Алсиб: легендарная авиатрасса аляска сибирь

    Маршрут АлСиба был прочерчен фактически по линейке — от Берингова пролива через якутию и Чукотку до Красноярска, через полюс холода и Верхоянский хребет.

Сорок второй год. Германский вермахт еще весьма силен, но Красная армия с каждым месяцем делается все умелее. А вот в небе картина другая — асы люфтваффе господствуютв воздухе.

Советская авиация, фактически стёртая с лица земли в первые месяцы войны, восстанавливается через чур медлительно.

Советские истребители МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1, запущенные в производство прямо перед началом Великой Отечественной, были неспособны превзойти Messerschmitt Bf.109. До массового появления в авиаполках более успешных автомобилей Як-9 и Ла-5 было еще далеко. Как же решить проблему технического превосходства германских пилотов?

В этом СССР имели возможность оказать помощь США, имевшие истребитель, что в умелых руках превосходил гитлеровскую технику, — «Аэрокобра» Bell P-39.

Не были бы лишними на фронте и американские бомбардировщики.

Как доставить самолеты?

Нужное для войны сырье, лекарства, технику наша страна брала за золото. Неспешно разворачивалась и программа ленд-лиза, благодаря которой армейские поставки в СССР шли безвозмездно либо в долг, а все расчеты откладывались до конца войны. Но жизненно нужным американским самолетам попасть на фронт пришлось тяжело.Алсиб: легендарная авиатрасса аляска сибирь

Существовала южная автострада, по которой грузы доставлялись в иранские порты, а оттуда — в СССР. Дорога выходила продолжительной — лишь путь по морю из америки в Иран занимал около двух с половиной месяцев. Стремительнее доставляли грузы арктические конвои.

Но летом 1942-го, по окончании ужасных событий с рассеянным гитлеровцами конвоем PQ-17 продолжение поставок этим методом выяснилось под вопросом. На потопленных судах конвоя в числе вторых грузов затонули и 210 самолетов, которых хватило бы для укомплектования нескольких военно-воздушных полков.

Возможность перегона самолетов по воздуху через Дальний Восток обсуждалась еще в осеннюю пору 1941 года на высоком уровне, какой лишь был вероятен в СССР, другими словами при личном участии Сталина. Плюсы были понятны — таковой перелет занимает значительно меньше времени, чем морское путешествие. Минус также очевиден — ресурс моторов на протяжении перелета расходуется.

От американских фабрик до фронта предстояло преодолеть более 14 000 км!

Выходит, вместе с самолетами нужно доставлять на фронт запасные авиамоторы, дабы практически сходу поменять отработавшие собственный?

Осознать, что неприятность не столь значительна, помогла статистика. Бомбардировщик и особенно истребитель на фронте — расходный материал. Среднее время «судьбы» истребителя — около 30 летных часов.

Двигатель в большинстве случаев не успевает износиться — самолет сбивают либо повреждают и по возвращении на аэропорт пускают на запчасти.

Данный аргумент стал определяющим — Сталин сделал вывод, что сроки доставки серьёзнее долговечности техники.

    Фото Коммунистический летчик говорит местным обитателям об изюминках техники союзников.

Темпы решают все

Американцы подтвердили, что перегонять самолеты через Дальний Восток и Аляску вероятно. Наряду с этим Штаты брались выстроить все нужные аэропорты, среди них и на советской территории! Установить радиостанции, обеспечить маршрут горючим, экспертами, запчастями, мастерскими ВВС Соеденненых Штатов давали слово перегонять самолеты впредь до Байкала и уже в том месте сдавать их советским представителям.

Товарищ Сталин решительно отказался от данной помощи. Американцев не разрешили войти кроме того на Чукотку — было решено, что приемка самолетов будет осуществляться уже на Аляске.

Вряд ли основной обстоятельством была отечественная извечная тяга все засекречивать. Опасность того, что севший на вынужденную посадку американец окажется в окрестностях какого-нибудь гулаговского объекта, была мала — маршрут перелета должен был пролегать над пустынными и недоступными пространствами. Если бы американец что-то такое и заметил, вряд ли он взял бы возможность поведать об этом всему миру.

    Фото Заправка на перегоне. Замечательное 37-миллиметровое орудие «Аэрокобры» выяснилось неприятным сюрпризом для пилотов люфтваффе (на этом фото ствол пушки заклеен).

Отчего же в сорок первом, в то время, когда будущее страны висела на волоске, большие ресурсы были отвлечены от фронта и кинуты на постройку перегоночной автострады? Вникнуть в логику высших советских начальников непросто, но все же вероятно. Сталин готовьсяжертвовать деньгами, техникой а также людьми для одного — темпов прокладки АлСиба.

Пятилетку — в два дня!

9 октября 1941 года на совещании Госкомобороны товарищ Сталин, задумчиво перевернув несколько листков перекидного календаря, поставил задачу: через два дня маршрут автострады должен быть готов. Очевидно, спорить с ним никто не стал. К 11 октября автострада Аляска — Красноярск, поделённая на пять отрезков, была нарисована на карте.

Уже спустя семь дней на ее строительство вылетела первая несколько экспертов! Реконструировали два уже имевшихся аэропорта в Красноярске и якутске, в других пунктах маршрута строили их с нуля. Подготовили и пять запасных аэропортов, число которых в будущем всегда увеличивалось.

Американцы, вероятнее, проложили бы автостраду по-второму — через Камчатку, Сахалин, Хабаровск, Иркутск. Маршрут бы удлинился, но он проходил бы по более обжитым районам с менее жёстким климатом. В советском варианте маршрут от Берингова пролива был прочерчен фактически по линейке — через якутию и Чукотку до Красноярска. Через полюс холода и Верхоянский хребет

    Фото Пятидесятиградусные морозы считались на АлСибе простой погодой, не мешающей полетам, исходя из этого перед взлетом двигатели приходилось прогревать особыми печками.

Да и сама автострада заокеанскими «гастарбайтерами» строилась бы продолжительнее. Маршрут не открыли бы без полного набора расположенных на протяжении него метеорологических станций, радионавигации и узлов связи. Американским их техперсоналу и перегонщикам точно пригодились бы эргономичная гостиница, столовая с обычными продуктами, клуб, кино

Отечественным пилотам комфорта снабжать никто не планировал. Первым пунктом маршрута на советской почва было эскимосское село Уэлькаль. Тут летчики отдыхали по окончании перелета в наспех сколоченных бараках, питались консервами — свежих продуктов в том направлении не завозили.

Пилотам еще повезло, а мотористов и механиков селили в «яранги совокупности инженера Свиньина» — с фанерными стенками, обваленные почвой и обложенные снежными кирпичами!

По оценкам экспертов, в мирное время на проектирование, оборудование и строительство таковой автострады должно было уйти как минимум несколько лет. АлСиб проложили за два дня, выстроили менее чем за год. Самое активное участие в строительных работах принимал Дальстрой НКВД — аэропорты строили осуждённые.

Уже в июле 1942 года Владимир Коккинаки на американском бомбардировщике Mitchell пролетел по еще не законченной автостраде и доложил, что вчерне она готова. Но Коккинаки был известным летчиком-испытателем, и летел он летом. Перегонять самолеты по автостраде предстояло круглый год, а в перегоночную авиадивизию собрали пилотов самого различного уровня подготовки — от умелых фронтовиков до неоперившихся выпускников летных училищ.

С неизбежными утратами смирились заблаговременно.

Скорость доставки самолетов на фронт была серьёзнее.

    Фото Бомбардировщик «Митчелл», за которым клином идут «Аэрокобры». Как раз так истребители перегоняли с Аляски в Красноярск.

За небесным каюром

Узнаваемый полярный летчик Илья Мазурук находился на заседании 9 октября 1941 года, в то время, когда было решено перегонять самолеты через Дальний Восток. Его пригласили, для получения ответа о возможности применения для данной цели Северного морского пути. Перед войной на протяжении морского побережья были выстроены метеостанции, склады а также эрзац-аэропорты для воздушной разведки ледовой обстановки.

Но они совсем не доходили для массовых авиаперелетов, о чем и сказал Мазурук — и от безумной идеи перегонять самолеты на протяжении северных морей отказались.

До тех пор пока автострада строилась, Мазурук сражался, но в Кремле о нем не забыли. Пожалуй, в тот момент в мире не было пилота, больше вторых летавшего в тех краях, где предстояло пройти автостраде. Еще в начале 1930-х он первым прокладывал воздушные маршруты на Камчатку и Сахалин.

Местные обитатели именовали Мазурука небесным каюром — он имел возможность приземлиться на любой мало-мальски пригодной для этого площадке.

    Фото Первый глава автострады, известный полярный летчик Илья Мазурук.

Мазурук возвратился на Дальний Восток громадным главой — начальником перегоночной авиадивизии и всего АлСиба. На своем «Митчелле» с нарисованным на борту белым медведем он провел из Фэрнбенкса на Аляске первую партию самолетов. Истребители с подвешенными запасными бензобаками летели за бомбардировщиком клином, как журавли.

Лишь так возможно было не растерять их — навигатора в одноместном самолете не предусматривалось.

Первый перегоночный полк доставлял самолеты в Уэлькаль. Осмотрев и дозаправив технику, механики передавали ее летчикам второго полка, выходившим на второй отрезок автострады, тогда как первая партия перегонщиков на транспортном самолете возвращались обратно на Аляску. Теоретически, советскую часть маршрута, складывающуюся из пяти фрагментов, возможно было пролететь за пять дней.

Но уже на протяжении перегона первой партии летчики полностью испытали коварный темперамент автострады, прочерченной в кремлевских кабинетах!

Условия, в которых проходил перелет, были невыносимыми, против летчиков ополчились и природа, и капризная техника союзников. Самолеты чинили, погода не позволяла взлетать, из-за метеоусловий приходилось уходить на запасные аэропорты В итоге вместо пяти дней первая партия самолетов добиралась до места назначения более месяца. Две автомобили наряду с этим были утрачены.

А уже по окончании сдачи самолетов в Красноярске погибли летчики-истребители пятого перегоночного авиаполка: сразу после взлета разбился транспортный самолет, возвращавший их на базисный аэропорт.

Автостраду совершенствовали, оснащали новыми средствами радионавигации. Начальников, допускавших аварии, наказывали, снимали, разжаловали — но происшествия и трагедии длились. Истребители, время боевых вылетов которых редко превышало час, на перегоне держались в воздухе пара часов, пилоты теряли концентрацию.

Приходилось перелетать через горы, испытывать кислородное голодание, пилотировать в тучах, в тумане. не меньше 115 советских летчиков погибло тут в годы войны. Вся история АлСиба стала историей его — строителей и героизма, и тех, кто на нем трудился.

Собственную миссию автострада выполнила — по ней перелетело более половины поставленных в СССР столь нужных отечественным летчикам «Аэрокобр».

С Аляски через Сибирь отечественное летчики перегоняли и усовершенствованные истребители «Кингкобра», транспортные «Дугласы», тренировочные «Тексаны», бомбардировщики «Митчелл» и «Бостон».

    Фото На «Аэрокобрах» летали многие советские асы, а также известный Александр Покрышкин и его боевые друзья.

Ожившая история

В год 70-летия победы ветхая автострада опять примет летчиков. В июле стартует перелет по историческому маршруту на самолетах времен Второй мировой АT-6 Texan и Douglas C-47 Skytrain, за штурвалами которых будут летчики «Русавиа» и американского авиационно-исторического общества Bravo 369.

На пути от Грейт-Фоллс до Красноярска планируется сделать 11 остановок, по окончании чего самолеты отправятся в Москву на МАКС-2015. «Реконструкция исторического перелета из Аляски в Сибирь — знак боевого братства, — уверен Александр Бобко, куратор исторических спецпроектов компании-разработчика игр Wargaming, которая выступает соорганизатором проекта и чьи консультанты примут участие в перелете. — на данный момент пилоты проходят тренировки на территории США. Огромное внимание уделяется технической подготовке самолетов, поскольку им уже более 70 лет! Кстати, американские самолеты будут иметь неповторимую окраску — советские звезды, как при перелетах 1942−1945 годов».

Статья «Аляска и Сибирь – два берега» размещена в издании «Популярная механика» (№153, июль 2015).

Якутия, Оймякон, Полюс холода. Часть 7 Путешествие на Toyota Land Cruiser Полюс холода


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.