Формы промежуточного, текущего и итогового контроля

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

АРХИВОВЕДЕНИЕ

наименование дисциплины

Направление 520800 (030401.62)

«История» (бакалавр)

Специальность 0207000 (0330400.65)

«История» (эксперт)

Кафедра: новейшей отечественной истории

Факультет: исторический

ПРИНЯТО КАФЕДРОЙПротокол №__ от «___»____________2008 г.Зав. кафедрой ___________ _____________Подпись Ф И О

Иваново, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Рабочая программа дисциплины «Архивоведение»…………………..3

1. Объяснительная записка…………………………………………………………4

2. Содержание учебного материала………………………………………………….5

3. Тематическое планирование……………………………………………………..7

4. Формы промежуточного, текущего и итогового контроля……………………11

5. Информационное обеспечение учебной дисциплины: литература

(главная и дополнительная), интернет-источники и т.д.Формы промежуточного, текущего и итогового контроля …………………….12

6. Контрольные вопросы по курсу………………………………………………..14

7. Один из вариантов теста для промежуточного контроля уровня знаний

студентов…………………………………………………………………………15

Раздел 2. Национальный образовательный стандарт высшего профобразования……………………………………………………………..17

Раздел 3. Методические советы студентам по изучению дисциплины……………………………………………………………………………………19

Раздел 4. Учебно-методические материалы……………………………………..20

4.1. Содержание лекционного курса.……………………………………………..20

4.2. Замысел проведения практических и семинарских занятий

по курсу архивоведения ..…………………………………………………….33

4.3. Билеты к зачету по курсу…………………………………………………….36

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО Профобразования

«ИВАНОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«УТВЕРЖДАЮ»:Декан _________________факультета___________ Корников А.А.Подпись Ф И О«_____»____________200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АРХИВОВЕДЕНИЕ

наименование дисциплины

Направление 520800 (030401.62) «История» (бакалавр)

Специальность 0207000 (0330400.65) «История» (эксперт)

код, наименование

Факультет исторический

Курс II Семестр III

Кафедра новейшей отечественной истории

Неспециализированная трудоемкость дисциплины 70 часов (по ГОС)

А также (часов по учебному замыслу очной формы обучения):

Лекции 20 часов

Практические занятия 16 часов

Лабораторные занятия

Независимая работа 34 часа

Рассмотрена на совещании кафедры «___» _________________ 200_ г.

Зав. кафедрой ______________ ________________

Подпись Ф И О

ПРИНЯТО

Ученым советом факультета

Протокол №_____ от «____»__________ 200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «АРХИВОВЕДЕНИЕ»

Объяснительная записка

«Архивоведение» — одна из особых дисциплин, преподаваемых студентам – историкам.

Архивоведение – комплексная научная дисциплина, занимающаяся разработкой и изучением теоретических, правовых и методических вопросов, которые связаны с организацией хранения архивных документов и работой архивных учреждений.

Объектом изучения архивоведения являются исторически сложившиеся комплексы документальной ретроспективной информации, являющиеся неотъемлемым элементом культурного наследия нашей страны. Исходя из этого архивоведение занимает ответственное место в подготовке историка.

Эта дисциплина знакомит студентов с главными направлениями деятельности архивных учреждений, содержанием и составом фондов национальных, муниципальных, ведомственных и частных архивов, дает им элементарные сведения о совокупности справочно-поисковых средств архивов и о методике работы с архивными документами.

Содержание учебного материала

Курс архивоведения включает в себя практические сведения об архивном законодательстве РФ, истории архивного дела у нас, современной организации архивного дела, совокупности и функциях архивов, составе их справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) и правилах работы читальных комнат.

1. Цель преподавания дисциплины:

1.1.Формирование у студентов представлений об историческом развитии архивного дела и современном состоянии архивов России и за границей, об архиве как хранилище ретроспективной источниковой базе и документной информации работы историка.

1.2. Ознакомление студентов с практикой и теорией работы национальных архивов, как главных хранилищ ретроспективной документной информации.

2. Задачи изучения дисциплины:

2.1. Знакомство с функциями и системой работы архивных учреждений.

2.2. Ознакомление с организацией отбора, учета, использования и хранения архивных документов.

2.3. Усвоение навыков работы со справочниками о содержании и составе архивных документов, неспециализированных принципов работы историка с архивными документами.

3. По окончании изучения курса студент обязан знать:

3.1. Главные функции ведомственных и национальных архивов.

3.2. Современное архивное законодательство.

3.3. Главные понятия, определения курса «Архивоведения».

3.4. Базы современной организации архивной работы в стране.

3.5. Задачи по концентрации, использованию и обеспечению сохранности архивных документов.

3.6. Совокупность информационно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к документам АФ РФ.

3.7. Правила работы пользователей в читальных залах национальных архивов.

4. По окончании изучения курса студент обязан мочь:

4.1. Пользоваться научно-справочным аппаратом архива (описями дел, путеводителями, каталогами и др.).

4.2. Организовать собственную работу в архиве (оформление отношения в архив, поиск информации по теме и т.д).

4.3. Пользоваться архивной терминологией.

4.4. Использовать теоретические знания на протяжении архивной практики.

5. По окончании изучения курса студент обязан купить навыки:

5.1. Работы с архивными документами в ходе их применения (оформление заказов, способы атрибуции, ведение записей).

5.2. Верного оформления ссылок на использованные архивные документы в научно-исследовательских статьях, докладах, курсовых и дипломных работах.

Главные понятия курса:

Архивный фонд РФ, архив, архивное дело, архивная работа, документ, архивный документ, документ Архивного Фонда РФ, очень полезный документ, неповторимый документ, документы по личному составу, документальный фонд, архивный фонд, архивная коллекция, единица хранения, опись дел, каталог, путеводитель, паспорт архива, лист фонда, перечень фондов, экспертиза сокровища документов, комплектование, номенклатура дел, ведомственный архив, обеспечение сохранности документов, национальный учет документов, научное применение документов, научно-справочный аппарат, справочно-поисковые средства, архивная справка, архивная копия, архивная выписка, архивная эвристика.

Главными разделами курса являются:

1. организация и История архивного дела на современном этапе в РФ и за границей.

2. Главные функции национальных архивов: комплектование ценности архивов и экспертиза документов, хранение и учёт документов, создание совокупности НСА к документам АФ РФ, организация применения архивных документов.

3. приёмы и Методы работы исследователя с архивными документами.

Учебный курс архивоведения включает в себя изучение следующих тем:

1. Теоретические базы архивоведения.

2. История архивного дела в Российской Федерации.

3. Совокупность архивной работы РФ. Современная сеть

архивов РФ.

4. Современное архивное законодательство. Организация Архивного фон-

да РФ.

5. Классификация документов Архивного фонда РФ.

6. Главные функции госархивов:

— комплектование,

— организация хранения документов,

— создание справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к документам архивов,

— применение документов.

7. Работа исследователя с архивными материалами.

8. Архивное дело за границей.

Тематическое планирование дисциплины

Лекции раскрывают перечисленные темы изучаемой дисциплины. Предлагаемые практические занятия не повторяют содержание лекционного курса, но тесно связаны с ним тематически и нацелены на закрепление приобретаемых знаний по архивоведению.

№ п/п Наименование тем Всего часов(неспециализированная трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельнаяработа
Лекции Семинары, практ. зан. Лаборат. работы
задачи и Предмет архивоведения. Организация архивных учреждений Русском Федерации[1]. Виды документной информации. Понятие «архив». Архивы как серьёзное звено современной совокупности информационного обслуживания общества. задачи и Предмет архивоведения. понятия и Основные термины. Архивоведение в кругу вторых областей знаний. Значение архивоведения для историка-педагога и историка-исследователя. функции и Система архивных учреждений РФ, органы управления архивным делом, национальные архивы и научно-исследовательские учреждения
История архивного дела в Российской Федерации. Организация национального архивного фонда РФ. История архивного дела в дореволюционной России. Декрет «О централизации и реорганизации архивного дела» 1 июня 1918 г. История архивного дела в СССР и в постсоветский период. Современное правовое положение Архивного фонда РФ. закон«Об архивном деле в РФ».
Современная сеть архивов РФ. Федеральные национальные архивы РФ. Краткая история происхождения, содержание и состав документов 15 федеральных национальных архивов РФ (ГАРФ, РГАДА, РГИА, РГАЛИ, РГАКФД, РГАФД, РГАСПИ, РГАНИ и др.) Состав документов некоторых, самые значительных архивов учреждений, имеющих право постоянного хранения документов (АПРФ, Архив РАН, Госфильмофонд и др.). Национальные архивы, центры документации субъектов федерации. Муниципальные архивы.
комплектование ценности и Экспертиза документов национальных архивов. критерии экспертизы и Основные принципы сокровища документов. Совокупность экспертизы сокровища документов, этапы её проведения. ЭК, ЭПК, ЦЭПК — их функции и роль в проведении экспертизы сокровища документов. Правила и порядок комплектование национальных архивов, источники комплектования
Классификация документов Архивного фонда РФ. Главные показатели классификации документов. Классификация документов Архивного фонда РФ в целом, в пределах архива, в пределах архивного фонда. Понятия архивный фонд, архивная коллекция, объединенный архивный фонд, фонд личного происхождения, правила их создания.
Организация хранения документов в национальных архивах. Понятие обеспечения сохранности документов, мероприятия и виды работ, входящие в понятие ОСД. Условия хранения документов. способы хранения и Порядок размещения документов. Учет архивных документов. Главные и вспомогательные учетные документы.
Справочно-поисковые средства к архивным документам архивов. Совокупность справочно-поисковых средств (научно-справочного аппарата) к архивным документам. Главные и дополнительные справочники о содержании и составе документов. Путеводители, описи, обзоры, указатели, каталоги – их типы и виды, правила создания. Автоматизированные информационно-поисковые совокупности к архивным документам.
Применение документов архивного фонда РФ. Цели применения архивных документов. Организационные формы применения документов национальных архивов: публикация документов, инициативное информирование, выполнение запросов, подготовка выставок, подборок и статей документов для СМИ, организация экскурсий и т.д.
Работа исследователя с архивными документами. Правила работы пользователей в читальных залах госархивов. методы работы и Основные приёмы с архивными документами.
Современная организация и основные тенденции архивного дела зарубежом. Современное правовое положение, функции и система архивных учреждений в Соединенных Штатах, Франции, Германии, Нидерландах, Австрии. Особенности комплектования, использования и хранения документов в этих государствах.

Формы промежуточного, текущего и итогового контроля

1. Проверка посещаемости всех практических занятий и лекций.

2. Контроль за усвоением материала на протяжении практических занятий.

3. Выступление студентов с сообщением на семинарских занятиях.

4. Промежуточный контроль уровня знаний в форме тестирования.

5. Итоговый контроль – зачет по всему пройденному материалу.

5. Информационное обеспечение учебной дисциплины.

пособия и Учебники

Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. М., 2002

Крайская З.Ф., Челлини Э.В. Архивоведение. М., 1996.

Главные правила работы национальных архивов РФ. М., 2002.

Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989.

Правила организации хранения, комплектования, использования и учёта документов АФ Российской Федерации и других архивных документов в национальных архивах, библиотеках и музеях, организациях РАН. М., 2007.

Правила работы пользователей в читальных залах национальных архивов РФ. М., 1998.

практика и Теория архивного дела в СССР / Под ред. Ф.И.Продолжительных и К.И.Рудельсон. М., 1980.

Шепелев Л. Е. Работа исследователя с архивными документами. М.; Л., 1966.

Обсуждены результаты ЕГЭ и ГИА в районе


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: