно скоро вошли в непримиримые индивидуальные и идейные несоответствия. А на войне несоответствия решаются как на войне – бесповоротным устранением того, что мешает, и тех, кто мешает достижению цели.

К середине 50-х годов XIX века в лагере тайпинов уже было напряжение между «ветхими братьями», первыми повстанцами, уроженцами южных провинций Гуанси и Гуандун, и «новыми братьями», уроженцами центральных провинций. «Ветхих братьев», со своей стороны, раздирала ещё более твёрдая неприязнь между гуансийцами и гуандунцами.

проповедь и Молебен в церкви тайпинов, рисунок британского очевидца XIX века

Нужно не забывать, что все они в прямом смысле слова говорили на различных языках, слабо осознавая друг друга, поскольку провинциальные диалекты разнились сильно. Фаворитом гуансийцев был «главком» Ян Сюцин, оттеснивший от настоящей власти основателя секты тайпинов «Царя небесного» Хун Сюцюаня, фактического фаворита гуандунцев. Но и в правящей группы гуансийцев появились две враждующие фракции – «партия Яна» около Ян Сюцина и «партия Вэя» около «Северного правителя» Вэй Чанхоя.

Эти двое, бывший бродяга и бывший землевладелец, уже просто не переносили друг друга.

Характерно, что первые годы по окончании занятия повстанцами Нанкина маньчжурские власти, основываясь на донесениях шпионов, были уверены, что никакого основателя секты, «Царя небесного» Хун Сюцюаня, уже нет — он то ли убит, то ли погиб в начале восстания, и всем правит «Восточный правитель» Ян Сюцин. Хун Сюцюань вправду удалился от текущих дел, два года не выходя из огромного нанкинского дворца.

Все настоящие рычаги власти сосредоточил Ян Сюцин, появлявшийся не только гениальным, но и очень деспотичным и гордым человеком. Он очевидно собирался стать и формальным главой «Тай-пин Тянь-го», чем совсем вернул против себя всех правителей-«ванов».

В то время, когда в августе 1856 года успешные армейские операции тайпинов отбросили цинские армии на большом растоянии от Нанкина, Ян Сюцин на торжествах по случаю победы заставил Хун Сюцюаня отслужить в честь себя молебен. Тайпины систематично выполняли переработанные христианские обряды. Но пропетые отцом-основателем «Многая лета!» в честь первого среди равных переполнили чашу терпения «ванов».

Резня среди тайпинов, современный рисунок

С немногословного согласия «Небесного правителя» фаворит заговорщиков Вэй Чанхой 2 сентября 1856 года лично убил Ян Сюцина. Первоначально планировалось устранить лишь «Восточного правителя» и двух его братьев, но маховик репрессий и резни от накопившихся противоречий начал раскручиваться с ужасающей скоростью. В течение маленького времени было убито до 30 000 приверженцев Ян Сюцина и участников их семей.

В последних числахСентября в Нанкин экстренно прибыл лучший тайпинский полководец «И-ван» Ши Дакай. Он обвинил Вэй Чанхоя в излишних «необоснованных репрессиях» и в ответ сам чуть не стал их жертвой. Ему удалось бежать из столицы к своим армиям, а приверженцы Вэй Чанхоя в отместку стёрли с лица земли всю его семью.

Разъярённый Ши Дакай повёл тайпинские полевые армии, в далеком прошлом уже возмущённые столичными безобразиями, на Нанкин.

поход государства и Территория тайпинов отколовшейся армии Ша Дакая в конце 50-х годов XIX века

Приближение больших воинских сил опять поменяло баланс в правящей вершине — оставшиеся князья и государи, «ваны» и «хоу» тайпинов, снова с немногословного согласия «Царя небесного» Хун Сюцюаня, убили Вэй Чанхоя и его приближённых, на что потребовалось два дня уличных битв. Отрезанную голову виновника массовых репрессий отправили от имени «Царя небесного» в качестве подарка Ши Дакаю. Тот вернул войска на фронт и прибыл в столицу с маленьким отрядом.

Тут номинальная и настоящая власть уже совсем сосредоточилась в руках основателя секты Хун Сюцюаня, что, при всей собственной внешней отрешённости от мирских забот, ни при каких обстоятельствах не планировал становиться символической игрушкой.

Именно он — затворившийся в собственном дворце, загружённый в религиозно-философские размышления «Тянь-ван», «Царь небесный» — был главным кукловодом междоусобной резни. По окончании смерти в начале восстания последовательности основателей перемещения он, умело применяв смертельное соперничество последних соправителей, остался единственным высшим вождём, полубогом тайпинов.

От крестьянской революции к феодальной теократии

Хун Сюцуань применял армейский талант Ши Дакая в борьбе с цинскими армиями. «Добровольческая армия» Цзэн Гофаня, которую практически спасла тайпинская междоусобица, сейчас перешла в наступление и в декабре 1856 года отбила у тайпинов трёхградье Уханя. Ши Дакай только к лету следующего года остановил наступление Цзэн Гофаня и стабилизировал положение в равнине Янцзы.

Но к тому времени «И-ван» был уже, практически, чужим человеком в Нанкине. Не хотя вступать в борьбу за рычаги власти с окружением «Царя небесного» и одновременно с этим не без оснований опасаясь за собственную жизнь, он в июне 1857 года тайно покинул столицу тайпинов, уведя собственное 100-тысячное войско в западные провинции Китая. В том месте он будет самостоятельно сражаться с маньчжурской властью ещё 6 лет, собирая до 250 тысяч повстанцев, но в Нанкин уже ни при каких обстоятельствах не возвратится…

Длившаяся всю осень 1856 года нанкинская резня была покруче первого человекоубийства, поскольку тут не адамов сын Каин убил брата Авеля, а, если доверять тайпинской теологии, брат Иисуса Бога-и второй сын отца организовал убийство третьего сына божьего и младшего брата Христа. Эти «библейские» события обескровили и деморализовали административные кадры и лучшие военные тайпинов. Но куда губительнее для революции был установившийся в следствии резни и репрессий политический режим.

Личная встреча у «Царя небесного» в Нанкине, рисунок британского очевидца XIX века

Массы рядовых и младших начальников тайпинов владели свойствами и скоро вернули армейский потенциал перемещения. Два лучших полководца этого нового этапа восстания, юные крестьяне Чэнь Юйчэн и Ли Сючэн, были не меньшими армейскими талантами, чем лучшие из первых полководцев-«ванов», но они ни при каких обстоятельствах уже и не думали претендовать на высшую власть . Только самый гениальный и любимый тайпинскими весами Ли Сючэн осмеливался время от времени осуждать власть в Нанкине за самые вопиющие злоупотребления, терпя за это периодические опалы, но кроме того в мыслях не посягая на божественный авторитет «Царя небесного».

А так личную встречу у «Царя небесного» изобразил современный китайский живописец

А осуждать его было за что. Хун Сюцюань, владевший неповторимым бесплатно влияния на людей и столь же громадным талантом в сфере политических интриг, был органически неспособным к разумному управлению страной. Он опять погрузился в религиозную тишину собственного шикарного дворца, предоставив управление текущими делами своим фаворитам и родственникам, в первую очередь двум родным и двум двоюродным братьям.

Лишённые заметных талантов, они, под странным оком собственного божественного родича, не претендовали на верховную власть, но всей собственной образом и деятельностью судьбы содействовали стремительному превращению революционного страны в феодалов и банальное царство бюрократов.

Из всей данной родственной камарильи Хун Сюцюаня лишь один из его двоюродных братьев Хун Жэньган проявлял благородный идеализм — в условиях средневековой гражданской войны он носился с европейскими идеями строительства железных дорог и прожектами организации в будущем свободы слова и представительной демократии…

Некое время режим в Нанкине выручало только то, что власть в Пекине пребывала в ещё более жалком состоянии: Англия и Франция начали Вторую «опиумную» войну против маньчжурского императора.

Продолжение направляться

Литература:

  1. Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898.
  2. Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
  3. Харнский К. Китай с старейших времен до наших дней. Владивосток, 1927
  4. Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Издание «Неприятности Китая», №1, 1929
  5. Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Издание «Неприятности Китая», №4–5, 1930
  6. Кара- Мурза Г. Тайпины. Великая Тайпинское государство и крестьянская война в Китае 1850–1864. М., 1941
  7. Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1951
  8. Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского страны. М., 1952
  9. Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
  10. Скачков К. Пекин в дни тайпинского восстания: Из записок очевидца. М., 1958
  11. Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
  12. Чеканов Н. Восстание няньцзюней в Китае, 1853–1868. М., 1963
  13. Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967

Тайна Иисуса Христа — как восстать из мёртвых? Истинная рольИуды. Как возникает Благодатный огонь?


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: