Церковное управление и надзор. распоряжение церковным имуществом

Чтобы церковный закон был применен, он обязан соответствовать определенным условиям; что касается внутренней его стороны, нужны его издание законной властью и соответствие предписываемого им фундаментальным законам Церкви — ее канонам; с внешней стороны, для придания ему необходимой силы, требуется его обнародование, опубликование. В древности обнародование заключалось в вывешивании текста нового закона на стенах кафедрального храма и рассылке его епископам либо приходским пресвитерам.

В новое время обнародование законов происходит методом их публикации в официальных церковных изданиях. Между провозглашением закона (которое в юридической литературе именуется промульгацией) и его обнародованием, публикацией, проходит узнаваемый срок. Не всегда закон начинает действоватьс момента его публикации; время от времени в нем устанавливается срок, по окончании которого закон обретает силу.

Данный срок предусматривается для общего ознакомления с законом.

Все церковные законы необходимы для каждого участника Церкви. Незнание закона не может служить оправданием для его нарушения. В деле выполнения церковных предписаний Церковь допускает исключение только в отдельных случаях, в то время, когда нет физических либо нравственных возможностей для выполнения.

Подобные исключения сами должныносить темперамент отдельных определенных правил.Церковное управление и надзор. распоряжение церковным имуществом Изъятие из неспециализированной обязательности правовой нормы именуется привилегией (прономией) (в случае если некое лицо наделяется теми либо иными преимуществами) либо диспенсацией (если оно освобождается от какой-либо публичной обязанности). Примером привилегии есть практиковавшееся в синодальную эру разрешение почтенным старым лицам из мирян иметь домовые церкви.

Примером диспенсации могут служить дозволения брака в степенях родства, являющихся, в соответствии с церковным законам, препятствием для брака. Отступая от акривии — строгой точности в исполнении закона — и прибегая к привилегиям и диспенсациям, Христова Церковь поступает в соответствии с принципом икономии — для духовной пользы собственных чад.

Законы, изданные поместной церковной властью либо епархиальными архиереями, смогут быть и отменены, но право на их отмену имеет только компетентная власть, т.е. равная либо верховная той, которая издала отменяемый закон. В противном случае обстоит дело с правилами, каковые составляют Канонический Свод.

Во 2-м каноне Трулльского Собора по окончании перечисления изданных ранее правил говорится: Никому да не будет разрешено вышеозначенныя правила изменяти либо отменяти, либо, не считая предложенных правил, приимати вторая, с фальшивыми надписаниями составленныя некими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною. Отцы VII Мирового Собора, ссылаясь на это правило, в собственном 1-м каноне постановили: Божественныя правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим распоряжение сих правил, изложенных от всехвальными апостол, святых труб Духа, и от шести Святых Мировых Соборов, и поместно планировавших для издания таковых заповедей, и от Святых Папа отечественных.

Потому что все они, от единаго и того же Духа быв просвещены, нужное узаконили. По окончании 7 Мирового Собора общецерковным сознанием общеобязательная сила признана кроме этого за канонами двух Константинопольских Соборов IX в., и за Окружным посланием Патриарха Тарасия против симонии.

Каноны, по церковному сознанию, отмене не подлежат, но это не означает, что нормы, установленные в них, полностью неизменны. В Каноническом Своде имеется правила, видоизмененные в позднейших канонах. К примеру, 37 Апостольское правило предусматривает, дабы епископы каждой области планировали на Собор два раза в год.

А в 8 правиле Трулльского Собора его Отцы, ссылаясь на набеги дикарей и иные случайные препятствия, вводят новую норму — созывать Соборы один раз в год.

Свидетельствует ли это, что 8 правило Трулльского Собора отменило 37 Апостольское правило? Нет, не свидетельствует, потому что собрание епископов каждые полгода так же, как и прежде рассматривается как очень желательное дело, и только на случай неосуществимости этого устанавливается новый порядок. Но, если бы события разрешили созывать Соборы каждые полгода, восстановление прошлой нормы не противоречило бы 8 правилу Трулльского Собора.

Канон может оказаться неприменимым в связи с исчезновением того церковного университета, о котором трактует данное правило. К примеру, в 15 правиле Халкидонского Собора выяснен возраст для дам, поставляемых в диакониссы, — не моложе 40 лет. С исчезновением чина диаконисс это правило прекратило использоваться.

Однако, оно сохранено в Каноническом Своде не только как исторический документ.

Не смотря на то, что данное правило не используется по собственному прямому смыслу, оно содержит в себе некоторый экклезиологический принцип, что не лишен практической ценности (к примеру, может служить отправной точкой для рассуждения законодательной церковной власти об установлении возрастных границ для назначения дам на какие-либо иные церковные должности).

Кое-какие из канонов носят темперамент частного определения, по тексту собственному они негодны для расширительного толкования, но знание исторического контекста, в котором было издано такое правило, открывает и в нем экклезиологический принцип непреходящего значения. Вот текст 4 Вселенского собора и правила: О Максиме Кинике, и о произведенном им безчинии в Константинополе; ниже Максим был, либо имеется епископ, ниже и поставленные им на какую бы то ни было степень клира; и соделанное для него, и соделанное им, все ничтожно.

Итак, поставление некоего киника Максима во епископа II Вселенский Собор обьявил нелегетимным и не бывшим. Но, в случае если учесть обстановку, в которой совершалась лже-хиротония Максима, то правило это будет в полной мере пригодно для применения его по аналогии.

Кроме того абсолютная отмена закона на том основании, что исчезает ratio legis (обстоятельство, послужившая предлогом к его изданию), не имеет абсолютного значения в церковном праве. В соответствии с 3 правилу II Мирового Собора и 28 правилу Халкидонского Собора, Константинопольскому епископу предоставляется преимущество чести по Римском епископе, потому, что город данный имеется новый Рим, новая столица империи, и есть городом синклита и царя.

Константинополь в далеком прошлом прекратил быть городом синклита и царя (сената), но в диптихе православных иерархов его епископ так же, как и прежде пользуется первенством чести. Православный французский канонист епископ Петр Л’Юилье справедливо находит, что сейчас первенство чести епископа Константинопольского основано на расширительном применении к его кафедре теоремы, высказанной Отцами I Никейского Собора в отношении привилегий Церквей Римской, Александрийской, Антиохийской: Да сохраняются древние обычаи (6 прав) [1].

Так, не обращая внимания на историческую изменяемость действующих в Церкви правовых норм, не обращая внимания на то, что последовательность канонов, в силу новых событий, не используется в их буквальном смысле, Святые Каноны неизменно сохраняют собственный значение критерия церковного правосознания, собственный общецерковный авторитет, потому что данный их авторитет производится от авторитета Мировых Соборов, либо прямо издавших их, или принявших и утвердивших их. Отцы Мировых Соборов, как мы верим, вдохновлялись Духом Святым. Что же касается тех канонов, каковые изданы по окончании VII Мирового Собора, то их авторитет покоится на согласии церковной полноты и вселенского епископата — на общецерковном признании.

1. См: Петр (Л’Юилъе). Указ. соч. С. 25. ^

Церковное управление

В область церковного управления, второй формы правительственной власти Церкви, входят такие функции, как упразднение и учреждение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование, и церковный надзор.

Новые церковные должности, включая новые епископские кафедры либо кроме того первосвятительские престолы, учреждаются либо упраздняются распоряжениями поместной церковной власти. Кроме упразднения и учреждения, церковные должности смогут подвергаться и вторым трансформациям; это возможно соединение нескольких должностей, создаваемое или методом слияния, в то время, когда, к примеру, две епархии соединяются в одну, или методом личного соединения двух однородных должностей в одном их носителе (так, продолжительное время в XVIII и XIX вв. две отдельные епархии — Новгородская и Петербургская — имели одного иерарха: митрополита Новгородского и Петербургского) и, наконец, методом присоединения одной должности к второй, основной (к примеру, присоединение, приписывание одного прихода к второму, более ответственному).

Трансформации смогут кроме этого заключаться в разделении одной должности на две либо пара независимых (разделение одной епархии на две епархии и др.) либо в отнесении части компетенции одной должности к второй (к примеру, перевод нескольких приходов с их округами из одной епархии в другую). Помимо этого, вероятны превращения одной институции в другую, скажем, довольно часто имевшее место в десятнадцатом веке превращение женской общины в монастырь .

Что касается замещения церковных должностей, то оно, конечно, осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей — это область церковной судьбе, где в течении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской власти, по большей части это касалось наибольших церковных должностей.

Такое влияние, в том случае, если оно не противоречит воле епископата, церковного народа и клира, неимеетвозможности принимать во внимание противозаконным, потому что замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы этого влияния в истории изменялись и определялись, по большей части, статусом Церкви в стране.

Сейчас в Русской Православной Церкви первоиерархи избираются Поместным Собором; члены Синода вызываются, а епархиальные и викарные архиереи назначаются по определениям Синода. Это относится и к вторым административным должностям органов синодального управления, к администрации духовных школ. В епархии приходские священники и настоятели приходов назначаются епархиальными архиереями.

Члены церковного совета избираются приходским собранием. Текущее администрирование в Церкви осуществляется методом письменных распоряжений, включая окружные послания, а также в форме устных распоряжений. Распоряжения вышестоящей церковной власти необходимы для подчиненных инстанций.

Надзор

Особенным видом аккуратной (административной) церковной власти есть надзор. Органы надзора те же, что и органы управления. Средствами надзора являются: получение письменных отчетов вышестоящими институциями от низших, личных докладов о состоянии церковных дел, визитация, т.е. обозрение носителем церковной власти подведомственных ему учреждений, и проведение ревизии.

Письменные отчеты составляются по указанной форме.

Такие отчеты подают, к примеру, благочинные собственному епархиальному архиерею.

Персональный доклад предполагает явку подчиненного лица к вышестоящему по требованию последнего.

Визитация, личное обозрение подведомственных учреждений, практиковалась в Церкви неизменно, начиная с апостольского века; уже сами апостолы посещали основанные ими общины не только для научения паствы, но и для надзора. В Каноническом Своде нет правила, предписывающего епископу визитацию собственной паствы, потому, что, возможно, в Старой Церкви это было само собой разумеющейся нормой. В первый раз обязанность обходить подчиненные округа возлагается на епископов законом императора Алексия Комнина, изданным в 1107 г.

Духовный регламент обязал каждого епархиального архиерея один раз в год либо как минимум один раз в два года объезжать собственную епархию. И сейчас в обязанности епархиального архиерея входит визитация епархии. Патриарху в собственности право визитации всех епархий Русской Православной Церкви.

В епархии обязанность регулярного визита приходов возлагается на благочинных.

Ревизии, в большинстве случаев, являются чрезвычайным средством надзора. Они проводятся не систематично, а по мере необходимости, обычно ввиду неблагополучного состояния дел в учреждении, и проводятся лицами, назначенными законной церковной властью.

Разведопрос: Борис Юлин об итогах Первой мировой войны


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: