Тема 35. Обществоведение в школе: прошлое, будущее и настоящее курса.
Становление курса «Обществоведение» в 1920 –е гг. методики изучения и Изменение содержания «Обществоведения» в 1930 – 1980 – е гг. Реформирование совокупности обществоведческого образования в 1990 — е гг.
Концепция современного обществоведческого образования.
Тема 36. Цели и содержание обществоведческого образования в общеобразовательной школе.
Разные подходы к определению целей обществоведческого образования. Обучающая, развивающая и воспитательные компоненты целей. Правила формирования обществоведческого содержания.
Госстандарт. Главное содержание школьного обществоведения (по блокам).
Тема 37. Учебная и внеклассная деятельность по обществоведению в общеобразовательной школе.
Методическое обеспечение курса «Обществознание». Организация учебной и внеучебной работы по «Обществоведению». Правила, формы организации и черта главных видов внеклассной работы по «Обществознанию»: олимпиады, викторины, предметные семь дней, экскурсии и т.п.
Кабинет обществознания в школе.
Раздел 11. Методика преподавания права в школе.
Тема 38. Формирование научных школ воспитания и правового обучения школьников в истории России. Истоки юридического образования в Российской Федерации.
Место правовых знаний в совокупности школьного образования. Истоки юридического образования в дореволюционной России. обучение и Правовое воспитание школьников в советское время.
Неприятности правового образования школьников на современном этапе.
Тема 39. Совокупность правового образования школьников в современной России. Главные концепции воспитания и правового обучения русских школьников.
задачи и Цели школьного правового образования в современной общеобразовательной школе. Концепции правового образования в школе. Инновационные модели правового образования в школе.
Тема 42. Способы, средства и приёмы правового обучения.
методы и Основные принципы преподавания правового обучения в школе. наглядные средства и Устные методы в правовом обучении. Приемы работы с текстами на уроках права.
Тема 46. Проверка результатов обучения праву в общеобразовательной школе.
Трудности в проверке умений и знаний школьников в области права. Технологии проверки результатов обучения праву. Требования к организации проверки.
Тема 48. Итоговая аттестация по праву в общеобразовательной школе.
экзамены и Зачёты по праву. защита рефератов и Процедура написания. Вопросы по праву в тестовых заданиях Единого госэкзамена.
Содержание практических занятий.
Раздел 1. Методика обучения истории как педагогическая наука. Главные этапы ее развития и становления.
Тема 1. Методика преподавания истории как одна из педагогических научных дисциплин.
Роль педагогической практики в формировании методических умений. Значение методической науки для преподавателей истории. Задачи, структура и содержание вузовского курса «методики и Теория преподавания истории». Его роль в опытной подготовке преподавателя.
Ознакомление с планом и программой учебных занятий.
Учебная литература по курсу. Главные требования к экзамену и зачётам по методике.
Тема 2. развитие и Обучение истории методической мысли в Российской Федерации ХVIII – ХХ вв.
Главные этапы развития методической мысли в Российской Федерации. Обучение истории в Российской Федерации до века и начала. Историческое образование в восемнадцатом веке: цель, средства и методы обучения, учебная литература.
Историческое образование первой половины XIX века. Деятельность министерства просвещения. содержание и Структура школьного исторического образования в Российской Федерации первой половины ХIX в. Политика самодержавия в области среднего и высшего исторического образования. Особенность учебной методов и литературы обучения истории первой половины XIX в.
Школьная реформа середины направляться века: поиск новых дорог обучения истории. Политика Александра II в области образования. Деятельность Министерства просвещения.
Факторы, обусловившие становление методики как науки в середине Х1Х века. Вклад деятелей просвещения в развитие русском совокупности исторического образования: М.Н. Покровского, М.Н.
Коваленского, М.А. Рожкова и др. Внедрение прогрессивных способов обучения.
учебники и Школьные программы второй половины ХIХ века (Д.И.Иловайского, М.Н. Коваленского, Р.Ю.Виппера и др.). Поиск новых способов обучения истории (А.Ф.
Гартвиг, Н.П. Покотило, Н.Г. Тарасов и др.). Главные неприятности дореволюционной методической науки. Политика самодержавия в области исторического образования в начале ХХ в.
Методика обучения истории в советской республики. Создание новой школы по окончании 1917 г. Первые учебники и советские программы по истории, их отличие от дореволюционных. Деятельность Наркомпроса по созданию новой структуры исторического образования.
Замена учебной дисциплины «История», новыми дисциплинами — «обществоведением» и «политграмотой».
Историко-политический материал в программах ГУСа 1921 – 1923 гг. средства и Методические приёмы его изучения в 1920-е гг. Недочёты в практике школьного исторического образования.
Переход к обязательному начальному обучению. Распоряжение СНК СССР и ВКП (б) от 16 мая 1934 «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Насаждение догматизма и авторитарности.
Влияние на содержание школьного исторического образования «Краткого курса ВКП (б)» Трансформации в способах преподавания истории. структура и Содержание школьных направлений истории в 30-е гг. Создание совокупности стабильных книжек по истории в конце 30 — начале 40-х гг.
Их краткая черта.
Изучение истории в школе в годы ВОВ. Усиление воспитательного значения истории. Введение курса новейшей истории.
Открытие Академии Педагогических Наук.
Переход к обязательному 8-летнему образованию. Упрочнение связи школы с судьбой. Попытки выхода из административной школы. Распоряжение ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 «О некоторых трансформациях в преподавании истории в школах». Новая совокупность обучения истории в школе в 1959/1965 гг.
Новые тенденции в развитии методики в 60-е гг. Работы методистов А.И.
Стражева, В.Г. Карцова, М.А. Зиновьева, Д.Н. Никифорова, А.А. Вагина, П.С. Лейбенгруба.
Переход к общему среднему образованию. Изменение в преподавании истории в связи с распоряжением от 14 мая 1965 «Об трансформации порядка преподавания истории в школе».
Научная разработка новых способов обучения (Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер). Создание нового типа книжек (Ф.П. Коровкин, Г.М.
Донской, Е.В. Агибалов и др.).
Разработка нового содержания исторического образования. Введение факультативных направлений по истории.
Противоречивый темперамент развития школьного исторического образования в 1970 — 1980-е гг. Реформа школьного образования 1984 г.
Раздел 2. Главные факторы процесса обучения истории в школе.
Тема 6. Содержание школьного исторического образования. «Госстандарт».
Национальные и авторские программы по истории. Федеральный (базисный) и региональный компоненты учебных программ. Анализ структурных компонентов программы (пояснительная записка, содержание, КТП, перечень литературы).
Анализ содержания главной части программы. Критерии выбора учебных программ, пути их совершенствования и обновления. Необходимость экспертизы программ.
Тема 7. Учебно-методический комплекс по истории: перспективы развития и современное состояние
Анализ «Федерального набора» книжек. Анализ структурных компонентов книжки. Сравнительная черта отечественных и зарубежных книжек истории.
Приемы работы с книжкой истории на уроке и дома.
Тема 8. Перспективная подготовка преподавателя к уроку истории: календарно-тематическое и блочное планирование.
Роль, функции и виды календарно-тематического планирования. Методика составления КТП. Отличие несложного КТП от развернутого КТП.
Блочное планирование: роль, специфика, условия применения.
Календарно-тематическое и блочное планирование одного из исторических направлений (на выбор).
Неприятность формулировки темы урока истории. Многообразие вариантов формулировки разных тем уроков истории (из педагогического опыта). Анализ вариантов классических заголовков урока и разработка собственных.
Методические подходы к отбору учебного исторического материала. Сущность структурно-функционального анализа. Триединая цель урока.
Советы по разработке поурочных целей.
Формулировка поурочных целей.
Раздел 3. Структура исторического материала. средства обучения и Основные приёмы истории в школе
Тема 12. Главные компоненты исторического материала. Исторические их формирование и факты.
Понятие «исторический факт». Классическое изучение фактического материала. Эмпирический и теоретический пути изучения фактического материала.
Сущность эмпирического изучения фактического материала. Образно- средства воссоздания и эмоциональные приёмы образов природы, материальных предметов, людей – участников исторических событий.
Черта нетрадиционных приемов изучения фактического материала. Прямая речь. Драматизация.
Персонификация.
Мнимое путешествие. Интервьюирование персонажей. Ролевая, деловая и ретроспективная виды игры.
Тема 13. Методика формирования исторических понятий и раскрытие исторических закономерностей в школьном курсе истории.
Приемы устного, письменного и графического изучения теоретического материала. Средства изучения теории — таблицы (сравнительные и тематические), замыслы (несложной, картинный, сложный, стереотипный), схемы (логические и графические).
Роль понятий в обучении истории. Классификация исторических понятий. Логические дороги формирования понятий, их принципиальное отличие.
методические условия и Этапы, средства и приёмы формирования понятий в обучении истории.
Тема 14. Приемы работы со статистикой на уроках истории.
Статистический материал: определение, специфика и виды применения на уроках истории. Упражнения и познавательные задания для школьников с применением статистики (опыт практической разработки упражнений с применением статистического материала).
Раздел 4. Понятие о способах обучения истории.
Тема 15. Устный способ изучения истории.
Требования к устному изложению. Черта рассказа, сжатого объяснения и сообщения, рассуждения, картинного и аналитического описания. Требования к устному слову преподавателя.
Тема 16. Наглядное обучение истории.
Особенности и роль наглядного обучения истории. Требования к отбору предметной, изобразительной и условно-графической наглядности. Обучения методам составления разных видов повествования на базе наглядных средств обучения.
Применение доски и мела на уроках истории.
Тема 17. Лабораторный способ обучения истории.
Приемы изучения исторических документов. Применение исторических документов в работе учеников и изложении учителя. Учебно-познавательные задания на базе документов.
Знакомство старшеклассников с элементами научного изучения. Обучение главным видам записей (конспект, тезисы) при изучении документов. Виды справочной литературы по истории. Обучение школьников умению пользоваться справочным материалом в книжке, научной книге.
Работа с энциклопедиями, библиографическими указателями.
Роль художественной литературы в ответе образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения. Советы по применению художественной литературы.
Тема 18. Проблемный способ обучения истории.
История разработки проблемного обучения истории. Сущность проблемного обучения. Методы создания проблемных обстановок на уроках истории многообразие и отличительные особенности проблемных задач.
Раздел 5. Формы учебных занятий по истории, их проведение и подготовка.
Тема 19. Урок как главная форма учебно-воспитательной работы по истории.
Классификация главных форм обучения истории. виды и Типы уроков истории. Цели уроков по истории.
Методические варианты уроков истории. Факторы, обусловливающие целесообразность выбора того либо иного варианта урока. Рабочий замысел урока.
Особенности уроков истории в младших и старших классах.
Тема 20. Многообразие форм организации обучения истории.
Понятия «нетрадиционный» (нестандартный) урок. Их место и роль в преподавании. История происхождения, цель, задачи и критерии нетрадиционных уроков.
Требования к проведению и подготовке уроков. Обзор нетрадиционных уроков истории (из педагогической практике).
Урок – лекция в преподавании истории. признаки и Определение школьной лекции. задачи и Цели лекции. Функции. Факторы, воздействующие на выбор лекционной формы урока. Дидактические требования к методике и содержанию проведения школьной лекции. Преимущества и недочёты школьных лекций.
Классификации.
Рабочий замысел урока – лекции.
Урок – семинар в преподавании истории. признаки и Определение школьного семинара. задачи и Цели семинара.
Функции. Факторы, воздействующие на выбор семинарской формы урока. Дидактические требования к методике и содержанию проведения семинара.
Преимущества и недочёты семинарского занятия. Классификации. Рабочий замысел семинара.
Лабораторное занятие в преподавании истории. признаки и Определение. задачи и Цели лекции. Структура лабораторного занятия.
Его особенности в общеобразовательной школе.
Дидактические требования к методике и содержанию проведения лабораторного занятия по истории. Преимущества и недочёты школьных лекций. Типология познавательных заданий.
Карточки-инструкции для обучающихся.
Практическое занятие по истории. задачи и Цели практических занятий Факторы, воздействующие на выбор данной формы урока. Дидактические требования к методике и содержанию проведения практического занятия.
Классификации. Рабочий замысел практического занятия.
Тема 21. Анализ и самоанализ учебного занятия по истории.
Рефлексия педагогического опыта. Процедура анализа и самоанализа учебного занятия по истории. причины и Необходимость анализа и самоанализа.
Экспертиза методических материалов к уроку истории по схемам анализа.
Задание №10 в ЕГЭ по обществознанию 2018
Удивительные статьи:
- Его величайшая способность
- Становление теорий исторического процесса: кант и шиллер
- Правила сборки текста переписки
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Вопрос. методика обучения истории в начале xx века
Педагоги этого периода стремились строить уроки, каковые бы стимулировали познавательную деятельность учеников, формировали у них потребность к…
-
задачи и Предмет курса методики преподавания истории в школе Методика — это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения…
-
Эмпирического (фактического) материала
Замысел: 1. Специфика нетрадиционных приемов изучения эмпирического матери- ала. Отличие классических приемов от нетрадиционных приемов. 2….
-
Цель: на базе структурных компонентов и анализа содержания программ по истории, узнать их значение и роль для практической деятельности преподавателя….