Динозавры страны советов: большая тяга

Про военное

    Самые могучие
    Двенадцатиосный ракетовоз МАЗ-7907 возможно назвать самым внушительным тягачом СССР. У него было 24 ведущих колеса, 16 из них управляемые, а в перемещение он приводился от танкового газотурбинного мотора мощностью 1250 л. с.
    МАЗ-543 стал первым из семейства ракетовозов, а МАЗ-79221, созданный для перевозки ракетного комплекса «Тополь-М», — одним из самых грузоподъемных среди серийных тягачей. Он запланирован на перевозку 80 тысячь киллограм груза по распутью
    По окончании распада СССР переделанные для гражданских целей тягачи МЗКТ достаточно скоро стали пользуются спросом в нефтегазовой области, в строительных работах и других областях, а армейскими автомобилями заинтересовались армии многих государств
    К примеру, транспортеры танков МЗКТ-74135 поставляются в ОАЭ: как раз их арабские армейские предпочли в тендерных торгах тягачам более известных автокомпаний

Стоящие под открытым небом облупившиеся и старые грандиозные советские автомобили имеют достаточно печальный вид. Сложно представить, что всего несколько десятилетий назад эти «ракетозавры» собственной монументальностью, впечатляющей проходимостью и рёвом двигателей создавали неизгладимое впечатление на окружающих.Динозавры страны советов: большая тяга Глядя на них, советские граждане уверялись, что одной шестой части суши, которую обороняют эти автомобили, ничего не угрожает.

Два? Четыре? 24 ведущих колеса!

Колесная формула 8×8 (восемь колес, и все ведущие) приводит к уважению у людей опытных. В это же время вплоть по сей день МЗКТ серийно производит тягачи с колесными формулами 10×10, 12×12 и 16×16. Кроме того, на территории завода возможно повстречать необычнейшую машину МАЗ-7907.

Данный тягач стоит на 24 колесах, и все они ведущие.

Под обводами кабины установлена танковая газовая турбина ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. Она раскручивает внушительных размеров генератор, что снабжает энергией все 24 электропривода колес.

Потому, что машина так и не была принята на вооружение, возможно заявить, что это уникальный 12-осный полноприводный тягач.

Передовики из Минска

Страно, но история многоосных машин МЗКТ началась с тягача, у которого было лишь два колеса — он предназначался для особых самоходных автомобилей. Первая работа созданного в первой половине 50-ых годов XX века на МАЗе Особого конструкторского бюро (СКБ-1) — одноосный тягач МАЗ-529 — употреблялся в наборе со скрепером. При снаряженной массе 9 тысячь киллограм он имел возможность буксировать 25-тонный прицеп.

Главным конструктором нового подразделения, образованного для разработки многоосных полноприводных тяжеловесов, стал Борис Львович Шапошник. До войны он трудился главным конструктором столичного ЗИЛа, а после этого управлял УльЗИС (позднее УАЗ).

Умелый конструктор скоро создал коллектив гениальных экспертов. Благодаря им новые машины имели возможность похвастаться целым комплектом технических новшеств. Тягачи так прекрасно зарекомендовали себя, что скоро в СССР показалось три новых завода: БелАЗ, МоАЗ и КЗКТ (Курганский завод колесных тягачей).

Они начали с выпуска разработок подразделения Шапошника.

Первым важным достижением СКБ-1 (позднее МЗКТ) стал четырехосный МАЗ-535 со всеми ведущими колесами, что показался на свет во второй половине 50-ых годов XX века и был рекомендован для буксировки 10-тонных артиллерийских совокупностей. Это первенствовалв СССР тягач с гидромеханической трансмиссией. Действительно, переключение передач было еще полуавтоматическим: шофер (а не автомат управления) выбирал, какую передачу включить.

Для лучшего маневрирования и лучшей проходимости конструкторы применили свободную торсионную подвеску колес. Машина кроме этого имела централизованную накачку шин, рекордное количество дифференциалов (их было семь!), уникальные конструкции рамы, тормозной системы и рулевого механизма.

От проектирования тягачей для артсистем на МЗКТ скоро перешли к разработке седельного тягача с полуприцепом, предназначенного для транспортировки гусеничной бронетехники. А позднее автомобильные конструкторы начали близко сотрудничать с создателями ракет. Первой аналогичной разработкой стал четырехосный МАЗ-543, созданный для пусковой установки первой советской твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп».

На базе этого автомобиля было создано целое семейство советских ракетовозов.

Эра тяжелеющих ракет

Примечательность ракетовозов заключалась в том, что они имели две раздельные двухместные кабины. В одной сидели водитель-член и механик экипажа, в второй — член экипажа и командир экипажа. Ракета (либо ее имитатор) пребывала между кабинами, что разрешало уменьшить высоту автомобили.

В первый раз в отечественной практике кабины стали делать из стеклопластика: это делало их легче, и к тому же такая двухслойная кабина была способна выдерживать ударную волну от ядерного взрыва.

На данный случай были предусмотрены и особые фотохромные стекла: при взрыве они становились непрозрачными, предотвращая ослепление экипажа в кабине.

Росли вес, дальность ракет, мощность и количество боеголовок — армейским из года в год требовались все более замечательные тягачи. Растущая грузоподъемность потребовала повышения количества осей, и скоро началось производство шестиосного МАЗ-547. Для показавшегося позднее комплекса «Тополь» двенадцати колес уже выяснилось не хватает — для него было сконструировано семиосное шасси МАЗ-7912 с колесной формулой 14×12.

повышение дальности и Увеличение ракеты ее веса потребовало создания восьмиосного шасси МЗКТ-7923. При проектировании данной автомобили конструкторы отказались от классического привода с огромным числом карданных валов, вместо него применяв гидропривод.

Но диапазон передаточных чисел гидрообъемной трансмиссии был недостаточным — на малых оборотах и при громадном крутящем моменте давление в гидросистеме трансмиссии становилось высоким, и из-за утечек в насосах и гидромоторах КПД трансмиссии падало. А на солидных оборотах КПД трансмиссии падало уже из-за повышенного трения в насосах и гидромоторах. Так что от гидравлики также отказались, применяв вместо нее электропривод.

Создание его доверили новосибирским экспертам из НИИ комплектного оборудования, каковые удачно совладали с заданием. Замечательный газотурбинный двигатель заимствовали у танка Т-80, модернизировав его для работы с генератором. Дабы не разрешить электромоторам перегреваться, применяли масляное охлаждение. «Холодная война» была в разгаре, и «для поддержания равновесия с США» потребовалось безотлагательно создавать новые автомобили.

Так на свет появились, пожалуй, самые увлекательные машины, созданные МЗКТ. Возможно, и самые дорогие в мире! Советское правительство не жалело денег, и в движение шли самые дорогие материалы.

В частности, для понижения веса автомобили обширно применяли подробности из титаного сплава!

Поездки на гигантах

Одним из самых впечатляющих экспериментальных тягачей в СССР стал шестиосный МАЗ-7904. Полная масса данной автомобили составляла 360 т, а грузоподъемность — 220 т, превосходные показатели для полноприводного автомобиля.

Потому, что в СССР не производили шины, талантливые выдерживать большие нагрузки, приходившиеся на каждую ось данной автомобили, «покрышки» были заказаны в Японии — тягач ездил на огромных шинах Bridgestone диаметром 3,1 м. Любопытно, что машина была снабжена не одним, а сходу двумя моторами. Первый, судовой (1500 л.с.), приводил в перемещение колеса через две гидромеханические передачи, в то время как второй, простой 330-сильный дизель, употреблялся для привода запасного оборудования.

Для проекта «Целина» в первой половине 80-ых годов XX века изготовили несколько восьмиосных машин МАЗ-7906 со всеми ведущими колесами, а годом позднее — несколько двенадцатиосных МАЗ-7907. На последних автомобилях уже применяли отечественные шины диаметром 2 и 1,66 м. Они были вычислены на куда меньшие нагрузки если сравнивать с шинами на МАЗ-7904, но эти тягачи имели меньшую грузоподъемность (150 т) и большее число колес.

Ни одна из огромных экспериментальных автомобилей МЗКТ так и не была принята на вооружение, не смотря на то, что практически все они удачно прошли опробования. С окончанием «холодной войны» необходимость в грозных орудиях этих автомобилей пропала.

Армейские на гражданке

С распадом СССР пропала потребность и в других военных разработках МЗКТ, и, дабы выйти из кризиса, многие из автомобилей переработали для гражданских целей. Ракетовозы поменяли многоколесные автомобили для бурения, а на смену перевозчикам артсистем и танков пришла строительная техника. Но, и армейские автомобили не утратили собственных позиций.

Возобновились заказы из России, показались зарубежные клиенты — Турция, ОАЭ, Египет, Пакистан, Сирия, Китай. В Поднебесной кроме того организовали собственное производство автомобилей конструкции МЗКТ. А в то время, когда мы были на заводе, то застали в том месте государственныхы служащих из ОАЭ, каковые принимали партию танковозов для собственной армии.

Арабы бродили по территории завода, с интересом рассматривая огромные тягачи советской эры.

Уходя с завода, я также в последний раз посмотрел на гиганта МАЗ-7907. Вероятнее, данный бедняга уже ни при каких обстоятельствах не сдвинется с места сам. Во времена Ельцина заводчан попросили оказать помощь стране: нужно было перевезти 88-тонный теплоход с реки Березины за 250 км на озеро Нарочь.

Машину, более десяти лет простоявшую без техобслуживания и движения, скоро реанимировали, запустили газовую турбину, удостоверились в надежности исправность приводов колес. Трудились не все из них, и тягач отправился в путь на 20 ведущих. Задача была выполнена, не смотря на то, что в ходе из строя вышли еще пара электродвигателей.

Напоследок мы спросили, какая будущее ожидает неповторимые автомобили, и взяли обнадеживающий ответ: они собираются стать экспонатами неизменно действующей экспозиции МЗКТ. Так что любителям громадных машин в Минске будет на что взглянуть.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№60, октябрь 2007).

Форд-Фокус2 со всеми ведущими колёсами


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: