Ту-95мс: ракетоносец ядерной триады

    Стратегический ракетоносец Ту-95МС на девиационном кругу аэропорта «Раменское»

Ту-95МС в отечественной прессе довольно часто нарекли «Медведем». Что ж, для могучей автомобили наименование хоть куда, не смотря на то, что придумали его не в Российской Федерации. «Медведем» (по-английски Bear) самолет обозвали в Североатлантическом альянсе. В том месте отечественной авиатехнике придумывают самые экзотические кодовые имена, но одно правило действует жестко: первая буква обязана соответствовать первой букве заглавия класса летательных аппаратов.

К примеру, МиГ-29 — Fulcrum, по причине того, что он истребитель (Fighter), Ил-76 — Candid, по причине того, что он транспортник (Cargo aircraft).

А буква «B» в слове Bear свидетельствует Bomber (бомбардировщик). Вот и мы по привычке именуем Ту-95МС бомбардировщиком. Но это неверно.

Бомбить он не может, и бомбы в него складывать некуда.

    Ту-95МС часто летает в сопровождении истребителей В парадном строю это истребители ВВС России, а на протяжении боевого дежурства — истребители отечественных «возможных партнеров».

Дотянуться до Америки

В случае если почитать западные публикации, то возможно подметить, что авторы отзываются о самолетах 95-го семейства с громадным уважением.Ту-95мс: ракетоносец ядерной триады И никого не смущает, что эта конструкция практически послевоенных лет, с турбовинтовыми двигателями, до сих пор находится на вооружении и согласится действенным элементом русском ядерной триады. Действительно, в большинстве случаев те же западные авторы не без ехидства додают, что Ту-95 — это весьма успешное развитие «боинговского» B-29 Superfortress («Суперкрепость»).

Вправду, дальняя тяжелая бомбардировочная авиация послевоенного поколения началась с Ту-4 — сделанного КБ Туполева способом обратного проектирования (reverse engineering) клона B-29.

    В отличие от ранних хороших Ту-95, практически ощетинившихся пушками, у Ту-95MC, как и у Ту-142, всего две спаренных 23-мм пушки, размещенных в корме. Очевидно, эта пушечная установка не снабжает защиту самолета от современных средств ПВО, и в воздушный бой Ту-95МС лучше не вступать.

Но останавливаться на этом пути было нельзя. Имея военно-воздушные базы рядом от западных, южных и восточных границ СССР, американцы имели возможность рассчитывать нанести бомбовые удары по советским городам, не прибегая к помощи самолетов с трансконтинентальным радиусом действия, а вот нам они были необходимы позарез.

Исходя из этого, очевидно, применяя конструкторские наработки времен клонирования «суперкрепости», туполевцы взялись делать приказ Сталина о создании самолета, что имел возможность бы долететь до США, отбомбиться и возвратиться на базу. Промежуточным этапом на этом пути стал дальний бомбардировщик Ту-85 — в нем уже угадываются черты будущего «Медведя», но эта машина так и осталась экспериментальной.

Обстоятельство — поршневые двигатели, каковые делали самолет очень тихоходным, соответственно, легкой добычей нарождающейся реактивной истребительной авиации. Увеличение скорости имели возможность дать лишь турбовинтовые либо турбореактивные двигатели.

Тогда, в начале 1950-х, за проектирование межконтинентального стратегического бомбардировщика взялись сходу два КБ: туполевцы сделали ставку на турбовинтовые двигатели (будущий Ту-95), а ОКБ-23 Мясищева дало предпочтение турбореактивной силовой установке (бомбардировщик М-4). В те же самые годы американцы разрабатывали реактивный восьмимоторный B-52, что шел на смену поршневому гиганту B-36. Ту-95 совершил первый полет в том же 1952 году, что и B-52.

М-4 полетел позднее, вместе с тем был принят на вооружение, действительно, ненадолго — радиус действия был маловат. А вот конструкция Ту-95 наряду со своим заокеанским визави B-52 переживает уже седьмой дюжина лет. Да, но в то время, когда же Ту-95 прекратил быть бомбардировщиком?

    Полеты «Медведя» заставляют нервничать политиков некоторых государств — достаточно отыскать в памяти реакцию на недавнее прохождение Ту-95МС над Ла-Маншем.

Обновление классики

Под ногами прозрачный и весьма скользкий лед. Сказалась неустойчивая зимняя погода. Снег тает, вода растекается по бетону и скоро, замерзая, преобразовывается в каток.

Мы на аэропорте «Раменское» в Жуковском.

Аэропорт находится под неспециализированным управлением ЛИИ им. Громова, но около этого испытательного поля с покон веков сложился целый кластер из филиалов известных авиационных КБ. Темнеющей полосой уходит целая, напитанная снегом облачность.

Похолодало, и невысоко над горизонтом вспыхнуло солнце. В боковом зимнем свете стратегический гигант смотрится особенно впечатляюще. Задранный кверху шнобель (фирменная фишка туполевских автомобилей), киль, уходящий в небо, могучие двигатели со спаренными винтами, подвешенные к долгим узким крыльям.

Площадка на аэропорте — это так называемый девиационный круг. Аэродромный тягач неспешно перекатывает самолет по кругу, около автомобили нервничают техники.

На девиационном кругу отлаживают навигационное оборудование, выставляют магнитный курс. Это одна из последних стадий работ по модернизации военной машины. Друг за другом в Жуковский прилетают «Медведи», находящиеся на работе русских ВВС, и в известном ангаре, не забывающем самого Андрея Николаевича Туполева, Ту-144 и фактически все остальные автомобили КБ проходят модернизацию.

О характере модернизации на предприятии говорят скупо — по понятным обстоятельствам. Говорят, что совокупности управления переведены на «цифру» — действительно, в кабине все еще привычная стрелочная индикация. Быть может, на следующем этапе модернизации мы заметим уже «стеклянную кабину».

Усовершенствованы совокупности навигации, связи, топливная совокупность.

Все это трудится на более действенное применение ракетного оружия. Единственная модификация Ту-95, находящаяся сейчас в строю ВВС, — Ту95МС. Это не бомбардировщик.

Это ракетоносец.

В грузоотсеке он везет с собой пусковое устройство — особый вал, к которому крепятся шесть крылатых ракет класса «воздух-почва», способные нести ядерные БЧ. И вдобавок стоит подметить, что Ту-95МС — это не совсем тот самолет, что строили в 1950-х годах, а также не совсем Ту-95.

    Кабина до тех пор пока сохраняет классический вид, но совокупности управления самолетом заменяются на современные электронные Неспешно модернизацию проходит целый наличный парк Ту-95МС. Лишь за 2014 год в ВВС России было передано восемь модернизированных Ту-95МС, еще более десяти поступит в строй за 2015?2016 годы.

Морские традиции

1950-е годы отметились в истории не только возникновением супербомбардировщиков, но и большим прогрессом зенитно-ракетной техники и сверхзвуковой истребительной авиации. Уже к началу 1960-х стало ясно, что дозвуковой самолет не прорвется через ПВО возможного соперника, дабы отбомбиться по его территории, кроме того не обращая внимания на шесть спаренных пушек АМ-23 на трех стрелковых установках — на корме, внизу и сверху фюзеляжа.

В конце 1950-х показались первые экспериментальные модификации Ту-95 в варианте ракетоносца (Ту-95K) — под крылатые ракеты Х-20. Действительно, дальность этих ракет была низка — 600 км.

    Ту-95 оснащен самыми замечательными в мире серийными турбовинтовыми двигателями НК-12 в последних модификациях, развивающих по 15 000 л. с. Любой двигатель оснащен двумя соосными винтами, вращающимися в различные стороны. Двигатель не только замечательный, но и весьма шумный.

В 1970-е, но, показались крылатые ракеты нового поколения — изделия X-55 дубнинского КБ «Радуга», и задача турбовинтовому гиганту опять нашлась. Дело в том, что эти дозвуковые ракеты имеют дальность до 2500 км, что разрешает производить их далеко от территории ПВО соперника. Дальше ракета идет на малой высоте, огибая складки местности, не появляясь на радарах: сбить ее очень тяжело.

Так, самолет-ракетоносец имел возможность стать собственного рода мобильной пусковой платформой, скорость, средства и манёвренность защиты которой не имели бы важного значения. Сначала туполевцы экспериментировали с уже выпущенными Ту-95, пробуя переоборудовать их в ракетоносцы. Но ресурс этих самолетов был уже мал, так что было решено начать новую производственную линейку — ракетоносцев Ту-95МС.

Причем, что весьма интересно, за базу новой модификации был забран не бомбардировщик Ту-95, а дальний противолодочный самолет Ту-142М (само собой разумеется, конструктивно восходящий к Ту-95). Ту-95МС производился приблизительно десять лет (В первую очередь 1980-х до начала 1990-х), и по сей день в строю ВВС находится пара десятков автомобилей. С 2007 года, в то время, когда Российская Федерация по окончании долгого перерыва возобновила воздушное патрулирование самолетами дальней авиации, Ту-95МС остается одной из основных составляющих воздушной части ядерной триады.

    МКУ — многопозиционная катапультная установка — заряжается шестью ракетами «воздух-почва» типа X-55. Существовала модификация Tу-95MC, способная нести дополнительно еще десять ракет на внешних подвесках, но на данный момент интернациональные контракты запрещают таковой вариант оружия.

Статья «Стратег-медведь» размещена в издании «Популярная механика» (№149, март 2015).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: