Памятники всемирного культурного наследия в египте, общая характеристика

Изобразительное мастерство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, росписями и рельефами , теснейшим образом связано с заупокойным культом. Наряду с этим ведущим видом была архитектура.

Первым большим сооружением в последовательности грандиозных

царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем мастера Имхотепа связаны два серьёзных момента : первый — создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 — метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй — воплощение идеи повышения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого повышения масштабов отражало растущую власть “сынов всевышнего”.

Хорошим примером для того чтобы рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 — й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и вечно ясна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская судьба сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне.Памятники всемирного культурного наследия в египте, общая характеристика очень способная в

собственной простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного бесконечной власти фараона.

Характерной изюминкой пирамид как архитектурных мыслей было пространства и отношение массы: погребальная камера , где стоял саркофаг с мумией, совсем маленькой , а подводили к ней долгие и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Всецело господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял маленький нижний заупокойный храмик , от которого шел долгий крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел огромного сфинкса, которого египтяне именовали “отцом страха”.

Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (тело льва и голова человека).

В эру среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. броский пример-храм Ментухотепа I равнине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

Первое, кидающееся в глаза новшество, изменение местности : не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.

Второе — усложнение композиции заупокойного храма , складывающегося из двух террас, расположенных одна над второй и завершаемых маленькой пирамидой. Горизонтальная распластанность терра, выделенная пологим пандусом , как бы притормаживается крути кальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма.

За главным ядром комплекса шел маленькой открытый двор, окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый — нижняя терраса) и помещения, вырубленные в горе.

К этому добавлялся нижний храмик (либо пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенками и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного ком

плекса были каменные раскрашенные статуи царя , находившиеся на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из самые ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в привычной нам равнине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая основная новация — захоронение раздельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же пребывает в целом из тех же элементов, что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы, возвышающиеся одна над второй , имеют громадные масштабы ; богатейшие декорации, широкое применение скульптур(более чем 250

статуй),обилие колоннад, искусственные пруды и деревья , размещавшиеся и на

террасах.

Мысль пространственно развитого храмового комплекса,

подчиненного принципу центральной оси, самоё полное и идеальное

выражение взяла в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в

Фивах , посвященных всевышнему Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

Главными элементами сложного и гармонического целого

были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, длившейся за стенками долгой аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами — входами , воображающие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными количествами храмового комплекса.

Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы фараона”).

Главным средством архитектурной ясности была колонна: в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн — применение растительных материалов: колонны напоминают связки огромных папирусов и лотоса.

Одним из самые совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных монументов есть Луксорский храм, именовавшийся Ипет-Рес.В большей собственной части выстроен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.

Разглядим его замысел: в нем нетрудно выделить три главные части. Первая- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около двадцати метров высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая — квадратная , обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой ; третья — самая широкая, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений , расположенных по центральной молельни (и оси святилища со статуями всевышних) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное перемещение к молельням через величественно- огромные “заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала , куда свет проникал через верхние зарешеченные проемы, к загадочному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром кое-какие ученые думали, что египетское храмовое сооружение есть скорее дорогой для процессий, нежели пространством для нахождения.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: