Частное церковное законодательство. статуарное право

Церковное законодательство и в древности не ограничивалось канонами; его развитие не закончилось и по окончании того, как сложился главной Канонический корпус. Но законы, изданные высшей властью поместных Церквей либо епархиальными архиереями, не имеют уже общецерковного авторитета. Использование их ограничено границами епархий либо автокефальных Церквей.

Низшей из законодательных инстанций в Церкви есть епископ. Собственные особенные правила, уставы, статусы издавали кроме этого кое-какие монастыри, общества и церковные братства. Но законодательное творчество этих и аналогичных им университетов, подчиненных епископу либо конкретно высшей власти поместной Церкви, осуществляется не в силу прав, которыми владел им самим по себе, а по полномочию церковных инстанций, имеющих независимую законодательную власть.

Право корпораций, не владеющих независимой законодательной властью, именуется статуарным.

Обычай

Писаными законами не охватывается действующее в Церкви право. Имеется еще и таковой вид церковного права, как обычай. Обычай действует и вне церковной сферы.Частное церковное законодательство. статуарное право

Юристы определяют обычай как регламентированный образ действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на неспециализированном убеждении в том, что он традиционен, правомочен, нужен.

Право народов догосударственной эры утверждается на обычае. В этом смысле говорят об простом праве славян либо салических франков. Простое право сохраняется и в том месте, где уже действует писаное национальное законодательство, не смотря на то, что сфера его применения сужается.

Простое право является одним из основных источников для правотворчества власти.

Как и в области национального права, в области церковного права значение обычая уменьшилось по мере развития хорошего законодательства; причем происходило не только сужение сферы его применения, но и понижение его авторитетности в иерархии правовых норм. В Старой Церкви обычай отождествлялся с Преданием (или прямо с Апостольским и Священным, или с преданием местной Церкви).

Тертуллиан, узнаваемый не только как богослов, но и как юрист, чьи мнения вошли в Дигесты, писал: В случае если что-либо не выяснено письменно, а в это же время везде сохраняется, значит, оно утверждено обычаем, что основан на Предании. В случае если же кто-нибудь сообщит, что и для предания необходимо письменное свидетельство, тогда мы можем указать многие установления, хранящиеся без всякого письма только важностью самого предания и силою обычая [1].

Церковное предание утвержденное обычаем и сохраненное верою, — отмечает епископ Никодим, — наравне с определенными предписаниями, составляло первобытной Церкви закон, являлось основою для церковного права и имело значение законодательных распоряжений как по собственному источнику, так и по общему уважению, которым оно пользовалось. В этом убеждают нас сами тексты канонов, составители которых — как на высочайший авторитет — ссылаются на древние обычаи [2]; Да сохраняются древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе (6 прав.

I Всел.). Понеже утвердися обыкновение, и старое предание, дабы чтити епископа, пребывающаго в Элии: то да имеет он изучение чести, с сохранением преимущества, присвоеннаго митрополии (7 прав. I Всел.). О находящихся же при финале от жития, да соблюдается и сейчас правило и древний закон, дабы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия (13 прав. I Всел.).

Хорошее церковное правотворчество вытеснило обычай из общецерковного права. В наши дни в основном приходится иметь дело с местными обычаями, действующими или в одной автокефальной Церкви, или в границах одной епархии, или кроме того лишь в одном монастыре либо приходе. Но и до сих пор не на писаном законе, а на обычае держится такая фундаментальная в праве практически всех православных Церквей норма, как монашество епископов.

Канонисты четко определяют условия, нужные чтобы обычай имел законную, необходимую силу. Для этого нужно его соблюдение в церковной области, имеющей законодательную автономию: в поместной Церкви, в епархии либо хотя бы в монастыре, братстве с их статуарным правом. Обычаи же прихода либо семинарии не смогут иметь необходимой силы.

Для признания законности обычая требуются его известная давность и разумность. Обычай без истины, — учил Св. Киприан Карфагенский, — имеется застарелое заблуждение [3].

Что касается давности обычая, то в 17-м правиле Двукратного Собора сообщено: Редко бывающаго, не поставляя в закон Церкви, определяем. Католические канонисты именуют точный срок давности той либо другой традиции, нужный для признания ее обычаем, имеющим правовую силу, — 40 лет. В случае если же обычай не согласуется с законом, то для признания его важности нужно, дабы он существовал с незапамятных времен либо хотя бы не меньше 100 лет.

Обычай, запрещенный законом, в соответствии с католическому праву по большому счету не имеет юридической силы.

В православном церковном праве таких четких указаний на давность обычая нет, но в 17-м правиле IV Мирового Собора и 25-м правиле Трулльского Собора устанавливается тридцатилетняя давность существования границ между епархиями для признания их законности. По аналогии с этим правилом возможно предположительно сказать о необходимости тридцатилетней давности для признания законной силы обычая.

При ответе вопроса о важности того либо иного обычая важное значение имеет его соответствие писаному церковному закону. Обычай, не противоречащий закону, непременно правомочен. К примеру, обычай поставлять в приходские священники в основном женатых людей согласуется с каноническим запретом брака по окончании хиротонии.

Обычай имеет силу и тогда, в то время, когда он касается дел, не решенных хорошим законодательством. В римских Дигестах сообщено, что этот обычай имеет силу закона в таких делах, довольно которых нет письменного закона. Это положение повторено в византийских Базиликах и у Вальсамона в его толкованиях на Номоканон.

Что же касается обычая, противоречащего закону, то он бывает признанным лишь в том случае, в то время, когда в силу создавшихся событий не используется самый закон. Так, вопреки 11-му правилу Сардикийского Собора и 80-му правилу Трулльского Собора, миряне, не участвовавшие в богослужении 20 дней подряд, не подвергаются наказанию. Основанием для неприменения этих правил помогает принцип икономии.

Еще один пример. В древних церковных законах упоминается только один восприемник — одного пола с крещаемым. Но сложился обычай, дабы в крещении принимали участие восприемница и восприемник.

Этот обычай ставит восприемника и восприемницу в отношения духовного родства, которое есть препятствием к браку между этими лицами. Такое препятствие не предусмотрено в канонах, однако церковным сознанием оно принимается за само собой разумеющуюся правовую норму.

Особенный вид обычая образовывает судебная практика. При пробела в законодательстве суд может руководствоваться прецедентами, т.е. решениями суда, вынесенными по рассматривавшимся ранее подобным делам.

1. Цит. по: Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. С. 52. ^

2. В том месте же. ^

3. Киприан, святой священномученник, епископ Карфагенский. Творения. Т. 1. Киев, 1891. С. 357. ^

«Церковное право»


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: