Уже начальный период Второй мировой продемонстрировал, что решающую роль в военных действиях на море начала играться авиация, и базой морской мощи вместо линейного корабля стал авианосец. Но впредь до весны 1942 года новые властелины океанов ни разу не виделись в сражении между собой. Два дня битв, 7 и 8 мая 1942 года, окончательно поменяли военно-морскую стратегию и тактику.
Встреча тяжёлых авианосцев Японии и США в Коралловом море стала первым этапом грандиозных событий, позднее приведших к коренному перелому в войне на Тихом океане.
Операция «МО»
К весне 1942 года Япония завладела стратегической инициативой на Тихом океане. Хотя продолжить череду успешных наступлений, главные штабы японских флота и армии в апреле 1942 года договорились о проведении операции «MO», целью которой была высадка морского десанта в городе Порт-Морсби, столице австралийской колонии Новая Гвинея.
Захват стратегически серьёзного населённого пункта с единственным на острове оборудованным портом, базами снабжения и крупными аэродромами разрешил бы японцам добиться полного контроля над Новой Гвинеей. Успех операции означал бы и сильный удар по обороноспособности Австралии: к примеру, с аэропортов Порт-Морсби японская авиация имела возможность бомбить густонаселённый и экономически серьёзный штат Квинсленд.
Как стало известно по окончании войны, японские флот и армия всерьёз не планировали высадку морского десанта конкретно на Зелёный континент. В случае если флот теоретически имел возможность обеспечить его, то для армии подобная операция пребывала за пределами возможностей. Но, в первой половине 40-ых годов XX века угроза японского вторжения в Австралию либо массированных воздушных ударов по большим австралийским городам казалась союзникам более чем настоящей.
Помимо этого, за операцией «MO» должны были последовать операции «RY» (захват островов Науру и Оушен) и «FS» (захват Фиджи, Самоа и Новой Каледонии), успех которых разрешил бы перерезать коммуникации между Австралией и США. Решать подобные задачи без привлечения тяжёлых авианосцев было нереально — это осознавали как в штабе японского Императорского флота, так и в штабе ВМС США.
Бомбардировка Дарвина 19 февраля 1942 года наглядно продемонстрировала, как выглядит массированный удар японской авиации по австралийскому городу.
awm.gov.au
Очевидно, союзники не знали всех подробностей японских замыслов, но блестящая работа разведки разрешила предугадать операцию «MO». В апреле 1942 года американская и английская спецслужбы ВМС перехватили и расшифровали сообщения, сказавшие о быстро возросшей активности японского флота в юго-западной части Тихого океана. С высокой долей возможности возможно было высказать предположение, что в Коралловое море направляются авианосцы и готовится десант в Порт-Морсби.
Подобные сведения предоставили и австралийские береговые наблюдатели. Главноком силами союзников на Тихом океане адмирал Честер Нимиц согласился с взятой информацией, и в последних числахАпреля приказал послать в Коралловое море американские авианосцы. Со своей стороны, японская военно-морская разведка кроме этого взяла сведения о действиях флота союзников в австралийских водах (не смотря на то, что и не весьма подробные).
Так, и союзное, и японское руководство имело приблизительное представление о намерениях друг друга.
С японской стороны неспециализированное управление операцией «MO» осуществлял командующий 4-м флотом адмирал Сигэёси Иноуэ (штаб — на лёгком крейсере Kashima в Рабауле). Руководство Объединённого флота выделило ему 5-ю дивизию авианосцев — около неё было организовано импровизированное ударное соединение под руководством адмирала Такео Такаги, что и руководил боем, пребывав в море.
С американской же стороны сложилась любопытная коллизия: формально суда, посланные Нимицем, находились в зоне ответственности генерала Дугласа Макартура. Но передавать ему контроль над авианосцами Нимиц, очевидно, не планировал и подчинил начальника своевременного соединения 17 адмирала Фрэнка Флетчера напрямую себе. Со своей стороны, Флетчеру должны были подчиняться своевременные соединения 11 и 44.
Схема сражения в Коралловом море. Цифрами обозначены: 1) маршрут своевременного соединения 17 (Yorktown); 2) маршрут своевременного соединения 11 (Lexington); 3) маршрут своевременного соединения 44 (австралийские крейсеры); 4) маршрут группы снабжения американских авианосцев; 5) направления подлёта самолётов из Австралии; 6) маршрут японских сил вторжения в Порт-Морсби и группы прикрытия (Shoho, тяжёлые крейсеры); 7) маршрут ударного соединения (Shokaku, Zuikaku); маршрут сил вторжения на Тулаги.
history.army.mil
Обе стороны собрали в Коралловом море большие силы: как у американцев, так и у японцев это были «сборные команды» из судов разных соединений. На стороне адмирала Такаги было превосходство в авиации (за счёт боевого опыта лётчиков, более высоких черт палубных самолётов, наличия двухмоторных торпедоносцев и тяжёлых летающих лодок-разведчиков). Собственные преимущества имел и Флетчер: благодаря качественным разведданным он правильнее воображал действия соперника.
Помимо этого, американские суда, в отличие от японских, оснащались радарами (на авианосцах Lexington и Yorktown имелись поисковые РЛС модели CXAM с теоретической дальностью обнаружения до 150 км). Силы сторон выглядели следующим образом:
Япония
Тяжёлые авианосцы Shokaku и Zuikaku (на каждом — стандартная авиагруппа: 21 истребитель А6М; 21 пикирующий бомбардировщик D3A; 21 торпедоносец B5N) |
Тяжёлые крейсеры Myoko и Haguro; 6 эсминцев; танкер |
2 эсминца; 2 минных заградителя; 5 тральщиков; 2 охотника за подлодками; транспорт; 400 десантников (3-й отряд Курэ наземных сил флота) |
Лёгкие крейсеры Tenryu и Tatsuta; плавбаза гидроавиации Kamikawa Maru (12 гидросамолётов F1M и E13A); 3 канонерские лодки |
Лёгкий авианосец Shoho (12 истребителей A6M и A5M, 9 торпедоносцев B5N); тяжёлые крейсеры Aoba, Furutaka, Kako, Kinugasa; эсминец |
Лёгкий крейсер Yubari; 6 эсминцев; минный заградитель; 5 тральщиков; 2 танкера; 11 транспортов; 5500 десантников (3-й отряд Курэ наземных сил флота, армейский Отряд Южных морей) |
7 субмарин |
23 истребителя A5M и A6M; 42 средних бомбардировщика/торпедоносца G3M и G4M; 13 тяжёлых летающих лодок H6K |
Систершипы Shokaku и Zuikaku были новейшими тяжёлыми авианосцами Императорского флота и одними из лучших в мире судов собственного класса.
combinedfleet.com
США и Австралия
Тяжёлые авианосцы Lexington (22 истребителя F4F Wildcat, 36 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, 12 торпедоносцев TBD Devastator) и Yorktown (20 истребителей F4F Wildcat, 38 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless, 13 торпедоносцев TBD Devastator); 4 эсминца |
Тяжёлые крейсеры Astoria, Chester, Minneapolis, New Orleans, Portland; 5 эсминцев |
Тяжёлые крейсеры Australia (австралийский) и Chicago; лёгкий крейсер Hobart» (австралийский); 2 эсминца |
2 танкера; 2 эсминца; плавбаза гидроавиации Tangier (12 гидросамолётов PBY-5 Catalina) |
11 субмарин |
100 истребителей P-39; 120 средних бомбардировщиков B-25 и B-26; 19 пикирующих бомбардировщиков A-24; 48 тяжёлых бомбардировщиков B-17 |
5000 австралийских воинов 30-й пехотной бригады и разных гарнизонных частей |
Тяжёлый авианосец Lexington был одним из первых в мире судов собственного класса, но владел успешной конструкцией и высокой боевой сокровищем.
awm.gov.au
3–6 мая: первые ходы сторон
Операция «МО» имела сложный замысел, предусматривавший действия разрозненных групп судов. 29 апреля из Рабаула вышло соединение вторжения на Тулаги, 30 апреля — 1 мая Трук покинули авианосцы и крейсеры. На протяжении развёртывания сил 2–3 мая авианосцы 5-й дивизии должны были доставить в Рабаул девять истребителей А6М, по окончании чего ожидать выхода конвоя с силами вторжения в Порт-Морсби.
Эта задача исключила японские авианосцы из боя за остров Тулаги (к северу от Гуадалканала), где утром 3 мая с судов адмирала Симы высадились четыреста солдат наземных сил флота. Сопротивления на суше они не встретили, потому, что маленький австралийский гарнизон эвакуировался незадолго до вторжения. Но скоро в дело вмешались американцы, начавшие развёртывание собственных сил ещё в середине апреля (Lexington вышел из Пёрл-Харбора 16 апреля, а Yorktown с февраля пребывал в австралийских водах, базируясь на Нумеа).
К моменту высадки японцев на Тулаги американские своевременные соединения 11 и 17 уже пребывали в море, но ещё не встретились, исходя из этого Флетчер на правах командующего решил функционировать самостоятельно. Утром 4 мая он поднял с авианосца Yorktown 12 пикирующих бомбардировщиков 28 и торпедоносцев, каковые под прикрытием 6 истребителей нанесли удар по японским кораблям. Результаты не впечатляли: серьёзно пострадал только эсминец Kikuzuki, выбросившийся на мель и всецело уничтоженный.
Днём Флетчер нанёс ещё два авиаудара по гавани Тулаги со столь же скромными итогами. Кроме эсминца, за три атаки американцы потопили три тральщика, повредили пара судов и сбили 4 лёгких гидросамолёта (всего погибли 87 японских десантников и моряков). Американские утраты составили один бомбардировщик и два истребителя, экипажи которых спаслись.
4 мая Флетчер очень сильно рисковал, действуя в одиночку, но все обошлось благополучно, и он направился на соединение с подчинёнными ему силами.
«Ветхий Йорк». Американский тяжёлый авианосец Yorktown поднимает самолёты в атмосферу, апрель 1942 года.
navsource.org
Своевременные соединения 11, 17 и 44 встретились утром 5 мая к югу от Гуадалканала, по окончании чего Флетчер принял на себя руководство объединёнными силами. В тот же сутки японское ударное соединение наконец прекратило кружить около Рабаула и двинулось на юг, закрывая конвой, шедший в Порт-Морсби. 6 мая американский и японский флоты дозаправились, вошли с юга и с севера в Коралловое море и начали искать друг друга.
Американские авианосцы были обнаружены японскими летающими лодками Н6К, но последствий это не имело. Со своей стороны, американские бомбардировщики B-17 нашли и бесполезно пробовали атаковать корабли из группы вторжения в Порт-Морсби, найдя лёгкий авианосец Shoho. К вечеру Флетчер и Такаги пребывали на расстоянии удара — не смотря на то, что ни одному из командующих пока не удалось отыскать соперника, стало ясно, что на следующий сутки боя не миновать.
7 мая: сутки неточностей
В начале утра американское и японское авианосные соединения практически в один момент подняли разведывательные самолёты и начали искать соперника. Практически сразу после вылета разведчиков Флетчер приказал адмиралу Крейсу и его австрало-американской эскадре направиться к юго-западному побережью Новой Гвинеи и перекрыть ближние подходы к Порт-Морсби. Сейчас это решение довольно часто критикуется как ослабившее ПВО соединения авианосцев, но в момент отдачи приказа в нём была собственная логика.
Быть может, если бы силы вторжения в Порт-Морсби пробовали прорваться любой ценой, то судам Крейса было нужно бы стать последним пределом обороны, да и в сложившихся событиях они сыграли собственную роль. Помимо этого, последующие события продемонстрировали, что Флетчер очевидно не горел жаждой взаимодействовать с зарубежными судами, пребывавшими под руководством зарубежного адмирала.
Японские пикирующие бомбардировщики D3A ведут поиск американских судов, 7 мая 1942 года.
combinedfleet.com
Маневрируя в ночь с 6 на 7 мая, американцы и японцы были не строго на юге и севере относительно друг друга, а восточнее и западнее. Исходя из этого, как выяснилось позднее, сектора для поиска неприятеля оба адмирала выбрали ошибочно. Первыми цель, казавшуюся подходящей для атаки, нашли японцы.
В 7:45 разведчик с Shokaku передал, что видит крейсер и авианосец. Такаги и яркий начальник авианосцев адмирал Хара решили не терять времени и в 8:00 стали поднимать в атмосферу ударную авиагруппу: 18 истребителей, 36 торпедоносца и пикирующих 24 бомбардировщиков. Уже в 8:20 сообщение о отысканных авианосцах передал гидросамолёт с крейсера Furutaka, но японские адмиралы решили не перенаправлять взлетевшие самолёты.
К 9:30 японские лётчики достигли заданной точки и принялись искать в том месте «крейсер и авианосец». По окончании достаточно продолжительного поиска стало ясно, что за большие суда ошибочно приняли танкер Neosho и сопровождавший его эсминец Sims из группы снабжения американских авианосцев. За отсутствием более хороших целей японцы решили скоро нападать то, что имеется, и возвращаться.
Около 12 часов дня 36 пикирующих бомбардировщиков обрушились на американцев. Эсминец взял три бомбовых попадания, взорвался и переломился на части (спаслись лишь 14 моряков, 178 погибли). Танкер взял семь бомбовых попаданий (помимо этого, в него врезался один из трёх сбитых бомбардировщиков), но удержался на плаву и начал передавать сигналы о помощи.
Но, навигатор судна допустил ужасную неточность, неверно передав координаты: Neosho дрейфовал в море ещё четыре дня, пока не был обнаружен патрульной летающей лодкой союзников. Лишь 11 мая американский эсминец Henley подобрал 123 моряка (включая спасшихся с эсминца), по окончании чего добил танкер, на котором погибли 175 человек.
«Радостный Феникс» был неудачником. Лёгкий авианосец Shoho под атакой американских самолётов.
time.com
Американцы кроме этого совершили ошибку в выборе целей, не смотря на то, что их атака была более результативной. В 8:15 разведчик с Yorktown сказал, что видит два авианосца и четыре тяжёлых крейсера, по окончании чего к цели направились 18 истребителей, 53 пикирующих торпедоносца и 22 бомбардировщика. Позднее разведчик исправил собственное сообщение, но возвращать самолёты американцы также не стали.
В 10:40 американские лётчики нашли лёгкий авианосец Shoho из дальнего прикрытия десантного конвоя и сразу после 11:00 нападали его.
Пара истребителей воздушного патруля и пламя ПВО тяжёлых крейсеров не смогли обезопасисть японский корабль. Авиагруппа Lexington заявила 2 бомбовых и 5 торпедных попаданий, авиагруппа Yorktown — 11 попаданий торпедами и 2 — бомбами. Этого выяснилось более чем достаточно для довольно маленького корабля: уже в 11:35 Shoho затонул, унося на дно 631 человека (спасся 131 моряк).
На протяжении данной атаки американцы утратили три пикирующих бомбардировщика. Начальник бомбардировочной эскадрильи авианосца Lexington передал в эфир: «Сделали один плоскопалубник!» Американцы вправду имели предлог для эйфории: Shoho стал первым японским авианосцем, погибшим во Второй мировой.
Тогда как американские и японские авиагруппы возвращались на собственные суда, пришло время эскадры адмирала Крейса, пребывавшей у побережья Новой Гвинеи. С 12:40 за ней следили японские гидросамолёты, передавшие сообщение, что нашли два линейного корабля и два тяжёлых крейсера. Около 14:30 показались ударные самолёты из Рабаула: 12 торпедоносцев G4M и 19 горизонтальных бомбардировщиков G3M (дальнее прикрытие бомбардировщиков осуществляли 11 истребителей А6М, в бой не вступавшие).
Обстановка складывалась очень страшно для союзников, но японцы нападали не лучшим образом, а начальники крейсеров превосходно руководили собственными судами. Флагман соединения тяжёлый крейсер Australia уклонился от трёх торпед, лёгкий крейсер Hobart — от одной и тяжёлый крейсер Chicago — от четырёх. Зенитчики судов сбили четыре торпедоносца, ещё один либо два разбились на обратном пути из-за повреждений, а пять самолётов взяли лёгкие повреждения.
Горизонтальные бомбардировщики кроме этого не добились попаданий — так, бой с страшным соперником австралийцы и американцы совершили мастерски (не смотря на то, что японцы почему-то заявили о потоплении линейного корабля типа California и повреждении линейного корабля Warspite). Чуть позднее суда своевременного соединения 44 имели возможность пострадать от «дружественного огня», в то время, когда по неточности на них скинули бомбы три американских бомбардировщика B-17 — к счастью, лётчики промахнулись.
Японский торпедоносец G4M пролетает рядом с тяжёлым крейсером Australia, бой 7 мая 1942 года.
navy.gov.au
По окончании 15:00 Крейс запросил у Флетчера истребительное прикрытие, но не взял ни ответа, ни распоряжений, по окончании чего решил увести суда южнее, дабы выйти из территории действия японских самолётов и ожидать предстоящего развития событий (распространённое вывод о том, что «Крейс покинул поле боя и ушёл в Австралию» — миф). Встретиться с силами вторжения австрало-американскому соединению так и не было нужно: штаб японского 4-го флота остановил перемещение конвоя в Порт-Морсби, не имея возможности обеспечивать ему безопасность.
Более того, обнаружение судов английского адмирала ещё посильнее запутало Такаги, что настойчиво (и бесполезно) пробовал отыскать американские авианосцы и ударить вечером. В отличие от оппонента, Флетчер ушёл в оборону, ограничившись истребительными патрулями. Около 18:00 11 американских истребителей перехватили японскую ударно-поисковую группу из 27 самолётов и разгромили её, точно сбив восемь торпедоносцев и пикирующий бомбардировщик ценой утраты двух истребителей.
В 18:30 стемнело, и стало ясно, что бой авианосцев состоится только на следующий сутки. Потому, что японской ударно-поисковой группе было нужно возвращаться и садиться в сумерках, пара автомобилей по неточности сблизились с американским соединением авианосцев, перепутав направление. Дабы уменьшить задачу лётчикам, адмирал Хара приказал подсветить суда прожекторами, и по окончании 21:00 сохранившиеся японские самолёты возвратились на собственные авианосцы.
Некое число автомобилей в темноте разбилось либо село на воду — их правильное количество остаётся спорным, кое-какие историки говорят об одиннадцати самолётах. Вечером соединения Флетчера и Такаги разделяли около 200 км: оба адмирала допускали возможность эсминцев боя и ночного крейсеров, но так и не решились начать поиски.
8–10 мая: его последствия и бой авианосцев
По окончании 6 часов утра 8 мая противоборствующие флоты подняли разведывательные самолёты — на этот раз и Флетчер, и Такаги расширили сектора поиска, учитывая опыт прошлого дня. Около 8:20, фактически в один момент, оба ударных соединения были обнаружены — их разделяла расстояние в 240 морских миль (390 км). Первое в истории сражение авианосцев началось в самом ожесточённом и бескомпромиссном варианте встречного боя, при котором ни у кого из соперников не имелось шансов уклониться.
По окончании 9:00 в небо встали японская и американская ударные авиагруппы. Японцы послали в наступление 18 истребителей A6M, 33 пикирующих бомбардировщика D3A и 18 торпедоносцев B5N. С американских судов взлетели 15 истребителей F4F Wildcat, 46 пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless и 21 торпедоносец TBD Devastator.
«Летящий журавль». Тяжёлый авианосец Shokaku маневрирует под ударами американских самолётов на протяжении боя 8 мая 1942 года.
time.com
Самолёты двух американских авианосцев шли к цели и нападали раздельно. Первой к японскому соединению приблизилась авиагруппа Yorktown, нападавшая в 10:57. К тому времени Shokaku и Zuikaku разошлись на расстояние 9 км, причём Zuikaku укрылся в дождевом шквале.
Истребительный патруль ударного соединения складывался из шестнадцати А6М. Американцы нападали прекрасно заметный Shokaku: 24 пикирующих бомбардировщика «положили» в цель две бомбы, но девять торпедоносцев промахнулись. В сражении погибли четыре SBD Dauntless и два японских истребителя.
Авиагруппа Lexington нападала лишь в 11:30, причём очень неудачно.
18 пикирующих бомбардировщиков не смогли отыскать цель, два пикировщика бесполезно нападали Zuikaku, и ещё два SBD Dauntless добились одного попадания в Shokaku (всего американцы претендовали на шесть бомбовых и три торпедных попадания в данный корабль). 12 торпедоносцев снова бесполезно нападали Shokaku. В данной атаке американцы утратили три истребителя.
Любопытно, что тяжёлый авианосец Zuikaku оправдал собственное имя «Радостный журавль», не взяв ни царапины (впредь до самой смерти в первой половине 40-ых годов XX века ему будет сопутствовать необычное везение).
В 10:55 радиолокатор авианосца Lexington нашёл приближавшиеся самолёты соперника на дистанции 110 км, но это не дало американцам громадных преимуществ. В то время, когда в 11:18 японцы нападали, два американских авианосца разошлись на расстояние в 3 км, их защищали 17 пикирующих бомбардировщиков 8 и истребителей SBD Dauntless, которым приказали перехватывать торпедоносцы.
Но истребительное прикрытие выяснилось нескоординированным: 14 японских торпедоносцев зашли с двух сторон на Lexington, добившись двух точных попаданий в левый борт. На Yorktown вышли лишь четыре торпедоносца, каковые не имели успеха. На протяжении данной атаки погибли восемь японских B5N и четыре американских SBD Dauntless, употреблявшихся в роли перехватчиков.
Через пара мин. по окончании торпедоносцев атаку начали японские пикирующие бомбардировщики.
19 самолётов вышли на Lexington, добившись двух попаданий и нескольких родных разрывов. 14 пикировщиков нападали Yorktown — авианосец взял одно бомбовое попадание, а два японских самолёта были сбиты над целью. Лишь на протяжении выхода японцев из атаки американскому истребительному патрулю удалось навязать им воздушный бой.
В нём японцы утратили три торпедоносца, два пикирующих бомбардировщика и истребитель; утраты американцев составили три истребителя и три SBD Dauntless, употреблявшихся в роли перехватчиков.
Тяжёлый авианосец Lexington под атакой японских самолётов.
navsource.org
К полудню обмен ударами завершился. Shokaku с не легко повреждённой палубой был небоеспособным, на его борту погибли 108 человек. Уже в 12:10 капитан корабля запросил отступление, по окончании чего адмиралы Такаги и Хара выделили авианосцу эскорт: два тяжёлых крейсера и два эсминца — и приказали уходить на север.
17 мая корабль возвратился для ремонта в Японию, чуть не затонув по дороге из-за сильного шторма и уклонившись от американских субмарин.
Самолётам с Shokaku приказали возвращаться на невредимый Zuikaku, причём не меньше двенадцати повреждённых автомобилей было нужно скинуть в воду, дабы высвободить место. Японцы думали, что потопили оба американских авианосца, но для продолжения боя у них оставались лишь 24 истребителя, 9 торпедоносцев и пикирующих 6 бомбардировщиков. С учётом союзных судов, найденных на подходах к Порт-Морсби, адмирал Иноуэ приказал остановить операцию «МО» и возвращаться в Рабаул.
Повреждения авианосца Lexington первоначально смотрелись довольно лёгкими: казалось, что корабль боеспособен и может продолжать взлётно-посадочные операции. Но в 12:47 на его борту раздался сильный взрыв и начался пожар. Как выяснилось позднее, японская торпеда повредила ёмкость с авиакеросином, пары которого и взорвались.
В 14:45 случился второй взрыв, корабль утратил движение, возгорание скоро стало неконтролируемым. В 17:07 адмирал Фитч приказал «убирать ребят с корабля», началась организованная эвакуация, а в 19:15 эсминец Phelps по приказу адмирала Флетчера добил агонизирующий авианосец торпедами. Совсем Lexington затонул только около 20:00.
Утраты в людях были довольно маленькими (216 погибших из практически 2500 человек экипажа), но вместе с кораблём затонули 36 самолётов.
На авианосце Yorktown у Флетчера оставались 15 истребителей, 16 торпедоносцев и пикирующих 7 бомбардировщиков, но он не имел никакого жажды продолжать бой и приказал своевременному соединению 17 отступать.
Агония «Леди Лекс».
time.com
Поздно вечером 8 мая главноком Объединённым флотом адмирал Ямамото наложить вето на исполнение приказа штаба 4-го флота и настойчиво попросил от Такаги продолжить поиск соперника в Коралловом море. На следующий сутки соединения Гото и Такаги дозаправились и искали вражеские суда, но бесполезно. Приближаться к Порт-Морсби японцы так и не рискнули, а 10 мая операцию «МО» формально перенесли на июль.
Zuikaku получил приказ возвращаться в Японию и 21 мая прибыл в Куре. 15 мая штаб 4-го японского флота предварительно отменил так и не начавшуюся операцию «RY» (морской десант на острова Науру и Оушен). Что же касается союзников, то американский главноком Нимиц согласился с ответом Флетчера отойти и приказал возвращаться в Пёрл-Харбор, куда Yorktown прибыл 27 мая.
Крейс, которого Флетчер настойчиво игнорировал, до 10 мая охранял у Порт-Морсби, по окончании чего возвратился в Австралию.
Обе стороны заявили сражение в Коралловом море собственной победой. В случае если у американцев заявления о разгроме неприятеля являлись открыто агитационными, то японцы честно верили, что потопили два вражеских тяжёлых авианосца и линейный корабль.
Точные результаты боя разрешают сказать о тактической победе японского флота, «разменявшего» собственный лёгкий авианосец на тяжёлый авианосец соперника (стандартное водоизмещение Shoho — 11 262 т, авиагруппа — не более 30 автомобилей; стандартное водоизмещение Lexington — 38 727 т, авиагруппа — до 90 автомобилей). Утраты в самолётах возможно назвать примерно равными, не смотря на то, что и более тяжёлыми для японской стороны.
Американцы утратили по различным обстоятельствам 66 либо 67 палубных самолётов (включая 36 затонувших на Lexington) и не меньше трёх самолётов береговой авиации (а также один B-17), японцы признают утрату приблизительно восьмидесяти палубных самолётов (включая разбившиеся, севшие на воду и скинутые за борт), пяти средних торпедоносцев G4M и ещё нескольких гидросамолётов. Людские утраты были выше у японцев: из-за стремительной смерти Shoho они утратили около 950 человек, тогда как американцы — около 650 (по большей части на Lexington, Neosho и Sims).
Компьютерная реконструкция боя авианосцев 8 мая 1942 года — 7-минутный фрагмент из японского документально
Пикирующий бомбардировщик, штурмовик Ju 87 Самолеты Германии, 1941-1945 История авиации, 9-й фильм
Удивительные статьи:
- Восстание тайпинов: младший брат христа против конфуция
- Футбольная война
- Польские почтальоны против сс и са
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Весной 1942 года Королевский ВМФ Англии был разбит в Индийском океане: японские авианосцы фактически без всяких последствий атаковали Цейлон, нанесли…
-
Фото дня: бренди против стресса
Рано утром 19 июня 1944 года разведывательные самолёты японского Мобильного флота нашли в Филиппинском море большое американское соединение авианосцев,…
-
Цирк, ставший оружием: трудное рождение авианосцев
Японский авианосец «Дзуйкаку» Пикирующие бомбардировщики Aichi D3AVal на палубе авианосца «Дзуйкау». Прекрасно видны опущенные ниже палубы дымовые трубы…
-
Авианосцы россии: 6 забытых проектов
1927 год. Проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в авианосец Еще в 1925 году руководство Морских сил РККА выступило с предложением о…