Ii источниковедческая критика письменных источников

Источниковедческая критика (анализ) решающая стадия исследовательской работы над документами. Ее цель выяснить достоверности и степень полноты фактического содержания источника и создать предпосылки для извлечения из него точной информации.

В соответствии с современным представлениям методика источниковедческого анализа включает в себя операции и следующие процедуры:

    1. Определение внешних изюминок источника;
    2. Установление происхождение источника:

    а) установление подлинности монумента,

    б) выяснение истории текста, определение его последующих вариантов и оригинала, прочтение текста,

    в) определение времени и места происхождения текста, установление его автора (атрибуция),

    г) выяснение обстоятельств, исторических обстоятельств и целей появления текста, определение его социальных функций в прошлом;

    3) Интерпретация либо истолкование текста: выяснение смыслов текста, верное его познание;

    4) Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;

    5) Источниковедческий синтез монумента.

    В настоящей последовательности первые три процедуры, включая истолкование текста, по сути составляют внешнюю критику источника. Последняя фаза источниковедческой критики воображает критику внутреннюю.Ii источниковедческая критика письменных источников

    Потом обратимся к анализу значения, смысла, содержания и целей каждой из отмеченных процедур.

      1. Определение внешних изюминок письменного источника

      Установление внешних изюминок письменного монумента оказывает помощь выяснить его подлинность и датировать текст. Эта процедура включает в себя выяснение материала письма (бумага, пергамен, ткань, береста и т.д.), орудий письма либо печати, вида письма, почерка либо внешнего оформления и шрифта текста. При определении внешних линия монумента употребляются методы и данные палеографии, сфрагистики, филиграневедения и последовательности вторых вспомогательных исторических дисциплин.

      Самой значительной из внешних изюминок, непременно есть вид письма. Русское письмо изменялось с течением времени. И исходя из этого кроме того самое неспециализированное представление об этапах его развития позволяет датировать текст.

      Самый древним видом письма в Киевской Руси был устав, бытовавший в XI-XV столетиях. с XIV до начала XVI века употреблялся полуустав. Во время формирования и укрепления централизованного русского страны распространилась скоропись XVI-XVII вв. В XVIII столетии утвердился упрощенный тип скорописи.

      Потом экспертами выделяются гражданское письмо XIX начала ХХ вв. и с 1918 года современное письмо.

      Первоначально в качестве материала письма употреблялись пергамен, береста, дерево. В четрандцатом веке в Киевской Руси показалась бумага зарубежного производства. С XV столетия бумага стала главным письменным материалом.

      Русская бумага вошла в обиход в начале XVIII века.

      При производстве любой полный бумажный лист помечался водяным знаком (филигранью). Вернув водяной символ, возможно датировать текст. Это окажут помощь сделать особые справочники по филиграням.

      К лучшим среди них возможно отнести книги Н.П.Лихачева Палеографическое значение бумажных водяных знаков (в 2-х томах, СПб., 1898-1899) и С.А.Клепикова Филиграни и штемпели на бумаге иностранного производства и русского XVII-XX вв. (М., 1959). Чернила, которыми писались средневековые исходники, в большинстве случаев были бурого либо коричневого цвета. Виделись и тёмные.

      В качестве орудий письма писцы применяли гусиные перья.

      Большая часть рукописных монументов XI-XVII вв. было оформлено в виде книг, свитков и грамот. Ветхие книги отличались форматом, зависящим от величины бумажного страницы. Употреблялись форматы в 1/4; 1/8; 1/16 и 1/32 страницы. В большинстве случаев, рукописные книги составлялись из тетрадей по 16 страниц. Тетради нумеровались.

      Переплет книги делался из древесных досок, каковые в обязательном порядке обтягивались кожей либо тканью.

      Грамоты писались на отдельных страницах с одной стороны. В случае если одного страницы не хватало, то к нему снизу подклеивались другие страницы и в итоге получался достаточно долгий свиток. При хранении свитки ставились столпцами (столбцами).

      О размерах столбцов возможно делать выводы по Соборному Уложению 1649 года, составленному из 959 страниц. Протяженность его в итоге превысила 300 м. На чистой обратной стороне столбцов делались порядковые и инвентарные пометки. В 1700 году столбцовое делопроизводство из-за неудобств было отменено.

      К элементам внешнего оформления текста относятся кроме этого изменявшиеся со временем украшения исходников: вязи, миниатюры и орнамент. Вязью именовался особенный декоративный стиль письма, имевший определенное соотношение высоты буквы к ее ширине и характерные завитушки. Под рукописным орнаментом эксперты знают совокупность составляющих его элементов: инициал, заставку, украшения и концовку на полях.

      Инициал красиво вырисованная начальная буква текста. Не считая инициала вверху размещалась заставка орнаментированный рисунок в начале текста. Довольно часто орнаментированный рисунок помещался и в конце текста.

      Это концовка. Выполненный в определенном стиле орнаментальный рисунок размешался и на полях. Во многих исходниках исполнялись раскрашенные картинки миниатюры (лица).

      Расписанные миниатюрами рукописи именовались лицевыми. Так, например, был назван громадный летописный свод XVI века, содержавший 16 тысяч картинок.

      При необходимости разбираются и другие внешние эти письменного свидетельства. Разглядев внешние изюминки монумента, возможно приступить к установлению его происхождения.

        1. Установление происхождения источника.

        Источник порождение функционировавших в прошлом социокультурных совокупностей, учреждений и корпораций. Прошлое в письменном монументе это представленный в нем итог их взаимодействия и функционирования. И вернуть прошлое свидетельствует реконструировать отображенный в документе социокультурный комплекс и связанные с ним социальные отношения.

        Исходя из этого очень принципиально важно выяснить происхождение источника. Потому что, в конечном итоге, лишь это разрешит возможность оценить природу его субъективности, выяснить степень достоверности его разрешённых и получить фактический материал для исторической картины.

        Так, процедура направлена на то, дабы установить породившую этот источник социокультурную совокупность и изучить условия и функционирования и историю его текста в прошлом. Она включает в себя следующие операции: а) установление подлинности монумента, б) выяснение истории текста, определение его последующих вариантов и оригинала, прочтение текста, в) определение времени и места происхождения текста, установление его автора (атрибуция), г) выяснение обстоятельств, исторических условий и целей появления текста, определение его социальных функций в прошлом. Коротко разглядим содержание каждой из данных операций.

        Сериал Охота на изюбря (Все 1-12 серии) Криминал,Мелодрама


        Удивительные статьи:

        Похожие статьи, которые вам понравятся:

        Понравилась статья? Поделиться с друзьями: