Формирование законодательной базы для успешной деятельности музеев-заповедников

Для музеев-заповедников в силу их комплексности и развития и особенностей формирования законодательная база была совсем не созданной. Музеи-заповедники как учреждения культуры музейного профиля законодательно не установлены. Урегулирование правоотношений на территориях музеев-заповедников между разными субъектами деятельности с учётом развития и приоритетов сохранения историко-культурных территорий не отыскало отражения ни в одном из законов.

Разработка настоящей стратегии предполагает необходимость формирования новой законодательной базы, соответствующей нынешнему этапу развития экономики страны. Это должно обеспечить, с одной стороны, предстоящее развитие действующих на данный момент музеев-заповедников, и создание перспективной совокупности достопримечательных мест и организуемых на их базе историко-культурных заповедников и снова создаваемых музеев-заповедников.

Для этого нужно:

– принятие нормативных правовых актов, нужных для отнесения к защищаемым объектам культурного наследия достопримечательных мест («Положение о едином национальном реестре объектов культурного наследия народов РФ» и «Положение о национальной историко-культурной экспертизе»);

– принятие нормативного правового акта «Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его границы и режим его содержания», определенного законом«Об объектах культурного наследия (монументах культуры и истории) народов РФ» (2002 г.).Формирование законодательной базы для успешной деятельности музеев-заповедников

Принятие указанных нормативных правовых актов разрешит создать базу для организации очень защищаемых историко-культурных территорий с последующим учреждением на этих территориях музеев-заповедников.

Для введения в правовое поле таких учреждений культуры, как музеи-заповедники, нужно внести трансформации в закон«О Музейном фонде музеях и Российской Федерации в РФ» и закон«Об объектах культурного наследия (монументах культуры и истории) народов РФ». Это разрешит отнести деятельность музея-заповедника, снабжающую сохранность, восстановление, публичное представление и изучение целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных сокровищ в их классической исторической (культурной и природной) среде, к музейной деятельности.

Для обеспечения сохранности границ действующих режимов-содержания и музеев заповедников их территории нужно принять соответствующие нормативные правовые акты об отнесении территории существующих музеев-заповедников к историко-культурным заповедникам, об установлении их границ, режимов содержания, использования и охраны, снабжающих сохранение целостных историко-культурных и природных комплексов.

Подобно существующей практике в сфере охраны природного наследия нужно создание совокупности очень защищаемых историко-культурных территорий как серьёзной составляющей охраны культурного наследия. В рамках данной совокупности историко-музеи и культурные заповедники-заповедники в отношении друг к другу следовало бы разглядывать как разные организационно-правовые формы очень защищаемых историко-культурных территорий.

Историко-культурные заповедники целесообразно выяснить как территории с особенным правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, публичное представление и изучение достопримечательного места с расположенными на данной территории ансамблями и памятниками, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс. В состав историко-культурного заповедника смогут входить территории охраны объектов наследия, иные объекты недвижимости, включая лесные и сельскохозяйственные угодья, поселения, водные объекты.

Так, историко-культурный заповедник может рассматриваться как очень защищаемая историко-культурная территория. Музей-заповедник направляться разглядывать как организационно-правовую форму учреждения, снабжающего использование и сохранение наследия историко-культурного заповедника (историко-культурной территории).

В целях обеспечения деятельности по формированию совокупности достопримечательных мест и историко-культурных заповедников направляться советовать субъектам РФ включить имеющиеся на их территории достопримечательные места в Единый госреестр объектов культурного наследия.

В один момент направляться внести соответствующие поправки в закон«Об очень защищаемых природных территориях», разрешающие отнести историко-территории и культурные заповедники действующих музеев-заповедников к очень защищаемым природным территориям. специфика и Существование достопримечательных мест, историко-музеев заповедников и культурных-заповедников должно быть отражено в Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе Градостроительном кодексе и Российской Федерации РФ.

Сущность поправок, вносимых в эти кодексы, обязана заключаться в регулировании деятельности, снабжающей использование и охрану достопримечательных мест, историко-территории музеев и культурных заповедников-заповедников. Особенное внимание в этих законодательных актах должно быть уделено реализации комплексного подхода к охране объектов культурного наследия, к сохранению целостной историко-культурной и природной среды.

Нужно учитывать комплексную деятельность музеев-заповедников по обеспечению сохранности находящихся в их ведении объектов культурного наследия. Эта деятельность включает ремонтно-реставрационные, природоохранные, лесохозяйственные, мелиорационные и другие работы, нужные для восстановления исторического вида территории музеев-заповедников, и производственную деятельность по восстановлению классического усадебного хозяйства, бытовавшего в усадебных комплексах (садовое, парковое, прудовое хозяйство, коневодство, пчеловодство и пр.), восстановление классических промыслов в местах их бытования, осуществление экскурсионного и туристского обслуживания и др.

Эти виды деятельности должны рассматриваться как главные для музея-заповедника, направленные на сохранение культурного наследия. Затраты на их осуществление должны кроме этого включаться в финансирование главной деятельности (подобно тому, как финансируются работы по реставрации на движимых и недвижимых объектах культурного наследия, находящихся на балансе и в своевременном управлении музея-заповедника).

Для увеличения контроля за состоянием расположенных на территории музеев-заповедников объектов культурного и природного наследия, для нормативного правового урегулирования взаимоотношений администраций музеев-заповедников и хозяйствующих субъектов на территории музеев-заповедников нужна тесная связь с федеральными органами аккуратной власти по охране объектов культурного наследия и окружающей природной среды. Целесообразно в данной сфере наделить администрации музеев-заповедников теми же правами, каковые предоставлены национальным национальным паркам и природным заповедникам. Представляется целесообразным урегулировать данный вопрос в рамках деятельности комиссиипо административной реформе.

В связи с необходимостью законодательного и нормативно-правового урегулирования туристской деятельности на территории музеев-заповедников нужно внести соответствующие поправки в закон«Об базах туристской деятельности в РФ».

Одновременно с этим сами музеи-заповедники требуют больших материальных вложений как во время их создания, так и для осуществления ими собственных функций. Эта помощь нужна для создания штатов музейных работников и начального материального обеспечения музея-заповедника как организации культуры, с целью проведения работ по реставрации на объектах наследия, охранных мероприятий, проведения научных изучений. Господдержка ответственна кроме этого для среднего бизнеса и привлечения малого, создания социальной и производственной инфраструктуры музеев-заповедников.

Господдержка может осуществляться прямо либо косвенно. Прямое финансирование должно обеспечиваться за счет средств, предусматриваемых в бюджетах всей уровней. Нужно предусмотреть в бюджетах всех уровней целевые средства на развитие и поддержание деятельности существующих музеев-заповедников и создание новых.

Количество финансирования обязан осуществляться на основании программ развития музеев-заповедников и на базе федеральных и региональных замыслов формирования общероссийской сети музеев-заповедников.

В бюджете страны на 2006 год заложено выделение 800 млн. руб. на содержание федеральной сети музеев-заповедников. Эти средства не полностью учитывают перспективные замыслы их развития, обеспечение современным оборудованием, нужные реставрационные мероприятия, затраты на проведение землеустройства территорий музеев-заповедников и пр. В возможности нужно, как минимум, двукратное повышение выделяемых на эти цели средств.

Целесообразно предусмотреть федеральные целевые средства на предстоящее развитие сети музеев-заповедников в разных регионах страны (проведение научных обоснований и разработка концепций создания новых объектов, помощь в проведении первостепенных работ по реставрации, финансирование начальных мероприятий). Без осуществления федеральной помощи создания музеев-заповедников их формирование в разных регионах страны будет затруднено.

С учётом сложности современной социально-экономической ситуации и, принимая к сведенью необходимость одновременного ответа последовательности социальных программ и проблем, нужно расширять возможности финансирования музеев-заповедников за счет внебюджетных источников.

Особое внимание нужно выделить вопросам получения музеями-заповедниками налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. направляться законодательно утвердить, что деятельность музея-заповедника по возрождению и сохранению культурных ландшафтов, сельскохозяйственные работы, направленные на восстановление исторических форм и традиционного природопользования ведения сельского хозяйства в границах музея-заповедника, и производственная деятельность по восстановлению исторических промыслов и производств, свойственных данной территории, должны учитываться в рамках главной деятельности музея-заповедника и не учитываться как предпринимательская. Принципиально важно выделить, что восстановление ландшафтных изюминок, классического природопользования, исторического хозяйства для музеев-заповедников есть неотъемлемой задачей сохранения культурного наследия наровне с реставрацией архитектурных монументов и сохранением мемориальных подробностей внутреннего убранства либо самого исторического места.

Нужно внедрение прямых экономических механизмов, содействующих активной помощи физических и юрлиц, участвующих в реставрации и сохранении объектов культурного наследия. Прежде всего направляться внести в налоговое законодательство иную шкалу налогообложения (как это существует во многих государствах мира) на инвестиции, которые связаны с работами по реставрации, с деятельностью по восстановлению классических промыслов и производств, на пожертвования и дарения учреждениям культуры, а также музеям-заповедникам.

Ответственным механизмом расширения сети музеев-заповедников в разных регионах страны может стать разработка механизма кредитования на первостепенные мероприятия по созданию музеев-заповедников (в рамках целевого финансирования, или венчурных фондов, или иного механизма). Размер этого кредита возможно вычислен, исходя из примерного стандартного комплекта мероприятий по созданию музея-заповедника: начальных работ по реставрации, формированию маленького штата сотрудников, проведения научных разработки концепции развития, материальному обеспечению деятельности музея-заповедника.

Предварительные расчеты говорят о том, что размер этого кредита на двух-, трехлетний период начального становления может составлять 3,5-5 млн. руб. направляться создать порядок предоставления аналогичного целевого кредита под гос гарантии для регионов либо муниципалитетов, каковые собираются реализовать замыслы создания музеев-заповедников. Вероятен вариант возврата кредита, при котором сумма погашения будет уменьшаться при достижении музеем-заповедником определенных целевых показателей (к примеру, посещаемости).

Вероятно выделение средств на восстановление и сохранение объектов наследия за счет отчислений от доходов туристских компаний (как в целом по стране, так и в субъектах федерации). Сотрудничество со сферой туризма есть главным механизмом превращения культурно-просветительного потенциала музеев-заповедников в экономический ресурс.

Действующее законодательство разрешает иметь музеям-заповедникам дополнительные источники финансирования за счет собственной деятельности. Являясь некоммерческими организациями, они смогут осуществлять предпринимательскую деятельность, если она соответствует целям сохранения и уставным задачам культурного наследия. К их числу должны относиться средства, приобретаемые:

– от реализации платных одолжений в сфере культурно-просветительской, издательской, научной, туристской и рекреационной деятельности, а также в сфере восстановления исторических природопользования и видов хозяйствования, классических промыслов;

– суммы административных других платежей и штрафов, взыскиваемых администрацией музея-заповедника с нарушителей культуроохранного и природоохранного законодательства;

– средства, приобретаемые в качестве арендной платы от юридических либо физических лиц за применение недвижимых объектов культурного наследия либо земельных участков в целях обеспечения культурно-просветительных, туристско-программ и музея-рекреационных программ заповедника по восстановлению природопользования и традиционного хозяйства.

При расширении сети музеев-заповедников в стране и в ходе формирования большого их разнообразия нужно создание методических центров историко-культурного заповедного дела. Такие центры должны отразить специфику охраны наследия, осуществление заповедных работ, и деятельности по применению наследия в каждом из типов защищаемых культурных территорий (это должны быть, к примеру, методические программы сохранения археологических ландшафтов и археологического наследия, программы работ по сохранению и выявлению полей исторических сражений, методики выделения территорий охраны усадебных территорий и комплексов исторических поселений и пр.). Подобные центры смогут быть созданы на базе научных учреждений либо на базе ведущих музеев-заповедников в рамках того либо иного типа (поле исторического сражения, музей-усадьба, исторический город, этнографический музей-заповедник и пр.).

В реализации стратегии формирования совокупности достопримечательных мест, историко-музеев заповедников и культурных-заповедников в РФ выделяются два главных этапа.

На начальной стадии (во время до 2012 года) предполагается:

— организовать нужную законодательную базу, отвечающую потребностям деятельности музеев-заповедников в современных социально-экономических условиях. Для этого направляться внести трансформации в федеральное законодательство, разрешающее ввести в правовое поле музеи-заповедники как учреждения культуры, и принять нормативные правовые акты, разрешающие создать базу для организации очень защищаемых историко-культурных территорий с последующим учреждением на этих территориях музеев-заповедников;

— решить вопросы по определению территории, установлению границ, определению режимов содержания земель музеев-заповедников и обеспечению их сохранности;

— организовать совокупность мероприятий на всех уровнях власти и в рамках муниципального самоуправления по экономической помощи существующей сети музеев-заповедников и созданию новых учреждений;

— создать приблизительно 50 новых музеев-заповедников в разных субъектах РФ на базе организованных ранее предложений и совершённых научных и проектных обоснований.

На втором этапе (до 2015 года) предполагается:

— создать совокупность историко-музеев заповедников и культурных-заповедников во всех субъектах РФ;

— обеспечить должное разнообразие типов музеев-заповедников, отвечающее потенциалу культурного наследия народов РФ;

— содействовать формированию музеев-заповедников в центры культурного, туристского и развития экономики русских регионов.

Реализация намеченной стратегии приведет к упрочнению уже существующей совокупности музеев-заповедников и ее предстоящему формированию. Предполагается к 2015 году повышение сети этих учреждений приблизительно в 2,5 раза и ее распространение на все субъекты РФ.

Развитие совокупности достопримечательных мест, историко-музеев заповедников и культурных-заповедников в возможности явится базой формирования сети очень защищаемых историко-культурных территорий, снабжающих эффективное использование и комплексную охрану объектов культурного наследия РФ (подобно существующей практике в сфере охраны природного наследия). Эта политика обязана рассматриваться как серьёзная составляющая в рамках реализации задачи обеспечения устойчивого развития страны.

Музеи-заповедники станут базой «культурного каркаса», необычными социально-культурными опорными центрами, каковые смогут решать вопросы как действенной охраны наследия, так и социального обслуживания местных жителей. Эти опорные центры призваны улучшить обстановку в сфере культуры, обеспечить настоящую преемственность народной культуры; они будут содействовать сохранению многообразия проявления местных традиций, формированию самобытности разных территорий. Музеи-заповедники способны взять на себя методические функции по формированию охраны и культуры наследия соседних сельских регионов, содействовать формированию образования, решения социальных неприятностей.

В приложениях 1-6 на основании предложений регионов, специалистов и рекомендаций учёных, занимающихся проектированием в сфере культуры, предлагается список перспективных территорий для образования историко-музеев заповедников и культурных-заповедников разных видов?.

Создание музеев-заповедников в разных регионах страны разрешит и значительно увеличить поток культурно-познавательного туризма, привлечь зарубежных туристов к посещению нашей страны. В целом за счет создания новых предпосылок для туристских путешествий в связи с формированием сети музеев-заповедников ожидается повышение количеств внутреннего туризма в 1,8-2,1 раза.

Музеи-заповедники смогут обеспечить занятость до 40 тыс. человек в собственной сфере, будут созданы предпосылки для создания приблизительно 200 тыс. рабочих мест в других материального сферы производства и учреждений обслуживания. Развитие сети музеев-заповедников создаст возможность активизации экономической деятельности приблизительно в 150 средних и малых городах и в сельских районах, каковые на данный момент будут в депрессивном состоянии.

Неспециализированной задачей стратегии есть сохранение историко-культурного наследия РФ как неповторимого феномена общемирового значения. Культурное наследие должно рассматриваться как фундаментальная категория, как формирования развития новых и основа личности поколений, оно будет источником знаний и духовного развития о русской культуре не только для будущих поколений россиян, но и для всего мирового сообщества.

Крайне важно осознать, что использование и сохранение культурного наследия это наиболее значимый ресурс социального и экономразвития. Для многих регионов страны, для маленьких исторических поселений как раз культурное наследие может стать необычной отраслью специализации, которая окажет стимулирующее действие на их экономику, будет содействовать активному формированию повышения и хозяйства уровня судьбы.

Реализация данной стратегии откроет перед русскими регионами новые социальные и экономические возможности, окажет помощь предстоящему формированию образования и сферы культуры, формированию инфраструктурного комплекса исторических городов и поселений, разрешит создать новые занимательные возможности развития туризма, будет содействовать трудоустройству, неспециализированному улучшению уровня и среды судьбы. В целом, осуществление данной стратегии разрешит России играться хорошую роль в совокупности историко-культурных регионов мира.

Механизмы государственной охраны объектов культурного наследия (Часть I)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: