Броня крепка, гантраки наши быстры!: грузовик

    Гантрак на базе американского военного грузовика M939A2. Бронирование создано в 2004 году специально для войны в Ираке, произведено чуть больше много таких бронекомплектов. Оружие — 12,7-мм пулемет M2 Browning.
    Bedford OYD Armadillo Mk III Гантрак на базе «Бедфорда» серийно производился в Англии в 1940—1941 годах, было выпущено 877 таких грузовиков. Оружие King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме- автоматическая пушка COW 37 mm gun.

King Kong на базе грузовика M54, война во Вьетнаме На протяжении вьетнамской войны много грузовиков сопровождения перестраивались в гантраки. Значительно чаще это были армейские М54, любой приобретал имя собственное и преобразовывался в полноценную боевую единицу.

    Афганский самодельный гантрак на базе ЗИЛ-131 напоминает, скорее, «техникал», вооруженный пикап. Никакой брони нет, а в кузове — спаренная зенитная установка ЗУ-23−2 калибра 23 мм.
    Гигант на базе тяжелого M1075 PLS создан американцами для ведения военных действий в Ираке. На снимке — самопально модернизированный вариант с крышей.

Единственный крупнокалиберный пулемет американцев заклинило в начале, а иракцы жестко напомнили о том, что «вторженцы» напрасно забыли вьетнамский опыт. Ветераны Вьетнама говорили внукам о гантраках — броневиках сопровождения колонн, но молодое поколение не хорошо слушало.Броня крепка, гантраки наши быстры!: грузовик И сейчас, вжимаясь под пулями в песок среди горящих автомобилей, платило за легкомыслие большую цену

Уроки прошлого

Армии отражателей коммунистической агрессии, высадившей полумиллионную группировку в Южном Вьетнаме в 1965 году, требовалось огромное количество грузовиков для снабжения. Транспортные колонны, везущие с побережья снаряды, горючее, продовольствие и амуницию, иногда растягивались на 15 км и состояли более чем из 200 автомашин.

Подразделения военной полиции, каковые снабжали охрану транспортных колонн на дорогах, были через чур малы, дабы полностью обеспечить возложенную на них задачу. Личного состава хватало только на организацию немногочисленных блокпостов, между которыми вьетконговцы вольно обстреливали и подрывали американские грузовики.

В осеннюю пору 1967 года коммунисты нанесли один из самых чувствительных ударов 8-й транспортной группе: одна из колонн попала в засаду и была уничтожена. Поняв, что грузовики как были, так и остались практически предоставлены сами себе, руководство решило впредь ездить «усиленным конвоем». Усиление составили грузовики М35 с сооруженным в кузове бруствером из мешков с песком и установленными в том месте же двумя пулеметами М60.

Они не первенствовалигантраками (англ. guntruck — «грузовик для перевозки оружия», либо «вооруженный грузовик»), показавшимися во Вьетнаме, но как раз в 8-й транспортной группе их стали применять массово.

Практически сходу стало известно, что мешки с песком хоть и защищают от пуль, но утяжеляют машину: во мокром климате песок мгновенно впитывал воду. Исходя из этого, дабы при одной и той же массе улучшить защищенность, было решено бронировать кузов металлическими страницами. В итоге уже спустя месяц по окончании памятного нападения все гантраки 8-й транспортной группы обзавелись бронезащитой.

В новых автомобилях бронировался не только кузов (что воображал собой простую металлическую коробку с вырезами под пулеметы), но и двери с полом кабины. Увлекательным вариантом была установка на грузовик корпуса от БТР М113. В этом случае кроме штатного крупнокалиберного пулемета М2НВ спереди машина приобретала еще два таких же по бортам.

Правомерность применения гантраков для защиты колонн сполна подтвердилась 24 ноября 1967 года, в то время, когда на автоколонну напала рота вьетконговцев. Спустя 20 мин., утратив половину личного состава, коммунисты отошли. У американцев благодаря шквальному огню гантраков утраты были значительно меньше: 17 разбитых грузовиков и 10 раненых солдат.

Скоро у 8-й группы показались еще более замечательные эрзац-бронемашины: пятитонные грузовики М51 взяли бронекорпус, кое-какие кроме того с разнесенным бронированием для защиты от гранатометчиков. Громадная грузоподъемность разрешила усилить оружие: в придачу к М60 автомобили взяли М2НВ либо шестиствольные «Миниганы», талантливые изрешетить вьетнамский лес вместе с засадой в зелено-красные ошметки. В других подразделениях пошли еще дальше и установили в кузов зенитную установку М16 (воображавшую собой счетверенный пулемет М2НВ) а также 40-мм автоматическую пушку М1, могущую вести пламя разрывными боеприпасами.

Американцы, возможно, догадывались, что обещанного три года ожидают, исходя из этого на прибытие эскортных бронемашин V-100, каковые в штатном режиме должны были заменить гантраки, не через чур сохраняли надежду. И совсем верно — до конца войны как раз боевые грузовики, а не «Коммандо» сопровождали колонны днем и охраняли пункты дислокации транспортных рот ночью.

Но по окончании войны заслуженных ветеранов бессердечно сдали в утиль, покинув только один пример в экспозиции Музея военного транспорта в Форт-Юстисе. Бесценный боевой опыт сопровождения колонн учтен не был, исходя из этого нападения иракцев на грузовики снова, как и 38 лет назад, стали для миротворцев полным сюрпризом.

Ренессанс «боевых грузовиков»

Просматривая сводки о десятках автомобилей с грузами, полыхающих на дорогах Ирака, Сенат США безотлагательно начал требовать послушания от руководства сухопутных армий, которое сначала, как ни необычно, не желало бронировать собственные машины. Достаточно скоро здравый суть взял верх, и первые транши из 4,1-миллиардных ассигнований, выделенных на программу бронировки автотранспорта в Ираке, стали поступать компаниям, осуществляющим конверсию.

Но кроме того тогда мысль довольно часто выяснялась в оппозиции. Так, организованная 375-й транспортной группой резерва и 812-м транспортным батальоном сухопутных американских войск особая рота гантраков (35 «хаммеров» со особым бронекузовом и пять грузовиков М939 с крупнокалиберными пулеметами) скоро была расформирована руководством без объяснения обстоятельств.

Быть может, этими обстоятельствами стало обвинение прессой администрации Буша в отсутствии у армии обычных средств прикрытия колонн, и массовое поступление в армии заводских элементов бронирования кабин грузовиков с установкой в том месте пулеметной турели М2НВ. Последнее, но, проблему решало только на бумаге: пулеметчик в таковой турели хоть и был прикрыт щитком, но все равно оставался весьма уязвимой целью.

Практически так же дело обстоит и в российских вооруженных силах. На сегодня у нас имеются образцы грузовиков с серийно бронированной кабиной (Урал-4320.31), с кузовом и бронированной кабиной (Урал-4320.10) а также самый настоящий гантрак «Звезда-ЗУ» (Урал-4320.30 с частично зениткой и бронированным кузовом ЗУ-2 в нем). Но в первые два не заложена возможность установки бессчётного тяжелого оружия, так нужного гантраку, а последний, имея это самое тяжелое оружие, почему-то не имеет защиты стрелка, что сводит саму идею «боевого грузовика» на нет.

По большому счету, учитывая много вооруженных распрей во времена развала СССР (не говоря уж о войне в Афганистане), количество отечественных самопальных гантраков не уступает количеству американских поделок. В деле успели побывать фактически все грузовики: ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, МАЗ-503, КрАЗ-256, Урал-375, Урал-4320, КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, КамАЗ-5511. Защита автомобили варьировалась от серийных бронеэлементов для кузова и кабины до бронежилетов, мешков с песком, труб, бревен и срубов из них, отдельных элементов (к примеру, люков) от военной техники Разнообразным было и устанавливаемое оружие: от пулеметов РПК, ДШК, КПВ, «Утес» до зенитных установок ЗУ-2 и ЗУ-23, автоматического миномета «Василек», 23-мм авиационной автоматической пушки, пусковых установок противоградовых ракет «Алазань» и, наконец, венца творения — башни от БРДМ-2 с приваренным на крыше авиационным блоком 57-мм неуправляемых ракет.

нищета и Блеск автомобилей

В общем и целом возможно заявить, что в скором будущем гантрак как боевая единица сопровождения колонн с поля боя некуда не убежит, учитывая все громадную изменение войн из масштабных столкновений с применением всех родов армий в локальные конфликты. Подобный эрзац-броневик может выстроить кто угодно (что подтверждает опыт войн за последние пара десятков лет в Африке и на Востоке) — потрепанный грузовичок с зениткой в кузове возможно встретить фактически у каждого уважающего себя партизанского отряда.

К тому же, в отличие от экипажа военной техники, которому требуется обучение, к квалификации экипажа гантрака нет никаких особенных требований: в его состав может влиться любой человек, годный к военной работе. Помимо этого, ремонт автомобили может проводиться в гражданской автомастерской, что существенно упрощает и удешевляет задачу снабжения запчастями и горюче-смазочными материалами.

Если сравнивать с военной техникой гантраки дешевле в эксплуатации и потребляют меньше топлива, наряду с этим не уступая, а время от времени кроме того превосходя ее в огневой мощи. К тому же использование «боевых грузовиков» разрешает не отвлекать военную технику на охрану, что дает ей возможность решать те задачи, для которых она и предназначена.

Вооруженная машина, кроме всего другого, уже сейчас есть настоящим трансформером, к чему еще только-только приходит легкая военная техника: грузовик возможно перевоплотить в гантрак методом установки в кузов бронемодуля, что, со своей стороны, возможно выгрузить на дороге и взять так блокпост.

Наличие в транспортной колонне гантраков формирует дополнительные сложности нападающим: в случае если раньше для атаки на простые грузовики достаточно было легкого взрывчатки и стрелкового оружия, то для подавления вооруженных автомобилей требуется тяжелое оружие. Оно и весит больше, и снарядов к нему возможно унести не так много — в общем, засада в этом случае не преобразовывается в легкую прогулку с расстрелом, как в тире: гантраки свободно смогут перевоплотить в решето самого нападающего. Особенно в случае если учесть, что современные «боевые грузовики» смогут маскироваться под простые тентованные

Само собой разумеется, для встречного танкового боя гантрак слабоват, но для аналогичных вещей машина и не предназначена. Единственными большими минусами, вытекающими из изюминок применения аналогичной техники, являются не сильный формирование и противоминная защищенность гантраков из состава собственного подразделения, что повышает нагрузку на оставшиеся «чистые» их водителей и грузовики. Но работы по усилению противоминной защиты грузовиков уже плодотворно ведутся, а проблему с личным составом возможно решить, прикрепляя к транспортным подразделениям особые охранные гантраки.

Но, как будет развиваться этот тип техники, продемонстрирует время. И, само собой разумеется, боевые конфликты

Чудеса инженерии

Как показывает опыт, гантраки возможно создавать из любых типов грузовиков: бортовых, седельных тягачей, самосвалов а также контейнеровозов. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века на экраны вышел фильм «Воинов» с Куртом Расселом в ключевой роли, где по пустошам носился гантрак на базе карьерного самосвала. Вряд ли сценарист «Воина» изучал проекты времен Второй мировой войны, но факт остается фактом — в первой половине 40-ых годов двадцатого века подобную машину именно планировали создать!

Мысль, Наверное, осенила кого-то из ВМС, потому, что базой должен был послужить колесный мегамонстр (дизельный судовой двигатель: 190 л.с., 1100 об/мин, большая скорость 105 км/ч, запуск от мелкого бензинового двигателя), что вывозил грязь, добываемую землечерпалкой из реки Лос-Анджелес.

Главным оружием супергантрака должна была помогать башня (9,1 м в диаметре, 5,5 м в высоту) с двумя восьмидюймовками от тяжелого крейсера, причем для обеспечения устойчивости при стрельбе грузовик оснастили четырьмя выдвигаемыми упорами. Оборонительное оружие составляли два крупнокалиберных пулемета в бронированной кабине. Для связи имелись морской семафор и радиостанция.

Экипаж 90-тонной автомобили должен был складываться из семи человек — пять управляются с орудиями, двое сидят в кабине, водят «баттлвагон» и отстреливаются из пулеметов.

Но, по всей видимости, армейские все же посчитали, что грузовик нужнее применять по прямому назначению, нежели для врагов и устрашения налогоплательщиков, исходя из этого рождение самого громадного гантрака в истории так и не произошло.

Ганшип — старший брат гантрака

    Lockheed AC-130 Cамый известный ганшип, созданный во второй половине 60-ых годов XX века для вьетнамской войны и употребляющийся сейчас. Тяжелое оружие — 105-мм гаубица M102.

Любопытно, что в авиации кроме этого существует собственный «гантрак», причем фактически с аналогичным оружием!

По окончании Второй мировой, в то время, когда США все чаще и чаще принимались нести народовластие в различные уголки планеты, стало известно, что новейшая реактивная авиация по малоразмерным целям в джунглях трудится не хорошо. Выход посоветовал майор Пол Ган — применять поршневые военно-транспортные самолеты, «грузовики» ВВС! В итоге платформой для небесных линейных кораблей послужил ветеран Второй мировой войны C-47.

На самолет по левому борту поставили два контейнера с шестиствольными пулеметами «Миниган», а третий торчал в проеме грузовой двери. Выйдя на цель и заложив вираж — так, дабы в центре конуса был неприятель, — самолет обрушивал на нее целый ливневой дождь огня. Машину тут же назвали «ганшипом».

К 1967 году ганшипы превратились для пехоты во Вьетнаме в такую же нужную и обыденную вещь, как сигареты и винтовка. Но участившиеся утраты от зенитного огня вынудили модернизировать «летающий гантрак»: в С-113, что пришел на смену С-47, добавили еще один «Миниган» (позднее к ним присоединилась еще пара шестиствольных «Вулканов») и бронировали кабину пилотов.

Предстоящая модернизация ганшипов вылилась в создание Vulcan Express — такую кличку дал собственной машине экипаж транспортника АC-130, вооруженного четырьмя «Миниганами» и четырьмя «Вулканами». Девятый ганшип серии взял несколько 40-мм пушек «Бофорс» вместо двух «Вулканов» в хвосте, а позднее и вовсе пополнился 105-мм гаубицей!

На данный момент американские вооруженные силы применяютАС-130U в Ираке и Афганистане.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№108, октябрь 2011).

GTA 5 моды: Кинг Конг против Халка в GTA 5 — Жесткая битва


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • 10 Самых неправдоподобных танков звёздных войн

    БТВ — бронированный транспортный вездеход, одна из самых известных автомобилей Империи. Но непременно эффектный внешний вид никак не оправдывает очень…

  • Солдаты с косичками

    Подобно тому, как в Российской Федерации по окончании поражения в Крымской войне стартовали социальные и реформы армии, в Китае по окончании «подавления»…

  • История в цитатах: о судьбах детей великой войны

    …Всё многомиллионное детское царство в Азии и Европе захвачено сейчас войной. Корней Чуковский Каждая война портит не только взрослых на фронте и в тылу,…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: