Правописание согласных и гласных в приставках. перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки

Упражнение 26

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки.

П…сеять рожь — посеять рожь, о…кинуть неприятеля, на…стройка дома, по…клеить страницу, пре…ощущать неудачу, сложная о…становка, по…твердить ответ, сдать пре…писание, шепетильно п…р..трудиться, п…р…выполнить обязательства, пре…ставить на рабочую группу, з…конспектировать статью, пр…растание семян, …держать об…щание, неполное …горание.

Упражнение 27

Перепишите, вставляя пропущенные буквы сили з, обозначьте приставку с-.

…борный пункт, …жатое изложение, современное …дание, …дать конспект, …жечь дотла, …брить волосы, …гладить неприятное чувство, бесследно …гинуть, преступный …говор, …дешний обитатель, …дельная оплата, показать …держанность, со…дать аварийную бригаду, …жиженный газ.

Упражнение 28

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки. Объясните (устно) их правописание. К выделенным словам подберите синонимы.

Ра…гадать шараду, ра…пространять газеты, ра…ставлять фигуры, ра…вычислять время, правильный ра…чет, ра…направляться дело; …бивчивый ответ; во…пользоваться случаем, во…вращаться к себе, во…становить завод; нужные и…копаемые, и…портить машину, …тратить деньги; бе…спорный случай, бе…нужные упрочнения, бе…вкусная пища; тяжело …говориться; чре…мерные требования, чре…вычайный съезд; низ…вергаться с гор, ни…кие облака, ни…провержение ветхого строя; неи…сякаемый источник; материалистическое мировоз…рение, поднять во…стание; чере…чур непростая обстановка; нежданно и…чезнуть.Правописание согласных и гласных в приставках. перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки

Упражнение 29

Перепишите, ставя ударение в выделенных словах и обозначая приставки.

Составлять р…списание, древнерусские р…списи, дать р…перечню в получении чего-либо, р…сплатиться с долгами, ехать в р…звальнях, р…ссыпать порошок, золотые р…ссыпи, р…зыск преступника, р…зыскать пропавший издание, не верить всяким р…сказням, р…ссказы очевидцев.

Приставки пре- и при-

Упражнение 30

Прочтите, установите лексическое значение выделенных слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая приставки пре- и при-.

Вовремя пр…ступить к работе, не пр…ступать закон; пр…дать правонарушителя суду, пр…дать в помощь ремонтной бригаде трех человек; пр…емники великого ученого, пр…емник для сточных вод; пр…зирать лгуна, пр…зреть больного; пр…клонить ветви дерева к почва, пр…клонить колена, пр…клоняться перед талантом живописца; пр…творить калитку, пр…твориться больным, пр…творить план в судьбу.

Упражнение 31

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.

1. Государственный служащий кончил собственный чтение сложил бумагу грозно пр…крикнул на народ. 2. Дорога пр…неинтересная погода холодная. 3. Пр…долины весны и горки рощи огнем ож…влены.

4. Др…бясь о мрачные пр…грады жемчужной огненной рекой валятся плещут водопады. 5. Василиса Егоровна присмиревшая под пулями взгл…нула на степь. 6. На другой сутки войска пр…следовавшие неприятеля получили приказ возвратиться в лагерь. 7. Всякое слово напоминающее мнимое пр…ступление сына было ему тягостно. 8. Пр…знаюсь, известие о прибытии юный и красивой соседки очень сильно на меня подействовало.

9. Понятна мне времен превратность не пр…кословлю право ей. 10.

Я петь безлюдного не могу высоко тонко и хитро, и в лиру пр…вр…щать не смею мое — гусиное — перо! (А.С. Пушкин).

Упражнение 32

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.

В дни тр…гической смерти Пушкина Российская Федерация услышала голос дескать…дого поэта которому суждено было стать пр…емником Пушкина в ос…ротевшей русской литературе.

Это был двадцатидвухлетний корнет кв…ртиро-вавшего в Царском Селе лейб-гвардии гусарского полка — Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихи на смерть Пушкина, скорбные гневные обл…чительные.

Не только пр…зренного чужестранца чья рука не дрогнула выстр…лить в Пушкина обл…чил он в этих стихах. Он обв…нял злобных кл…ветников каковые пр…следовали Пушкина при жизни и н…правляли руку Дантеса. Он ук…зал на них: это в…ликосветская знать потомки пр…дворных холопов, пр…славившихся собственной подлост…ю… Он н…кликал их в собственном стихотв…рении п…лачами св…славы и боды п…лачами русского гения.

Он гр…зил им народной ра…правой.

Он ув…рял что их ожидает суд истории — суд неизбежный и бе…пощадный.

В кроткой тишине, ц…рившей тогда в Российской Федерации, это было пр…явлением неслыханной смелости… В пара дней стихи ра…пространились по Петербургу а после этого стали известны всей грамотной России.

В этом стихотв…рении Лермонтов сказал то что считал что ч…ствовал в те дни любой кому дорога была честь и слава России кому дор…го было русское слово и в…ликое имя поэта (И. Андроников).

Двойные согласные

Упражнение 33

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.

1) жили з, с: жу…жание веретена, дро…ание голоса,
со…женное письмо, …жечь рукопись, тихо ви…жать,
натянуть во…жи, дро…жевые грибки, мо…направляться трубка, время от времени брю…жать, чуть бре..жить, бры…жжет искрами, дребе…жащее колесо;

2) с либо сс: ро…ийский опыт, колхозы Белору..ии,
просторы Ро…ии, студенты-белору…ы.

Упражнение 34

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая приставки и корни.

Бе…контрольный, бе…срочный; ра…тащить, ра..ста- вить; в…зрение, в…стание; и…пытать, и…направляться, и…жарить, и…зябнуть; п…давать что-либо, п…даваться чему-либо; по…вычислять, о…просматривать; ра…вычислять, ра…чет, ра…четливый, о…считывать, ра…считывать; ра…светать, ра…цветать; о…тирать, о…дирать; по…черкнуть, п…черк.

Упражнение 35

От данных слов посредством указанных приставок образуйте новые слова и перепищите, подчеркивая конечную начальную согласную и согласную приставки корня. Составьте по два словосочетання со словами, грамотными от выделенных.

1) из-(ис-): сохнуть, черпать, жевать, сушить;

2) без- (бес-): спорный, злобный, смертный, вкусный, шумный,полезный, сонный, славный;

3) раз- (рас-): чертить,вычислять, направляться, знакомься, седлать, стелить, счет, сеять;

4) воз- (вос-): звание, становление, зрение, создать, давать.

Упражнение 36

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание (устно).

1. Нина Иванцова угадывала любой его взор, дв… жение, бе…прекословно, б…страшно делала любое его поручение (Ф.). 2. Папа Виктора, опустив во…жи, также соск…чил с телеги в этот самый момент же на месте и…чез, словно бы и…парился (Ф.). 3. Поезд углублялся в леса Севера пр…дверие Кольского полуострова (Лид.).

4. Она стала пр…хварывать, а позже и совсем ра…хворалась, нервы ее совсем расстроились (Остр.). 5. Грифцов уверял, что на р…четном счете денег у него мало.

Дней через пять начнут поступать средства от клиента, тогда он р…считается (Рыб.). 6. В чине поручика он п…давал в отставку… Отставка р…сорила его с отцом (Т). Начальник подпустил их [мятежников] на бли…кое р…стояние и внезапно вып…л ил снова (П.).

8. Крепость была р…зорена и вы…супруга (П.). 9. Продолжительно сказал мне данный человек о собственном миров…зрении (Аpc.).

Упражнение 37

От данных слов образуйте сушествительные, обозначающие заглавия лиц. Составьте с ними словосочетания и перепишите, подчеркивая двойные согласные.

Программа — программист, умелый программист; коммуна, артиллерия, классицизм, пессимизм, террор, металл, оккупация, коммерция, диссертация.

Упражнение 38

От данных слов образуйте прилагательные посредством указанных суффиксов, подберите к ним существительные и запишите полученные словосочетания, подчеркивая двойные согласные.

1) -н-: параллельно, пассив, программа, компромисс;

2) -ивн-: масса, прогресс, эффект;

3) -(иче)ск-: кристалл, классик, пессимист;

4) -онн-: оккупация, дискуссия, рабочая группа;

5) -альн-:коллегия, колосс, территория.

Упражнение 39

Прочтите эти слова, обратите внимание на их написание (в них нет двойных согласных). Составьте по одному словосочетанию с каждым словом и запишите их, подчеркивая выделенные согласные.

Галерея, гуманизм, десант, драма, имитация, карикатура, коридор, пьеса, ресурсы, гостиная, труженик, разорять, расчет.

Упражнение 40

Составьте словосочетания с существительными, образуя их от слов, указанных в скобках. Перепишите и выделите в этих существительных удвоенные согласные.

Подать… (апеллировать) — аппелировать , трудиться… (ассистировать), взять… (аттестовать), подробный… (комментировать), строить… (баррикадировать), строгая… (дифференцировать), броская… (иллюстрировать).

Упражнение 41

Перепишите, вставляя пропущенные согласные. При сомнений удостоверьтесь в надежности по орфографическому словарю.

I. 1) л либо лл: полная и…юзия, совершить ко…оквиум, криста…ическое вещество, криста…ьно чистый человек, художественная га…ерея, мета…ический звук, автор бе…етрист;

2) нили нн: мраморная коло…ада, пробить ту…ель,
те…исный корт, труже…ики тыла, шикарная гости…ая;

3) м либо мм: програ…ированное обучение, стойкий
и…унитет, су…ировать результаты, успешная и…итация,
опубликовать ко…юнике, настоящий гу…анизм, дра…атизм обстановки.

II. 1) р либо рр:ожесточённый те…ор, узнаваемый карикату…ист, те…иториальные воды, маленькая те…аска, чёрный ко…идор;

2)с либо сс: открыть диску…ию, новая тра…а, богатые
ре…урсы, коло…альные возможности, советская пре…а,
прогре…ивный автор, ставить пье…у, высадить де…ант;

3)тили тт:предъявить а…естат, новый а…ракцион,
развивать а…аку.

Русский язык упр. 90 (авторы Ладыженская, Баранов.)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: