Гвадалахара: триумф авиации

80 лет назад, в марте 1937 года, у города Гвадалахара в центральной Испании разыгралось сражение, примечательное тем, что битвы на земле были побеждены ударами с воздуха. За пара дней советские и республиканские испанские лётчики сорвали наступление сильной группировки итальянцев и поставили её на грань трагедии.

Учёба в сражении

По окончании первых стычек гражданской войны в Испании, выяснивших, кто посильнее в конкретном городе либо провинции, начала формироваться извилистая линия фронта, колебавшаяся то в одну, то в другую сторону. Во многих местах её возможно было вольно пересечь — что и неудивительно при неспециализированной длине фронтов в 2000 км.

В республиканской части Испании продолжительно длились споры о том, нужна ли регулярная армия либо возможно обойтись милицией. В последних числахДекабря 1936 года тяжёлое ответ однако было принято. По опыту войны с марокканскими горцами была предложена совокупность смешанных по составу бригад — независимых подразделений численностью приблизительно в четыре батальона.

В итоге любая политическая партия формировала собственные боевые отряды, под партийными знамёнами отправлявшиеся на фронт.


Траншеи республиканцев.
http://guerracivilyrevolcionnsocial.blogspot.ru

Умение сражаться наряду с этим заменялось энтузиазмом.Гвадалахара: триумф авиации Кроме того единой формы одежды не было. Виделись рабочие блузы, плащи без рукавов, береты, соломенные шляпы, красные платки… Часто о прибытии подкреплений и готовящихся наступлениях извещали в газетах.

В одной авиачасти ежедневные задачи лётчикам писали мелом на доске в вестибюле гостиницы.

Подготовленные кадры, если не считать военспецов СССР и интербригадовцев с опытом Первой мировой, забрать было неоткуда. Кроме того первые танкисты обучались практически на ходу — что уж сказать о пулемётчиках и стрелках? Наряду с этим части, показавшие себя стойкими, вынуждены были не выходить из битв и несли тяжелые потери.

Разведка практически отсутствовала, в лучшем случае записывая рассказы перебежчиков.

Много сил уделяли поискам неприятелей, которых скоро обнаружили и ликвидировали на месте, но число шпионов не убывало.

Оружия традиционно для гражданской войны не хватало. Наряду с этим кроме того в одном батальоне могло быть пара винтовок и типов пулемётов, обычно различных калибров. Бойцы не умели не только стрелять, но и чистить оружие.

Гранаты делались из консервных банок — с риском, что они взорвутся прямо в руках.

Коммунистический оператор Макасеев обрисовывал продемонстрированное ему неповторимое орудие, стрелявшее боеприпасами, не доходившими по калибру и летевшими на полкилометра — но, дальше и не требовалось. Испанским лётчикам время от времени приходилось сбрасывать бомбы руками.

Националисты у артиллерийского орудия.
http://www.bundesarchiv.de

Плотность артиллерии по меркам мировых войн была ничтожной. Помимо этого, она штатно не входила в состав пехотных частей на постоянной базе, а временно придавалась им. Катастрофически не хватало оптики и карт.

Исходя из этого сотрудничество между пехотой, артиллерией и танками пребывало на в полной мере понятном низком уровне. Спецификой Испании была развитая сеть хороших дорог, по которым скоро перебрасывались подкрепления, исходя из этого ни одной стороне не получалось завершить первые победы окончательным разгромом соперника.

Движение битв оптимальнееобрисовывала фраза «В течение всего дня длилось наступление, не уступившее неприятелю ни клочка территории». Однако все попытки националистов забрать Мадрид провалились.

Но зимний период на поле боя вышла новая сила — в Испании высадился итальянский экспедиционный корпус, в большинстве собственном укомплектованный закалёнными войной в Эфиопии воинами. 17 января 1937 года они развернули наступление на Малагу, и уже 8 февраля город пал. Националисты опять вынудили относиться к себе как к важному сопернику.

В феврале в равнине Харамы к северу от Мадрида атаки франкистов удалось остановить ценой громадных потери — но республиканцы обучились обороняться.

Зимний период в испанских горах лежал снег, что обычно приводило к обморожениям непривычных к окопной судьбе воинов. В начальный период войны бойцы неоднократно рыть окопы, считая, что лишь трусы скрываются в почве. Зиму быстро сменяла весна, и спустя семь дней-вторую стоял уже фактически летний зной.

Гроза над Гвадалахарой

В начале утра 8 марта испанские и итальянские части перешли в очередное наступление к северо-востоку от Мадрида. Испанскую дивизию «Сориа» возглавлял герой обороны крепости Алькасар в Толедо генерал Хосе Москардо. Но главная тяжесть битвы пришлась не на испанскую пехоту.

Итальянцы были прекрасно оснащены артиллерией, лёгкими автомобилями и пулемётными танками — на батальон приходилось до 70 грузовиков, а всего корпус имел порядка 1300 машин.

В наступление в первом эшелоне шла усиленная дивизия, насчитывающая 9000 штыков, 600 пулемётов, 30 миномётов, 74 пушки и 48 лёгких танков. Во втором и третьем эшелоне для развития будущего успеха двигались ещё три дивизии. Ширина полосы наступления составляла всего 10–12 км, плотность артиллерии на направлении главного удара достигала 58 орудий на километр фронта — в разы больше средней.

Карта операции у Гвадалахары.

Guerra civil en Madrid

12-я республиканская дивизия девятью батальонами занимала фронт в 75–80 км, насчитывая чуть менее 6000 штыков, 85 орудий и 15 пулемётов. Добрая половина её резервов не имела боевого опыта. Благодаря подготовке и тщательной разведке итальянцам удалось вскрыть совокупность обороны республиканцев впредь до отдельных пулемётных точек.

Защита республиканцев по окончании получасовой налёта и артподготовки авиации была прорвана сходу в трёх местах. В случае если разрешала погода, авиация по 4–5 часов подряд обрабатывала позиции обороняющихся, исходя из этого итальянское наступление развивалось быстро.

Поблизости у республиканцев практически не было боеспособных частей, а имевшиеся были измотаны тяжёлыми боями на Хараме. Уже на следующий день, 9 марта, наступающие продвинулись на глубину до 20–30 км. в первых рядах шли около 20 танков, за ними автоколонны с пехотой.

По замыслам итальянцев, они должны были забрать Гвадалахару и приблизительно на пятый сутки выйти к предместьям Мадрида.

Район битв был пронизан сетью хороших дорог, но итальянцы решили применять всего два шоссе, загромоздив их сотнями автомобилей.

Первыми 8 марта с воздуха увидело соперника звено истребителей И-15 под командой лейтенанта Виктора Матюнина. По оценке лётчиков, на шоссе по направлению к Гвадалахаре скопилось до 300 автомобилей и 30 танкеток. Истребитель Матюнина взял прямое попадание в мотор, и лётчик был должен приземлиться.

При посадке самолёт скапотировал, и его было нужно сжечь.

Тем временем республиканцы все ещё ожидали главного удара конкретно на Мадрид у Эль-Пардо либо на Хараме, а не наступления через Гвадалахару. Не обращая внимания на сообщения с фронта, лишь по окончании того, как армейские советники из СССР комбриги Я. В. Смушкевич и П. И. Пумпур 10 марта лично убедились в серьёзности положения, в штабах принялись массированно перебрасывать подкрепления на помощь обороняющимся.

В данный же сутки республиканский комвзвода танков Т-26 Эрнесто Феррер совершил один из самые впечатляющих подвигов гражданской войны. Утром 11-й интербригаде было придано сходу пять танков. Феррер, имея взвод из двух автомобилей, вывел собственные танки на опушку леса, откуда открыл огонь по наступающим итальянцам — колонне из восьми танков.

Республиканцы осматривают захваченную итальянскую танкетку CV-33.
http://guerracivilyrevolcionnsocial.blogspot.ru

Лёгкие итальянские танки CV-33 и CV-35, неоднократно названные танкетками, замечательно продемонстрировали себя в Эфиопии. Они отличались громадной проходимостью, а замечательная вентиляция снабжала экипажу комфорт кроме того жарким летом в Эфиопии либо Испании. Но, комфорт комфортом, но против 45-мм пушки Т-26 их 6,5-мм пулемёты доходили не хорошо.

Феррер скоро подбил две итальянские автомобили, после этого перешёл взводом в наступление и подбил ещё два танка, огнём из пулемётов разогнав пехоту. Не останавливаясь на достигнутом, Феррер продолжил наступление и заметил порядка 20 танков, мирно заправлявшихся горючим с грузовиков. Открыв огонь с дистанции 700–800 метров, танки Феррера, по заявкам экипажей, скоро перевоплотили автомобили соперника в пылающие костры — итальянские танкисты опоздали оказать сопротивление.

Но и это было ещё не всё!

Следующей была разгромлена колонна из 15 грузовиков с пехотой. В довершение Феррер, прикрываясь деревьями, стёр с лица земли противотанковую пушку и благополучно возвратился с обоими танками к своим.

Само собой разумеется, заявленные удачи республиканцев в этом эпизоде смогут быть завышены, но приостановка итальянского наступления остаётся фактом. Постаравшись вечером нападать без танков, итальянская пехота скоро залегла, и 12-я интербригада на соседнем участке фронта кроме того контратаковала. Лишь ночью, по окончании захвата заблудившегося штаба пулемётного батальона итальянцев, республиканцам стало ясно, что на них наступает целый корпус регулярной армии.

11 марта в помощь республиканской пехоте руководство выделило замечательную авиационную группировку: 45 истребителей, 15 бомбардировщиков и 11 штурмовиков СБ. Целый сутки не прекращались дожди, дороги развезло. Ночью в горах выпал снег, не давая автомашинам двигаться.

Моторы приходилось прогревать по паре часов.

Разгром

12 марта настала очередь авиации сообщить собственное слово. В первом ударе принимали участие 14 штурмовиков-бипланов ССС, 11 бомбардировщиков СБ и 42 истребителя И-15 и И-16. Любой штурмовик нёс по четыре фугасные бомбы ФАБ-50 и по 20 небольших осколочных бомб АО-10.

Штурмовики шли на бреющем полете, бомбардировщики — на высоте 1500–2000 метров, выше барражировали И-15 и И-16.

Одно звено штурмовиков, встав до 300 метров, ударило по голове колонны, второе накрыло хвост.

Бессчётные колонны итальянцев были зажаты в горных ущельях и на узких улочках близлежащих сёл. Неожиданно на них обрушились очереди авиабомбы и пулемётов. Автомобили горели, сталкивались между собой, пехота разбегалась кто куда.

Республиканские самолёты садились, заправлялись, пополняли снаряды и опять взлетали.

Всего в тот сутки самолёты выполнили 142 вылета, скинули 492 бомбы и расстреляли порядка 200 тысяч патронов. Один штурмовик был подбит, но смог дотянуть до собственных. Навигатор Пётр Жарский сгорел в машине, пилот Игнатий Солдатенко с ожогами попал в больницу.

Так, согласно точки зрения современного живописца, смотрелись атаки республиканской авиации. Два И-15 прочёсывают дорогу с движущимися по ней армиями пулемётным огнём.
https://mir-s3-cdn-cf.behance.net

Вот как 13 марта обрисовывал происходящее очевидец, видный коммунистический журналист Михаил Кольцов: «Тут, на шоссе, творится что-то немыслимое. Сломанные телеграфные столбы, путаница проводов, воронки от снарядов, много трупов итальянцев, наполовину засосанных грязью и водой». Лётчик-истребитель Георгий Захаров вспоминал, что итальянцы были так ошеломлены, что кроме того не пробовали отстреливаться.

Сохранившиеся итальянские части пробовали нападать, но попали в охват клещей из 50 танков Т-26. На следующий сутки республиканские истребители проутюжили позиции итальянской артиллерии и пехоты, а после этого вперёд двинулись танки. Итальянцам совсем было нужно перейти к обороне.

Всего за два дня битв, 13 и 14 марта, было захвачено 13 орудий, около 50 пулемётов, приблизительно 500 пленных и 300 винтовок.

В отдельные дни танки расстреливали по три боекомплекта снарядов.

15 марта республиканские истребители совершили 25 вылетов для ударов по наземным целям, ещё девять вылетов выполнили бомбардировщики СБ. Под удар попали две отдыхавшие дивизии франкистов.

С 18 марта в налётах принимали участие новые штурмовики Р-Зет: 70 самолётов накрыли грузовики на улицах города Бриуэга и позиции артиллерии. После этого в наступление опять пошли танки числом 40 автомобилей, при артиллерии и поддержке пехоты. За сутки было забрано 300 пленных, трофеями стали 30 орудий, включая тяжёлые, шесть танков, более 150 пулемётов, около 1000 ружей, 130 тракторов и автомашин.

Военнопленные итальянцы.
http://guerracivilyrevolcionnsocial.blogspot.ru

20 марта всего за час штурмовики, бомбардировщики и истребители, сменяя друг друга, скинули 610 бомб и выпустили 75 тысяч патронов. По докладам лётчиков, им кроме того не требуется было особенно целиться: в течении 10 км автомобили на шоссе сгрудились в два-три последовательности. Последними опять налетели истребители.

Спустя два часа удар повторили — на неприятеля обрушилось 188 бомб и более чем 55 тысяч пуль. Помимо этого, были сбиты бомбардировщик «Савойя» SM.81 (упавший на территорию республиканцев, целый экипаж погиб) и три истребителя «Фиат» CR.32. Всего в данный сутки авиация республиканцев выполнила 174 вылета.

23 марта штурмовики и истребители скинули ещё 440 бомб и расстреляли 15 тысяч патронов.

Хроника битв, включая схватки в воздухе

Наступление длилось, пока республиканские армии не исчерпали последние возможности. Наконец, к 23 марта, операция завершилась. Не обращая внимания на постоянные удары с воздуха и утрату огромного количества техники, итальянским дивизиям однако получалось отходить, избегая окружения.

Республиканские части умели обороняться, а вот преследовали ещё неумело.

Однако им досталось порядка 800 военнопленных, 10 танков, 43 орудия, около 400 пулемётов и другие трофеи.

Парадоксально, но март 1937 года по погодным условиям был одним из самых «нелётных» месяцев за всю войну, и именно на него пришёлся блестящий успех республиканской авиации, обеспечивший важную победу на земле.

Литература:

  1. Абросов С. В. В небе Испании, 1936–1939 годы. — М., 2003.
  2. Захаров Г. Н. Я — истребитель. — М.: Воениздат, 1985.
  3. Котельников В. Р. Легендарный Р-5. — М.: Эксмо, 2011.
  4. Кольцов М. Е. Испания в огне (в 2 томах). — М.: Политиздат, 1987.
  5. Любарский С. И. Кое-какие оперативно-тактические выводы из опыта войны в Испании. — М.: Воениздат, 1939.
  6. Макасеев Б. К. В революционной Испании. — М.: Госкиноиздат, 1938.
  7. Павлов И. В., Павлов М. В. Чужие на русской вооружение // и земля Техника. — № 5. — 2014.
  8. Родимцев А. И. Под небом Испании. — М.: Советская республика, 1985.
  9. Самойлов П. И. Гвадалахара (Разгром итальянского экспедиционного корпуса). — М.: Воениздат, 1940.
  10. Томас Хью. Гражданская война в Испании. 1931–1939 гг. — М.: Центрполиграф, 2003.
  11. Шубин А.В. Великая испанская революция. — М., 2011.

Триумф российской авиации


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: