Градостроительные принципы размещения музеев

5.1.Градостроительная обстановка, яркое окружение и фактически участок музея имеют значительное влияние на архитектуру строения. Функциональная программа обязана решаться в органической связи с природным и градостроительным окружением.

Исторически единственно вероятное место размещения музея в городе — только центр — и сейчас сохраняет актуальность , не смотря на то, что и формулируется не с таковой категоричностью, как раньше.

Уникальность определяет архитектурное значение музея в формировании больших градостроительных ансамблей. С ростом типологического разнообразия и числа музеев, возникновением, музеев, которые связаны с определеннымместом, трансформации их роли в публичной и культурной жизни нарушилось и единообразие подхода к выбору участка.

Известны бессчётные примеры строительства музеев за городом (этнографических, археологических и мемориальных, в красивой местности, разрешающей совместить отдых визитёров с посещением музея). Большое количество музеев открыто на селе — свидетельство возросшего стирания граней и культурного уровня между селом и городом.

5.2.Неспециализированные требования к выбору участка для строения музея следующие:

предпочтительность размещения в муниципальном центре. Музеи являются ведущими объектами формирования городского ансамбля.Соблюдение данного требования снабжает равнодоступность музея для визитёров из различных районов;

Градостроительные принципы размещения музеев

включение музея в комплекс учреждений культуры вместе с другими музеями, театром, выставочным залом, библиотекой, архивом, центром информации и досуговыми учреждениями. Кооперация дополняет функциональную программу музея и завлекает новые категории визитёров;

близость парка — для устройства открытой экспозиции, естественной защиты от шума и создания и загрязнений нужных музею рекреационных территорий;

достаточная площадь территории для постройки и перспективного расширения музея.

Эти требования не распространяются на музеи, размещение которых связано с определенным местом:

мемориальные музеи;

археологические музеи на месте раскопок;

музеи фирм, учебных заведений и учреждений;

музеи в монументах;

музеи под открытым небом, требующие громадных по площади незастроенных территорий, с ландшафтом, характерным для данного региона.

5.3.При выборе места для постройки музея требуется учет следующих главных факторов:

социальные цели: сохранение культурного наследия и его пропаганда; увеличение образовательного и культурного уровня населения; проведение научных изучений;

специфика и назначение музея: место музея в общей структуре (центральный, головной, филиал), тип коллекции, фонды, преимущественное развитие функций (научно-исследовательских, научно-просветительских, образовательных и досуговых);

черта города (населенного пункта): численность населения, структура расселения, предполагаемый регион охвата музеем, транспортная схема, возможности развития города (населенного пункта) в целом и предполагаемого района для постройки музея, исторические и культурные традиции, развитие туризма.

Анализ структуры визитёров историко-краеведческих музеев говорит о том, что иногородние составляют значительную часть посетительской аудитории — от 32 % в наибольших музеях до 78 % в маленьких районных.

Для регионов с высокой плотностью населения и развитым межгородским публичным транспортом значительное влияние на посещаемость оказывает население тяготеющих населенных мест;

природное окружение: рельеф, растительность, водоемы, геологические характеристики, климатические условия (с позиций сохранности экспонатов и возможностей организации открытой площадки), размер и форма участка, ограничения применения, включая шум, загрязнения и вибрации, пригодность местности с целью проведения досуговых мероприятий;

градостроительная обстановка: наличие вторых музеев, учебных заведений (включая школы), научных учреждений (их мощность, тип, число и размещение), отдыха и мест досуга; ближайшее архитектурное окружение; тенденция; негативное для музея соседство с предприятими, скоростными магистралями, железной дорогой и аэропортом; возможность постепенного расширения строения музея;

структура населения: социально-опытный и возрастной состав, уровень образования, культурные запросы, туристы;

транспортная доступность: совокупность публичного транспорта недалеко от строительства музея, размещение стоянок, пешеходная доступность к музею (легко дешёв — 15 мин ходьбы либо езды местным транспортом, дешёв — 15 — 30 мин);

технико-экономические мысли: благоустройство территории, проведение сопутствующих постройке музея мероприятий (дорог, коммуникаций и т.п.);

особые требования. Краеведческие музеи: своеобразие естественно-архитектурного окружения и природного ландшафта как элементов экспозиционного показа. музеи изобразительного исскуства: возможность размещения произведений монументального мастерства на открытых экспозиционных площадках.

Музеи в монументах: обязательность охранных территорий. Технические музеи: расширенный состав экспозиции под открытым небом. Музеи учреждений и предприятий: целесообразность их размещения без ограничений посещаемости режимом учреждений и работы предприятий.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

6.1.Участок музея включает следующие функциональные территории: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную.

6.2. Входная территория помогает для адаптации визитёров перед посещением музея, местом ожидания и сбора экскурсий. Тут размещается информация и реклама.

Вблизи от входной территории направляться размещать стоянки для автомашин и автобусов.

6.3. Экспозиционная территория есть продолжением постоянной экспозиции в строении и предназначается для размещения разных экспонатов под открытом небом: произведений скульптуры и монументального искусства — в музеях изобразительного исскуства; образцов орудий, бронетехники, каменных изваяний, археологических фрагментов, монументов народного зодчества, монументальных композиций, посвященных героям и знаменательным событиям, — в музеях исторического профиля; фауны и образцов флоры — в краеведческих. Для последних характерно кроме этого применение в экспозиционных целях защитного озеленения территории, устройство дендрария.

6.4. Рекреационная территория предназначается для отдыха визитёров и возможно совмещена с входной либо экспозиционной территориями.

6.5. Хозяйственная территория включает нужные хозяйственные постройки вне строения музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции). Нужно ее размещение со отправки экспонатов и стороны приёма.

Площадь участка музея зависит от характера и величины коллекций.

Строение музея направляться размещать на участке с отступом не меньше 15 м от красных городских магистралей и линий застройки с целью создания озелененной защитной территории.

Участок музея обязан воображать возможность для расширения строения в будущем.

6.6.Зависимость участка и площадей экспозиции такова:

Экспозиционная площадь, м2
Площадь участка, га 0,5 0,8 1,2 1,5 1,8

6.7. Самый распространенные соотношения разных площадей участка приведены в табл. 5.

Таблица 5

Площадь застройки, % Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта, % Открытые экспозиционные площадки, % Озеленение, % Хозяйственный двор, %
25 — 30 10 — 15 10 — 15 30 — 40 5 — 10

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

7.1.обслуживание посетителей и Содержание экспонатов составляют базу, деятельности музеев, определяют структуру, площади и состав помещений (табл. 6, 7).

7.2.При проектировании музеев обязан последовательно осуществляться принцип большого разделения двух главных технологических потоков: путей перемещения и маршрута посетителей экспонатов.

Главными видами деятельности музеев есть: хранение и формирование коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.

Таблица 6

Содержание экспонатов
Функция Место
Показ Экспозиционные и выставочные залы
хранение и Сбор Фондохранилище, реставрационные мастерские
Изучение Рабочие помещения

Таблица 7

Обслуживание визитёров
Функция Место
Прием Вестибюль, кинолекционный зал, кружковые
Показ Экспозиционные и выставочные залы
Информация Информационные работы, библиотека

7.3. хранение и Формирование коллекций. Функциональную программу музей делает своеобразными средствами.

Вещественный монумент — база разных по виду музеев.

Обнаружение, взятие на комплектование и учёт фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на главные и научно-вспомогательные.

Архитектурный нюанс неприятности включает необходимость иметь особые помещения для хранения фондов по видам экспонатов, рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок.

Прирост музейных фондов в год образовывает в среднем 3 — 4 %. Так, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 — 30 лет. Развитие музея по большей части приходится на долю фондохранилищ.

7.4.Научно-исследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз: классификация и определение материала, научная обработка в культурно-просветительных целях, размещение поступления в экспозиции и фондах. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и второй научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются подготовка и организация экспозиции научных публикаций.

Проведение научной работы специалистами фондов и сотрудниками музея обеспечивается доступностью ко всем материалам фондовых коллекций.

Замысел научно-исследовательской работы включает выработку научной концепции развития музея, тематической структуры, тематико-экспозиционных замыслов и архитектурно-художественных мероприятий по оформлению экспозиций. Головные музеи реализовывают научно-методическую помощь филиалам.

Для научной работы предназначаются особые кабинеты, располагаемые поблизости от библиотеки. Библиотека комплектует собственные фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает посетителей и сотрудников музея.

7.5.Площади помещений для научной работы предусматриваются для начальников отделов (секторов) — 9 м2, для научных сотрудников — 4,5 м2. Площади помещений для библиотеки приведены в табл. 8.

Таблица 8

Помещения (территории) Единица измерения Площадь, м2
Помещения (территории) обслуживания читателей
Места для чтения при одноместных столах 1 место
То же, при двуместных столах то же 2,4
Фонд открытого доступа 1000 единиц хранения 4,5
Кафедра приёма и выдачи литературы 1 кафедра
Помещения (территории) хранения ислужебной работы
Фонд без открытого доступа 1000 единиц хранения 2,5
Места для библиотечно-производственной работы 1 место

7.6. Постоянная экспозиция — главное звено деятельности музея. Формируется, в основном, на настоящих экспонатах, прошедших научную обработку.

Главные требования к экспозиции: цельность архитектурно-научной концепции и планировочного построения, создание комфортных условий для визитёров (продуманные графики перемещения, освещение, информация, возможность личного осмотра и в составе экскурсионных групп, учет заинтересованностей различных категорий визитёров); ясная художественная форма подачи всего отдельных материалов и собрания в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным замыслом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).

Организация архитектурного пространства включает как фактически экспозиционные залы, так и открытую экспозицию.

В состав помещений нужно включать вводной зал, как организующее пространственное начало, где визитёры приобретают первую данные о музее и проводятся праздничные мероприятия.

7.7. Выставочная деятельность есть своевременной формой участия музея в нашей жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев.

Они расширяют экспозиционные возможности музеев, завлекают новые категории визитёров.

Существуют две главных формы проведения выставок: в музея и мобильные, что определяет необходимость особых выставочных транспортных средств и залов.

Главные требования к выставочным залам:

близость к вестибюлю, возможность свободного изолированного доступа (без прохождения через другие помещения):

нейтральность пространственного и художественного ответа;

возможность легкой и стремительной изменении.

При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения инвентаря и выставочного оборудования.

В музеях I — II категорий целесообразно проектировать в фондохранилищах особые помещения для мобильных выставок, максимально приближенное к служебному входу.

7.8.Примерные соотношения выставочной и экспозиционной площадей приведены в табл. 9.

Таблица 9

Экспозиционная площадь, м
Выставочная площадь, м

7.9. Культурно-просветительная работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру строения кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом:

в музеях с экспозиционной площадью до 200 м2 выявляется территория универсального применения на данной площади;

в музеях с экспозиционной площадью до 1500 м2 проектируется кинолекционный зал на 100 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м2 проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая;

в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м2 проектируется два зала — кинолекционный зал на 200 мест и небольшой зал совещаний площадью 45 — 60 м2, и кружковые помещения.

Темперамент деятельности отдельных музеев требует внесения корректив в эти показатели.

В практике мемориальных, исторических и краеведческих музеев практикуются вручение правительственных призов, прием в комсомол и пионеры, в художественных — копирование произведений искусств.

Изюминкой этнографических музеев есть выступление этнографических ансамблей, литературных — систематическое проведение лекций, концертов, выступлений артистов, научных сотрудников.

Кинолекционный зал проектируется в близи от вестибюля. Нужно предусматривать его независимое применение.

7.10. Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности экспонатов в экспозиционных залах, но по большей части — в фондах.

Музейный фонд характеризуется количественным и качественным разнообразием экспонатов. Хранение организуется по видам экспонатов.

Основной частью работы есть реставрация и консервация экспонатов. В зависимости от его значимости и величины музея в совокупности предусматривается от одной неспециализированной реставрационной мастерской до лабораторий и комплекса мастерских. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов есть организация базисных фондохранилищ, лабораторий и мастерских.

Наровне с классическими формами деятельности в работе музея с визитёрами должны внедряться и такие, как показ работы реставраторов, открытый доступ в фонды и др.

Заседание Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительн


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: