Первобытная война. памятники геноцида

Наскальные изображения, находки предметов оружия, следы ран и повреждений на костных останках людей неумолимо говорят о том, что в первобытную эру люди деятельно убивали друг друга. С ходом времени численность населения возрастала, люди переходили от собирательства и охоты к создающему хозяйству. В распоряжении исследователей все чаще попадают свидетельства происходивших в это время масштабных столкновений между людьми, сопровождавшихся массовыми насильственными акциями.

Археологические монументы неолитической культуры линейно-ленточной керамики, существовавшей в течении 5500 – 4000 гг. до н.э, видятся на широком пространстве в Центральной и Западной Европе. Ее носители принесли с юго-востока семена культурных растений, одомашнили скот, начали строить долгосрочные жилища и обрабатывать почву. Совсем сравнительно не так давно археологи обратили внимание на побочную составляю этого процесса, до поры до времени не попадавшуюся им на глаза.

Талхайм

Захоронение в Талхайме, рядом от Хайльбронна в Баден-Вюртемберге (Германия), было найдено в 1983 году. Оно датируется приблизительно 5100 г. до н.э. Находка археологов представляет собой яму площадью 3 квадратных метра, в которую были грубо свалены тела тридцати четырех человек – девяти взрослых мужчини семи дам возрастом от 20 до 60 лет, шестнадцати детей от 2 до 20 лет, и еще двух взрослых неизвестного пола – с бессчётными следами смертельных повреждений.

По-видимому, тела принадлежали обитателям маленького поселения, стёртого с лица земли на протяжении армейского набега.

Первобытная война. памятники геноцида
Яма с костями в Талхайме

Изученные исследователями раны на костях возможно поделить на три категории: 18 черепов несут на себе следы тяжелого удара лезвием каменного топора либо мотыги, 14 были проломлены каким-то тупым оружием наподобие дубинки, на 2 либо 3 костях были обнаружены сколы, покинутые, по-видимому, стрелами. На костях исследователи нашли следы ранее взятых и залеченных ран, свидетельствующих о том, что война являлась повседневной составляющей судьбе захороненных.

Большая часть смертельных ран было нанесено в затылочную часть черепа. Отсутствие других повреждений, характерных для рукопашной схватки, либо взятых при попытках жертвы обезопасисть себя, вероятнее, свидетельствует, что сопротивления нападающим оказано не было. Обитатели деревни погибли либо будучи застигнутыми неожиданно, к примеру, во сне, либо будучи забранными в плен и потом убитыми нападавшими.

Аспарн-Шлётц

Еще одно свидетельство массовой бойни было обнаружено на территории Австрии в Аспарне-Шлётце, в 33 км от Вены, при раскопках укрепленного поселения, кроме этого относившегося к культуре линейно-ленточной керамики и датируемого примерно 5500 годом до н.э. На дне рва, окружавшего поселение, на глубине приблизительно двух метров, были отысканы сваленные в беспорядке останки 67 человек, отмеченные характерными показателями насильственной смерти.

26 черепов принадлежали мужчинам (16 юным, 10 пожилым), 13 черепов дамам (4 юным, 9 пожилым), 27 – детям и 1 – взрослому неизвестного пола. Все черепа, не считая одного, были проломлены топорами либо мотыгами. 1 человек, возможно, был убит стрелой.

Массовое захоронение в Аспарне-Шлётце

Кости скелетов фрагментированы, на некоторых распознаны следы зубов падальщиков. По-видимому, перед тем как они были захоронены в почве, тела совершили достаточно долгое время под открытым небом. Потому, что ров так и не был раскопан всецело, правильное число захороненных в нем жертв неизвестен.

Возможно, речь заходит о двух либо трех сотнях тел.

Как и в прошлом случае, речь заходит о населении маленького поселка, стёртого с лица земли малоизвестными захватчиками. Привлекает внимание выраженная диспропорция между мужскими и женскими костями, и много детских черепов. Число пожилых дам в погребении более чем в два раза превосходит число молодых.

По-видимому, разъясняется это тем, что дамы фертильного возраста пережили наступление и были уведены победителями в качестве военнопленных.

Шёнеке-Килианштедтен

В 2006 году в дополнение к первым двум захоронениям в Германии было найдено третье свидетельство неолитического геноцида в Шёнеке-Килианштедтене. Захоронение представляет собой V-образный ров длиной 7,5 м и шириной 1 м, в который были скинуты тела убитых людей. Отысканные останки принадлежали тринадцати взрослым и тринадцати детям, десять из которых были моложе 6 лет, причем самому младшему было не более полугода.

Среди взрослых преобладали юные люди, только двум дамам было больше 40 лет. Останков молодых дам в захоронении по большому счету не было. Разумеется, как и в прошлом случае, нападавшие увели их с собой.

Не нашли в могиле и подростков от 9 до 15 лет.

Быть может, они смогли убежать, но нельзя исключать, что их, как и дам, захватили победители.

Массовое захоронение в Шёнеке-Килианштедтене

Кости несут отпечатки болезней и травм, простых для того времени: сросшиеся переломы ребер и долгих костей, прекрасно залеченная черепная травма, остеомиелит, недостаток витамина С. Погибли все эти люди от того, что им проломили черепа, причем удар пришелся на левую половину головы, как если бы его жертвы и убийца находились лицом к лицу. Рядом с костями в почве были отысканы два костяных наконечника. Быть может, они вонзились в тела и были в том месте, где их нашли, в то время, когда плоть всецело разложилась.

В сравнении с двумя прошлыми захоронениями, находка в Килианштедтене имеет одну особенность: у всех погибших незадолго перед смертью были перебиты голени, а у некоторых и кости рук. Быть может, это было сделано, дабы люди не могли бежать. Нельзя исключать кроме этого, что их пытали перед смертью.

По черепкам, кусочкам обожженной обмазки и второму мусору, найденному на дне рва, находку возможно датировать временем между 5207 и 4849 гг. до н.э.

Вайхинген

В Вайхингене под Штутгартом, неподалеку от поселения, относившегося к эре линейно-ленточной керамики, были обнаружены две ямы со скинутыми в них останками двенадцати человек. Захоронение было произведено с нарушением норм простого ритуала, что быстро контрастирует с найденными рядом обычными погребениями той эры. Кое-какие из останков имеют следы ран и повреждений, либо залеченных со временем, либо вызвавших смерть .

В одном случае археологи нашли череп мужчины, проломленный ударом каменного топора, в другом – залеченный перелом руки. Анализ изотопов стронция сваленных в ямы останков продемонстрировал, что 7 из них были местными уроженцами, а 5 – чужеземцами, появившимися где-то в другом месте.

Бергхайм

В 2012 г. у французской деревни Бергхайм в Эльзасе археологи нашли десятки захоронений эры линейно-ленточной керамики, датировавшихся временем около 5 300 г. до н.э. Среди захоронений выделялась одна яма, на дне которой были обнаружены фрагментированные кости рук, плеч и пальцев, отделенные от тела ударами топора. Многие фрагменты костей были намеренно раздроблены.

Захоронение в Бергхайме

Не считая них, в могиле были отысканы еще семь людских тел, каждое из которых имело следы насильственной смерти. Четверо из убитых были детьми, одному из которых не было и года. Согласно точки зрения нашедших захоронение археологов, оно результат войны либо междоусобного конфликта.

Каннибалы в Херцхайме

самая загадочная находка была обнаружена при раскопках громадного поселения эры линейно-ленточной керамики в Херцхайме в Пфальце (Германия) в 1996 ? 1999 и 2005 – 2006 гг. Поселение существовало между 5300 и 5150 до н.э. и включало от 10 до 12 долгих домов, в которых жила одна либо две много человек. На территории самого поселения было обнаружено 9 погребений, выполненных в соответствии с существовавшей традицией.

Основной сюрприз ожидал археологов южнее, на окраине поселения, где они нашли множество погребальных ям, примыкавших так хорошо друг к другу, что сначала их приняли за оборонительный ров. На дне ям было обнаружено много людских остатков, включая минимум 450 большое число и черепов костей скелета, в большинстве случаев, фрагментированных и неполных. Кости пребывали в полном беспорядке.

С ними были перемешаны осколки керамики, кремневые отщепы, разрушенные зернотерки.

Количество останков, очевидно существенно превышавшее число обитателей деревни, навело археологов на размышления об их происхождении. Не смотря на то, что практически все кости несли на себе следы ударов топоров и других смертельных повреждений, в то время, когда выяснилось неспециализированное число находок, догадку о вражеском набеге было нужно отбросить. Со временем было нужно отклонить кроме этого догадку о пребывавшем тут погребальном центре, где были перезахоронены останки людей, погибших вдалеке от Херцхайма.

Массовые захоронения, относящиеся к эре линейно-ленточной керамики

Наконец, археологи обратили внимание на бессчётные следы порезов и царапин на костях черепов и других частях скелетов. Если судить по отсутствию мельчайших показателей заживления, эти повреждения были нанесены уже по окончании смерти жертв. Одинаковые следы видятся на множестве находок.

На черепах большинство порезов начинались около носа и после этого шли вниз к шее, такие же следы пребывали на висках.

По-видимому, их наличие означало, что с черепа счищалась кожа. Кое-какие черепа затем шли на изготовление характерных чаш, каковые кроме этого были обнаружены на дне ям.

Узкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями, заметны на больших костях скелета, с которых кроме этого срезалось мясо. В то время, когда исследователи сравнили эти следы с повреждениями на костях животных, разделываемых на бойне, их последние сомнения отпали. Тела захороненных в Херцхайме жертв подверглись расчленению: от тела отделялись конечности и голова, после этого разрубался позвоночник, дабы удалить ребра, так же, как это делают сейчас мясники.

Мясо срезали с костей, сами кости раскалывали, дабы дотянуться из них мозг. Наконец, кости вываривались, на что показывает происходившее благодаря нагревания разрушение коллагена в их наружном слое. Следы термической обработки заметны кроме этого на костях лицевой части некоторых черепов.

Сейчас мало кто сомневается в том, что в Херцхайме археологами были обнаружены следы каннибальских трапез, не смотря на то, что интерпретация и понимание этого феномена так же, как и прежде варьируется. Вряд ли речь заходит о разовой акции жертвоприношения захваченных на войне пленников, подобия которой известны в истории. Количество отысканных жертв для этого через чур громадно, многократно превосходя численность всего населения поселка.

Если судить по анализу керамики, отысканной вместе с костями на дне ям, она в том направлении попадала по крайней мере в течении многих лет. В течении этого времени человеческое мясо должно было составлять заметную часть пищевого рациона местных обитателей. В это же время, некоторых исследователей настораживает отсутствие прямых показателей потребления человеческого мясо в пищу местными жителями, в частности – отсутствие людской миоглобина в их фекалиях.

Согласно точки зрения антропологов, для нарушения табу на поедание себе аналогичных, которое мы замечаем в Херцхайме, должно было пройти что-то из последовательности вон выходящее, что-то, что уничтожило привычное положение вещей и вынудило людей подвергнуть сомнению базисные основания их мировоззрения. Этим потрясением могла быть долгая засуха, погубившая урожай, либо обрушившаяся на них эпидемия.

Археологи обращают внимание, что сейчас культура линейно-ленточной керамики волновалась кризис, из-за которого она в итоге и провалилась сквозь землю. Быть может, люди сохраняли надежду не допустить финиш их мира, для чего им потребовалось множество керамики. А каннибализм был только частью практиковавшихся с целью этого ритуальных обрядов.

Реконструкция вида жителя Европы эры неолита.

Обратите внимание на его топор с полированным навершием из кремня. Как раз таким оружием нанесены смертельные раны жертв, найденных археологами в разглядываемых тут массовых захоронениях

Дабы поддерживать собственные безжалостные обряды в течении долгого времени, жители Херцхайма, разумеется, должны были выполнять систематические армейские набеги на соседей и захватывать в них много военнопленных. Потому, что обитатели поселения, как возможно заключить исходя из его предполагаемых размеров, не были особенно бессчётны, быть может, Херцхайм был каким-то ритуальным центром, куда доставлялись пленники, захваченные вторыми соседскими и родственными группами.

О том, кем были люди, захваченные в плен, убитые и погребенные в ямах на окраине Херцхайма, исследователям поведали результаты стронция изотопов и 87 анализа стронция 86 из проб зубной эмали черепов, принадлежавших 54 индивидам. Все они были чужаками, родом из вторых мест. Большая часть происходило из горного района, простиравшегося приблизительно в 50 км южнее данной местности.

Любопытно, что в этих местах не было распознано следов распространения культуры линейно-ленточной керамики, а существовалиархеологические культуры, принадлежавшие собирателям и охотникам из начального населения Европы.

Выводы

Все перечисленные монументы соответствуют определениям войны, предлагаемыми современными антропологами. Речь заходит о коллективных действиях, предпринятых участниками одной группы против представителей второй. Наряду с этим находки не смогут быть растолкованы в концепциях личной индивидуальных действий и вражды.

Если судить по половозрастному распределению и числу останков, все погибшие в Талхайме, Аспарне-Шлётце и Шёнеке-Килианштедтене являлись обитателями одного поселения, стёртого с лица земли в следствии армейского набега. Это предположение кроме этого взяло подтверждение в следствии анализа образцов изотопа стронция, забранных из зубной эмали черепов погибших.

Темперамент повреждений, нанесенных оружием нападавших, говорит о том, что как правило те принадлежали к той же археологической культуре, что и их жертвы. В противном случае говоря, обращение в этом случае идет о конфликтах соседей, занимавших неспециализированную экологическую нишу. Поражает жестокость нападавших, не делавших различия между мужчинами, дамами, стариками и детьми.

В Херцхайме мы видим другую картину. Найденные тут следы насилия являлись результатом не единственной целенаправленной акции агрессии, а целой череды аналогичных акций. И осуществлялись они в течении, по крайней мере, многих лет.

Погибшие тут люди были представителями второй культуры и придерживались другого образа судьбы.

Быть может, с данной изюминкой их происхождения направляться связать практиковавшиеся в их отношении ритуалы, связанные не только с убийствами военнопленных, но и с предполагаемым поеданием их останков.

Литература:

  • Наталья Резник, «Пастораль». «Троицкий вариант» №22(191), 3 ноября 2015 года. elementy.ru
  • Christensen J. Warfare in the European Neolithic. // Acta Archaeologica 2004, vol. 75 p. 129–156.
  • Keeley L., Golitko M. Beating ploughshares back into swords: warfare in the Linearbandkeramik. // Antiquity 2007, vol. 81, p. 332–342.
  • Thorpe I. J. N. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare. // World Archaeology 2003, vol. 35, p. 145–165.
  • Wild E. M. Neolithic massacres: Local skirmishes or general warfare in Europe? // International Radiocarbon Conference, 01.09.2003, Wellington, New Zealand, 2004. P. 377–385.

Папа Римский Франциск осудил геноцид мусульман Рохинья в Мьянме


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: