Легконогие в тени самураев

Вторая добрая половина XV века ознаменовалась для Японии ослаблением власти сёгуна. Землевладельцы-даймё, взяв относительную независимость, без промедлений начали расширять собственные владения за счёт более не сильный соседей. Для большинства отечественных современников эти войны ассоциируются только с самураями, но их сражения больше были похожим личные поединки и значительно чаще сводились к сбору трофеев в виде голов неприятеля.

Бремя настоящей войны ложилось на плечи асигару.

Иллюстрация XVII века достаточно детально воспроизводит экипировку пехотинцев-асигару http://thesamuraiarmourforum.com

Эти люди изначально набирались из безземельных крестьян, каковые желали поменять собственное материальное положение за мародёрства и счёт грабежа. Сам термин «асигару» переводится с японского как «лёгкая нога». Это показывает на то, что многие поступающие на работу крестьяне не имели не только брони и оружия, но иногда кроме того обуви – всё это они должны были добыть в сражении.

К концу XV века успех армейских кампаний уже зависел от количества асигару в армии того либо иного землевладельца, но наряду с этим такие воины были весьма ненадёжны. Для того времени было простым явлением, в то время, когда даймё по окончании победы терял многочисленную часть собственной армии. Уцелевшиев битве асигару по окончании сбора трофеев, не хотя больше рисковать собственной судьбой, либо переходили на сторону соперника, в случае если осознавали, что их наниматель проигрывает войну.Легконогие в тени самураев

Иногда в одной армии в один момент выяснялось пара враждующих между собой банд, что, со своей стороны, имело возможность привести к резне за спиной начальника.

Набор доспехов асигару
http://sengoku.ru

Обстановка начала изменяться в первой половине XVI века. Приблизительно в это время большая часть даймё стали набирать асигару из собственных собственных крестьян, и из дзи-самураев. Последние представляли собой промежуточное звено между классами.

В военное время они выступали как самураи (у них было доспехи и собственное оружие, значительно чаще фамильные), а в мирное время занимались сельским хозяйством. Систематизировав комплект в собственную армию, даймё имел возможность смело тратить деньги на увеличение её боеготовности. Для вчерашних крестьян стали изготавливать доспехи.

Эти наборы назывались «окаси-гусоку» (доспехи взаймы) и значительно чаще складывались из панциря, шлема и набедренников.

Чтобы выделить собственных асигару на поле боя, господа помещали на их панцири собственный «мон» (несложной геральдический знак рода).

Сейчас крестьянин — на следующий день солдат

хорошим примером того, как проходило превращение крестьян в асигару, помогает документ о мобилизации 1560 года, изданный даймё Удзимаса Ходзё. Особенный интерес в нём воображают следующие пункты:

  • «Все мужчины в возрасте от 15 до 70 лет должны пройти регистрацию до 20 дня этого месяца у моего помощника в Кацукуи. Прибывшие должны иметь при себе аркебузу, копьё либо второе оружие. В другом случае они рискуют попасть в затруднительное положение»…
  • «Мобилизации подлежат все мужчины призывного возраста, включая кроме этого буддийских монахов и дрессировщиков обезьян»…
  • «Мужчины должны являться на регистрацию в полном боевом облачении. Те, кто не имеет копья либо лука, должны быть вооружены хотя бы мотыгой либо серпом»…
  • «, если выяснится, что хотя бы один уклонился от работы, данный человек, независимо от его положения, будет обезглавлен»…
  • «Это предписание в обязательном порядке для всех. Тот, кто покажет себя на работе и докажет верность собственному господину, возьмёт разумное вознаграждение».

Казалось бы, даймё, наконец, взяли настоящую армию асигару, каковые не дезертируют по окончании первого мародёрства. Но одновременно с этим отрыв работоспособных мужчин от сельскохозяйственных работ не разрешал вести долгие кампании, поскольку кому-то необходимо было собирать урожай. До 1580 года крестьяне имели возможность оставлять собственного хозяина и переходить на работу к более успешному господину – исходя из этого нехороший полководец, проиграв войну, рисковал утратить и почвы, и вассалов.

Но война сулила новые плодородные почвы, каковые привлекли бы новых крестьян – потенциальных асигару.

Асигару, вооружённые аркебузами, в сражении
http://karate-uralsk.com

Кроме этого, чем больше сражений, тем более умел асигару, а умелые крестьяне-солдаты были огромным преимуществом при вторжения соперника. Это прекрасно демонстрирует история Мототика Тёсокабэ. Приверженцы этого даймё постоянно были в состоянии боеготовности.

В соответствии с историческим документам, его крестьяне, выходя на обработку рисового поля, забирали копья, к каким привязывали доспехи.

Они втыкали древко копья в межу и при нападения за пара мин. перевоплощались в солдат, готовых дать отпор неприятелю. Такая тактика разрешила Тёсокабэ не только удачно отражать нападения соседей, но и подчинить себе целый остров Сикоку.

Из этого следует вывод, что, в отличие от европейских феодалов, в Японии на успех имел возможность рассчитывать только тот даймё, что грамотно балансировал между войной и земледелием.

организация и Специализация

Неспециализированное руководство над отрядами легконогих осуществляли асигару-тайсё. Не обращая внимания на то, что сами асигару комплектовались из низших сословий, асигару-тайсё имели возможность стать только самые доверенные самураи даймё. Всё это лишний раз говорит о том, какую сокровище крестьяне-солдаты воображали для собственного господина.

Что касается самих крестьян, то они имели возможность дослужиться до асигару-касира, что условно можно считать равным воинскому званию «капитан». Он руководил отрядом, имевшим однотипное оружие. Следующими в иерархии шли асигару-ко-касира, либо, условно, лейтенанты.

Их в подчинении у капитана могло быть пять. Со своей стороны, под руководством у асигару-ко-касира пребывало до 30 человек. Лейтенанты были наиболее значимым звеном в армии даймё, поскольку рядовые асигару подчинялись конкретно их распоряжениям.

Исходя из этого на эту должность назначали только самых храбрых и обученных воинов.

Японские аркебузы
http://sengoku.ru

Асигару имели возможность иметь достаточно разнообразное главное оружие – лук, аркебузу, копьё. В большинстве случаев, большинство составляли копейщики. На начальных этапах копьё асигару в длину было таким же, как у самураев – чуть больше трёх метров.

Но, начиная приблизительно со второй половины XVI века, его протяженность стала расти. Так, в некоторых мобилизационных распоряжениях этого периода было прописано, что асигару, имеющие копья из бамбука либо древесины, должны явиться с ними на работу, но протяженность этих копий не должна быть меньше двух кенов (чуть более 3,5 метров). Асигару клана Такэда сражались копьями длиной 4,8 метра, тогда как, например, в армии Нобунага Ода предпочитали копья длиной приблизительно 5,5 метров.

Само собой разумеется, такое повышение в размерах влекло за собой и изменение техники боя. В случае если в начале собственного существования асигару-пикинёры имели возможность на манер самураев выступать как одиночные бойцы, то с повышением длины древка они стали действовать группами, формируя по три шеренги и выставляя копья так, дабы наконечники пребывали на одном уровне.

Вторыми по количеству, но не по значимости, были аркебузиры. В Японию первые образцы этого огнестрельного оружия попали благодаря португальцам. После этого конструкция аркебузы была усовершенствована.

Был добавлен пружинный спусковой крючок и создан множество смесей, которыми пропитывали фитиль для стрельбы в ливень.

Кстати, вопреки сложившемуся точке зрения, и самураи не брезговали этим видом оружия. В отличие от простолюдинов, добропорядочные солдаты применяли его для отстрела ответственных фигур армии соперника. Асигару же использовали тактику залпового огня по громадному скоплению вражеских армий.

Так как на перезарядку аркебузы в боевых условиях тратилось от 20 секунд до 60 секунд, для прикрытия аркебузиров употреблялись лучники. Если доверять картинкам второй половины XVI – начала XVII столетий, на отделение аркебузиров (от пяти человек) приходился минимум один лучник. Отряд в большинстве случаев складывался из шести отделений, следовательно, в каждом отряде аркебузиров было минимум шесть лучников.

Такое маленькое количество обусловлено тем, что снайперски стрелять из лука значительно чаще умели только самураи, а крестьян обучали только залповому огню в направлении соперника.

Асигару-лучники (современная иллюстрация)
http://shogunate.ru

К тому же, хоть лук и имел высокую скорострельность, и разрешал повторно применять снаряды, он проигрывал в мощности и дальности. Более либо менее прицельную стрельбу из лука возможно было вести на расстоянии от 30 до 80 метров, тогда как аркебузиры, независимо от построения, открывали пламя уже со 100 метров. На расстоянии в 50 метров пуля пробивала обычный панцирь пехотинца (эквивалентный странице стали в 1 мм толщиной).

Значительно чаще на поле боя отряды асигару действовали следующим образом: аркебузиры по команде асигару-ко-касира и под надзором асигару-касира давали залп по неприятелю. До тех пор пока они перезаряжали собственное оружие, в бой вступали лучники. В то время, когда асигару-тайсё подмечал, что под огнём строй соперника нарушался, он отдавал приказ к наступлению.

Лучники велистрельбу, закрывая отход аркебузиров.

Затем следовала атака пикинёров. Последними в бой вступали самураи.

Битва при Нагасино, 1575 год (современная иллюстрация)
http://www.militar.org.ua

Но не все асигару были копейщиками либо стрелками. Кое-какие из них поступали в служение самураю. Они переносили его вещи и оружие, и помогали облачаться в доспехи.

, если их господину угрожала опасность, они должны были закрыть его своим телом.

В случае если у даймё был флот, то матросами и гребцами выступали всё те же мобилизованные крестьяне. Кроме этого, простолюдинов назначали сигнальщиками и знаменосцами на поле боя. Те, кто имел стаж работы на рудниках, употреблялись в роли инженеров при осаде замков.

Яркое будущее

Не обращая внимания на то что работа в армии была необходимой для всех крестьян, для многих из них это был единственный шанс хоть как-то улучшить собственное материальное состояние и сделать карьеру. Наилучший пример тому – «Японский Наполеон» Хидэёси Тоётоми. Он был сыном асигару, что служил у Нобухидэ Ода.

Папа Хидэёси был должен окончательно покинуть работу из-за ранения и возвратиться к земледелию, тогда как Тоётоми начал собственную военную карьеру в качестве асигару.

В недалеком будущем он попал на работу к Набунаге Ода и, заслужив уважение, был произведён в самураи. По окончании смерти главы клана Ода благодаря последовательности блистательных побед Тоётоми поднялся во главе клана, а после этого к концу XVI века практически стал единоличным правителем объединённой Японии.

Хидэёси Тоётоми
http://shogunate.ru

Данный же человек издал самый серьёзный для Японии закон, что прямым образом касался асигару. Быть может, опасаясь, что кто-то может последовать по его пути, он издал приказ, по которому у всех простолюдинов отбиралось оружие. Кроме этого он запретил переход самураев в крестьяне и крестьян в иные сословия.

Кроме этого простолюдинам и самураям сейчас запрещалось оставлять собственного господина. Наказание за нарушение «Эдикта о разделении» было весьма строгим: «В случае если закон будет нарушен, а нарушитель избежит наказания, направляться схватить и обезглавить трёх вторых человек…»

Оказалось так, что асигару, каковые на момент вступления этого закона в силу пребывали на военной работе, больше уже не могли возвратиться к собственной крестьянской жизни, а крестьяне больше не могли наживаться за мародёрства и счёт грабежа. Идею разделения японского общества на изолированные классы продолжил преемник Хидэёси – Иэясу Токугава. На протяжении правления он признал за асигару все самурайские преимущества, перевоплотив тем самым вчерашних крестьян-солдат в младшую прослойку самурайского класса.

Окончательному превращению асигару в первых солдат опытной японской армии содействовала книга «Солдатские истории», написанная Набуоки Мацудайра во второй половине 40-ых годов семнадцатого века. В ней он даёт практические советы по применению пехотинцев асигару в сражении. Это произведение базировалось на опыте, что Мацудайра взял на протяжении подавления восстания в княжестве Симабара во второй половине 30-ых годов семнадцатого века.

Руководя армиями сёгуна на протяжении данной кампании, он смог извлечь множество нужных уроков. Изюминкой этого произведения считается то, что оно не зациклено на доблести одних только самураев, а обрисовывает все нюансы военной судьбе и может служить пособием для начальников асигару, а, следовательно, признаёт их как полноценных участников самурайских войн.

Асигару даймё Уэсуги Кэнсина перед одной из битв при Каванакадзиме, вторая добрая половина XVII века (современная реконструкция)
http://shogunate.ru

Хидэёси Тоётоми, асигару, объединивший Японию, не только создал предпосылки для происхождения опытной армии, сам того не подозревая, но и запустил цепь событий, апофеозом которых стала Реставрация Мэйдзи – провал самурайской совокупности.

Перечень использованной литературы:

  1. Stephen Turnbull. «Ashigaru 1467–1649». «Warrior» №29, 2001, UK, Osprey Publishing ЛТД.
  2. Куросукэ Арисада. «Огнестрельное оружие в Японии (краткий обзор)». Электронный источник: http://www.sengoku.ru
  3. «Асигару: Постоянные части». Электронный источник: http://put-samuraja.at.ua

Венесуэльцам не хватает хлеба (новости)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Воинская честь в эпоху «галантных войн»

    «Честь возможно назвать драгоценным камнем, что теряет в стоимости кроме того из-за самого мелкого пятнышка. Это сокровище, которое нельзя обрести снова,…

  • 257 Лет японского долготерпения

    Для войны необходимы три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги. маршал Джан Джакомо Тривульцио В начале XVII века в Японии установилась власть семейства…

  • Немецкое поражение 1941 года

    Новозеландский историк Дэвид Стаэл защитил в Гумбольдтском университете Берлина диссертацию по теме «And the World Held its Breath. The July/August 1941…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: