1. Доктор наук Преображенский и доктор наук Персиков специалисты, мастера собственного дела. Из-за чего их открытия приводят к печальным последствиям?
2. Что сближает все три произведения и придает им трагедийный пафос?
3. Какие конкретно изюминки разрешают назвать все три произведения сатирическими?
4. Как вы осознаёте выражение «фантастический реализм»? Что возможно заметить с данной точки зрения в произведениях М.Булгакова?
Литература
1. Иволгин И. Не удостоенные света: Мандельштам и Булгаков: опыт синхронизации // Октябрь. 1992. № 7. С. 126—160.
2. Немцев В.И. Катастрофа истины. – Самара. – Самарский научный центр РАН, 2003.
3. Соколов Б. М.Булгаков – политический автор //Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». – М.: Яуза, Эксмо, 2005.
4. Русская литература ХХ века: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений: В 2 т. Т.1 /Л.П.Кременцов, Л.Ф.Алексеев, Н.М.
Малыгина и др.; Под ред. Л.П.
Кременцова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
5. Дунаев, М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»). [Текст] // Пермь, 2000.
6. История русской литературы ХХ века (20 — 90-е годы). Главные имена. Учебное пособие для филологических факультетов университетов. / Важный редактор доктор наук С.И.Кормилов. [Текст] // М., 1998.
Приложение:
1. Словарь знаков
2. Электронная презентация© «Михаил Булгаков» (как мультимедийное сопровождение практического занятия и лекции по творчеству М.Булгакова).
3. Электронная презентацияª «Знак Дома в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Словарь знаков
романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
А
Абадонна — в иудаизме — олицетворение поглощающей ямы, фигура, близкая ангелу смерти; в Ветхом Завете употребляется синоним царства мертвых. Это существо сравнивают с Молохом — божеством, почитавшимся в Палестине, которому приносили в жертву людей.
Азазелло– «бессердечный Азраиль», вооруженный клинком. Дабы умилостивить его, украшали козла венками из цветов, обвешивали дарами и отпускали в пустыню. Тут начинается выражение «козел отпущения».
Бриллиант- знак божественной мудрости, твердости, страшной силы, которой нереально противостоять.
Ариман — фамилия персонажа сходится с греческим именем божества Анхра-Майнью (anhro-mainzus), олицетворяющего в религии зороастризма злое начало. В романе это знак развития плохих тенденций в человеке.
Б
Бал сатаны — модель настоящего его истории и мира, указание на древность людских пороков и неизбежность их наказания; знак суда.
Банга — 1) знак верности, преданности, настоящей любви;
2) пробудившаяся совесть Пилата.
Бегемот (в переводе – «чудовище») — один и заметных зверей в Библии; в космогоническом мифе о триаде «Левиафан — Бегемот – Зиз» — царь зверей. Арабы вычисляют это животное воплотившимся сатаной, в демонологической традиции демон жажд желудка.
Белый цвет — в фольклорной традиции — чистота души, невинность, радость, милосердие.
Берлиоз — сходится с фамилией французского композитора Г.Берлиоза — автора драматической легенды «Осуждение ораториальной» трилогии и Фауста «Детство Христа», что подчеркивает духовную поверхностную образованность и пустоту главы МАССОЛИТа.
Билет участника МАССОЛИТа — фетиш (подмена знака вещью), свидетельствует пошлость и бездарность столичных писателей, обладателей таких билетов.
В
Ветер — предвестник изменений, дыхания Всевышнего, проявления божественного плана
Вино — 1) знак невинно пролитой крови Иешуа;
2) по евангельской символике, которая связана с обрядом причастия: Пилат, отправивший Иешуа на казнь, отказался от причастия, оттолкнул чашу с вином и обрек себя на вечные страдания;.
3) символизирует кровь предателя (барон Майгель, крови которого причастилась Маргарита).
Возраст Иешуа (двадцать семь лет) — предзнаменование завершения круга солнца (двадцать восемь лет), которое свидетельствует возвращение всего на круги собственная.
Возраст Мастера (тридцать восемь лет) — как раз столько исполнилось Булгакову 15 мая 1929 года — времени действия в романе 9 это убедительно обосновывает Б.В.Соколов в книге Роман М.Булгакова Мастер и Маргарита.
Волосы — в мифологии многих народов — носители телесной, а довольно часто и скрытой духовной силы (самый полно эту часть символики иллюстрирует библейская легенда о Самсоне, чья мощь была заключена в волосах). Благодаря ассоциации волос с жизненной энергией и силой считается, что в волосах сосредоточены все добродетели людской натуры. (Берлиоз – «лыс», Пилат – «лысеющий», а «сиреневый чужестранец» в Торгсине – «плешив».
Волосы рыжие — дьявольский показатель (Азазелло, Гелла).
Г
Гамала — родной город Иешуа. Его расположение, символически обрисованное Булгаковым, принципиально важно с позиций смысла и свидетельствует, что Иешуа в сцене беседы с Пилатом стоит лицом к месту собственной казни («опытный все о втором и других, он беспомощно ничего не знает о себе, об уготованной ему судьбе».
Глаза различного цвета (Воланд) — поединок цвета судьбы (зеленый) и цвета смерти (тёмный), «кличущий Воланда очистить мир от скверны».
Глаза сощуренные (Пилата) — нежелание видеть осужденных, показатель пробуждения совести.
Глобус Воланда — оптическая модель мироустройства, соединяющая в себе все пространства и времена.
светло синий цвет — целомудрие, терпимость, истина, бессмертие (Иешуа); верность (Левий Матвей).
Голова отсеченная — 1) пародийное повторение истории Иоанна, предтечи Иисуса, возвещавшего пришествие Сына Божия, не смотря на то, что оно еще не свершилось (Берлиоз отрицает существования Христа, не смотря на то, что его пришествие в далеком прошлом свершилось);
2) фантасмагорическая игра (смерть не воспринимается как смерть, потому, что Берлиоз — манекен, кукла, одетая в костюм редактора);
3) символизирует сущность москвичей (мысль с «оторванной головой» Бенгальского не в собственности Фаготу-Коровьеву, а была посоветована одним из зрителей сеанса тёмной волшебстве в Варьете).
Головная боль (гемикрания) Пилата — ужасный раскол, дисгармония, тоска по нравственному ориентиру.
Гроза — 1) внутреннее состояние Пилата, мучимого несоответствиями;
2) сострадание неба к осужденным (гроза торопит палачей и заставляет их прервать страдания заключённых);
3)возмездие, кара небесная;
4) очищение, восстановление судьбы.
Д
Двенадцать писателей — двенадцать антиапостолов, в полночь (время шабаша) спустившихся в ресторан, где звучит «Аллилуйя» (популярный в двадцатые — тридцатые годы фокстрот В.Юманса) — пародия на христианское богослужение
Ливень — очищение, оздоровление, Божья благодать, крещение небесной влагой
Дом — 1) духовный мир человека;
2) людская душа;
3) знак веры, жизненного идеала;
4) знак вечности.
Дом Грибоедова — знак «превращения литературы в источник насыщения неумеренных аппетитов»
Дурак — сказочный знак. В романе свидетельствует прозрение Ивана, освобождение от сковывающих его разум стереотипов.
Е
Елеонская гора — масличная гора около Иерусалима. Маслина либо олива в мифологии — знак оздоровления, восстановления, добродетели человека, верящего в справедливость и Бога.
Ж
Жара — огненная символика: очищение и уничтожение (см. «гроза»)
Желтый цвет – 1) напряженность, опасность, переломный момент в судьбе храбреца;
2) знак тоски, одиночества, безысходности.
Жук — 1) скарабей — священный солнечный жук — в Старом Египте считался эмблемой зарождения судьбы, зла и воскресения, которое порождает добро (ср. с эпиграфом к первой части романа);
2) согласно одной из версий — знак Веельзевула — Повелителя мух.
З
Закат — финиш времен, знак прихода сатаны.
Запад — сторона горизонта, где заходит солнце, — во многих культурах считался местом, где должно пребывать царство духов.
Зеленый цвет — 1) демонический знак (глаза Геллы);
2) знак надежды на восстановление (глаза Бесприютного);
3) знак домашнего уюта, гармонии (лампа с зеленым абажуром).
Зеркало — 1) значение, истина, самопознание;
2) пророческое предсказание;
3) сообщение пространств и времён;
4) символическая дверь, переход в иное измерение, в пространство, где миражи предстают повседневной действительностью;
5) знак воображения, и его способности и сознания отражать действительность видимого мира;
6) кривая реальность, подмена;
7) знак, говорящий о универсальности устройства мира как особенной совокупности отражения.
Золото — божественный знак, означающий мудрость, истину, бессмертие.
И
Историк — позиция, которая связана с представлениями об истине (Мастер, как историк, изображает Иисуса как реально существующее лицо; его ученик — Иван кроме этого делается историком, что разрешает ему получить духовность).
К
Камелия – «роза без шипов», знак бессмертия, исходя из этого на биологической отчизне этого цветка — в Японии — ее вечнозелеными страницами круглый год украшают могилы предков.
Камень — 1) черствость, жестокость, нежелание прислушаться к голосу правды, истины (эпитет «каменный» всегда присутствует в описании его жителей и Ершалаима).
Квадрат — форма Патриарших прудов – 1) знак единства, целостности, равновесия, которое нарушает появление Воланда;
2) чародейский остаток средневекового Козьего болота, след чертового копыта (пруды была названи от Патриаршей слободы, которая в средние века именовалась еще и Козьей, по заглавию местного болота).
Квартирный вопрос — фетиш (анти-знак) — основной вопрос всех жителей, что у Булгакова неизменно сопрягается с неспециализированной проблемой людской существования.
Кипарис — знак распятия (по преданию, крест, на котором был распят Спаситель, был кипарисовый). В романе это дерево было стёрто с лица земли ураганом, обрушившимся на Ершалаим по окончании казни.
Книга — символическая атрибутика Мастера; в христианстве — символизирует миссию апостолов, просвещающих народы.
Конь — 1) знак времени;
2) проводник душ погибших (Мастера и Маргариты) в места, предназначенные им всевышними.
Костюм безлюдной — Автоматизм, кукольность, отсутствие гибкости мышления у москвичей.
Кот тёмный — необходимый спутник нечистой силы, воплощение демонизма.
Красный цвет — 1) знак императорской власти («кровавый подбой» плаща Пилата);
2) разрушительное начало.
Крем Азазелло — прекрасная мазь, довольно часто присутствующая в легендах и сказках. В романе это чудесный знак, подаривший свободу Маргарите.
Кресло — декорация, в которую перевоплощается Воланд, замечавший за тем, как Пилата мучают угрызения совести.
Купание Ивана в Москве-реке, которое «происходит… у подножия храма Христа Спасителя, где до разрушения храма был гранитный спуск к реке и гранитная купель(«Иордань») — необычное «крещение».
Л
Лампа — 1) символизирует тепло, уют, гармонию;
2) заповедь, Слова и символ Бога его, которым он просвещает, наставляет и утешает людей;
3) свидетельствует мимолетность судьбы.
Ласточка — 1) вестник Всевышнего, озарения, совершенства;
2) перевоплотившийся Воланд.
Лодка — переправа в царство мертвых.
Луна — 1) в отличие от Солнца — подателя света (божественная сущность), только отражение этого света (знак Воланда);
2) предвестник переломных событий, которые связаны с волшебством, преображения мистических персонажей;
3) знак разоблачения, истины;
4) гармония для писателя;
5) покровительница Маргариты;
6) знак страданий, воспоминаний; противоречий и сомнений;
7) знак времени (счет по лунам) и вечности;
Лунная дорога — мост между землёй и небом, искуплением и грехом.
Лунное сияние (в эпилоге романа) — 1) обман, «мнимость» вечного дома Мастера;
2) свет смерти;
3) красота ночи, полет души.
Лысая Гора — нравственное восхождение, предел духовного совершенствования Иешуа.
М
Мастер — 1) в древности — знаток евангельских сюжетов в древности;
2) знак примерного умения, совершенного владения ремеслом, служение некой высшей задаче;
3) противопоставление писателям — обладателям членских билетов МАССОЛИТа.
Меркурий во втором доме — счастье в торговле (Берлиоз наказан за то, что ввел в рам литературы «торгующих»).
Мимоза — христианский знак воскрешения
Москва — 1) модель мира, один из способов современного Булгакову мироустройства;
2) хаос, водоворот, сгусток земных неприятностей;
3) кукольность, вещизм;
4) вещизм, «хватательный» инстинкт.
Н
Немец — говорит о параллели Мефистофель — Воланд (так выяснил собственную национальность Воланд).
О
«О всевышние, всевышние…» — личный образ переживания, означающий страдания автора от окружающей пошлости и беспокойство о судьбах всех людей, и его прощание со своей книгой и с судьбой..
Пламя — вечности торжества и символ жизни.
Оплата квитанций — восстановление справедливости.
Отказ от имени — отказ от себя, неверие в справедливость судьбы, потеря родовой памяти (Мастер).
П
Печка — 1) символическая атрибутика Мастера;
2) знак тепла, уюта, душевного равновесия;
3) знак спасения для Мастера.
Замысел — 1) противостояние хаосу;
2) свойство предвидения, осознания того пути, по которому движется людская судьба;
3) память.
Платок Фриды — знак страданий, угрызений совести.
Подкова — оберег, знак защит и счастья
Покой — 1) вина Мастера, наказание для него;
2) оправдательный решение суда «последнего суда»;
3) верховная приз.
Полет — знак освобождения, возвышения.
Порог — свидетельствует обстановку нравственного выбора, опробования.
Пространство замкнутое -1) утрата веры в людей (дворец Пилата, подвал Мастера);
2) противопоставление разомкнутому миру толпы, где стерта грань между личным и неспециализированным.
Пряжка — 1) знак покровительства;
2) осознание собственной слабости, бессилия (Пилат);
3) «оборотничество» Воланда.
Птица — вестник изменений (для Берлиоза — смерти).
Пудель — намек на образ льва — знак царской власти Люцифера.
Р
Радуга — 1) старый знак отражения божественного света либо солнца;
2) мост, ведущий на небо, знак счастья либо дороги к нему;
3) прозрение, пробуждение сознания, истина.
Восход солнца — победа света над тьмой, знак новой жизни и нового дня.
Ребенок — символизирует примирение и прощение врагов.
Рим — католическое государство в романе противопоставляется не православной, а атеистической Москве с ее массовым безбожием.
Роза — 1) символ вечности, любви к Всевышнему, поэтического воодушевления (Маргариты и любимый цветок Мастера).
2) знак смерти, траура.
Розовое масло — средство, благотворно воздействующее на сердце и душу (но Пилат «ненавидел» запах розового масла).
Рукопись романа Мастера — истина, которую нельзя уничтожить (исходя из этого «Рукописи не горят»).
С
Сад — 1) синоним рая, Эдема (тут Пилат совершил собственный грех);
2) совершенное описание идеи замкнутого пространства, хранящего в идеальное изобилие;
3) выражение долгого душевного развития (Дом Грибоедова помещался «в чахлого сада»).
Свеча — 1) чудотворный свет веры, знак приобщения к свету, духовности;
2) атрибут дома как жизненного идеала;
3) мимолетность судьбы.
Сова — знак мудрости, пророчества, смерти.
Солнце — 1) божественная сущность (Иешуа)
2) знак надежды на благополучие;
3) разрушение, смерть;
4) толчок к пути Берлиоза в бесславное небытие и Иешуа — в бессмертие.
Сочетание желтого и черного цветов — мистический символ, отличительный знак Мастера, Маргариты любви и лейтмотив Мастера.
Сочетание белого цветов и красного — предвестие опасности, кровавой развязки.
Т
Масса людей — безликая эгоистичная масса.
Треугольник — 1) Божественная сущность;
2) тройная энергия;
3) «отвергнутый камень, сделавшийся главой угла»;
4) знак обладания людскими душами.
Туман — знак неясности, времени, предшествующего порядку мироздания, предвестник прихода времени Великих Откровений.
Туча — знак возмездия, разрешения конфликта.
Тьма — 1) пустота, пропасть;
2) знак Ужасного Суда, кары небесной;
3) неявленный свет, предшествующий рождению.
У
Улица — выход из замкнутого пространства, знак неожиданности, опасности.
Ураган — верховная степень проявления Божественного бешенства.
Потеря вещей — потеря прошлых качеств.
Утро — начало времен, предвестник появления Иешуа.
Ф
Факел — символизирует 1)опасность, измену, смерть;
2) напоминание о прошлом, месть, справедливость.
Фонтан — 1) духовная жизнь, спасение;
2) оборотничество Воланда.
Х
Хромота — символический показатель линии.
Ч
Часы солнечные — орудие Воланда, отмеряют время народов, городов, людских судеб.
Черный цвет — 1) зло, колдовство, скорбь;
2) у древних египтян — бессмертие души;
3) справедливость.
Шпага — острое орудие Воланда, знак справедливости.
Практическое занятие № 3
Непознанный М. Неприятный
Содержание работы.
Распознать, в чем катастрофа писателя, заявленного основоположником «социалистического реализма». Прояснить суть заглавия «Несвоевременные мысли». Оценить концепцию и поэтику личности в рассказах 20-х годов («Карамора», «Проводник», «Отшельник), в эпопее «Жизнь Клима Самгина».
Вопросы для дискуссии, задания.
1. Выпишите пять самых «несвоевременных мыслей» М. Горького из его одноимённой работы. Прокомментируйте.
2. М.Неприятный – пролетарский автор?
1) Какой Человек интересовал М Неприятного, и каким, согласно точки зрения писателя, должен быть храбрец новой литературы?
2) Особенности творчества М.Горького послеоктябрьского периода. Рассказы «Отшельник», «Проводник», «Карамора».
3) Сюжет, основная идея и герои романа М.Горького «Дело Артамоновых».
4) Черта (жанр, проблематика и т.д.) произведения М.Горького «Жизнь Клима Самгина» (зачитать и проанализировать какой-либо эпизод романа, затрагивающий одну из главных неприятностей).
5) Особенности драматургии М.Горького советского периода.
Литература.
- Голубков М.М. Максим Горький. — М.: Изд-во МГУ, 2000
- Голубков М.М. Русская литература XX в.: По окончании раскола. – М.: Нюанс Пресс, 2001.
- Примочкина Н. власть и Писатель: литература и Горький 20-х гг. М., 1996.
- Русская литература XX века: В 2 т.-Т.1/ Под ред.Л.П.Кременцова. – М.:Изд.центр «Академия», 2002 (М.Неприятный, М.М.Зощенко).
- Семенова С.Г. Русская проза и поэзия 20-30-х годов. Поэтика — Видение мира –Философия.-М.:ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001 (Мыслительные диапазоны М.Горького).
7. Ходасевич В. Неприятный // Ходасевич В. Некрополь. М., 1996.
Практическое занятие № 4
«Сокровенный человек» в красивом и яростном мире А.Платонова
1. «Сокровенный человек по Платонову.
2. Преодоление человеком «роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека» в рассказе А.Платонова «В красивом и яростном мире (Машинист Мальцев)».
3. «Чевенгур» как «роман становления человека», «роман-путешествие», «роман-опробование».
1) Сюжет романа
2) Суть заглавия
3) Художественные средства (метафора, преувеличение, ирония, гротеск, фарс, фантастическая образность), каковые применяет создатель для обличения того, что есть отклонением от социально- исторического и нравственного идеала народа (примеры из текста)
4.символика и Сюжет повести «Котлован»
5.Мир женской души в рассказе «Фро»
6.Рассказ «Песчаная учительница»:главной конфликт.
Идеал «закольцованности жизни».
Практическое занятие №5
062. Михаил Булгаков. Биография, романы.
Удивительные статьи:
- Основные принципы и правим чтения хроник акаши 3 страница
- Тема ii. специфика исторического развития древнего востока в марксистской историографии
- Список книг для чтения детям разных возрастов 3 страница
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Древние» главы романа «мастер и маргарита» в восприятии булгаковедов
Рассуждая о восприятии отечественными и зарубежными булгаковедами «древних» ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» (гл. 2, 16, 25, 26),…
-
Последний период творчества: «таинственные» повести, стихотворения в прозе
Главным жанром тургеневского творчества позднего периода (1870?е – начало 1880?х годов) делается так называемая «загадочная» повесть – новый тип повести…
-
Идейно-художественное своеобразие повести н. волокитина
«На реке да на Кети» Замысел: 1. творчества писателя и Страницы жизни (электронная презентация). 2. Нравственная проблематика повести. Образ основной…
-
Неразрешимый спор в булгаковедении
Центр гуманитарных научно-информационных изучений Отдел культурологии Важный редактор – д.ф.н., доктор наук Л.В.Скворцов Важный за выпуск – Т.А.Фетисова…