Старовавилонский период. времена раздробленности

С падением III династии Ура в Месопотамии наступил новый, так называемый Старовавилонский период (ок. 2000–1595 гг. до н. э.). Цари Иссина так же, как и прежде вычисляли себя продолжателями Урской империи: как и цари Ура, они обожествляли себя, сохраняли официальное именование страны «Шумер-и-Аккад», а само падение Ура вычисляли великой катастрофой.

В дворцах и храмах составлялись пространные «Плачи о смерти Ура», в которых в самых броских красках описывалось грандиозное избиение, учиненное захватчиками-иноземцами в разоренной столице Урской державы. Правители Иссина вели, подобно урским, официальную документацию на шумерском языке, но как раз при них шумеры были полностью ассимилированы аккадцами, а шумерский стал мертвым языком учености – школ, храмовых писцов и канцелярий.

Но в случае если для административного аппарата и столичного населения Урской империи ее падение было катастрофой, то для огромной массы рядовых работников – скорее избавлением. Сейчас они стали небольшими пользователями наделов, выделенных страной, и не смотря на то, что и управлялись государственный служащими, но все же вели на этих наделах независимое хозяйство. На многих почвах восстановились самоуправляющиеся общины лично свободных людей.

Наконец, ремесленные и торговые фонды, при III династии Ура принадлежавшие стране, также оказались по большей части в руках частных лиц, в большинстве случаев под бо?льшим либо меньшим национальным контролем.Старовавилонский период. времена раздробленности Они обязаны были отдавать стране определенную часть прибыли, взятую от реализации этих фондов, а оставшееся применяли для собственных коммерческих операций.

Вместе c коренным населением Месопотамии на ее территории жили полукочевые скотоводческие племена инопланетян – сутиев (амореев). Вождей сутиев в Месопотамии прозвали «живущими в шатрах». Рядовые амореи фактически не селились в городах (исходя из этого, например, в аккадском языке нет никаких следов аморейского влияния), а занимали пригодные для выпаса скота территории рядом от того либо иного города.

Само нашествие амореев, само собой разумеется, сопровождалось массовым разграблением страны, но, раз поселившись в ней, аморейские племена номинально признали себя подданными иссинских царей и мирно сосуществовали с местными обитателями, поставляя им продукты скотоводства в обмен на зерно.

Каждое аморейское племя имело собственную независимую территорию. Неспешно вожди таких племен делали центрами собственной власти близлежащие города и получали фактического господства над разными месопотамскими областями. В большинстве случаев, они выбирали для этого небольшие города, ранее ничем не примечательные, потому, что в ветхих центрах оставалась через чур сильна их классическая, коренная элита.

В следствии в Месопотамии показались новые большие центры, где правили амореи: южномесопотамский город Ларса стал столицей племенного альянса ямутбала, считавшегося ветшайшим из аморейских племен, Мари на Среднем Евфрате – столицей племенного альянса ханеев, а Вавилон (аккад. «Баб-или», досл. «Ворота всевышних»), до того мелкий город на Евфрате, – столицей племени амнану[28].

Амореи почитали, наровне со собственными древними всевышними, шумеро-аккадских божеств. Те амореи, каковые заводили себе дополнительное либо главное жилище в городах (а также вершина большинства племен), присоединялись к соответствующей муниципальный общине, поддерживали культ ее всевышнего-покровителя и рассматривались как часть народа «черноголовых». В итоге все амореи, поселившиеся в стране «черноголовых», стали причисляться к ним.

Никаких показателей этнической неприязни между амореями и потомками коренных обитателей страны не прослеживается в течении практически пятисот лет.

В конце XX – начале XIX вв. до н. э. аморейские вожди друг за другом объявляли себя царями контролируемых ими областей, уже и формально свободными от Иссина. В этом им подражали и удачливые уроженцы коренного населения. В следствии в начале XIX в. до н. э. Месопотамия распалась на более чем дюжина свободных стран.

В 1895 г. до н. э. такое царство с центром в Вавилоне основал Сумуабум, вождь племени амнану.

Время правления его династии в Вавилоне (1895–1595 гг. до н. э.) включается в так называемый Старовавилонский период истории Месопотамии.

Между появившимися княжествами и государствами вспыхивали постоянные ожесточенные войны; альянсы то появлялись, то распадались. В следствии этих войн к 1800 г. до н. э. юг страны осуществляло контроль царство Ларса, которое стёрло с лица земли и захватило Иссин, претендовавший на все наследие III династии Ура. Царь Ларсы обожествил себя по примеру ниспровергнутой им династии Иссина.

В центре Месопотамии господствовали Вавилон и Эшнунна, а всю Верхнюю Месопотамию, включая бывшее царство Мари и Ассирийское государство, занимала огромная держава ханейского вождя Шамши-Адада (ок. 1824–1777 гг. до н. э.). Он захватил в конце XIX в. до н. э. и Мари, и Ашшур и посадил править в том месте собственных сыновей.

Сам он руководил из Шубат-Эллиля в Верхней Месопотамии.

Держава Шамши-Адада, звучно именовавшаяся древним заглавием Субарту, была разбита на армейские округа, наместники которых присматривали за множеством небольших классических правителей, чьи территории входили в соответствующий округ.

Множество небольших политических образований – царств, племенных союзов и племён – пребывало в зависимости от вышеперечисленных больших стран. «Никто не силен сам по себе, – говорит один из царей этого времени, – за каждым сильным правителем идет 10–15 зависимых». Отдаленным идеалом всех этих царей было царство III династии Ура, раз и окончательно поразившее их воображение собственной невиданной мощью, и они с радостью принимали громкую титулатуру урских царей. Но большая часть из них не осмеливались посягать на обожествление, поскольку семиты, а также амореи, в отличие от шумеров, проводили резкую непреодолимую грань между людьми и богами, не кроме царя.

Цари-всевышние Иссина

Царская семейство Иссина (2017–1794 гг. до н. э.) была основана урским государственным служащим Ишби-Эррой в пору стремительного распада державы III династии Ура, в то время, когда та вела изнурительную борьбу с Эламом и амореями. Ишби-Эрра подчинил собственной власти всю Нижнюю Месопотамию, добившись того, что эламиты возвратились в пределы собственной исконной территории, а аморейские племена, расселившиеся в Южном Двуречье, номинально признали его власть.

С позиций Ишби-Эрры и его преемников, их государство было прямым продолжением державы «Шумер-и-Аккад», созданной III семейством Ура – сменилась лишь семейство. Перенос столицы из Ура в Иссин и падение III династии Ура при царях Иссина считались следствием ответа всевышних (принятого теми из чистого каприза, легко чтобы столица «Шумера-и-Аккада» не пребывала неизменно в одном и том же городе) и великой трагедией. Как раз при царях Иссина показался официальный жанр плачей о смерти Ура.

При самых могущественных иссинских царях Иддин-Дагане (1974–1954 гг. до н. э.) и Ишме-Дагане (1953–1935 гг. до н. э.), которым подчинялась вся Нижняя Месопотамия, семейство Иссина вправду была в праве претендовать на продолжение политико-идеологической традиции Ура. Но обстановка в стране совсем изменилась.

Огромные площади были заняты ветхими и новообразованными общинными коллективами, их почва считалась общинной, а не царской, и они пользовались самоуправлением, не смотря на то, что и несли какие-то повинности по отношению к стране. Общинная администрация выбиралась самой общиной, а не назначалась более чем, общинники были вольны вольно покидать собственную почву, большая часть их судебных дел решал выбранный ими же суд собственной общины, а не царский судья-чиновник и т. д. На подобных правах существовали аморейские племена, практически полунезависимые, а время от времени и прибиравшие неспешно к рукам центры, недалеко от которых они жили. Царские и храмовые зависимые люди вели собственные небольшие хозяйства на наделах, выделенных им из царской и храмовой почвы.

Изменилось и познание божественности царя. И при III династии Ура, и при династии Иссина основанием для обожествления царя считалось его участие в обряде «священного брака». Так именовался каждый год проводившийся в Двуречье обряд ритуального соития жрицы, в теле которой якобы пребывала богиня плодородия, и правителя (причем месопотамцы верили, что и в его тело на это время вселялся всевышний).

От успеха этого обряда зависели и урожаи, и плодовитость скота, и рождаемость, и здоровье потомства.

Это временное слияние с настоящим божеством и давало право царю претендовать на обожествление. Согласно точки зрения месопотамцев, с окончанием обряда божественность, принадлежавшая настоящему всевышнему, оставалась в царе. Исходя из этого все цари Иссина кроме этого прижизненно обожествлялись «по должности» – их имена писались с детерминативом божества.

Но, в отличие от царей Ура, иссинские владыки, как и все последующие цари Месопотамии, не имели ни храмов, ни культов – основных атрибутов настоящей божественности!

Тем самым их обожествление было неполным, являлось собственного рода «почетным обожествлением».

При Липит-Иштаре (1934–1924 гг. до н. э.), известном собственными законами, в чем-то предвосхитившими позднейшие Законы Хаммурапи, семейство Иссина начала быстро утрачивать власть над большей частью Двуречья. Аморейские вожди и другие местные правители друг за другом объявляли себя царями, а время от времени и всевышними-царями по примеру царей Иссина. Иссин был сейчас только одним из месопотамских стран, подобно царству Ларсы, которое его и стёрло с лица земли.

Захватив в 1826 г. до н. э. Ниппур, цари Ларсы взяли в том месте божеские почести по иссинской традиции, а с 1801 г. до н. э. царь Ларсы Римсин почитался как всевышний во всем собственном царстве, претендуя на полную аннексию Иссина и продолжение его государственности. Он захватил Иссинское царство в 1794 г. до н. э., и царство Ларсы заняло целый прежней шумерский юг Нижней Месопотамии. Но 30 лет спустя Римсин был разгромлен известным царем Вавилона Хаммурапи, захватившим и стёршим с лица земли его царство.

По окончании царей Иссина и Ларсы месопотамские владыки, за редкими исключениями, уже не обожествлялись и не принимали участие в обряде «священного брака».

Противники Асада уже воюют друг с другом


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: