Замысел: 1. Специфика нетрадиционных приемов изучения эмпирического матери-
ала. Отличие классических приемов от нетрадиционных приемов.
2. Неспециализированная черта нетрадиционных приемов изучения
эмпирического материала:
а/ прямая речь;
б/ драматизация;
в/ персонификация;
г/ мнимое путешествие;
д/ интервьюирование персонажей;
е/ ролевая, деловая, ретроспективная игра.
3. Неспециализированная черта нетрадиционных приемов изложения
эмпирического материала:
а/ рассказ продолжение;
б/ рассказ – тайная;
в/ рассказ — версия.
Литература:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические советы преподавателю истории.
Базы опытного мастерства. М.: Владос, 2001. С.71 – 75.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. методика и Теория обучения истории.
– М.: Владос, 2003. С. 224 – 227.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории
в школе. М.: Владос, 2000. С.52 – 61
Короткова М.В., Студеникин М.Т.Методика обучения истории в схемах, таблицах,
описаниях. М.: Владос, 1999. С.99 -106.
Боханов К.А. Театральные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1990
Манн Б. Школьный исторический театр //ПИШ № 3, 1993.
Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М.,1985. С. 11, 32 – 34.
Короткова М.В. Путешествие по старому городу. //ПИШ № 7, 1998. С. 32 – 34.
Гольденберг М. Интервью как способ активизации познавательной деятельности.
//Первое сентября. История. № 12, 2001. С. 12
Богоявленский Б., Митрофанов К. Конкурс «Прошлое России в истории моей семьи
(интервью и рассказы) //Первое сентября. История № 43, 1998. С – 14 (С. 6 – 9).
Быков А.В. Программа по историческому моделированию, реконструкции и ролевым
Играм //ПИШ № 7, 2001. С. 59 – 64.
Короткова М.В. Формирование образных представлений получающих образование курсе старого
мира. ////ПИШ № 5, 1990.
Короткова М.В. Проблемные игры на уроках средневековья. //ПИШ № 4, 1991.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.
Кучерук Н.В. Учебные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1998.
Уколова И.Е. Ролевые игры на уроках. //Первое сентября. История. № 1, 1997. С. 5.
Тема № 14. средства и Приёмы изучения теоретического материала.
Цель: познакомить студентов с средствами и приёмами изучения теоретического материала, растолковать сущность логического усвоения материала в ходе исполнения практической работы. Проследить зависимость между характером и выбором приёмов теоретического материала.
Замысел: 1. умения и Интеллектуальные приёмы обучающихся.
а/ синтез и анализ;
б/ дедукция и индукция;
в/сопоставление и сравнение.
1. приёмы и Способы воспроизведения и устного изложения
теоретического материала («открытой теории»).
а/ объяснение;
б/ рассуждение (рассуждающее изложение);
в/ чертей;
г/ подтверждение.
3. Методы преобразования учебной исторической информации на теоретическом уровне. Письменные и графические приемы изучения теории.
а/ таблицы;
б/ логические схемы;
в/ замыслы.
4. Примеры средств и приёмов изучения теории (из педагогического опыта).
Литература:
Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе . М., 1968. С. 68 – 75
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические советы преподавателю истории. Базы
опытного мастерства. М., 2001. С.81 – 90.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. методика и Теория преподавания истории.
– М.: Владос, 2003. С. 227 – 238.
Годер Г.И. самостоятельная работа и Виды изложений учащихся в ходе урока
//Преподавание истории в школе № 4, 1985. С. 66 – 72.
Гора П.В. Увеличение эффективности обучения истории. М.,1988. С. 115 – 127
Методика преподавания истории в школе : Учебное пособие для студентов.
/ Под ред. С.А.Ежовой и др. М., 1986. С. 101 – 113.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, описаниях и
таблицах. М., 1999. С.107 – 112
Козодоев В.И. Применение текстовых таблиц (VIII класс) //Преподавание истории в
школе № 3, 1983. С. 42 – 46.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в
школе. М., 2000. С. 66 – 78
Степанищев А.Т. изучения истории и Методика преподавания . Ч. 2. М., 2002. С.92 — 98
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории ив школе. М., 2000. С. 72 – 88.
Хромова И.С., Битюков К.О. История России финиша 19 – начале 20 в диаграммах и
схемах. //ПИОШ № 2, 2001.
Хусаинов Р.В. Обнаружение причинно-следственных связей
//Преподавание истории в школе № 7, 2003. С. 40 – 51.
Шнайдер Я.М. Формирование знаний о закономерностях. //ПИШ № 1, 1986. С. 42 – 46.
Тема № 15. средства и Приёмы формирования главных понятий на уроках истории.
Цель: опираясь на знания студентов о формировании главных понятий, научить будущих преподавателей применять средства изучения и различные приёмы главных исторических понятий. Организовать навык отбора самые эффективных средств контроля формирования и методических приёмов понятий. Выяснить этапы формирования и логические пути, классификации понятий.
Замысел: 1. Роль понятий в обучении истории.
Понятие, термин, историзм: отличие и определение друг от друга.
2. Классификация исторических понятий.
3. Логические дороги формирования понятий, их принципиальное отличие.
4. методические условия и Этапы формирования понятий.
5. средства и Приёмы формирования понятий.
Литература:
Белгородская Л.В. От факта к пониманию. //ПИШ № 3, 1994. С. 36 – 39.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические советы преподавателю истории. Базы
опытного мастерства. М.: Владос, 2001.76 – 80
Головкина Е.Ф. Формирование мировоззренческих понятий в IV классе.
//Преподавание истории в школе № 4, 1977. С. 29 – 38.
Клокова Г.В. Методические условия формирования понятий. //ПИШ № 3, 1984.
Методика преподавания истории в школе . /Под ред. С.А.Ежовой и др.
М.: Просвещение, 1986. С90 – 101.
Пометун Е.И., Кириази Ж.В. Познавательная самостоятельность в работе с понятиями.
//Преподавание истории в школе № 2, 1986. С. 61 – 66.
Степанищев А.Т. изучения истории и Методика преподавания. Ч. 2.
М.: Владос, 2002. С. 53 -66
Содержание независимой работы студентов.
1.Составление на протяжении курса «Методического справочника педагогических терминов» (личная работа). Нужно дать определение и растолковать сущность таких терминов как методика, способ, структура, принцип, прием, навык. «Госстандарт», классификация, урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие. Самоанализ урока, умение, итоговая аттестация (экзамен), техническое средство обучения и т.д.
2.Подготовка сообщения к практическому занятию по курсу на 10 – 12 мин. (личная работа). Примерная тематика сообщений:
— «Деятельность Ф.И.Янковича де Мириево по созданию народных училищ России»;
— «История разработки первого школьного книжки истории России»;
— «Школьная реформа высшего образования и среднего середины XIX века»;
— «Школьная реформа 1915 – 1916 гг. и преподавание истории»;
— «Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического образования»;
— «Обзор книжек истории 1990-х гг. дальнего зарубежья и ближнего» (сравнительный анализ);
— «Неприятности формулировки темы уроков истории (методическая совокупность О.Ю. Стреловой);
— другие темы и литературу наблюдай в Практикуме по «методике и Теории обучения истории» в 314 кабинете).
3.Заполнение на протяжении проведения и подготовки практического занятия тематических комплексов. Примерная тематика:
А/ Тематический комплекс «Главные этапы в развитии методической мысли в Российской Федерации в Х – ХХ вв.».
Этап | Методические и педагогическиеновшества и их значение (в любой период истории) | Деятели страны и ученыеметодисты (их вклад) | Недочёты в практике обученияистории в это время. |
Б/ Тематический комплекс «Педагоги – новаторы».
Фамилия педагога новатора и названиеего методики. | Своеобразные показатели его методическойсистемы | Преимущества его методической совокупности. | Недочёты его методической совокупности. |
4.Создайте и защитите (групповая работа):
-Собственную педагогическую концепцию на конкурс «Педагогического мастерства»;
-Анализ и самоанализ методических материалов и урока истории к нему;
-Создайте совокупность уроков (3 – 5) в соответствии с одной из новаторских методик (на выбор).
Список тем для рефератов:
1. Письменные источники исторического знания в XVI – XVIII вв. (Азбуковник, Хронограф, Синопсис и другие).
2. Становление школьного исторического образования в Российской Федерации XVIII -XIX вв.
3. Деятельность министров просвещения России и их влияние на совокупность школьного исторического образования.
4. Российские книжки истории XVIII – XIX вв.: сравнительный анализ.
5. Книжки истории ведущих государств и их роль в преподавании истории.
6. Становление методики обучения истории как науки в последней четверти XIX в.
7. Главные способы обучения истории в XVIII – XIX вв.: краткая черта.
8. Неприятности реформирования русском совокупности исторического образования в середине XIX века (борьба за реформы).
9. Опытный портрет преподавателя истории: опыт социально-художественного изучения.
10.Преподавание истории в настоящих и хороших гимназиях дореволюционной России.
11.Становление высшего педагогического образования в Российской Федерации: складывание совокупности подготовки преподавателей истории.
12.Деятельность ведающихся педагогов России финиша XIX в. по внедрению новых методических совокупностей обучения истории.
13.Идеи драматизации обучения истории А.Ф.Гартвига в дореволюционной и современной общеобразовательной школе.
14.Развитие методической науки в СССР в 1930 – 1980-е гг.
15.Неприятность пути и углублённого изучения истории ее решения в современных Русских школах.
16.Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического и обществоведческого образования в 1917 – 1929 гг.
17.Обзор книжек истории 1990-х гг. в дальнем зарубежье и ближнем: сравнительный анализ.
18.Неприятность формулировки темы урока истории. Концепция О.Ю.Стреловой «Многообразие вариантов формулировки тем урока».
19.Концепция «Изучение родословной собственной семьи» в учебной и во внеклассной работе по истории.
20.Учебные фильмы, видеокамера и фотоаппарат в учебной и внеклассной работе по истории.
21.Краеведческий музей в совокупности школьного исторического образования.
22.Первый компьютерный учебник истории: методика работы и история разработки на уроке и при исполнении домашней работы по истории.
23.Мультимедийные учебные пособия по истории, их место в учебно — воспитательном ходе.
24.Современный кабинет истории и обществознания в школе.
25.Неприятности внедрения профильного обучения истории в школена современном этапе.
26.Неприятности военно-патриотического воспитания на базе усвоения школьного исторического материала.
27.Изучение вопросов экономики в школьных направлениях истории.
28.Изучение вопросов культуры в школьных направлениях истории.
29.Применение художественной литературы при изучении истории.
30.Применение мела и классной доски на уроках истории.
31.Учебное кино в преподавании истории. Видео — фильмы на уроках истории.
32.Реферат – одна из форм письменного контроля за результатами обучения истории.
Образцовая тематика контрольных работ по курсу
1. Письменные источники исторического знания Х – ХIХ вв.
2. Становление школьного исторического образования в первой половине XVIII в.
3. развитие и Становление школьного исторического образования во второй половине XVIII вв. (эра Екатерины II).
4. Изучение истории в школах России в 1 четверти XIX в. (Эра Александра I).
5. Изучение истории в школах России во второй четверти XIX в. (эра Николая I).
6. Обучение истории в русских школах 1860 – 1880 гг. (эра Александра II).
7. Обучение истории в русских школах 1880 – 1890 гг. (эра контрреформ Александра III).
8. Преподавание истории в русских школах начала ХХ в. (эра Николая П).
9. Историческое образование в первые десятилетия советской власти (1917 – 1932).
10.правительства и Политика партии в области школьного исторического образования (1930 – 1950 гг.).
11.правительства и Политика партии в области школьного исторического образования (1950 – 1980 гг.).
12.Реформирование совокупности школьного исторического образования в 1980 – 2000 гг.
13.Госэкспертиза учебной исторической литературы XIX – XX вв.
14.Дореволюционные книжки истории XVIII – начала ХХ вв.: краткий обзор.
15.Способы обучения истории в русском школе XVIII – XX вв.
16.
Образцовая тематика контрольных работ по курсу
«Методика преподавания истории»
1. проведения и Методика организации предметных игр на уроках истории.
2. проведения и Методика организации развивающих игр на уроках истории
3. проведения и Методика организации ретроспективных игр на уроках истории.
4. Методика организации проведения интеллектуальных игр на уроках истории.
5. проведения и Методика организации деловых игр на уроках истории.
6. проведения и Методика организации ролевых игр на уроках истории.
7. проведения и Методика организации не ролевых игр на уроках истории.
8. проведения и Методика организации шоу-игр на уроках истории.
Библия.Книга Исаии
Удивительные статьи:
- Происхождение евангелия от иоанна
- Описание экспериментальной установки и порядок проведения опыта
- Неаполь — помпеи — сорренто — капри
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Требования к знаниям и умениям студентов
В ходе обучения студент обязан приобрести знания об главных событиях о учебно-воспитательном ходе преподавания истории в общеобразовательной школе, о…
-
Раздел 10. методика обучения обществоведению в школе
Тема 35. Обществоведение в школе: прошлое, будущее и настоящее курса. Становление курса «Обществоведение» в 1920 –е гг. методики изучения и Изменение…
-
Актуальные проблемы современной мпи
Методика (греч. )- метод познания. Способ- метод достижения какой-нибудь цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — педагогическая…
-
Тема 3. государственная политика в области исторического образования: этапы и тенденции
Пояснительная записка Курс «Методика преподавания истории» нацелен на восприятие студентами 3 – 4-5 курса очного отделения систематических знаний по…