Авианосцы россии: 6 забытых проектов

    1927 год. Проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в авианосец Еще в 1925 году руководство Морских сил РККА выступило с предложением о переоборудовании недостроенных линейного крейсера «Измаил» и линейного корабля «Полтава» в авианосцы. Но для послевоенной страны это было не по силам.
    Корабль должен был нести в ангаре и на полетной палубе до 42 бомбардировщиков и истребителей. Проект так и остался на бумаге.
    Проект авианосца 71а на базе легкого крейсера В феврале 1938 года Основной штаб ВМФ утвердил требования к будущему советскому авианосцу для действия в открытом море и у берегов соперника с разведывательными, бомбардировочными и противовоздушными целями. Он должен был нести 45 лёгких бомбардировщиков и истребителей, восемь 130-мм орудий и восемь спаренных зенитных автоматов.

По этим ТТХ ЦНИИ-45 подготовило проект малого авианосца 71а.
1942 год. Германский авианосец «Граф Цеппелин» Заложенный в конце 1938 года германский авианосец достаточно очень сильно отличался от аналогов.

    Корабль имел «крейсерскую» броневую палубу со скосами, конструктивное включение полетной палубы в обеспечение неспециализированной прочности корпуса и протяженное вертикальное бронирование переменной по длине корпуса толщины. Старт палубных автомобилей предполагалось осуществлять только при помощи двух расположенных в носовой части полетной палубы полиспастно-пневматических катапульт.

Авианосцы россии: 6 забытых проектов

    1944 год. Проект авианосца 72 Проект тяжелого авианосца разрабатывался ЦКБ-17 в середине войны, учитывая летно-технические характеристики серийных фронтовых автомобилей 1943 года выпуска для истребителя и зарубежных аналогов — для палубного торпедоносца-бомбардировщика.
    В роли истребителя намечалась модификация Як-9К, а корабельный торпедоносец ПТ-М71 должно было создать КБ Туполева. Двухъярусный ангар разрешил бы разместить на авианосце 62 самолета.
    1945 год.
    Переоборудование в авианосец тяжелого крейсера проекта 69 Еще в середине войны Военно-морская академия совершила анализ действий флотов на море, высказав советы по формированию отечественного кораблестроения. Исходя из них Научно-технический комитет предлагал достроить заложенные еще во второй половине 30-ых годов двадцатого века тяжелые крейсеры типа «Кронштадт» в качестве авианосцев. Предложение не встретило помощи.
    Крейсер 1143 «Баку» Третий тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 был заложен в 1975 году называющиеся «Баку», продолжая традицию наименования авианесущих судов в честь столиц союзных республик. Но позднее по предложению военного министра Гречко крейсер был переименован в «Новороссийск» в честь книги Леонида Ильича «Малая почва».
    Корабль, создаваемый под новые самолеты Як-41, на момент сдачи вынуждены были комплектовать устаревшими Як-38. В первой половине 80-ых годов XX века Як-38 был снят с производства, а новый Як-41 так и не показался. В итоге корабль дослуживал собственный срок на Тихом океане в роли несложного вертолетоносца.
    Последний выход «Новороссийска» в море прошёл в мае 1991 года.
    Один из самых увлекательных трофеев войск СССР — практичеcки достроенный германский авианосец «Граф Цеппелин». При штурме Штеттина в апреле 1945 года, где на рейде стоял данный корабль, советским армиям не удалось не допустить его подрыв германскими саперами. Грамотно расположенные заряды сделали авианосец непригодным к восстановлению

С того времени прошло более 50 лет, а в составе отечественного флота имеется единственный недоукомплектованный авианосец «Адмирал Кузнецов», и время судьбы российского военного флота в открытом море при настоящей войны исчисляется минутами. О ужасной судьбе отечественного авианосного флота «Популярной механике» поведал основной конструктор аванпроекта ядерного авианосца проекта 1160, помощник главного конструктора авианосца проекта 1153 и тяжелых авианесущих крейсеров Аркадий Морин.

Закат линейных кораблей

Показавшись в 20-х годах прошлого века, авианосцы сначала рассматривались только как средства обеспечения военных действий главной ударной силы флота — линейных кораблей. Так было до 7 декабря 1941 года, в то время, когда японский авианосный флот утопил американские линейные корабли в Перл-Харбор. Сразу после нападения американцы заложили серию из 24 авианосцев типа «Эссекс» — таких громадных серий столь больших кораблей ВМФ в истории мирового кораблестроения не было ни до, ни по окончании.

Семнадцать авианосцев из серии успели войти в строй еще на протяжении войны и разрешили США победить битву на Тихом океане. Любопытно, что самый замечательный из когда-либо выстроенных линейных кораблей, японский «Ямато» с девятью 457-мм орудиями, за всю войну так и не сумевший сильно повредить кораблисоперника, был потоплен в апреле 1945 года самолетами с американских авианосцев.

По окончании войны всем государствам стало ясно, что на морских просторах показались новые безраздельные хозяева — авианосцы. Всем, не считая СССР. Но, был и у нас ярый приверженец нового вида судов — флагман флота 2-го ранга Николай Кузнецов, назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ.

Благодаря его стараниям в замыслах третьей пятилетки 1938−1942 годов значилась закладка двух авианосцев, по одному для Северного и Тихоокеанского флотов.

Но уже в январе 1940 года замысел ВМФ сократили наполовину, и авианосцев в нем не выяснилось. Сталин питал необъяснимую страсть к огромным линкорам, и ему мало кто осмеливался возражать. Но Кузнецов не унимался — по его указанию в ЦКБ-17 под управлением В.В.

Ашика длилась разработка авианосцев.

Работа производилась по двум направлениям: громадной авианосец с двухъярусным ангаром на 62 самолета (проект 72) и небольшой, с одноярусным на 32 самолета (проект 71). Палубный истребитель планировалось заменить корабельной модификацией известного истребителя Яковлева Як-9К, ОКБ Туполева должно было создать корабельные торпедоносцы ПТ-М71. Главным методом взлета самолетов с авианосцев был вольный разбег по полетной палубе, применение катапульт предусматривалось только при большой взлетной массе и негативных метеоусловиях.

Созданная Кузнецовым в начале 1945 года рабочая группа по выбору нужных типов судов для послевоенного формирования флота пришла к необходимости создания прежде всего авианосцев двух типов: эскадренных (громадных) — для Северного и Тихоокеанского малых и флотов — для Балтийского и Черноморского. На основании выводов рабочей группы Основной морской штаб при разработке предложений по перспективному замыслу послевоенного развития ВМФ предусматривал строительство девяти громадных авианосцев (шесть для Негромкого и три для Северного флотов) и шести малых для Северного флота.

При рассмотрении в правительстве количество авианосцев уменьшили до четырех, а Сталин подвел линии: «Прекрасно, выстроим две штуки малых». Но из конечного варианта замысла провалились сквозь землю и они: начальники Наркомсудпрома объявили, что «пока не готовы строить такие принципиально новые суда». Парадокс заключался в том, что без таких судов строительство вторых теряло каждый суть.

Так в СССР начали строить тщетный флот.

Бюджетный авианосец

По плану великого стратега в течение десяти послевоенных лет намечалось выстроить четыре тяжелых и 30 легких крейсеров, а в 1953—1956 годах заложить еще три тяжелых и семь легких крейсеров. В один момент Сталин планировал продолжить строительство одного из трех заложенных еще до войны линейных кораблей проекта 23 и начать в 1955 году постройку еще двух по более идеальному проекту 24. Во всем мире такие замыслы сочли бы идиотскими, в СССР их именовали очень способными.

Вследствие этого работы над проектом 72 эскадренного авианосца прекращались, а вместо него неугомонный Кузнецов утвердил новое техзадание на разработку малого эскадренного авианосца, что имел возможность бы в прибрежной территории делать задачи ПВО соединения, участия в противолодочной обороне, поддержки и проводки конвоев высадки десанта.

Таковой «бюджетный» авианосец должен был нести в ангарах 30−40 самолетов. Для облегчения старта в носовой оконечности планировалось установить одну катапульту. Как вариант рассматривался проект достройки в качестве авианосца тяжелого крейсера «Кронштадт» либо достройки трофейного германского авианосца «Граф Цеппелин». «Кронштадт» пребывал в низкой технической готовности (10−15%), его достройка потребовала около пяти лет, и в итоге он ушел на слом.

Германский авианосец вероятно было бы достроить менее чем за три года, но союзники, в зоне ответственности которых выяснилось большое количество вооружения и готового оборудования для «Графа Цеппелина», всячески противились осуществлению этого замысла и настаивали на уничтожении оборудования. Переговоры тройственной рабочей группе ни к чему не привели, и «Граф» был казнен как плавучая цель флотом и авиацией 16 августа 1947 года. Еще до этого, в январе 1947 года, Кузнецова по фальшивым доносам сняли с должности главнокомандующего ВМС, и работы по авианосцам в СССР опять закончились.

Совсем небольшой авианосец

В первой половине 50-ых годов XX века Кузнецова опять назначают военно-морским министром СССР и он опять реанимирует авианосную тему. Но все его доклады не имеют никакого успеха ни до, ни по окончании смерти Сталина. Единственное, чего ему удалось добиться, — это сохранение легкого авианосца (проект 85) в плане проектирования судов на 1955−1960 годы.

В это же время наступила эра реактивной авиации. Проектируемый легкий авианосец должен был нести 40 реактивных истребителей, два вертолета, иметь стандартное водоизмещение в 24 000 т и дальность плавания от 5000 миль. Но создание для того чтобы корабля потребовало объединения ресурсов не только Минсудпрома и Минтяжмаша, но и Минавиапрома, что саботировал проект.

В апреле 1955 года Кузнецов напрямую обратился к Хрущеву прося привлечь к проекту КБ Яковлева, Микояна и Сухого.

Это была последняя попытка Кузнецова спасти авианосец — через месяц он слег с инфарктом, а после этого был снят с должности военным министром Жуковым «за неудовлетворительное управление флотом» и понижен в должности. Только через 14 лет по окончании смерти гениальному адмиралу вернули звание Адмирала флота СССР.

Авианосцы остались без защиты. Новый главком ВМФ адмирал Горшков был целиком и полностью поглощен единственной задачей — удержать собственное кресло (и это ему удалось — он оставался главкомом ровно тридцать лет), исходя из этого предпочитал ни с кем не сориться. А при Хрущеве в моду вошло ракетное оружие, которое и было призвано решать практически все задачи — от уничтожения судов соперника до ПВО.

Работы по авианосцам были прерваны, а вместо этого ЦКБ-16 была поручена разработка ракетного корабля ПВО (проект 81), что, к слову, кроме этого выстроен не был. Созданная Горшковым программа армейского судостроения на 1958−1965 годы предусматривала защиту судов от авиации соперника в океане только ракетным оружием. Безграмотная с военной точки зрения программа была блестящей с позиций карьеры — Хрущев был без ума от ракет.

Слово «авианосец» попало в разряд табу.

Подпольщики

Однако были люди, каковые осознавали, что без авианосцев флоту никуда. В 1959—1960 годах ЦКБ-17 (сейчас Невское ПКБ) по поручению Государственного комитета по судостроению выполнило проектную проработку «плавучей базы истребительной авиации» (ПБИА), так как за потребление термина «авианосец» возможно было легко лишиться работы.

Функционировать ПБИА должна была в паре с кораблем ПВО, взаимно дополняя друг друга. «База» водоизмещением около 30 000 т несла 30 истребителей, четыре самолета радиолокационного дозора и два вертолета и делала следующие задачи: поиск соединений судов соперника, уничтожение вражеской авиации на дальних подступах, обнаружение низколетящих целей за горизонтом. Но проработка не имела никакой помощи со стороны смежных индустрии и делала скорее роль тренера конструкторских кадров для предстоящих работ по авианосцам, в появлении которых большая часть флотских специалистов не сомневались.

Но они недооценили Горшкова — данный выдающийся стратег в собственных публикациях громил авианосцы как «оружие агрессии», раздувая, с одной стороны, их непомерную цена, а с другой — приписывая им мнимую уязвимость от ракетного оружия, а также баллистического. Главная ставка в его теории делалась на подводный стратегический флот и морскую стратегическую авиацию.

Незадачливые охотники за лодками

15 ноября 1960 года на собственный первое боевое патрулирование вышла ядерная ракетная подлодка «Джордж Вашингтон», вооруженная 16 ядерными баллистическими ракетами «Поларис А1», — первая в одноименной серии американских подводных ракетоносцев. Учитывая маленькую дальность («Поларис А1» — 1200 миль, «Поларис А3» — 2500 миль) полета ракет, районы патрулирования находились в северной части антлантического океана и Средиземном море.

Для борьбы с ними по плану Горшкова создавались поисково-ударные группы, складывающиеся из сторожевых судов, охотников за подводными лодками, и ракетных эсминцев, задачей которых была защита сторожевиков. Особенной гордостью Горшкова стали ракетные эсминцы 58-й серии — «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг», волевым ответом главнокомандующего переименованные в «крейсеры», что разрешило право заявить о создании «первых и мире ракетных крейсеров, не имевших зарубежных аналогов».

К слову, американские эсминцы 1970-х превосходили отечественные крейсеры по водоизмещению практически в два раза. Но это не основное — сторожевики со своей задачей хронически не справлялись.

К этому времени Хрущева поменял Брежнев и военным министром стал Андрей Гречко. Горшков тут же поменял собственный курс на 180 градусов и возвратился к идеям Кузнецова по созданию океанского флота — действительно, в необычно усеченном варианте. Во второй половине 60-ых годов XX века Черноморский флот пополнился очередным «не имеющим аналогов в мире» творением Горшкова — противолодочным крейсером (ПКР) «Москва», кораблем противолодочной обороны дальней территории с групповым базированием вертолетов.

Подпалубный ангар вмещал в себя 14 вертолетов, каковые справлялись с задачами поиска субмарин значительно действеннее сторожевиков. Главной задачей «Москвы» был круглосуточный поиск лодок, для чего в воздухе, на удалении 50 км от корабля, непрерывно пребывала четверка вертолетов. Через год был поднят флаг на однотипном ПКР «Ленинград».

Первые же дальние походы «Ленинграда» и «Москвы» продемонстрировали, что эти суда не могут противодействовать американским подводным лодкам из-за возросших боевых качеств последних. К тому же американские авианосные группировки в Средиземном море вели себя очень нагло, умышленно делая полеты над самой палубой отечественных вертолетоносцев, в противном случае и провоцируя прямые столкновения судов.

Турболеты

В июле 1967 года на воздушном параде в аэропорту Домодедово был продемонстрирован необычный аппарат, что в первый раз заметили не только простые граждане, но и многие армейские, — самолет посадки и вертикального взлёта Як-36, наследник экспериментальных «турболетов» 1950-х. Изначально Як-36 разрабатывался как фронтовой штурмовик, что имел возможность оказывать помощь армиям в условиях уничтоженных прифронтовых аэропортов, взлетая прямо с лесных просек.

Военного авиацию самолет не удовлетворил, и Яковлев постарался пристроить его во флот, благо еще в 1963-м пилот Билл Брэлфорд совершил на британском экспериментальном Hawker Siddeley P.1127 (предшественнике Harrier) вертикальную посадку на палубу авианосца «Арк Ройал», бороздившего воды Ла-Манша. Яковлева поддержал Дмитрий Устинов (в то время заместитель председателя Совета министров СССР), и Горшков не смог устоять — постройка третьего корабля серии «Москва» (под него уже начали резать металл) в Николаеве была приостановлена.

Вместо было издано постановление о начале строительства ПКР серии 1143 «Киев» с самолетами посадки и вертикального взлёта (СВВП). Кроме того, для отпугивания американских авианосцев было предусмотрено шесть пусковых установок огромных противокорабельных ракет П-500 «Базальт». Техпроект нового корабля произвели в малейшие сроки к апрелю 1970 года, а в декабре 1972-го «Киев» был построен.

Новому кораблю Горшков придумал и новое наименование — тяжелый авианесущий крейсер, ТАВКР.

Само собой, СССР создал первый в мире ТАВКР. А летом 1976 года данный ТАВКР с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ совершил переход около Европы к месту собственного базирования на Северном флоте. В Средиземном море у острова Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М.

Американцы в этом случае держались от корабля подальше — их поставили в известность, что на нем смогут быть особые боевые части для «Базальтов».

Через три года на Тихий океан в обход Африки отправился близнец — ТАВКР «Минск» с более идеальными самолетами — Як-38. Полеты в тропиках совсем развеяли мифы о самолетах СВВП — в условиях большой влажности и температуры воздуха подъемные двигатели прекратили запускаться. А кроме того в то время, когда они запускались, летать имели возможность только при снятом неполной заправке и вооружении.

Однако строительство этих дорогостоящих судов длилось: в первой половине 80-ых годов XX века был построен ТАВКР «Новороссийск», а в 1987-м — «Баку». Только смерть Устинова в первой половине 80-ых годов XX века и последовавшая через год отставка великого адмирала Горшкова стали причиной остановке производства ТАВКРов — советских чудо-судов.

Продолжение истории советских авианосцев просматривайте в следующем номере

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№68, июнь 2008).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: