Вендина т.и. средневековый человек в зеркале старославянского языка / ран. институт славяноведения. – м.: индрик, 2002. – 334 с

Книга является попыткой « описания средневекового человека», предстающего перед нами в старейших монументах письменности (X–XI вв.) старославянского языка» (С. 5).

В первой главе («Средневековый человек: кто он?») отмечается, что старославянские монументы, как это типично для средневековой культуры, воображают человека как центральный элемент мироздания. Одновременно с этим природе уделено намного меньше внимания. В главе разбираются разные методы именования человека (в соответствии с его деятельности, тем либо иным качествам, отношениям и т.д.).

Вторая глава («Средневековый человек: какой он?») посвящена качественным чертям человека в старославянских текстах.

В третьей главе («Средневековый человек: что он делает?») рассматриваются обычные действия человека в соответствии с старославянским монументам.

Четвертая глава посвящена религии («Всевышний в сознании средневекового человека»).

Пятая глава («Мир средневекового человека») предлагает анализ главных понятий, организующих мир средневекового человека, как предметный, так и мир духовный, внутренний. Тут разбирается отражение в старославянском языке таких понятий, как добро и зло, благо, бедность и богатство, вера, власть, воля, время, грех и добродетель, покой и движение, смерть и жизнь, душа и дух, закон, имущество, истина, красота, мудрость, подобие, польза и др.Вендина т.и. средневековый человек в зеркале старославянского языка / ран. институт славяноведения. – м.: индрик, 2002. – 334 с

Шестая глава («Сокровища средневекового человека») предлагает посмотреть на систематику ценностных ориентиров старославянских текстов. Эти сокровища смогут быть отнесены к религиозным, социальным, духовным и витальным.

Напоследок создатель еще раз выделяет, что, не обращая внимания на теоцентризм средневековой культуры, «старославянский язык говорит об антропоцентричности языка культуры Средневековья» (С. 306). И в семантическом, и в словообразовательном замысле самый проработанной частью семантики есть как раз та, что связана с человеком.

Создатель отмечает кроме этого «многоликость» образа человека в старославянских текстах.

Наряду с этим сквозной чертой средневековой культуры, отраженной в языковых данных, есть аскетизм. Эсхатологизм средневековых представлений знаменует пересечение людских и божественных сфер.

Упражнение № 42. Напишите отзыв о статье/ рецензию на статью (см. упр. 40).

Справка. Рецензия – письменный разбор, предполагающий 1) комментирование главных положений источника, 2) их обобщенную обоснованную оценку, 3) выводы о значимости работы.

Отзыв, в отличие от рецензии, дает самую неспециализированную чёрта работы без подробного анализа, но содержит советы к практическому применению.

Замысел отзыва/рецензии

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: