Раздел 10. методика обучения обществоведению в школе

Тема 35. Обществоведение в школе: прошлое, будущее и настоящее курса.

Становление курса «Обществоведение» в 1920 –е гг. методики изучения и Изменение содержания «Обществоведения» в 1930 – 1980 – е гг. Реформирование совокупности обществоведческого образования в 1990 — е гг.

Концепция современного обществоведческого образования.

Тема 36. Цели и содержание обществоведческого образования в общеобразовательной школе.

Разные подходы к определению целей обществоведческого образования. Обучающая, развивающая и воспитательные компоненты целей. Правила формирования обществоведческого содержания.

Госстандарт. Главное содержание школьного обществоведения (по блокам).

Тема 37. Учебная и внеклассная деятельность по обществоведению в общеобразовательной школе.

Методическое обеспечение курса «Обществознание». Организация учебной и внеучебной работы по «Обществоведению». Правила, формы организации и черта главных видов внеклассной работы по «Обществознанию»: олимпиады, викторины, предметные семь дней, экскурсии и т.п.

Кабинет обществознания в школе.

Раздел 11. Методика преподавания права в школе.

Тема 38. Формирование научных школ воспитания и правового обучения школьников в истории России. Истоки юридического образования в Российской Федерации.Раздел 10. методика обучения обществоведению в школе

Место правовых знаний в совокупности школьного образования. Истоки юридического образования в дореволюционной России. обучение и Правовое воспитание школьников в советское время.

Неприятности правового образования школьников на современном этапе.

Тема 39. Совокупность правового образования школьников в современной России. Главные концепции воспитания и правового обучения русских школьников.

задачи и Цели школьного правового образования в современной общеобразовательной школе. Концепции правового образования в школе. Инновационные модели правового образования в школе.

Тема 42. Способы, средства и приёмы правового обучения.

методы и Основные принципы преподавания правового обучения в школе. наглядные средства и Устные методы в правовом обучении. Приемы работы с текстами на уроках права.

Тема 46. Проверка результатов обучения праву в общеобразовательной школе.

Трудности в проверке умений и знаний школьников в области права. Технологии проверки результатов обучения праву. Требования к организации проверки.

Тема 48. Итоговая аттестация по праву в общеобразовательной школе.

экзамены и Зачёты по праву. защита рефератов и Процедура написания. Вопросы по праву в тестовых заданиях Единого госэкзамена.

Содержание практических занятий.

Раздел 1. Методика обучения истории как педагогическая наука. Главные этапы ее развития и становления.

Тема 1. Методика преподавания истории как одна из педагогических научных дисциплин.

Роль педагогической практики в формировании методических умений. Значение методической науки для преподавателей истории. Задачи, структура и содержание вузовского курса «методики и Теория преподавания истории». Его роль в опытной подготовке преподавателя.

Ознакомление с планом и программой учебных занятий.

Учебная литература по курсу. Главные требования к экзамену и зачётам по методике.

Тема 2. развитие и Обучение истории методической мысли в Российской Федерации ХVIII – ХХ вв.

Главные этапы развития методической мысли в Российской Федерации. Обучение истории в Российской Федерации до века и начала. Историческое образование в восемнадцатом веке: цель, средства и методы обучения, учебная литература.

Историческое образование первой половины XIX века. Деятельность министерства просвещения. содержание и Структура школьного исторического образования в Российской Федерации первой половины ХIX в. Политика самодержавия в области среднего и высшего исторического образования. Особенность учебной методов и литературы обучения истории первой половины XIX в.

Школьная реформа середины направляться века: поиск новых дорог обучения истории. Политика Александра II в области образования. Деятельность Министерства просвещения.

Факторы, обусловившие становление методики как науки в середине Х1Х века. Вклад деятелей просвещения в развитие русском совокупности исторического образования: М.Н. Покровского, М.Н.

Коваленского, М.А. Рожкова и др. Внедрение прогрессивных способов обучения.

учебники и Школьные программы второй половины ХIХ века (Д.И.Иловайского, М.Н. Коваленского, Р.Ю.Виппера и др.). Поиск новых способов обучения истории (А.Ф.

Гартвиг, Н.П. Покотило, Н.Г. Тарасов и др.). Главные неприятности дореволюционной методической науки. Политика самодержавия в области исторического образования в начале ХХ в.

Методика обучения истории в советской республики. Создание новой школы по окончании 1917 г. Первые учебники и советские программы по истории, их отличие от дореволюционных. Деятельность Наркомпроса по созданию новой структуры исторического образования.

Замена учебной дисциплины «История», новыми дисциплинами — «обществоведением» и «политграмотой».

Историко-политический материал в программах ГУСа 1921 – 1923 гг. средства и Методические приёмы его изучения в 1920-е гг. Недочёты в практике школьного исторического образования.

Переход к обязательному начальному обучению. Распоряжение СНК СССР и ВКП (б) от 16 мая 1934 «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Насаждение догматизма и авторитарности.

Влияние на содержание школьного исторического образования «Краткого курса ВКП (б)» Трансформации в способах преподавания истории. структура и Содержание школьных направлений истории в 30-е гг. Создание совокупности стабильных книжек по истории в конце 30 — начале 40-х гг.

Их краткая черта.

Изучение истории в школе в годы ВОВ. Усиление воспитательного значения истории. Введение курса новейшей истории.

Открытие Академии Педагогических Наук.

Переход к обязательному 8-летнему образованию. Упрочнение связи школы с судьбой. Попытки выхода из административной школы. Распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 «О некоторых трансформациях в преподавании истории в школах». Новая совокупность обучения истории в школе в 1959/1965 гг.

Новые тенденции в развитии методики в 60-е гг. Работы методистов А.И.

Стражева, В.Г. Карцова, М.А. Зиновьева, Д.Н. Никифорова, А.А. Вагина, П.С. Лейбенгруба.

Переход к общему среднему образованию. Изменение в преподавании истории в связи с распоряжением от 14 мая 1965 «Об трансформации порядка преподавания истории в школе».

Научная разработка новых способов обучения (Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер). Создание нового типа книжек (Ф.П. Коровкин, Г.М.

Донской, Е.В. Агибалов и др.).

Разработка нового содержания исторического образования. Введение факультативных направлений по истории.

Противоречивый темперамент развития школьного исторического образования в 1970 — 1980-е гг. Реформа школьного образования 1984 г.

Раздел 2. Главные факторы процесса обучения истории в школе.

Тема 6. Содержание школьного исторического образования. «Госстандарт».

Национальные и авторские программы по истории. Федеральный (базисный) и региональный компоненты учебных программ. Анализ структурных компонентов программы (пояснительная записка, содержание, КТП, перечень литературы).

Анализ содержания главной части программы. Критерии выбора учебных программ, пути их совершенствования и обновления. Необходимость экспертизы программ.

Тема 7. Учебно-методический комплекс по истории: перспективы развития и современное состояние

Анализ «Федерального набора» книжек. Анализ структурных компонентов книжки. Сравнительная черта отечественных и зарубежных книжек истории.

Приемы работы с книжкой истории на уроке и дома.

Тема 8. Перспективная подготовка преподавателя к уроку истории: календарно-тематическое и блочное планирование.

Роль, функции и виды календарно-тематического планирования. Методика составления КТП. Отличие несложного КТП от развернутого КТП.

Блочное планирование: роль, специфика, условия применения.

Календарно-тематическое и блочное планирование одного из исторических направлений (на выбор).

Неприятность формулировки темы урока истории. Многообразие вариантов формулировки разных тем уроков истории (из педагогического опыта). Анализ вариантов классических заголовков урока и разработка собственных.

Методические подходы к отбору учебного исторического материала. Сущность структурно-функционального анализа. Триединая цель урока.

Советы по разработке поурочных целей.

Формулировка поурочных целей.

Раздел 3. Структура исторического материала. средства обучения и Основные приёмы истории в школе

Тема 12. Главные компоненты исторического материала. Исторические их формирование и факты.

Понятие «исторический факт». Классическое изучение фактического материала. Эмпирический и теоретический пути изучения фактического материала.

Сущность эмпирического изучения фактического материала. Образно- средства воссоздания и эмоциональные приёмы образов природы, материальных предметов, людей – участников исторических событий.

Черта нетрадиционных приемов изучения фактического материала. Прямая речь. Драматизация.

Персонификация.

Мнимое путешествие. Интервьюирование персонажей. Ролевая, деловая и ретроспективная виды игры.

Тема 13. Методика формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей в школьном курсе истории.

Приемы устного, письменного и графического изучения теоретического материала. Средства изучения теории — таблицы (сравнительные и тематические), замыслы (несложной, картинный, сложный, стереотипный), схемы (логические и графические).

Роль понятий в обучении истории. Классификация исторических понятий. Логические дороги формирования понятий, их принципиальное отличие.

методические условия и Этапы, средства и приёмы формирования понятий в обучении истории.

Тема 14. Приемы работы со статистикой на уроках истории.

Статистический материал: определение, специфика и виды применения на уроках истории. Упражнения и познавательные задания для школьников с применением статистики (опыт практической разработки упражнений с применением статистического материала).

Раздел 4. Понятие о способах обучения истории.

Тема 15. Устный способ изучения истории.

Требования к устному изложению. Черта рассказа, сжатого объяснения и сообщения, рассуждения, картинного и аналитического описания. Требования к устному слову преподавателя.

Тема 16. Наглядное обучение истории.

Особенности и роль наглядного обучения истории. Требования к отбору предметной, изобразительной и условно-графической наглядности. Обучения методам составления разных видов повествования на базе наглядных средств обучения.

Применение доски и мела на уроках истории.

Тема 17. Лабораторный способ обучения истории.

Приемы изучения исторических документов. Применение исторических документов в работе учеников и изложении учителя. Учебно-познавательные задания на базе документов.

Знакомство старшеклассников с элементами научного изучения. Обучение главным видам записей (конспект, тезисы) при изучении документов. Виды справочной литературы по истории. Обучение школьников умению пользоваться справочным материалом в книжке, научной книге.

Работа с энциклопедиями, библиографическими указателями.

Роль художественной литературы в ответе образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Советы по применению художественной литературы.

Тема 18. Проблемный способ обучения истории.

История разработки проблемного обучения истории. Сущность проблемного обучения. Методы создания проблемных обстановок на уроках истории многообразие и отличительные особенности проблемных задач.

Раздел 5. Формы учебных занятий по истории, их проведение и подготовка.

Тема 19. Урок как главная форма учебно-воспитательной работы по истории.

Классификация главных форм обучения истории. виды и Типы уроков истории. Цели уроков по истории.

Методические варианты уроков истории. Факторы, обусловливающие целесообразность выбора того либо иного варианта урока. Рабочий замысел урока.

Особенности уроков истории в младших и старших классах.

Тема 20. Многообразие форм организации обучения истории.

Понятия «нетрадиционный» (нестандартный) урок. Их место и роль в преподавании. История происхождения, цель, задачи и критерии нетрадиционных уроков.

Требования к проведению и подготовке уроков. Обзор нетрадиционных уроков истории (из педагогической практике).

Урок – лекция в преподавании истории. признаки и Определение школьной лекции. задачи и Цели лекции. Функции. Факторы, воздействующие на выбор лекционной формы урока. Дидактические требования к методике и содержанию проведения школьной лекции. Преимущества и недочёты школьных лекций.

Классификации.

Рабочий замысел урока – лекции.

Урок – семинар в преподавании истории. признаки и Определение школьного семинара. задачи и Цели семинара.

Функции. Факторы, воздействующие на выбор семинарской формы урока. Дидактические требования к методике и содержанию проведения семинара.

Преимущества и недочёты семинарского занятия. Классификации. Рабочий замысел семинара.

Лабораторное занятие в преподавании истории. признаки и Определение. задачи и Цели лекции. Структура лабораторного занятия.

Его особенности в общеобразовательной школе.

Дидактические требования к методике и содержанию проведения лабораторного занятия по истории. Преимущества и недочёты школьных лекций. Типология познавательных заданий.

Карточки-инструкции для обучающихся.

Практическое занятие по истории. задачи и Цели практических занятий Факторы, воздействующие на выбор данной формы урока. Дидактические требования к методике и содержанию проведения практического занятия.

Классификации. Рабочий замысел практического занятия.

Тема 21. Анализ и самоанализ учебного занятия по истории.

Рефлексия педагогического опыта. Процедура анализа и самоанализа учебного занятия по истории. причины и Необходимость анализа и самоанализа.

Экспертиза методических материалов к уроку истории по схемам анализа.

Задание №10 в ЕГЭ по обществознанию 2018


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: