Морская война на каспии: год 1918-й

В массовом сознании гражданская война в Российской Федерации ассоциируется с кавалерийскими рейдами, бронепоездами, крестьянскими восстаниями, в крайнем случае — с картинными атаками офицерских полков. Морская война в этом образном последовательности отсутствует, тем более такая, которая подразумевала бы «шахматную партию» в борьбе за коммуникации и сеть опорных пунктов, разбросанных по побережью. В это же время как раз такая война велась в 1918–1919 годах на Каспийском море.

И принимали участие в ней не две, а целых четыре противоборствующие стороны.

Кавказский узел

В 1918 году на Каспии сложилась очень запутанная военная обстановка. Кроме белых и красных, существовал формально свободный Азербайджан, придерживавшийся нейтралитета в Гражданской войне. Но азербайджанское государство, созданное турками на протяжении оккупации Кавказа, появилось в числе проигравших и было вынуждено подстраиваться под победителей.

Баку был захвачен британцами, каковые захватили тут суда русской Каспийской флотилии и часть судов торгового флота. 17 ноября 1918 года, в сутки высадки британцев в Баку, командующий английскими силами в Персии генерал У. М. Томсон объявил, что Англия не признаёт правительство Азербайджана, не смотря на то, что готова поддерживать с ним неофициальные отношения.

Но, уже через месяц позиция британцев поменялась. 28 декабря Томсон заявил о помощи азербайджанского правительства в Гяндже как единственной законной власти в пределах Азербайджана. Но де-факто британцы так и не приняли правительство Азербайджана, поскольку это осложнило бы их отношения с русскими «белыми» властями.

Вдобавок ко всему Азербайджан имел весьма нехорошие отношения с Арменией: кроме всего другого, армяне вести войну на стороне Антанты, а азербайджанцы — на стороне Центральных держав.

В январе 1919 года в Баку было образовано Каспийско-Кавказское правительство атамана Бичерахова. Лазарь Бичерахов осуществлял контроль часть Дагестана, вёл борьбу с азербайджанскими и турецкими армиями и пользовался помощью местного русского населения. Одновременно с этим он был тесно связан с британцами и некое время состоял у них на работе.

Пользуясь славой относительно «левого», он сперва признал власть Уфимской директории, а после этого изъявил готовность подчиниться Деникину, но хотел внутренней самостоятельности подконтрольных ему территорий. Но в феврале 1919 года под давлением британцев войска Бичерахова были отведены из Баку в Дагестан, а в апреле в Баку было допущено правительство Азербайджана (при сохранении британской оккупации этого района).

Британцы кроме этого покинули под своим контролем нефтепровод и железную дорогу из Баку в Батуми — главной путь вывоза нефти по суше (вторым была железная дорога Баку — Петровск — Армавир, частично контролировавшаяся Бичераховым). Нефть являлась основным источником дохода Азербайджана, но главным путём её вывоза постоянно оставалась Волга — наряду с этим Астрахань пребывала в руках коммунистов, остро нуждавшихся в горючем.

Для белых коммуникации по Каспийскому морю были не меньше ответственны, потому, что оно разделяло Деникина и войска Колчака — две главные армейские группировки белого перемещения. Белые в восточной части России имели хватает войск, но им не хватало опытных офицерских кадров, которых у Деникина наблюдался чуть ли не избыток. Помимо этого, многие прибрежные пункты (включая Петровск) испытывали дефицит питьевой воды, которую приходилось доставлять морем.

Каспийский морской театр

Боевые действия на западном берегу Каспия (в Калмыкии и Дагестане) велись по большей части у побережья, что делало очень важной помощь армий с моря — в особенности высадку морских десантов. В этих условиях борьба за господство в регионе неизбежно сводилась к контролю над наибольшими прибрежными пунктами северной части Каспийского моря: Петровском, Астраханью (в устье Волги), Гурьевым (в устье реки Урал), и Фортом-Александровским — крепостью и единственным портом на восточном берегу моря.

На подходах к Астрахани самые важными пунктами (с юга на север) были острова Чечень, Тюлений, Лагань и Четырёхбугорный. Потом начиналась дельта Волги — хитросплетение островов, проток, отмелей и каналов. Море перед дельтой было весьма небольшим: глубина тут не превышала 12 сажен (12,8 м), а во многих местах составляла всего 6 футов (1,8 м).

Вдобавок самая северная часть Каспия в последних числахДекабря мёрзла, и лёд тут держался до марта.

Восточнее Лагани был так называемый 12-футовый рейд с глубинами не меньше 3,6 м, где большие морские суда перегружали собственные товары на мелкосидящие речные пароходы, баржи и лихтеры. Потом к Астрахани вёл узкий морской канал, дешёвый судам с осадкой не более трёх метров и проходимый лишь посредством лоцмана.

Суда с более глубокой осадкой имели возможность проходить тут лишь по громадной воде, исходя из этого при создании красной Астраханско-Каспийской флотилии в октябре 1918 года было решено: большие суда всегда держать на 12-футовом рейде, поставив тут дебаркадер для нахождения на нём команд и оборудовав плавучие батареи для охраны рейда. Для постоянной связи с Астраханью от дебаркадера был протянут подводный телефонно-телеграфный кабель.

Так, Астрахань была надёжно защищена с моря мелководьем, а с суши — бессчётными протоками. Забрать город возможно было лишь с суши — из этого столь нередкие мятежи в 1918–1919 годах и твёрдое подавление их коммунистами. Иначе, мелководье не разрешало держать в Астрахани большие морские суда, а занятие соперником Лагани, Четырёхбугорного футового рейда 12-и острова машинально блокировало выход из дельты любым судам больше мелкосидящих рыбниц.

Морская война на каспии: год 1918-й
Базы Каспийского моря на протяжении гражданской войны.
«Флото-Мастер», 1999, № 2
Силы сторон

Красные не имели больших морских судов, и для действий в море им было нужно вооружать довольно малые речные пароходы, уступавшие судам соперника и в размерах, и в мореходности. Иначе, у них имелось важное преимущество: через Волгу и Мариинскую систему возможно было перебрасывать с Балтики ветхие эсминцы — мелкосидящие, быстроходные и прекрасно вооружённые. Летом 1918 года эти эсминцы продемонстрировали себя в битвах на Волге: в частности, на их счету захват под Сарапулом известной «баржи смерти», на которой ижевские партизаны содержали арестованных политических соперников.

К концу 1918 года в составе красной Каспийской флотилии числились шесть минных крейсеров типа «Доброволец» («Туркменец-Ставропольский», «Украйна», «Войсковой», «Москвитянин», «Эмир» и «Финн Бухарский»), и пять истребителей более ветхой постройки (эры русско-японской войны): «Дельный», «Деятельный», «Хороший», «Расторопный», «Сторожевой». Первые при обычном водоизмещении в 650–730 т, скорости в 25–27 узлов и осадке до 3,3 м имели по два 102-мм орудия и по два-три 457-мм торпедных аппарата.

Вторые при водоизмещении 380 т и скорости 25–26 узлов несли по два 75-мм орудия и два 457-мм торпедных аппарата, имея пара меньшую осадку — 2,6 м. По меркам Каспийского театра боевых действий это были очень замечательные суда. Действительно, до конца навигации 1918 года торпеды для них в Астрахань так и не прибыли.

Кроме истребителей и минных крейсеров, в составе красной флотилии имелись четыре вспомогательных крейсера («Ага Селим», «Коломна», «Макаров I», «Каспий»), и вооружённые пароходы, число которых всегда росло. Вспомогательные крейсеры имели водоизмещение от 250 до 1250 т и несли от двух до четырёх орудий калибром 102–130 мм. Пароходы вооружались в лучшем случае парой морских 75-мм орудий, а обычно несли полевые трёхдюймовки либо по большому счету только пулемёты.

Особняком находились четыре подводные лодки («Минога», «Касатка», «Макрель» и «Окунь»), прибывшие с Балтики по железной дороге в ноябре 1918 года и выгруженные с ЖД транспортёров в Саратове. Замечательную силу в обороне 12-футового рейда воображали и три несамоходные плавучие батареи, переоборудованные из нефтеналивных барж и вооружённые парой 152-мм морских орудий любая.

Вспомогательный крейсер (бывший ледокол) «Каспий».
«Моделист-Конструктор», 1971, № 11
Красные идут в наступление

Первой операцией только что созданной красной Астраханско-Каспийской военной флотилии стал рейд в бухту Ветхо-Теречную. 31 октября 1918 года ко мне вышел вспомогательный крейсер «Макаров I» под флагом командующего флотилией С. Е. Сакса, его сопровождали вооружённые пароходы «Володарский» и «Вега». Бухта Ветхо-Теречная лежит в 250 км к югу от Астрахани, рядом с островом Чечень.

Тут красный отряд нежданно для себя нашёл шесть пароходов, отправленных ко мне по приказу генерала Бичерахова: «Николай», «Буниат», «Москва», «Россаул», «Александр» и «Бамбак». Все эти суда были захвачены без боя. Как мы знаем, что «Бамбак» позднее был переоборудован во вспомогательный крейсер с установкой четырёх 102-мм морских орудий.

Окрылённый успехом, Сакс приказал совершить следующую операцию — в этом случае против радиостанции, размешавшейся на Брянской косе в юго-восточной части Кизлярского залива. 10 ноября отряд из вооружённых судов «Коммунист», «Каспий», «Вега» и «Припять» под руководством главы Южного речного отряда бывшего флотского лейтенанта В. А. Кукеля обстрелял Брянскую косу. Пламя длился в течение одного часа сорока мин. (с 7:45 до 9:25), по окончании чего радиостанция прекратила передачу и более не возобновляла её.

К вечеру 10 ноября Кукель возвратился на 12-футовый рейд, доложил по телеграфу о итогах налёта и отослал в Астрахань пароход «Вега», на котором из-за неисправности цистерн кончалось горючее. После этого он с тремя пароходами снова двинулся к Ветхо-Теречной. Утром 11 ноября на траверзе острова Чечень были увидены бичераховские суда «Центрокаспий» и «Орлёнок», конвоировавшие четыре невооружённых парохода с грузом пресной воды для Петровска (последний из них красные не увидели).

В 10:20 вспомогательный крейсер (бывший ледокол) «Каспий», шедший головным, открыл огонь по кораблям соперника, пребывав в неудачном положении — наоборот солнца, мешавшего видеть цели и корректировать пламя. Кукель, державший флаг на «Каспии» (два 102-мм и два 75-мм орудия), вёл пламя по головному пароходу. «Припяти» (два 102-мм и одно 47-мм орудия) и «Коммунисту» (по одному 102-мм и 75-мм орудию) было приказано стрелять по второму.

В 10:50 было увидено попадание во второй бичераховский пароход — на «Орлёнке» была выведена из строя машина, и он лишился хода. Со своей стороны, белые думали, что два раза попали с «Центрокаспия» в «Припять», но, если судить по советским документам, красные пароходы повреждений не имели. Суда стали расходиться, всё ещё обмениваясь залпами, а в 11:15 Кукель приказал прекратить пламя из-за очевидных недолётов.

В собственном отчёте он отметил хорошую стрельбу соперника, более высокую дальнобойность его орудий и сделал предположение о наличии на вражеских судах устройств управления огнём.

Минный заградитель «Припять», переведённый на Каспий из Балтфлота.
«Флото-Мастер», 1999, № 2

В целом бой окончился вничью, но красное руководство сочло данный эпизод успехом и решило перейти к более активным действиям. 30 ноября на совещании Революционного военсовета Каспийско-Кавказского отдела Южного фронта было решено высадить десант в бухте Ветхо-Теречной, акватория около которой уже контролировались красным флотом. По окончании занятия бухты предполагалось установить на её берегу батарею тяжёлых морских орудий.

Операция началась днём 2 декабря, в ней должны были принимать участие вспомогательные крейсеры «Коломна» (четыре 102-мм орудия) и «Макаров I» (два 102-мм орудия), и вооружённый пароход «Севск» (два 75-мм орудия). Десантный отряд складывался из восьми баржи и пароходов под конвоем вооружённых пароходов «Володарский» (одно 75-мм и два 47-мм орудий) и «Вега» (два 75-мм орудия).

Руководил операцией временно выполняющий должность командующего Астраханско-Каспийской военной флотилией Кронберг, шедший на «Коломне», десантом руководил глава Столичного полка Корт. Для отвлечения и разведки соперника незадолго до к Ветхо-Теречной были высланы эсминцы «Деятельный» и «Расторопный» с угольным транспортом «Баку».

Вспомогательный крейсер «Коломна».
«Флото-Мастер», 1999, № 2

Но из-за сгона воды в дельте Волги для вывода судов на 12-футовый рейд потребовалось около двух дней, причём пара пароходов с десантом сели на мель, и их было нужно стягивать буксирами. В итоге к месту назначения отряд вышел лишь 4 декабря в 23:00, двигаясь в двух колоннах. В Ветхо-Теречную суда прибыли 5 декабря по окончании полудня, но высадка началась только на следующее утро и затянулась на двое суток.

Этого хватило чтобы британское руководство взяло сведения о десанте и выслало для его ликвидации боевые суда из Баку.

Со своей стороны, Кронберг определил о том, что в Петровске вражеских кораблей ВМФ нет, и решил совершить налёт на город двумя самыми большими из собственных судов. Обогнув остров Чечень, «Макаров» и «Коломна I» примерно в 2 часа ночи 8 декабря нашли шедшие навстречу два всецело освещённых громадных судна. Скоро они встали на рейд у маяка Чечень.

Кронберг был в растерянности: боевые суда не смогут ночью нести полное освещение! Расстреливать же торговые, а тем более пассажирские пароходы он не решился, исходя из этого предпочёл дождаться восхода солнца, чтобы выяснить, кто перед ним.

Бой у острова Чечень

Утром пароходы были опознаны как британские вспомогательные крейсеры «Галилей» и «юпитер». В 6:45 Кронберг приказал открыть огонь с расстояния 62,5 кабельтова — предельного для 102-мм орудий его судов.

В конечном итоге соперниками красных были вспомогательный крейсер «Зороастр» (два 120-мм орудия) и вооружённый пароход «Алла-Верды» (два 102-мм орудия), каковые вышли из Баку 5 декабря, получив приказ стереть с лица земли красный отряд и сорвать высадку десанта. Но суда заблудились севернее острова Чечень и утратили друг друга, исходя из этого третий пароход британского отряда («Биби-Эйбат») в сражении не принимал участие вовсе.

Британский вспомогательный крейсер «Зороастр».
«Флото-Мастер», 1999, № 2

«Зороастр» смог сняться с якоря только через 15 мин. по окончании начала стрельбы и исходя из этого был хорошей целью: в него попало три 102-мм боеприпаса с «Коломны» (все выше ватерлинии); был смертельно ранен один человек. Начальник «Алла-Верды» лейтенант Сноу отчитался о попадании в «Коломну», по окончании которого она якобы утратила движение — в конечном итоге красные суда повреждений в этом бою не взяли. В целом британцы стреляли не хорошо; русские офицеры, пребывавшие на британских судах, отмечали хорошую стрельбу «Коломны» и нехорошую — второго парохода красных (его наименование они выяснить не смогли).

Бой закончился возникновением около 7:40 второго красного отряда — вооружённых пароходов «Севск», «Володарский» и «Вега» в сопровождении эсминцев «Деятельный и «Расторопный». Затем в 8:05 начальник британского отряда дал приказ к отходу на северо-восток. В 8:15 стрельба закончилась.

В течение часа красные пробовали преследовать британцев, но не добились успеха из-за низкой скорости собственных судов.

Соединившись с отрядом транспортов, Кронберг разрешил приказ возвращаться на 12-футовый рейд. Наряду с этим был потерян колёсный пароход «Финн», севший на мель в Ветхо-Теречной. Получив новость об этом, Кронберг приказал «Севску» возвратиться, снять экипаж и расстрелять пароход из пушек.

Истребитель (эскадренный миноносец) «Деятельный». Гельсингфорс, 1910-е годы.
Афонин Н. Н. «Невки». Эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации

Примечательно, что кое-какие современные историки оценивают данный бой как поражение красных: «Смелые военморы были столь напуганы, что не рискнули преследовать неприятеля, а на всех парах бросились к 12-футовому рейду, а оттуда — в Астрахань» (А. Широкорад). В это же время единственным кораблём красных, заметно превосходившим соперника в скорости, был эсминец «Деятельный», имевший всего две 75-мм пушки.

Да и на «Деятельном» с самом начале похода выявилась неисправность в машине, и на обратном пути «Макаров I» должен был забрать его на буксир. А основное, главной задачей Кронберга была охранение и высадка десанта возвращающихся транспортов, а не погоня за соперником в открытом море. Эту задачу он удачно выполнил.

Что же касается решения обстрелять Петровск, то оно было его личной инициативой в нарушение взятых руководств — действительно, именно это «самоуправство» помогло избежать важных проблем.

Британский отряд кроме этого не показал никакой инициативы и остался южнее острова Чечень. Днём 8 декабря к нему присоединился вспомогательный крейсер «Президент Крюгер» под флагом командующего британской флотилией кэптена Вашингтона. 9 декабря подошёл вспомогательный крейсер «Нобель», 11 декабря — вспомогательные крейсеры «Слава» и «Азия».

В тот же сутки «Зороастр», израсходовавший боезапас, вместе с «Крюгером» ушёл в Баку, а Вашингтон перенёс собственный флаг на «Славу».

Британский вспомогательный крейсер «Нобель».
«Флото-Мастер», 1999, № 2

Только затем, имея три вспомогательных крейсера и два вооружённых парохода, Вашингтон решился перейти к более активным действиям. Вечером 12 декабря британский отряд возвратился к острову Чечень, 13 декабря дошёл до острова Тюленьего, а после этого развернул к Форту-Александровскому (другими словами к восточному берегу моря). Соперника найдено не было, действий против берега отряд не вёл.

англичане и Белые наносят ответный удар

Операция против красного десанта в Ветхо-Теречной была совершена только 29 декабря, в то время, когда британские вспомогательные крейсеры «Слава», «Вентюр» и «Азия» обстреляли берег, захватили две безлюдные баржи и находившееся в бухте госпитальное судно с ранеными и персоналом. Судно отвели в Петровск, а раненых послали в бичераховскую колонию.

К этому времени северная часть Каспия уже покрылась льдом, и выход судов из Астрахани стал неосуществим. Отчаянная попытка красных вывести в море хотя бы миноносцы и подводные лодки, запланированная на 26 декабря, была отменена: в первую очередь, из-за отсутствия боеготовых торпед. Исходя из этого лишённому помощи Столичному полку было нужно покинуть Ветхо-Теречную и отойти на север.

В первых числах Января 1919 года белые заняли Ветхо-Теречную, а британцы разместились на острове Чечень, где начали оборудовать маневренную базу. К середине января море впредь до острова Чечень выяснилось сковано льдом, и боевые операции сторон вынужденно закончились до весны.

Итоги непростого года

В целом возможно констатировать, что в 1918 году красные силы на Каспийском море действовали и активнее, и решительнее, и успешнее британцев. Они вольно оперировали во всей территории военных действий (другими словами севернее острова Чечень), свободно обстреливали берег и высаживали десанты. Во всех морских битвах они стреляли лучше, и соперник раз за разом был должен отходить, применяя собственное основное преимущество — превосходство в скорости.

В итоге Астраханско-Каспийская флотилия выполнила все поставленные перед ней задачи, удачно совершила пара боевых операций, захватила шесть вражеских пароходов, утратив всего один собственный и не взяв ни одного попадания в морских битвах. Практически красный флот всецело господствовал на море севернее острова Чечень.

На этом фоне очень необычно смотрится презрительное отношение некоторых современных историков к «красным военморам». Непременно, красные имели собственные недочёты — но они, по крайней мере, не теряли ориентировку в море и ночью в боевом походе не зажигали огни. Да и организация операций у них была заметно лучше, чем у соперника.

Что же касается проблем с выводом судов из устья Волги, то красные частично преодолели их путём организации манёвренной базы прямо на 12-футовом рейде. Исходя из этого контроль над районом Ветхо-Теречной и острова Чечень англичане и белые смогли установить только по окончании того, как северная часть Каспия всецело замёрзла и выход в море красного флота стал неосуществим.

Продолжение направляться.

литературы и Список источников:

  1. Широкорад А. Великая речная война. 1918–1920 годы. — М.: Вече, 2006.
  2. Маковский А., Радченко Б. Каспийская краснознаменная. — М.: Воениздат, 1982.
  3. Флот в Белой борьбе. Сборник. — М.: Центрполиграф, 2002.
  4. Армейские моряки в борьбе за Советскую власть в Азербайджане и Прикаспии. 1918–1920 гг. Сборник документов. — Баку: Эли, 1971.
  5. Бережной С. С. вспомогательные суда и Корабли советского ВМФ (1917–1927 гг.). — М.: Воениздат, 1981.

Японские эсминцы World of Warships


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: