Изобразительное мастерство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, росписями и рельефами , теснейшим образом связано с заупокойным культом. Наряду с этим ведущим видом была архитектура.
Первым большим сооружением в последовательности грандиозных
царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем мастера Имхотепа связаны два серьёзных момента : первый — создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 — метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй — воплощение идеи повышения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого повышения масштабов отражало растущую власть “сынов всевышнего”.
Хорошим примером для того чтобы рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 — й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и вечно ясна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская судьба сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. очень способная в
собственной простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного бесконечной власти фараона.
Характерной изюминкой пирамид как архитектурных мыслей было пространства и отношение массы: погребальная камера , где стоял саркофаг с мумией, совсем маленькой , а подводили к ней долгие и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Всецело господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял маленький нижний заупокойный храмик , от которого шел долгий крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел огромного сфинкса, которого египтяне именовали “отцом страха”.
Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (тело льва и голова человека).
В эру среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. броский пример-храм Ментухотепа I равнине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
Первое, кидающееся в глаза новшество, изменение местности : не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.
Второе — усложнение композиции заупокойного храма , складывающегося из двух террас, расположенных одна над второй и завершаемых маленькой пирамидой. Горизонтальная распластанность терра, выделенная пологим пандусом , как бы притормаживается крути кальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма.
За главным ядром комплекса шел маленькой открытый двор, окруженный колоннадой.
Он вел во второй гипостильный зал (первый — нижняя терраса) и помещения, вырубленные в горе.
К этому добавлялся нижний храмик (либо пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенками и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного ком
плекса были каменные раскрашенные статуи царя , находившиеся на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из самые ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в привычной нам равнине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая основная новация — захоронение раздельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же пребывает в целом из тех же элементов, что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы, возвышающиеся одна над второй , имеют громадные масштабы ; богатейшие декорации, широкое применение скульптур(более чем 250
статуй),обилие колоннад, искусственные пруды и деревья , размещавшиеся и на
террасах.
Мысль пространственно развитого храмового комплекса,
подчиненного принципу центральной оси, самоё полное и идеальное
выражение взяла в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в
Фивах , посвященных всевышнему Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).
Главными элементами сложного и гармонического целого
были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, длившейся за стенками долгой аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами — входами , воображающие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными количествами храмового комплекса.
Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы фараона”).
Главным средством архитектурной ясности была колонна: в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн — применение растительных материалов: колонны напоминают связки огромных папирусов и лотоса.
Одним из самые совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных монументов есть Луксорский храм, именовавшийся Ипет-Рес.В большей собственной части выстроен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.
Разглядим его замысел: в нем нетрудно выделить три главные части. Первая- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около двадцати метров высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая — квадратная , обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой ; третья — самая широкая, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений , расположенных по центральной молельни (и оси святилища со статуями всевышних) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное перемещение к молельням через величественно- огромные “заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала , куда свет проникал через верхние зарешеченные проемы, к загадочному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром кое-какие ученые думали, что египетское храмовое сооружение есть скорее дорогой для процессий, нежели пространством для нахождения.
Удивительные статьи:
- Основные особенности древнерусского синтаксиса
- Воспоминания моей бабушки
- Вынырнув, оля отдышалась и прислушалась
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
1) владения Ватикана и Исторический центр Рима, включая церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, включены в перечень ЮНЕСКО в первой половине 80-ых годов…
-
Комплекс афинского акрополя как объект всемирного культурного наследия
Афи?нский акро?поль (греч. ???????? ??????) — акрополь в городе Афины, воображающий собой 156-метровый скалистый бугор с пологой вершиной (ок. 300 м в…
-
Археологические памятники помпей и геркуланума как объект всемирного культурного наследия
Археологические территории Помпей и Геркуланума внесены в Перечень Глобального наследия ЮНЕСКО во второй половине 90-ых годов двадцатого века по III, IV…
-
Пальмира: как гибнут памятники всемирного наследия
Старая Пальмира, расположенная в Сирийской пустыне, за собственную долгую историю страдала от войн не единожды. В 272 году её уничтожил император…