Поместный собор 1945 г. и положение об управлении русской церкви

31 января 1945 г. в Москве открылся Поместный Собор, в котором принимали участие все епархиальные архиереи вместе с представителями от мирян и клира собственных епархий. Среди почетных гостей на Соборе находились Патриархи Александрийский — Христофор, Антиохийский — Александр III, Грузинский — Каллистрат, представители Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Румынской Церквей. Всего на Соборе было 204 участника.

Право голоса на нем имели одни епископы. Но голосовали они не только от себя лично, но и от мирян и имени клириков собственных епархий, что в полной мере соответствует духу святых канонов. Поместный Собор избрал Патриархом всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

На своем первом совещании Собор утвердил Положение об управлении Русской Православной Церкви, которое включало в себя 48 статей. В отличие от документов Собора 1917-1918 гг., в указанном Положении отечественная Церковь именуется не Российской, а как и в древности, Русской. В первой статье Положения повторена статья Определения от 4 ноября 1917 г. о том, что верховная власть в Церкви (законодательная, административная и судебная) в собственности Поместному Собору (ст.Поместный собор 1945 г. и положение об управлении русской церкви

1), наряду с этим опущено лишь слово осуществляющая контроль. Не говорится кроме этого о том, что Собор созывается в определенные сроки [1], как это предусматривалось в Определении 1917 г. В ст. 7 Положения сообщено: Патриарх для ответа назревших серьёзных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев и председательствует на Соборе, а о Соборе с участием мирян и клириков говорится, что он созывается лишь тогда, в то время, когда требуется выслушать голос мирян и клириков и имеется Внешняя возможность к его созыву [2].

16 статей Положения об управлении Русской Православной Церкви объединены в его первый отдел, озаглавленный Патриарх. В ст. 1, ссылаясь на 34 Апостольское правило, говорится о том, что РПЦ возглавляется Святейшим Патриархом всея Руси и управляется им совместно с Синодом.

В данной статье, в отличие от Определения от 7 декабря 1917 г., нет упоминания о Высшем Церковном Совете, потому, что в новом Положении данный орган вовсе не предусмотрен. В ст. 2 Положения речь заходит о возношении имени Патриарха во всех храмах Русской Православной Церкви у нас и за границей.

Дается и молитвенная формула возношения: О Святейшем Отце отечественном (имя) Патриархе Столичном и всея Руси. Каноническое основание данной статьи — 15-е правило Двукратного Собора: …Аще что пресвитер, либо епископ, либо митрополит, дерзнет отступити от общения с своим Патриархом, и не будет возносити имя его… в Божественном тайнодействии… таковому святый Собор выяснил быти совсем чужду всякаго священства…. Ст.

3 Положения предоставляет Патриарху право обращаться с пастырскими посланиями по церковным вопросам ко всей Русской Православной Церкви. В ст. 4 говорится о том, что Патриарх от лица Русской Православной Церкви ведет сношения по церковным делам с предстоятелями вторых автокефальных Православных Церквей.

В соответствии с Определению от 8 декабря 1917 г., Патриарх сносится с автокефальными Церквами во выполнение распоряжений Общероссийского Церковного Собора либо Священного Синода, также как и от собственного имени. каноны и Церковная история знают как примеры обращения Первоиерархов к Предстоятелям автокефальной Церкви от собственного имени (каноническое послание епископа Александрийского Кирилла Антиохийскому Патриарху Домну и послание Патриарха Константинопольского Тарасия папе Адриану), так и примеры обращения Первоиерархов от имени Собора (Окружное послание Патриарха Геннадия к митрополитам и Папе послано Первоиерархом от имени собственного и с ним святого Собора).

Ст. 5 Положения, соответствующая параграфу М ст. 2 Определения Собора 1917-1918 г., предоставляет Патриарху право при потребности преподавать Преосвященным Архиереям указания и братские советы касательно их управления и должности [3на данный момент.

Определение Собора 1917-1918 гг. не ограничивало преподавание братских советов случаями потребности и предоставляло Патриарху право давать рекомендации епископам не только относительно исполнения ими их архиерейского долга, но и довольно их личной жизни. В истории старой Церкви примером советов Первоиерарха подчиненным ему архиереям помогают канонические послания Первоиерарха Понтийской диоцезальной Церкви св. Василия Великого епископу Тарсскому Диодору (прав.

87), хорепископам (прав. 89) и подчиненным ему епископам митрополии (прав. 90).

В соответствии с ст. 6 Положения, Патриарху в собственности право награждать Преосвященных Архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями [4]. В статьях 8 и 9 Положения говорится о правах Патриарха как епархиального архиерея. В отличие от Определения 5 и 7 статей Собора 1917-1918 гг. тут ничего не сообщено о ставропигиальных монастырях.

Положение дает Патриаршему наместнику более широкие права, чем Определение.

Он носит второй титул — митрополит Крутицкий и Коломенский — и на основании ст. 19 Положения есть одним из постоянных участников Синода. Статья 11 Положения гласит: По вопросам, требующим разрешения Правительства СССР, Патриарх сносится с Советом по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР [5].

В Положении ничего не сообщено о многих вторых правах Патриарха (о праве надзора за всеми учреждениями высшего церковного управления, о праве визитации епархий, о праве принимать жалобы на архиереев, о праве освящения св. мира). Умалчивает Положение и о подсудности Патриарха. А это значит, что как права Патриарха, так и его подсудность, не упомянутые в Положении, по окончании Собора 1945 г. устанавливались на основании Святых канонов, а также в соответствии с Определениями Поместного Собора 1917-1918 гг. которое, как и другие определения этого Собора, сохраняли силу в части, не отмененной либо не поменянной позднейшими законами и не потерявшей значения в связи с новыми событиями, к примеру, исчезновением самих университетов, о которых говорится в этих определениях.

В статьях 14 и 15 Положения речь заходит об избрании Патриарха. Вопрос о созыве Собора (для избрания Патриарха) ставит Священный Синод под руководством Местоблюстителя и определяет время созыва не позднее 6 месяцев по освобождении Патриаршего Престола [6]. Местоблюститель председательствует на Соборе.

Срок для избрания Патриарха не указан в самих канонах, но он выяснен в первой главе 123-й новеллы Юстиниана, которая включена в Номоканон в XIV титулах и в отечественную Кормчую Книгу, и образовывает 6 месяцев. В Положении ничего не говорится о составе Собора, созываемого для избрания Патриарха. Но на самом Соборе 1945 г., принявшем Положение, и на Соборе 1971 г. в избрании принимали участие только епископы, каковые, но, голосовали не только от собственного имени, но и от мирян и имени клира собственных епархий.

В Положении Собора 1945 г. о Местоблюстителе говорится в ст. 12-15. Отличие этих статей от соответствующих положений, предусмотренных в определениях Собора 1917-1918 гг., было в том, что Местоблюститель не избирается: в эту должность обязан вступить ветшайший по хиротонии постоянный член Священного Синода.

В соответствии с Положению, Местоблюститель назначается только по окончании освобождения Патриаршего Престола, т.е. до тех пор пока Патриарх жив и не покинул Престол, даже если он в отпуске, болен либо находится под судебным следствием, Местоблюститель не назначается.

В ст. 13 говорится о правах Местоблюстителя. Как и сам Патриарх, он руководит Русской Церковью совместно с Синодом; имя его возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви; он обращается с посланиями ко всей Русской Церкви и к предстоятелям поместных Церквей.

Но в отличие от Патриарха, Местоблюститель сам, в то время, когда отыщет это нужным, неимеетвозможности ставить вопрос о созыве Собора Архиереев либо Поместного Собора с участием мирян и клира.

Этот вопрос ставит Синод под его председательством. Причем обращение может идти только о созыве Собора для избрания Патриарха и не позднее 6 месяцев с момента освобождения Патриаршего Престола. Положение не предоставляет Местоблюстителю права награждать архиереев титулами и высшими церковными отличиями.

Священный Синод, в соответствии с Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 г., отличался от Синода, образованного в 1918 г., тем, что он не дробил собственную власть с Высшим Церковным Советом и имел другой состав, а от Временного Синода при Помощник Местоблюстителя он отличался наличием настоящей власти, тем, что не являлся лишь совещательным органом при Первоиерархе.

Составу Синода посвящены ст. ст. 17-21 Положения. Священный Синод, в соответствии с Положению, складывался из главы — Патриарха, — постоянных участников — митрополитов Киевского, Крутицкого и Минского (Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Священного Синода, включив в него в качестве постоянных участников Управляющего делами Столичной Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений).

Три временных участника Синода вызываются поочередно на полугодовую сессию, в соответствии с перечню архиереев по старшинству (для этого все епархии поделены на три группы). Вызов архиерея в Синод не обусловлен двухлетним нахождением его на кафедре. Синодальный год разделен на 2 сессии: с марта по август и с сентября по февраль.

В отличие от Определения Поместного Собора 1917-1918 гг., в котором детально регламентирована компетенция Синода, в Положении ничего не говорится о круге подведомственных ему дел. Но в ст. 1 Положения предусматривалось, что управление Русской Церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным Синодом.

Следовательно, все ответственные общецерковные дела решаются Патриархом не единолично, а в согласии с возглавляемым им Синодом.

1. Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945. С. 1. ^

2. В том месте же. С. 2. ^

3. В том месте же. ^

4. В том месте же. ^

5. В том месте же. ^

6. В том месте же. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: