Смысл заглавия романа м. горького «мать». образ ниловны

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

В 1909 году М. Неприятный записывает: “Я не знаю образа более яркого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова возможно было бы применять эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Неприятный пытается выделить глобальный масштаб тех трансформаций, каковые происходят, согласно его точке зрения, в среде рабочего класса.

Автор показывает на настоящий прототип собственной героини: “Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она трудилась в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе. Она — не исключение”.

То, что существование человека, аналогичного Ниловне, посоветовано действительностью, крайне важно. Путь Ниловны — это путь простого человека в революцию.

Авторское отношение к Ниловне разумеется. Не просто так как раз ей отводится решающая роль в развитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих в книге, описание довольно часто ведется от ее лица.

Появляется Ниловна не сходу. Не сходу дается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению в романе, — ужас. Сперва это ужас забитого человека.

Позднее — ужас за то, что люди не осознают правды, идей Павла.Смысл заглавия романа м. горького «мать». образ ниловны Ужас преследует мать в течении всей книги, но неспешно переходит в второе чувство — в гордость за сына. И в конце произведения — это уже ужас за то, что она не будет хороша Павла, и опасения за людей, каковые делают одно с ее сыном дело.

Ниловна не оставляет сына, она Неизменно рядом, а что возможно красивее в жизни! Неудивительно, что именно чувство единения с сыном оказывает помощь ей в какой-то момент всецело преодолеть ужас (“Ей сходу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорь сына-то. Никто не опасается!”).

С образом матери в произведении связана тема воскрешения людской души, тема второго рождения человека. Неприятный не упрощает это воскрешение. Процесс же перерождения Ниловны по большому счету Сложен.

Во-первых, ей сорок лет, а для того времени это уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался. В начале книги Неприятный по большому счету говорит, что, “прожив таковой судьбой лет 50, человек умирал”. Ниловна — сложившаяся личность.

Помимо этого, она дама религиозная. В вере матери автор видит определенную совокупность взоров на мир, помогающую ей выжить. Поэтому-то Ниловна так опасается разрушения собственный веры в Всевышнего. Не просто так она требует Павла и Рыбина: “Уж вы мне Всевышнего-то покиньте, как я без него жить буду?”

В случае если в начале произведения Ниловна верит глубоко и страстно, то по мере развития действия ее вера отходит на второй план, она кроме того подмечает, что стала меньше молиться. Так, процесс перерождения матери связан с трансформацией ее мировосприятия.

И наконец, Ниловна — легко дама, а классические для ее времени и среды представления о назначении дамы ограничивались детьми и семьёй. И это также в известной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому вся книга делается историей восстановления души, освобождения личности от страха.

Поставив в центре повествования бессильное, забитое существо, которое в собственной жизни ничего не видело, не считая грубости и побоев, Неприятный продемонстрировал, как в ходе постепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сперва Ниловна — источник судьбы Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позднее Ниловна начинает чувствовать себя матерью Находки, Наташи.

В конце книги она мать всех детей: “Теплая тень нежно окружила даму, грея сердце эмоцией любви к неизвестным людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромного человека”. Особенное значение получает и следующая фраза: “Мы все дети одной матери-правды”. Мать многого не осознаёт, но она ощущает правду, потому что это заложено в ней изначально.

Для Горького очень ответствен момент поиска подлинной веры. в течении всей книги мать ищет. В тексте всегда появляется слово “Всевышний”.

Вежливая на православных канонах, Ниловна видит в Всевышнем единственную силу, талантливую вернуть справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом с ней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, создаёт на Ниловну сильнейшее чувство. А потому она говорит: “Несчастная она, отечественная бабья любовь.

Любим мы то, что нам нужно… Другие люди за народ страдают, в колонии идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит?

Обожают они! Вот они — чисто обожают, верят. Верят, Андрюша. А я не могу так, а обожаю собственный, близкое”.

Что же отвечает ей Андрей Находка? “Все обожают близкое, но в громадном сердце и далекое близко. Вы большое количество имеете возможность. Громадно в вас материнское”.

Любовь матери, дарующей жизнь и защищающей эту жизнь, согласно точки зрения Находки, — любовь природная, подобно той, что рождает новое общество.

Воскрешение Ниловны — это вера в Андрея, что грезит: “Я знаю, будет время, в то время, когда люди будут наслаждаться приятель втором, в то время, когда любой будет как звезда перед вторым! Будут ходить по земле люди свободные, великие свободой собственной! Тогда не жизнь будет, а служение человеку, образ его вознесется высоко”.

Суть заглавия произведения содержится в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей “будущее в детях собственных”. М. Неприятный подытоживает те представления о матери, каковые показались еще в ранних его произведениях, где он говорит: “Прославим даму-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей судьбе, прославим в мире даму-мать — единую силу, перед которой склоняется смерть” (“Сказки об Италии”).

Очень ответственным моментом произведения делается сон Ниловны, в котором звучит главная тема судьбы матери: “Не оставляйте детей собственных на одиноком пути!” Данный сон делается переломной чертой в жизни героини. Она всецело освобождается от ветхой веры. И мы не сомневаемся — Ниловна окажет помощь выжить своим детям, даст им нужные силы, поддержит их в самую тяжелую 60 секунд.

Потому что она — мать.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Историко-философский смысл романа

    В конфликте Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает еще и второй, историко-философский суть. Печально-смешной Обломов…

  • Хронология эпохи судей

    В случае если высказать предположение, что обрисовываемые события происходили последовательным образом и просуммировать все сроки правления судей,…

  • 10 Самых отвратительных бьюти-процедур

    Как на большом растоянии вы готовы зайти для нового образа? в течении всей истории существования человечества, мы постоянно старались представить себя в…

  • Оставьте свой фальшивый образ

    Рана заставляет нас создавать себе фальшивый образ. Мы находим у себя какие-то дарования либо таланты и пробуем жить, эксплуатируя их. К примеру, Стюарт…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: