Формирование и состав корпуса русских письменных источников в xi xvii вв

В средневековую эру процесс накопления письменных свидетельств был стихийным. Он являлся результатом текущего информационного обмена и функционирования управляющих университетов общества. Главными творцами документов были государство, различные корпорации и церковь правящего класса Руси.

Эта деятельность взяла весьма броское выражение в русском летописании.

Самым большими его монументами были Повесть Временных лет (начало XII в.), отразившая историю Древнерусского страны и столичные летописи XV XVI вв. Законодательную деятельность старого русского страны воображают Русская Правда (XI XII вв.), судные и уставные грамоты отдельных земель и княжеств XIII-XV вв. О законодательной и неспециализированной деятельности Русского, столичного страны свидетельствуют Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г., и материалы делопроизводства национальных учреждений и писцовые книги.

Функционирование совокупности социально-экономических взаимоотношений в правящего класса служилых людей, их отношения с правителем, крестьянами и горожанами породили комплекс актовых материалов ( грамот, записей). Громадное место среди них занимают жалованные грамоты, при помощи которых государи и князья жаловали служилым людям почвы, крестьян, податные и судебные льготы. Отношения между князьями регулировали договорные грамоты и духовные.Формирование и состав корпуса русских письменных источников в xi xvii вв

Широкое распространение взяли грамоты, оформлявшие сделки: рядные купчие, меновные, кабальные и др. Уставные и земские грамоты налаживали совокупность местного управления.

В эру средневековья было положено начало русской публицистике и литературе. Художественные, религиозные и публицистические произведения утверждали православные сокровища и помогали выработке национальной идеологии. Особенное место среди них занимают Слово о Благодати и Законе митрополита Иллариона (сер.

XI в), Поучение Владимира Мономаха (XII в.), Слово о полку Игореве (финиш XII в.), повести о Куликовской битве: Задонщина и Сказание о Мамаевом побоище, религиозные и публицистические произведения Нила Сорского, Максима Грека, Иосифа Волоцкого, Ивана Пересветова, переписка Андрея и Ивана Грозного Курбского (произведения XV XVI вв.). Много литературных произведений было создано в XVII в. с возникновением в Российской Федерации книгопечатания. В обиходе обширно распространились светские бытовые повести.

Бурные события Смутного времени нашли отражение в Сказании Авраамия Палицына. Запоминающуюся картину судьбы русского общества оставил в собственном Произведении о России в царствование Алексея Михайловича Григорий Котошихин. Полезные сведения по истории церковного раскола содержит Житие протопопа Аввакума.

Весьма обширно в средневековье была распространена житийная литература.

Большую сокровище для отечественной истории воображают произведения зарубежных авторов и путевые записки побывавших в Киевской Руси чужестранцев. Сведения о начальной истории славян и нашей страны информируют произведения древних географов и историков: Геродота (V в. до н.э.), Страбона (I в. до н.э.), Плиния Старшего, Птолемея и Тацита (I II вв. н.э.); и труды византийских и арабских авторов: Прокопия Кесарийского (VI в.), Константина Багрянородного и Льва Диакона (Х в.), Ибн-Хордадбеха, Аль-Масуди, Ибн-Фадлана (IX-X вв.) и других.

О Старой Руси XIII в. упоминают в собственных путевых впечатлениях Марко Поло, Плано Карпини и Вильгельм Рубрук. Подробное описание России при Василии III покинул посол германского императора Сигизмунд фон Герберштейн (XVI в.). Весьма увлекательные наблюдения о Русском стране времен Ивана Грозного находятся в записках британских купцов Д.Флетчера и А.Дженкинсона.

Подробное иллюстрированное описание России XVII в. сделал в собственной книге Путешествие в Московию Адам Олеарий.

В эру средневековья письменные монументы хранились в книгохранилищах и архивах. В Старой Руси ветхие письмена находились в сокровищницах и казне князей и бояр. Часть грамот отложилась в архивах Софийского собора и Киевско-Печерского монастыря.

Большие собрания документов сформировались в городских архивах Пскова и Новгорода. С объединением русских земель около Москвы происходила концентрация архивов отдельных княжеств в Царском архиве (XVI в.). Базу же его составили документы Столичного Великокняжеского (потом Царёва) Двора.

В Смутное время Царский архив был раздроблен.

Одна его часть появилась в Польше, вторая была присоединена к архиву Посольского приказа, ставшего главным политическим архивом страны. В XVII в. появились ведомственные и местные, воеводские архивы. Большие комплексы документов отложились в Троицко-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Соловецком и других русских монастырях.

Главная масса книг и рукописей пребывала в библиотеках. Первая знакомая нам русская библиотека была основана в 1037 г. Ярославом Умным. Размешалась она в Софийском соборе. Во второй половине XI в. появилась библиотека на данный момент-Печерского монастыря.

В XII в. книгохранилища начали формироваться в Новгороде, других центрах и Владимире русских земель. Но, серьезный ушерб книжному делу в Киевской Руси нанесло татаро-монгольское нашествие.

С XIV в. положение начало улучшаться. Со складыванием централизованного Русского страны были основаны библиотеки в Троицко-Сергиевом, Чудовом, Кирилло-Белозерском и других русских монастырях. Громадная библиотека находилась при дворе митрополита (патриарха).

Весьма ответственным этапом в создании национальных и частных книгохранилищ стало становление и рождение русского книгопечатания.

Неспециализированный размер книжного фонда России в XVI в. составил 250-350 тысяч томов (6-8 % — печатные). Сохранились сведения о богатой библиотеке столичных правителей Ивана III, Василия III и Ивана IV Сурового. В конце XVII в. начали создаваться особые книгохранилища: Типографская библиотека при Столичном Печатном дворе, библиотеки при Пушкарском, Аптекарском и Посольском распоряжениях, и библиотека Славяно-греко-латинской академии.

В XVI-XVII вв. показались первые частные библиотеки, собранные А.М.Курбским, В.В.Голицыным, А.Л.Ордин-Нащокиным, Симеоном Полоцким и рядом вторых деятелей.

Как религии приводят к катастрофам. Владимир Шемшук


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: