Дуэль сэлектрическим скатом: оборона

    Торпедный отсек субмарины Если не знать, какой разрушительной силой владеют лежащие на стеллажах «рыбки», то возможно и не додуматься. Слева — два торпедных аппарата с открытыми крышками. Верхний из них пока не заряжен.
    Противоминные сети Эскадренный броненосец «Император Александр II» на протяжении опробований противоминной сети совокупности Булливанта. Кронштадт, 1891 год

Первые торпеды отличались от современных не меньше, чем колесный пароходофрегат от ядерного авианосца. Во второй половине 60-ых годов XIX века «скат» нес 18 кг взрывчатки на расстояние 200 м со скоростью около 6? узлов. Точность стрельбы была ниже всякой критики.

К 1868 году использование соосных винтов, вращающихся в различные стороны, разрешило уменьшить рысканье торпеды в горизонтальной плоскости, а установка маятникового механизма управления рулями — стабилизировать глубину хода.

К 1876 году детище Уайтхеда плыло уже со скоростью около 20 узлов и преодолевало расстояние в два кабельтова (около 370 м). Через два года торпеды сообщили собственный слово на поле брани: русские моряки «самодвижущимися минами» послали на дно батумского рейда турецкий сторожевой пароход «Интибах».

Предстоящая эволюция торпедного оружия до середины XX века сводится к повышению заряда, дальности, способности и скорости торпед держаться на курсе.Дуэль сэлектрическим скатом: оборона Очень важно, что до поры неспециализированная идеология оружия оставалась ровно той же, что и во второй половине 60-ых годов XIX века: торпеда должна была попасть в борт цели и взорваться при ударе.

Прямоидущие торпеды сохраняются на вооружении и поныне, иногда находя использование на протяжении всяческих распрей. Как раз ими был в первой половине 80-ых годов XX века потоплен аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», ставший самой известной жертвой Фолклендской войны.

Британская АПЛ Conqueror тогда выпустила по крейсеру три торпеды Mk-VIII, состоящие на вооружении Королевского флота с середины 1920-х годов. Сочетание ядерной допотопных торпед и субмарины выглядит забавно, но будем помнить, что и крейсер постройки 1938 года к 1982-му имел скорее музейную, нежели военную сокровище.

Революцию в торпедном деле произвело появление в середине XX телеуправления систем и века самонаведения, и неконтактных взрывателей.

Современные системы самонаведения (ССН) делятся на пассивные — «ловящие» физические поля, создаваемые целью, и активные — ищущие цель в большинстве случаев при помощи гидролокации. В первом случае речь заходит значительно чаще об звуковом поле? — шуме механизмов и винтов.

Пара особняком стоят совокупности самонаведения, лоцирующие кильватерный след корабля. Сохраняющиеся в нем бессчётные небольшие пузырьки воздуха меняют звуковые особенности воды, и это изменение надежно «ловится» гидролокатором торпеды далеко за кормой прошедшего корабля. Зафиксировав след, торпеда поворачивает в сторону перемещения цели и ведет поиск, двигаясь «змейкой».

Лоцирование кильватерного следа, главный метод самонаведения торпед в? русском флоте, считается в принципе надежным. Действительно, торпеда, вынужденная догонять цель, тратит на это драгоценные кабельтовы и время пути. А ?подлодке, дабы выстрелить «по следу», приходится подбираться к цели ближе, чем это в принципе позволялось бы дальностью торпеды.

Шансы на выживание наряду с этим не возрастают.

Вторым наиболее значимым новшеством стали распространившиеся во второй половине XX века совокупности телеуправления торпедами. В большинстве случаев, управление торпедой осуществляется по кабелю, разматываемому по мере перемещения.

Сочетание управляемости с неконтактным взрывателем разрешило радикально поменять саму идеологию применения торпед — сейчас они ориентированы на то, дабы нырнуть под киль атакуемой цели и взорваться в том месте.

Поймай ее сетью!

Первые попытки оградить суда от новой угрозы были предприняты в считанные годы по окончании ее появления. Концепция смотрелась незатейливо: на борту корабля крепились откидные выстрелы, с которых свешивалась вниз металлическая сеть, останавливающая торпеды.

На опробованиях новинки в? Англии в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века сеть благополучно отразила все атаки. Подобные опробования, совершённые в Российской Федерации десятилетием позднее, дали итог чуть похуже: сеть, рассчитанная на сопротивление на разрыв в 2,5 т, выдержала пять из восьми выстрелов, но три пробившие ее торпеды запутались винтами и все равно были остановлены.

самые яркие эпизоды биографии противоторпедных сетей относятся к русско-японской войне. Но к началу Первой мировой скорость торпед перевалила за 40 узлов, а заряд достиг много килограммов. Для преодоления заграждений на торпеды начали устанавливать особые резаки.

В мае 1915 года британский броненосец «Успех» (Triumph), обстреливавший турецкие позиции у входа в Дарданеллы, был, не обращая внимания на опущенные сети, потоплен единственным выстрелом с германской подлодки — торпеда пробила защиту. К 1916 году опускаемая «кольчужка» воспринималась скорее как ненужный груз, нежели как защита.

Отгородиться стенкой

Энергия взрывной волны скоро убывает с расстоянием. Логично было бы поставить на некоем расстоянии от наружной обшивки корабля броневую переборку. Если она выдержит действие взрывной волны, то повреждения корабля ограничатся затоплением одного-двух отсеков, а ?энергетическая установка, погреба снарядов и другие уязвимые места не пострадают.

По всей видимости, первым идею конструктивной ПТЗ выдвинул бывший основной строитель британского флота Э.?Рид в первой половине 80-ых годов XIX века, но его идея не была поддержана Адмиралтейством. Британцы предпочли в ?проектах собственных судов направляться классическому в то время пути: дробить корпус на много влагонепроницаемых отсеков и закрывать машинно-котельные отделения расположенными по бортам угольными ямами.

Такая совокупность защиты корабля от артиллерийских снарядов много раз испытывалась в конце XIX века и в целом смотрелась действенной: сложенный в ямах уголь исправно «улавливал» боеприпасы и не загорался.

Совокупность противоторпедных переборок была в первый раз реализована во французском флоте на экспериментальном броненосце «Анри IV», выстроенном по проекту Э.?Бертена. Сущность плана сводилась к тому, дабы медлено закруглить скосы двух броневых палуб вниз, параллельно борту и на некоем расстоянии от него. Конструкция Бертена не побывала на войне, и? возможно, это было к лучшему — выстроенный по данной схеме кессон, имитировавший отсек «Анри», был при опробованиях уничтожен взрывом прикрепленного к? обшивке торпедного заряда.

В упрощенном виде данный подход был реализован на русском броненосце «Царевич», строившемся во Франции и по французскому же проекту, и на ЭБР типа «Бородино», копировавших тот же проект. Суда взяли в качестве противоторпедной защиты продольную броневую переборку толщиной 102 мм, отстоявшую от наружной обшивки на 2?м. «Царевичу» это не через чур помогло?- взяв японскую торпеду при атаке японцев на Порт-Артур, корабль провел в ремонте пара месяцев.

Британский флот надеялся на угольные ямы приблизительно до строительства «Дредноута». Но попытка испытать данную защиту в 1904 году закончилась провалом. В качестве «подопытного зайца» выступил старый броненосный таран «Бельайл».

Снаружи к его корпусу пристроили коффердам шириной 0,6 ?м, заполненный целлюлозой, а ?между наружной обшивкой и котельным отделением возвели шесть продольных переборок, пространство между которыми заполнили углем. Взрыв 457-мм торпеды проделал в данной конструкции дыру 2,5?х?3,5 м, снес коффердам, уничтожил все переборки, не считая последней, и ?вспучил палубу. В ?результате «Дредноут» взял броневые экраны, закрывавшие погреба башен, а ?последующие линейные корабли строились уже с ?полноразмерными продольными переборками по длине корпуса?- конструкторская идея пришла к? единому ответу.

Неспешно конструкция ПТЗ усложнялась, а ее размеры возрастали. Боевой опыт продемонстрировал, что основное в конструктивной защите — глубина, другими словами расстояние от места взрыва до закрываемых защитой корабельных внутренностей. На смену одиночной переборке пришли затейливые конструкции, складывавшиеся из нескольких отсеков.

Дабы отодвинуть «центр» взрыва как возможно дальше, активно использовались були — продольные наделки, монтируемые на корпусе ниже ватерлинии.

Одной из самых замечательных считается ПТЗ французских линейных кораблей типа «Ришелье», складывавшаяся из противоторпедной и?нескольких разделительных переборок, образовывавших четыре последовательности защитных отсеков. Наружный, имевший практически 2-метровую ширину, заполнялся пенорезиновым наполнителем. После этого следовал последовательность безлюдных отсеков, за ним — топливные баки, после этого еще один последовательность безлюдных отсеков, предназначенный для сбора разлившегося при взрыве горючего.

Лишь затем взрывной волне предстояло наткнуться на противоторпедную переборку, по окончании которой следовал еще один последовательность безлюдных отсеков — дабы уж совершенно верно поймать все просочившееся. На однотипном линейном корабле «Жан Бар» ПТЗ была усилена булями, в следствии чего ее неспециализированная глубина достигла 9,45 м.

На американских линкорах типа «Норт Кэролайн» совокупность ПТЗ образовывали буль и пять переборок — действительно, не из брони, а из простой судостроительной стали. Полость буля и следующий за ним отсек были безлюдными, два следующих отсека заполнялись горючим либо забортной водой. Последний, внутренний, отсек опять был безлюдным.

Кроме защиты от подводных взрывов бессчётные отсеки возможно было применять для выравнивания крена, затапливая их по мере необходимости.

Излишне сказать о том, что водоизмещения и такой расход пространства был роскошью, допустимой лишь на самых больших судах. Следующая серия американских линейных кораблей (South Dacota) взяла котлотурбинную установку иных габаритов — меньше и шире. А расширить ширину корпуса было уже нереально — в противном случае суда не прошли бы через Панамский канал.

Итогом стало уменьшение глубины ПТЗ.

Не обращая внимания на все ухищрения, защита все время отставала от оружия. ПТЗ тех же американских линейных кораблей рассчитывалась на торпеду с 317-килограммовым зарядом, но уже по окончании их постройки у ?японцев показались торпеды с зарядами в 400 ?кг ТНТ и больше. В следствии начальник «Норт Кэролайн», взявшей в осеннюю пору 1942 года попадание японской 533-мм торпеды, в собственном рапорте честно писал, что ни при каких обстоятельствах не считал подводную защиту корабля адекватной современной торпеде.

Но, поврежденный линейный корабль тогда остался на плаву.

Не разрешить дойти до цели

Появление управляемых ракет и ядерного оружия радикально поменяло взоры на вооружение и защиту боевого корабля. Флот расстался с многобашенными линейными кораблями. На новых судах место орудийных броневых и башен поясов заняли локаторы и ракетные комплексы.

Главным стало не выдержать попадание вражеского боеприпаса, но легко его не допустить.

Сходным образом поменялся подход к ?противоторпедной защите — були с ?переборками хоть и не провалились сквозь землю совсем, но очевидно отошли на второй план. Задача сегодняшней ПТЗ — сбить торпеду с?верного курса, запутав ее совокупность самонаведения, или на подходе к цели.

«Джентльменский комплект» современной ПТЗ включает пара общепринятых устройств. Наиболее значимые из них — средства гидроакустического противодействия, как буксируемые, так и выстреливаемые. Плавающее в воде устройство формирует звуковое поле, попросту говоря ?- шумит.

Шум от средств ГПД может сбивать совокупность самонаведения с толку, или имитируя шумы корабля (существенно громче его самого), или «забивая» вражескую гидроакустику помехами.

Так, американская совокупность AN/SLQ-25 «Никси» включает буксируемые со скоростью до 25 узлов отводители торпед и шестиствольные пусковые установки для стрельбы средствами ГПД. К этому прилагается автоматика, определяющая параметры атакующих торпед, генераторы сигналов, личные гидроакустические комплексы и большое количество чего еще.

Сейчас появляются сообщения о разработке совокупности AN/WSQ-11, которая обязана обеспечить не только подавление устройств самонаведения, но и ?поражение противоторпедами на растоянию от 100 до 2000 м). Маленькая противоторпеда (калибр 152 мм, протяженность 2,7 м, масса 90 кг, дальность хода 2−3 ?км) оснащена паротурбинной энергоустановкой.

Опробования опытных образцов проводятся с 2004 года, а принятие на вооружение ожидается в 2012-м. Имеется кроме этого сведения о разработке суперкавитирующей противоторпеды, талантливой развивать скорость до 200 узлов, подобно русскому «Шквалу», но поведать о? ней фактически нечего — все аккуратно укрыто завесой секретности.

Разработки других государств выглядят похоже. Французские и итальянские авианосцы оснащены совокупностью ПТЗ SLAT совместной разработки. Главным элементом совокупности есть буксируемая антенна, включающая 42 излучающих элемента и побортно устанавливаемые 12-трубные аппараты для стрельбы самоходными либо дрейфующими средствами ГПД «Спартакус».

Известно кроме этого о разработке активной совокупности, стреляющей противоторпедами.

Любопытно, что в череде сообщений о разных разработках пока не оказалось информации о чем-то, талантливом сбить с курса торпеду, идущую по кильватерному следу корабля.

На вооружении русского флота к?настоящему времени находятся противоторпедные комплексы «Удав-1М» и «Пакет-Э/НК». Первый из них рекомендован для поражения либо отведения торпед, атакующих корабль. Комплекс может стрелять боеприпасами двух типов.

Боеприпас-отводитель 111СО2 рекомендован для отведения торпеды от цели.

Заградительно-глубинные боеприпасы 111СЗГ разрешают организовать собственного рода минное поле на пути атакующей торпеды. Наряду с этим возможность поражения прямоидущей торпеды одним залпом образовывает 90%, а самонаводящейся — около 76. Комплекс «Пакет» рекомендован для уничтожения атакующих надводный корабль торпед противоторпедами.

В ?открытых источниках говорится о ?том, что его использование снижает возможность поражения корабля торпедой приблизительно в 3−3,5? раза, но думается возможным, что в боевых условиях эта цифра не проверялась, как, но, и все остальные.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№102, апрель 2011).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Рычаг, блок и наклонная плоскость 13 страница

    В первый раз патент на применение железобетона забрал в первой половине 50-ых годов XIX века британский штукатур Вильям Уилкинсон. В будущем он обширно…

  • Волоконно‑оптические линии связи

    В двадцатом веке человечество было свидетелем огромного скачка в развитии разных видов связи, в особенности телефонии, радио и телевидения. Благодаря им,…

  • Неавианосцы-2: авианосцы россии

    Авианосец «Адмирал Горшков» Фотография модели ядерного авианосца проекта 1160. Как раз с данной моделью ходили лоббировать проект к главу МинОбороны, но…

  • Рычаг, блок и наклонная плоскость 16 страница

    В настоящем автоматическом оружии, само собой разумеется, не могло быть и речи о том, дабы вручную вращать стволы, да и принцип его действия был совсем…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: