Применение учебных карт, картосхем, контурных карт

Картосхемы оказывают помощь раскрыть внутренние связи изучаемых явлений и событий. Это карты на физико-географической базе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие либо явление. Имеются, к примеру, картосхемы: «Бородинская битва 1812 г.», «Синопское сражение 1853 г.», «Защита Севастополя 1854—1855 гг.», «Начало формирования общероссийского рынка».

Смогут быть кроме этого самодельные картосхемы краеведческого характера, к примеру: места основания мануфактур, набегов монголо-сражений и татар с ними, партизанских действий. Как пример приводим одну из таких картосхем (с. Рис.

1).

Рис. 1. Планы и Самодельная 1 : 330 000

картосхема на местности (либо локальные замыслы) по содержанию близки к картосхемам. Они содержат упрощенные очертания парков, пашен, лесных угодий, водоемов, площадей и улиц. Базу замыслов образовывает картографическое изображение настоящей местности.

Замыслы копируют на пленку и демонстрируют при помощи кодоскопа.

Как пример приводим замысел, показывающий «Вооруженные битвы в районе Каланчевской площади» в декабре 1905 г (Рис. 2).

Рис. 2. Замысел на местности «Вооруженные битвы в районе Каланчевской площади»

Контурные карты позволяют усвоить и закрепить знания, выработать навыки работы и новые умения с исторической картой.Применение учебных карт, картосхем, контурных карт Это ответственное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности обучающихся. Работа с контурными картами дает итог только в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты используются для закрепления нового материала на уроке; для отработки изученного на прошлых уроках с применением справочных пособий либо без них; для контроля знаний в виде исполнения на карте историко-географических заданий. Употребляться одинаковая контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается любой этап заполнения карты учениками.

Нужные советы по работе с контурной картой дает Г.И. Годер[4]. Начиная знакомство с контурной картой как и с исторической преподаватель обращает внимание на хронологические рамки периода, что она отражает.

Обучение проходит в пара приемов.

Сперва ученики заполняют контурные карты при помощи настольных карт, после этого — настенной, и, наконец, по памяти. Громадной подготовки требует умение наносить обозначения на протяжении изложения материала преподавателем.

На начальной стадии практического обучения заполнению контурной карты употребляются заготовки на доске двух картосхем, выполненных мелом, к примеру картосхемы Древнего Египта. Одна из них преднамеренно заполнена неверно. Разбирая ее, преподаватель на протяжении рассуждающего изложения на глазах учеников верно заполняет вторую картосхему.

Фрагменты контурных карт изображены на рис. 3.

Рис. 3 Обучение заполнению контурной карты

Обучение начинается с самых несложных заданий по заполнению карт: обвести границы стран, написать их заглавия, и заглавия городов; указать даты главных фактов. После этого ученики сопоставляют настольную и контурную карты, обучаются выяснять очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности на ней изображен, и независимо от масштаба карты.

Изучая природные условия Греции, обучающиеся посредством физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Неспешно задания усложняются.

На базе знания картографических ориентиров нужно нанести на контурную карту маршрут либо границу на ней не обозначенные.

Дабы обучающиеся не перерисовывали историческую карту механически, преподаватель дает им задания по выборке данных.

При заполнении контурной карты нужно делать общеучебные требования. В первую очередь не должно быть небрежности, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать нужно разборчиво и без неточностей, на свободных местах, дабы не мешать чтению информации.

Закрашивать направляться бережно, по границам, дабы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, выделять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

В обучении прекрасно себя зарекомендовали самодельные контурные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую базу. Заполняют же такую карту цветными мелками либо фломастерами (позже эти надписи легко стираются).

Ученики переносят надписи на собственные контурные карты.

Выделить и укрупнить самое основное оказывают помощь шаблоны, сделанные на базе ветхих карт. Они довольно часто восполняют отсутствующие картографические пособия. Посредством шаблона мелом на доске вычерчивают контуры Древнего Египта, Двуречья, Индии, Аттики (Рис.

4).

На уроке по ходу объяснения неспешно и последовательно контуры шаблона заполняются историко-географическими сведениями.

Заполняя мелом на доске контур Аттики, преподаватель растолковывает, что по своим природным условиям Аттика делилась на три части:

1) равнина в юго-западной Аттике, где земли пригодны для земледелия, это самый густонаселённый район; 2) горный район, большой, но пустынный; 3) приморская полоса с бессчётными заливами. Дабы уберечься от пиратов, в 5 километрах от моря на бугре среди равнины возвели укрепленное поселение — Акрополь. Так начиналась история города Афины[5],

Шаблоны оказывают помощь кроме этого отработке картографических умений и знаний обучающихся. Преподаватель заблаговременно рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, реки и горы, города (под номерами). По заданию преподавателя ученики показывают города и именуют их расположение (город находится в восточной части= страны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен; показывают старый археологический монумент, говорят о месте его размещения.

После этого эти же объекты показывают на настенной карте.

Москва-Каланчёвская — Серпухов


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: