Константинополь-1453

В 2009 году в Стамбуле был открыт музей-панорама, посвящённый падению Константинополя в первой половине 50-ых годов XV века (Panorama 1453 Tarih Muzesi). Над панорамой трудился интернациональный коллектив живописцев под управлением Хашима Ватандаша. Фон, включая стены и пейзаж делал Рамазан Эркут, человеческие фигуры и лошадей писали выпускники санкт-петербургской Академии художеств Яшар Оксана и Зейналов Легка, а предметный замысел, включая платформу и 3D-объекты, выполнил Атилла Тунжа.

Warspot предлагает познакомиться с результатами их усердного труда и «побывать» у стенку Константинополя как раз в тот момент, в то время, когда была поставлена точка в тысячелетней истории Византийской империи.

1/24

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

Заголовок8

Заголовок9

Заголовок10

Заголовок11

Заголовок12

Заголовок13

Заголовок14

Заголовок15

Заголовок16

Заголовок17

Заголовок18

Заголовок19

Заголовок20

Заголовок21

Заголовок22

Заголовок23

Заголовок24

Строение музея, воображающее собой приземистый круглый павильон, находится неподалеку от станции трамвая Топкапы, где в первой половине 50-ых годов XV века происходил самый ожесточённый штурм города. Как раз тут, вблизи ворот Топкапы, либо Пушечных, в византийское время носивших имя св. Романа, туркам удалось ворваться в город.

Константинополь-1453

Музейная экспозиция размещается на двух этажах, из которых сама панорама всецело занимает верхний. На нижнем размещаются стенды с разной информацией, включая карты, схемы, картины с изображением главных различных эпизодов и участников взятия Константинополя.

На фотографии мы видим карту, воображающую размещение сил соперников. Защитники города укрылись за его стенками. Турецкая армия находится снаружи.

Наоборот центрального участка обороны находится ставка султана Мехмеда II Фатиха.

Панорама представляет собой круглую площадку диаметром 38 метров, накрытую 20-метровым куполом. На холсте неспециализированной площадью 2350 квадратных метров нарисовано приблизительно 9,5 тысячи фигур участников битвы, нападающих и защитников города.

Её создатели применили пара технических новинок. Это первая панорама, в которой благодаря высокому куполу возможно заметить над головой небо. Низко расположенная зрительная площадка усиливает эффект присутствия.

Зритель как бы замечает происходящее на одном уровне с нападающими.

Панорама воспроизводит решающий момент штурма Константинополя, в то время, когда 29 мая 1453 года, по окончании длившейся пара часов ожесточённой схватки в проломах, туркам удалось ворваться в город.

Прямо перед нами верхом на белом коне изображен юный султан Мехмед II и окружающая его свита. Сзади султана в пара эшелонов выстроены войска резерва, еще дальше видны палатки турецкого лагеря.

Султану Мехмеду II в то время был всего 21 год. Непреклонность султана, настаивавшего на решительном штурме не смотря на точку зрения склонявшейся к осаде свиты, в конечном счете стала причиной победе.

Главные силы турок идут в наступление на город. Сцена изображена весьма динамично и сопровождается замечательным звуковым эффектом, в котором грохот копыт конницы, пушечные выстрелы, крики сражающихся и музыка армейского оркестра сливаются в нескончаемый шум.

Осаждавшая город турецкая армия насчитывала в собственном составе 120 тысяч регулярных солдат и еще 20 тысяч наездников ополчения башибузуков. Состав армии был весьма пестрым и включал кроме этого солдат, отправленных султану в помощь зависимыми от него христианскими правителями Сербии.

На переднем замысле слева мы видим наездника, вместо доспехов облачённого в шкуру барса. Его головной щит и убор украшены крыльями хищных птиц. Такие наездники назывались «дели» (практически — «сумасшедшие»).

В большинстве случаев они набирались из уроженцев подвластных османам балканских районов. Дели сражались в пограничных конфликтах, в которых отличались «безумной» храбростью.

От них ведут собственное происхождение гусары.

Защитники города храбро обороняются, поражая нападающих на дальних подступах к стенкам выстрелами из пушек и метательных автомобилей. С успехом они применяют кроме этого древнее византийское оружие «греческий пламя», дым от которого застилал в тот сутки небо. На переднем замысле сосуд с греческим огнём попадает прямо в середину колонны наступающих армий.

В штурме участвуют все войска, имевшиеся у турок. В первой атаке по большей части учавствовали башибузуки, каковые понесли тяжелые потери. По окончании двухчасового боя их отвели назад, и в наступление пошли анатолийские турки под руководством Исхак-паши.

В нескольких местах им удалось потеснить защитников города а также через пролом прорваться за стенке, но тут, но, все они были окружены и перебиты.

Тогда сам султан повел в третью атаку пехотинцев-янычар. В этом случае по окончании упорного боя туркам удалось ворваться в город.

Благодаря понижающемуся рельефу перед отечественными глазам предстает широкая панорама левого фланга турецкой армии. Тут кроме этого кипит ожесточённое сражение, рвы во многих местах засыпаны землёй и фашинами, турки с лестницами подступают к самым стенкам, и защитникам удается сдерживать их натиск из последних сил.

Пара преувеличенно бессчётными изображены силы защитников города. В конечном итоге, против 140-тысячной турецкой армии греки смогли выставить только 8000 солдат. Этих сил чуть хватало, дабы хоть как-то занять очень протяженную линию обороны.

Концентрировать войска в сколь-нибудь солидном числе защитники имели возможность только на направлении главного удара.

Незадолго до решающего штурма Константинополь подвергся сильной артиллерийской бомбардировке. Турецкие орудия громадного калибра били по муниципальным стенкам фактически в упор, выпустив по ним более 5000 ядер. Особенно тяжёлый ущерб упрочнениям был нанесён в районе ворот св.

Романа. Из имевшихся тут 23 башен устояли только 11, многие куртины превратились в груды камней.

На изображении представлен решающий момент боя – прорыв турок за вторую линию стен Феодосия, закончивший сопротивлениезащитников города. Упрочнения практически уничтожены бомбардировкой, в нескольких местах стенки превратились в груды битого кирпича и камня, по которым продвигаются вперед колонны нападающих. В том месте где стенки сохранились, турки подтащили к ним штурмовые лестницы.

По ним наверх карабкаются новые толпы нападающих.

Красное знамя, поднятое над второй стеной, свидетельствует, что упрочнение захвачено. Но маленькие группы защитников все еще оказываютнеисправимое сопротивление.

Тут мы видим последнии секунды обороны города. Сопротивление обороняющихся уже прорвано. В огромную брешь в стенке устремились толпы нападающих, всадников и пехотинцев.

В проломе идёт ожесточённая рукопашная схватка. Сверху защитники города забрасывают нападающих дротиками и стрелами.

Другие впали в отчаяние и лишь наблюдают на прорывающихся неприятелей, уже не оказывая сопротивления.

Штурм города обернулся огромными утратами для нападавших. На этом фрагменте мы видим раненных либо умирающих янычар, которым оказывают посильную помощь. На первом замысле изображён водонос, позволяющий пить смертельно раненному солдату.

Ворота св. Романа разрешают наглядно представить оборонительные сооружения, которыми была окружена столица Византии. Эти упрочнения пересекали Босфорский мыс от Мраморного моря до залива Золотой Рог на расстояние 5,6 км.

Первый ряд стен высотой 5 м защищал ров с водой в 20 м шириной и до десяти метров глубиной. Второй последовательность, имевший 2–3 м в ширину и 10 м в высоту, усиливали 15-метровые башни. Третий последовательность, самый массивный, достигал в толщину 6–7 м и был защищён башнями высотой от 20 до сорока метров.

Основания стен уходили на 10–20 м под почву, что фактически исключало возможность подкопа. Стенки были оборудованы боевыми площадками, а башни – бойницами, через каковые защитники города имели возможность обстреливать нападавших.

В самой высокой точке панорамы, на вершине северной башни, изображён легендарный турецкий солдат-гигант Хасан Улубатлы, что, по легенде, первым установил знамя над башней города, вдохновив войско близкой победой. В следующий затем момент он был убит византийской стрелой.

Громадное полотно с изображением двуглавого орла есть знаком обороняющихся византийцев. До тех пор пока идет бой, на одной из башен знак держится, на другой двуглавого орла уже спускают вниз победители.

Тут мы видим развернувшуюся в проломе рукопашную схватку. Город защищали 5000 греческих солдат гарнизона и около 3000 наёмников-латинян (каталонцев, генуэзцев и венецианцев), отозвавшихся на призыв о помощи. Их возглавлял умелый кондотьер Джованни Джустиниани Лонго.

Его вклад в оборону города был огромен.

Как раз роковое ранение Джустиниани в сражении 29 мая, от которого он погиб 2 дня спустя, стало одной из обстоятельств одержанной турками победы.

В один момент со рукопашной и штурмом схваткой длится обстрел города из пушек. Под ударами огромных ядер обрушиваются башни, увлекая вниз как защитников, так и нападающих. Наровне с современной артиллерией, против стенку турки применяли и древние осадные башни.

Для защиты от зажигательных стрел их обтягивали свежесодранными шкурами.

Защитники города применяли против нападающих греческий пламя (горючую смесь) и раскалённое масло, которое лили из установленных на стенах медных котлов.

В проломе через дым и пыль показывается обречённый город. Далеко прекрасно заметен купол храма святой Софии.

Один из самый уничтоженных участков стенки. Башни и куртины превратились в груду каменной осыпи. Защитники города пробуют укрепить то, что осталось, при помощи подручных средств, и одну за второй отбивают атаки нападающих.

На переднем замысле мы видим турецких землекопов, каковые пробуют вести подкоп против упрочнений. Массивный и глубочайший фундамент стен, и каменистый грунт не давали шансов на успех для того чтобы рода фирм. Но на начальной стадии осады турки вправду пробовали заложить пара подкопов.

Все они были вовремя найдены и взорваны защитниками города, так что туркам было нужно отказаться от этого плана.

Сзади землекопов длится штурм города.

Правый фланг турецкой армии. Далеко виден турецкий флот на Мраморном море и палатки лагеря. Упрочнения южной части стенки Феодосия пострадали намного меньше от обстрела пушек.

На протяжении штурма занимавшие их защитники города удачно отразили все атаки турок. В то время, когда на центральном участке обороны нападающим однако удалось прорваться в город, его защитники появлялись тут в окружении.

Многим из них удалось спастись только вследствие того что турки, опасавшиеся остаться без добычи, оставляли собственные посты, дабы присоединиться к грабежу.

Собственной победой более всего турки были обязаны артиллерии. Мехмет II учёл неточности прошлых осад и прекрасно готовился к нападению на город. По его приказу были изготовлены и доставлены к городу 68 артиллерийских орудий.

Большая часть из них стреляли каменными ядрами массой 90 кг. Одиннадцать громадных орудий метали ядра массой от 226 до 552 кг. Артиллерийский обстрел города длился 47 дней.

За это время турецкие пушки сделали более 5000 выстрелов.

Самым большим турецким орудием была бомбарда «Базилика» с длиной ствола 8,2 м, калибром 76 см, массой более чем 30 тысячь киллограм, изготовленная венгерским мастером Леонардом Урбаном. Для её передвижения и обслуживания требовались 60 волов. 700 человек заряжали эту громаду каменным ядром массой до тонны в течение часа.

К счастью для защитников города, орудие имело возможность делать не более 7 выстрелов в сутки, а скоро совсем вышло из строя.

Будущее его создателя кроме этого сложилась трагично. Выяснив, что Урбан ранее предлагал собственные услуги его неприятелям, Мехмет II приказал его казнить пара дней спустя по окончании взятия города.

На переднем замысле изображён вышедший из строя артиллерийский ствол и в беспорядке рассыпанные огромные ядра. На заднем замысле взору раскрывается панорама турецкого лагеря и выстроенных перед ним армий. Справа виден армейский оркестр.

Турки одними из первых в Европе оценили значение музыки для поднятия духа собственных армий и уделяли её организации самое внимание.

Завоевания Османской империи на Балканах (рус.) История средних веков.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: