Дебют воздушно-десантных войск

Первое массовое использование воздушных десантов во всемирной истории осуществили немцы в начале Второй мировой. Опыт этих десантных операций до сих пор вызывает бессчётные споры. Были ли они в действительности действенны, и как на их последующую оценку повлияла пропаганда обеих противоборствующих сторон?

Германские ВДВ в начале войны

Из-за ограниченного количества транспортных самолетов основной своевременной единицей воздушно-десантных сил вермахта являлся парашютный батальон, имевший следующую организацию:

  • штаб со взводом связи;
  • три стрелковые роты – три взвода по три отделения в каждом (18 ручных пулеметов, 3 легких 50-мм миномета и 3 противотанковых винтовки);
  • рота тяжелого пехотного оружия (12 станковых средних и 6 пулемётов 81-мм минометов).

Главной транспортной машиной германских ВДВ являлся трехмоторный «Юнкерс» Ju.52, производившийся еще В первую очередь 30-х годов. Грузоподъемность этого самолета составляла 1,5–2 т (при нужной нагрузке до 4,5 т в перегруз), он имел возможность брать на борт одно отделение командира – 13 и парашютистов солдат. Так, для переброски одного батальона требовалось 40 самолетов, а снабжения и минимальный запас снаряжения потребовал еще десятка автомобилей.

~images\debyut-vozdushno-desantnih-vojsk.jpg /
Германский парашютист с парашютом RZ.1
Дебют воздушно-десантных войск
Источник – Fallschirmjager: German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publications, 2001 (Concord 6505)

Выброска с парашютом потребовала особой подготовки бойцов, включая умение ориентироваться на незнакомой местности и скоро принимать независимые ответы в неизменно изменяющейся обстановке. Наконец, появились неприятности с личным оружием – прыгать с тяжелым карабином было некомфортно, исходя из этого к началу Второй мировой тактика германских парашютистов предполагала сброс оружия в отдельном контейнере, а десантники имели при себе лишь пистолеты (в большинстве случаев, автоматические «Зауэр» 38 (H)).

Транспортный самолет «Юнкерс» Ju.52
Источник – waralbum.ru

Исходя из этого фактически парашютистов в германских ВДВ перед войной было мало – они составляли 1-й и 2-й батальоны 2-го воздушно-десантного полка. Парашютистов предполагалось применять, первым делом, для захвата аэропортов либо мест, удобных для посадки самолетов (к примеру, ровных и прямых участков шоссе). Главная часть десантных армий высаживалась посадочным методом (с приземляющихся самолетов), что разрешало улучшить управление десантом, но содержит риск смерти полезных транспортных автомобилей от аварий либо вражеского огня.

Частичным решением проблемы стали десантные планеры, каковые было не жалко утратить; вдобавок большой планер теоретически имел возможность поднять куда больше, чем транспортный самолет – так, Me.321 «Гигант», производившийся В первую очередь 1941 года, вмещал до 200 десантников либо один средний танк. Главный германский десантный планер DFS.230, состоявший на вооружении к 1940 году, имел куда более скромные характеристики: 1200 кг груза или 10 десантников и 270 кг снаряжения для них.

Но таковой планер стоил всего 7500 германских марок – эквивалент цены десяти штатных парашютов RZI6. К весне 1940 года из автомобилей DFS.230 был организован 1-й полк 1-й воздушно-десантной эскадры.

Десантный планер DFS.230
Источник – aviastar.org

Так, эффективность десанта зависела от количества задействованных возможности и самолётов применять любой из них по нескольку раз. Было разумеется, что в масштабных военных действиях десант нужно применять не для захвата территории как такой, а для занятия отдельных пунктов, контроль над которыми окажет помощь продвижению собственных армий и усложнит действия соперника.

Подготовка операции «Везерюбунг»

Первым воздушным десантом Второй мировой стала высадка германских парашютистов в Норвегии и Дании. Базой операции «Везерюбунг» была цепь морских десантов в основных портах Норвегии, но для помощи высадки с моря и, в первую очередь, захвата вражеских аэропортов было решено применять парашютистов. Для первого удара германское руководство выделило относительно маленькие силы – 1-й батальон 1-го воздушно-десантного полка (I/FJR1) под руководством майора Эриха Вальтера (в общем итоге – пять рот).

В Дании парашютисты 4-й роты капитана Вальтера Герике должны были овладеть аэропортом Ольборг, предотвратив применение его соперником. Потом роте предписывалось занять мосты через пролив Сторстреммен между островами Фальстер и Зеландия, по которым проходит дорога из Гессера в Копенгаген, и лежащий в этом проливе остров Маснедё, где пребывали батареи береговой обороны.

Операция «Везерюбунг» – захват немцами Норвегии и Дании
Источник – История Второй мировой. В 12 томах. Том 3. М.: Воениздат, 1974

В Норвегии 3-я рота обер-лейтенанта фон Брандиса должна была захватить аэропорт Сола недалеко от Ставангера – единственную авиабазу на всем западном побережье Норвегии. В один момент штабная и 2-я роты под руководством майора Вальтера выбрасывались с парашютами на аэропорте Форнебю недалеко от Осло и готовили его к приему посадочного десанта. 1-я рота лейтенанта Герберта Шмидта оставалась в резерве.

Всего к началу операции люфтваффе имели 571 автомобилей Ju.52. В первой волне высадки 9 апреля 1940 года было задействовано десять авиатранспортных групп и четыре эскадрильи, каковые перебрасывали один батальон и две роты парашютистов. Еще один воздушно-десантный батальон и три батальона простой пехоты предполагалось высадить посадочным методом вместе с шестью ротами аэродромного обслуживания, штабом авиационных сил и штабом пехотного полка.

На захваченные аэропорты предполагалось в тот же час же перебросить истребители, исходя из этого для них заблаговременно выгружалось 168 т горючего.

9 апреля 1940 года: аэропорт Сола

Высадка в Дании прошла без осложнений и скорее напоминала маневры – датские армии предпочитали не оказывать сопротивления кроме того до получения приказа о капитуляции. Мосты через Сторстреммен были скоро захвачены парашютистами, на аэропорт Ольборг сходу высадился посадочный десант.

А вот в Норвегии немцы сходу наткнулись на твёрдое сопротивление. У отряда, атаковавшего аэродром Сола, проблемы начались еще на подлете. Десант (рота парашютистов, 1-й батальон 193-го пехотного подразделение и полка зенитной артиллерии, всего – около 800 человек) должны были высаживать две группы транспортных автомобилей из 7-й эскадрильи 1-й воздушной эскадры особенного назначения под прикрытием двухмоторных автомобилей «Мессершмитт» Bf.110 из 3-й эскадрильи 76-й эскадры тяжелых истребителей.

Но из-за плотной низкой облачности одна из групп с десантом повернула обратно, скоро это сделали и истребители (по окончании того, как два из них столкнулись в тумане между собой и упали в воду).

В итоге в 9:50 (по другим сведеньям – в 9:20) к цели вышло только двенадцать Ju.52 под прикрытием пары истребителей, не увидевших сигнала собственного начальника возвращаться. Всего было скинуто около 150 парашютистов под руководством обер-лейтенанта фон Брандиса, но ветер отнес часть десантников в сторону от взлетной полосы. Защитники аэропорта под руководством лейтенанта Тура Тангваля яростно сопротивлялись, их огневые точки удалось подавить только атакой обоих тяжелых истребителей.

В итоге утраты десанта были относительно малы – трое убитых и около десятка раненых. Скоро аэропорт был захвачен, не смотря на то, что часть опорных пунктов продолжала сопротивление.

Высаженная вместе с десантом аэродромная команда за 4 часа подготовила аэропорт к приему самолетов, по окончании чего ко мне началась переброска зенитной артиллерии и подкреплений. Всего за первый сутки операции в Сола приземлилось 180 транспортных автомобилей, ко мне были доставлены два батальона 193?го пехотного полка, запас горючего, наземный персонал 1-й эскадрильи 1-й группы пикирующих бомбардировщиков, и персональный состав 4-й батареи 33-го зенитного полка с 20?мм зенитными пушками.

Заняв аэропорт, десантники двинулись к Ставангеру и без особенных неприятностей захватили порт и город. Скоро ко мне вошли три германских транспорта, доставивших боеприпасы и подкрепления (а также, материальную часть трех зенитных батарей); сами зенитчики были переброшены чуть ранее посредством гидросамолетов. Еще один транспорт («Рода») утром был перехвачен и потоплен норвежским эсминцем «Эгир», по окончании чего сам эсминец был стёрт с лица земли в Ставангере атакой германских бомбардировщиков.

Более важной утратой для немцев стала смерть шедшего ко мне же танкера «Посидония», торпедированного английской подводной лодкой «Тритон» вчера вечером.

Уже к вечеру 9 апреля в Сола прибыли 22 пикировщика Ju.87, и 4 дальних истребителя Bf.110; в гавани Ставангера приводнились 15 поплавковых бомбардировщиков Не.115 из 106?й береговой авиагруппы. В малейший срок тут была создана замечательная воздушная группировка, талантливая оказывать помощь морским десантам, высаженным севернее.

9 апреля: аэропорт Форнебю – череда неожиданностей

Норвежская столица Осло и военно-морская база Хортен, расположенная ближе к устью Осло-фьорда, должны были захватываться комбинированным ударом с моря и с воздуха. В один момент с высадкой морского десанта две парашютные роты выбрасывались на аэропорт Форнебю рядом с Осло, по окончании чего ко мне высаживались посадочным методом два батальона из состава 169-й пехотной дивизии.

В этом районе размешались большие силы норвежской армии – 1-я и 2-я пехотные дивизии, в полном составе насчитывавшие около 17 000 солдат и офицеров. Но к началу германского вторжения войска еще не были отмобилизованы, исходя из этого их боевая мощь была намного меньшей. Но береговая защита Осло-фьорда продемонстрировала себя очень действенной – у Дрёбака, в самом узком месте фьорда ею был потоплен тяжелый крейсер «Блюхер», шедший с частью морского десанта.

Из-за смерти корабля морская высадка в Осло временно задержалась, и воздушный десант нежданно стал главным.

Действия германского флота в Осло-фьорде 9 апреля 1940 года
Источник – А.М. Носков. Скандинавский плацдарм во Второй мировой. М.: Наука, 1977

Из-за тумана и облачности, находившегося над Северной Германией, 29 транспортных Ju.52 вылетели с аэропорта Шлезвиг со значительным опозданием. На подходе к Осло-фьорду одна из автомобилей отстала от группы и была сбита норвежскими истребителями – погиб целый экипаж и 12 десантников.

В тот момент, в то время, когда по замыслу должны были выбрасываться парашютисты, начальник 2-й группы 1-й воздушной эскадры особенного назначения (первая волна десанта) полковник Древес дал своим автомобилям приказ о повороте на обратный курс. На часах было 8:20. Древес решил не рисковать, выбрасывая парашютистов в тумане, а высадить их в датском Ольборге, уже захваченном немцами, и сказал об этом руководству 10-го воздушного корпуса в Гамбург.

В штабе корпуса разгорелся яростный спор. Начальник воздушного корпуса генерал Ганс Гайслер настойчиво попросил отдать приказ о возвращении второй, посадочной волны десанта (она стартовала через 20 мин. по окончании первой). Одновременно с этим командующий армейской транспортной авиацией полковник Карл-Август фон Габленц думал, что операция должна быть продолжена: при неожиданном приземлении кроме того на незанятый парашютистами аэропорт посадочный десант имеет шансы на успех.

Вдобавок аэропорт Ольборга уже и без того был забит «под завязку», и посадка тут новых самолетов имела возможность привести к проблемам.

По окончании того, как от находившегося в гавани Осло разведывательного судна «Виддер» пришло сообщение о том, что над норвежской столицей кроме этого стоит туман, в спор вмешался Геринг, что лично распорядился вернуть все самолеты. Но тут в воздействие вступил «антропогенный фактор». Начальник 103-й авиагруппы особенного назначения капитан Рихард Вагнер, руководивший транспортными самолетами второй волны, решил… проигнорировать приказ.

Позднее он объявил, что потому, что подчинялся главе военном транспортной авиации, то приказ от имени 10-го авиакорпуса принял за вражескую дезинформацию. Самолеты лежали на курсе, умелые пилоты не теряли ориентировки, и Вагнер сделал вывод, что его несколько справится с задачей. Ответ выяснилось нежданно верным: скоро туман начал рассеиваться, а после этого пропал вовсе.

Тяжелый истребитель «Мессершмитт» Bf.110
Источник – John Vasco, Fernando Estanislau. The Messerschmitt Bf.110 in color profile. 1939–1945. Schiffer Military History, 2005

Второй случайностью стало то, что сопровождавшие вторую волну восемь тяжелых истребителей Bf.110 из 1-й эскадрильи 76-й истребительной эскадры под руководством обер-лейтенанта Вернера Хансена кроме этого не свернули с маршрута и дошли до Форнебю. Аэропорт был за пределами радиуса их полета, исходя из этого автомобилям оставалось лишь ожидать его захвата и садится тут – возвратиться к себе «мессершмитты» уже не могли.

На аэропорте Форнебю базировалась истребительная эскадрилья норвежской военном авиации – семь боеспособных бипланов «Гладиатор». Получив данные о приближении к столице многочисленной группы вражеских самолетов, пять из них поднялись в воздух и в 8:37 вступили в схватку с «мессершмиттами» обер-лейтенанта Хансена. Норвежцам удалось сбить два «мессершмитта» и один транспортный «юнкерс», утратив в сражении всего один самолет.

Собственную роль сыграл и тот факт, что германские летчики не могли вести маневренный бой из-за нехватки горючего. Дойдя до аэропорта Форнебю, они успели один раз проштурмовать его, стёрши с лица земли находившиеся тут два истребителя (один из них только что приземлился по окончании воздушного боя), по окончании чего пошли на посадку.

Практически в один момент с истребителями, в 9:05 (вместо 8:45 по замыслу), на аэропорт начали садиться транспортные автомобили. ПВО аэропорта была частично подавлена, но все же зенитные пулеметы открыли огонь. Единственной его жертвой стал капитан Вагнер, летевший в головном самолете.

Норвежцы торопливо пробовали заграждать взлетную полосу автомашинами, но все германские транспортные самолеты смогли приземлиться, не смотря на то, что три из них взяли повреждения.

Убитый германский парашютист на аэропорте Форнебю
Источник – Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari

На земле сопротивление выяснилось не сильный, десантники скоро заняли аэропорт, позиции зенитных орудий и центр управления полетами. Скоро из Осло ко мне прибыл германский военно-воздушный атташе капитан Эберхард Шпиллер. По радио он послал сигнал о готовности и занятии аэродрома к приему остальных эшелонов десанта.

К полудню тут уже высадилось около пяти пехотных рот – правда без тяжелого оружия, если не считать трофейные пулемёты и зенитные орудия. Если бы норвежцы организовали атаку, они имели возможность причинить немцам большие проблемы. Но гарнизон аэропорта под руководством капитана Мунте-Даля отошёл к крепости Акерсхус и более никакой инициативы не показал.

Руководство норвежской армии и управление страны было деморализовано известиями о высадке немцев сходу в нескольких пунктах. В 9:30 правительство и королевская семья покинули столицу, отправившись на автомашинах в центр страны; ко мне же было вывезено золото Нацбанка. Около 12 часов дня 9 апреля первые германские воины показались на улицах Осло, а в 15:30 ко мне с оркестром строем вошли войска захватчиков численностью до батальона.

Норвежские армии, деморализованные отсутствием приказов и бегством командования, не оказывали сопротивления: в Осло немцы забрали около 1300 пленных, большая часть из которых кроме того не имело оружия (было захвачено всего 300 ружей).

Тем временем кригсмарине все еще пробовали занять норвежские упрочнения на островах и по берегам Осло-фьорда. Данный удалось только вечером, по окончании того, как командующий укрепленным районом Осло-фьорда отдал приказ о капитуляции. Германские суда вошли в гавань Осло только в 11:45 следующего дня – более чем на дни позднее, чем это предполагалось замыслом операции…

Германские воины на улице Осло, апрель 1940 года
Источник – История Второй мировой. В 12 томах. Том 3. М.: Воениздат, 1974

Десанты на аэропорты Сола и Форнебю завершились удачно и оказали важное влияние на неспециализированную обстановку в Норвегии, не смотря на то, что с воздуха были высажены довольно малые силы – порядка 2000 воинов. Но нетрудно подметить, что их успех во многом стал результатом случайности, и решительности германских апатии и командиров начальников норвежских. Неспециализированные утраты германской авиации в первые дни Норвежской кампании составили 20 автомобилей всех типов – по большей части, от огня и аварий с почвы.

14 апреля: десант в Домбосе

Но захватом столицы Норвежская операция не закончилась. Бежавшее из Осло правительство оказало немцам неожиданное и действенное сопротивление. 11 апреля король Хокон VII сместил командующего сухопутными силами генерала Кристиана Локе и назначил на его место главного инспектора пехоты полковника Отто Рюге, произведенного по этому случаю в генерал-майоры.

Рюге уже отличился в ночь с 9 на 10 апреля, организовав прикрытие дороги, ведшей из Осло в Хамар (как раз в том направлении выехало норвежское правительство). Именно он, собрав разрозненные группы воинов, около Мидтскуга дал немцам первый успешный бой, на протяжении которого погиб германский военно-воздушный летный атташе Шпиллер, возглавивший авангард десантников.

А 14 апреля началась высадка франко-английских армий (до 40 000 человек) в Намсусе и Харстаде, по окончании чего у союзников создалось чувство, что Норвегию возможно удержать. 17–19 апреля две британских дивизии были высажены в районе Ондальснеса, 29 августа состоялась высадка союзников в Будё, 4 мая – в Му.

Дабы разъединить норвежские армии и отсечь их группировку, пребывавшую севернее Осло, от остальных сил, германское руководство решило высадить воздушный десант в Домбосе. Данный город лежал в 250 км от германских позиций, на половине пути от Хамара к Тронхейму, где соединялись шоссейные и железные дороги из Тронхейма, Осло и Ондальснеса. Захват столь серьёзного узла коммуникаций нарушил бы связность всей только что созданной норвежской обороны.

14 апреля в 17:15 пятнадцать транспортных «юнкерсов» из 2-й группы 1-й воздушной эскадры особенного назначения полковника Древеса встали с аэропорта Форнебю, имея на борту 168 парашютистов из 1-й роты 1-го парашютного полка под руководством обер-лейтенанта Герберта Шмидта. Но из-за нехорошей погоды часть автомобилей не смогла отыскать ориентиры для выброски, помимо этого, вторая их часть попала под зенитный пламя.

В итоге один самолет был сбит, два разбились при вынужденной посадке, семь возвратились на Форнебю, еще три совершили посадку в Тронхейме, а один из-за повреждений сел в Швеции. Только шесть автомобилей смогли выкинуть парашютистов, но в неправильном месте в восьми километрах к югу от города.

Хокон VII, король Норвегии с 1905

ВНИМАНИЕ!!! ДЕБЮТ НОВОЙ ПЕСНИ !!! С праздником днём ВДВ ! ! !


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Правила воздушного движения

    В авиации действует совокупность приоритетов. В соответствии с данной совокупности, моторные летательные аппараты (ЛА) уступают безмоторным. В классе…

  • «Воздушный контроль» в палестине

    В случае если английские операции по осуществлению «воздушного контроля» в Ираке и на юге Аравии считаются успешными, то действия Королевских ВВС в…

  • «Воздушная мощь…» уолта диснея

    Для известного его Уолта студии и мультипликатора Диснея начало сороковых годов прошлого века было весьма непростым временем. Дорогостоящие…

  • Прогулки на воздушном шаре

    Воздушная прогулка на нескольких воздушных шарах станет как красивым корпоративным мероприятием, так и превосходным личным праздником. Мало какой Сутки…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: