Iv. физиологические основы речи

I. ПОНЯТИЕ О РЕЧИ. СВОЙСТВА РЕЧИ.

Наиболее значимым достижением человека, разрешившим ему применять общечеловеческий опыт, как прошедший, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на базе трудовой деятельности.

Обращение — исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей ФОРМА общения, опосредованная языком.

ЯЗЫК — исторически сложившееся в ходе развития людской общества СРЕДСТВО общения между людьми.

И РЕЧЬ и язык — ПРОДУКТ ИСТОРИИ НАРОДОВ.

речь и язык — существуют и функционируют совместно. Обращение не существует вне языка. Пример — мертвые языки — латынь, древнегреческий.

Обращение — это деятельность общения при помощи языка, обращение — это язык в действии, форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним.

Так, обращение — особенная и самая совершенная форма деятельности — общения, характерная лишь человеку.

Но дабы две стороны осознали друг друга (говорящий и слушающий), должна быть неспециализированная совокупность правил и средств передачи мысли. системой и Таким средством есть тот либо другой национальный язык.Iv. физиологические основы речи

ЯЗЫК — строго нормализованная совокупность знаков, совокупность средств общения, включающая слова с их значениями, и синтаксис — комплект правил, по которым строятся предложения. Слово есть разновидностью символа, потому, что последние присутствуют в разного рода формализованных языках. А обращение — его использование в ходе общения для передачи мысли и эмоции.

В языке нет мыслей — это комплект различных средств для выражения мысли.

Обращение — ОСОБЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, что есть символическим отражением мира (в случае если язык — средство общения, передачи опыта, то обращение — сама деятельность общения, передачи опыта). Ребенок через речевое общение ПРИСВАИВАЕТ (по Леонтьеву) как что-то готовое, публичный опыт.

Речевые знаки (фонемы — звуки, морфемы — корень, суффиксы и др.) немногочисленны. Но у нас безграничная возможность их комбинирования. Это разрешает кодировать много явлений и предметов мира.

формирование и Развитие речи происходило неспешно. ПО этапам — СИНПРАКТИЧЕСКАЯ обращение – единственный, конкретный суть слова, потом неспешно развивалась ПОЛИСЕМАНТИЧЕСКАЯ обращение многозначность смысла слова. Сперва устная, позже письменная.

Особенное место занимает письменная обращение. Ее корни кроются в наскальных картинках, каковые передавали данные в виде знаков, схем, знаков.

На данный момент это кириллица, иероглифы, арабская вязь.

СВОЙСТВА РЕЧИ.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ речи зависит, в первую очередь, от сокровища информируемых в ней фактов и от свойства (количество выраженных мыслей) ее автора к сообщению.

ПОНЯТНОСТЬ речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых изюминок и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом интересов и знаний слушателей — с другой.

ВЫ РАЗИТЕЛЬНОСТЬ речи — эмоциональная насыщенность: верная интонация, броская, активная либо напротив; предполагает учет обстановки выступления, умение пользоваться выражениями и словами переносного и образного значения.

ВОЗДЕЙСТВЕННОСТЬ речи содержится в ее влиянии на мысли, эмоции и волю вторых людей, на их убеждения и поведение.

II. ФУНКЦИИ РЕЧИ.

1. СИГНИФИКАТИВНАЯ (сообщения и обозначения). С этим связана обобщающая роль слова. Содержание — ЧТО СООБЩИТЬ.

Сигнификативная функция отличает обращение человека от коммуникации животных.

У человека со словом связано представление о предмете либо явлении. Согласие в ходе общения основано, таким образам, на единстве явлений и обозначения предметов принимающим и говорящим.

2. КОММУНИКАТИВНАЯ (выражения) — эмоционально-ясная. КАК СООБЩИТЬ, т.е. передачи информации либо общения, выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Значение в речи — интонация, ритм, паузы, выговор, междометия внутренний эмоциональный контекст. “А ларчик”, “Казнить нельзя помиловать”.

К примеру, “нет” — существует 160 интонаций для произношения. Попытайтесь сказать фразу Вы отправитесь на бал максимально различными интонациями.

3. ОБОБЩЕНИЯ (обозначения) связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, этот предмет, но целую группу сходных предметов и постоянно является носителем их значительных показателей.

4. Действия(регулирующая, планирующая)–содержится в способности человека при помощи речи побуждать человека к действию.

III. ФУНКЦИИ СЛОВА.

1.Язык животных отличается от языка человека, т.к. животные высказывает в звуках только аффективное состояние, но ни в то время, когда не обозначает предмет. Эта главная функция слова именуется СИГНИФИКАТИВНАЯ.

2. СЛОВО, являясь средством обобщения и абстракции, отражает отношения и глубокие связи, каковые стоят за предметами внешнего мира. Эта функция именуется ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА. Оно строится в ходе исторического развития, независимо от того, как он представлен в личном сознании.

3. Процесс выбора из множества значений (значительного значения либо значения, адекватного данной практической ситуации, именуется СМЫСЛОМ СЛОВА.Переносный суть слова (цена человека, плохая голова, металлическая рука). Имеется личностный суть- это отражение в личном сознании того места, которое занимает этот предмет (явление) в совокупности деятельности человека. В случае если значение объединяет социально значимые показатели слова, то личностный суть — это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие главные функции языка: 1) средство существования, усвоения и передачи публично-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Делая первую функцию, язык является средством кодирования информации об изученных особенностях явлений и предметов. При помощи языка информация об окружающем самом человеке и мире, полученная предшествующими поколениями делается достоянием последующих поколений.

Делая вторую функцию — средства общения, язык разрешает оказывать действие на собеседника — прямое (в случае если мы прямо показываем на то, что нужно сделать) либо косвенное (в случае если мы информируем ему сведения, серьёзные для его деятельности, на каковые он будет ориентироваться срочно либо в второе время в соответствующей обстановке).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности (3) связана, в первую очередь, с тем, что человек, делая любую деятельность, сознательно планирует собственные действия. Язык есть главным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и по большому счету решения мыслительных задач.

IV. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ БАЗЫ РЕЧИ

Работа комплекса внешних и внутренних органов (артикуляционный аппарат) и центров речи в направляться головного мозга.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупности, каковые продуцируют звук: губы, зубы, язык, небо, и связки и легкие.

Произнесение звуков речи связано с восприятием анализом и внутренними органами слуха этих звуков ЦЕНТРАМИ РЕЧИ в КБП головного мозга (глухие — не слышат, у них собственный язык).

Внутренне ухо — Кортиев орган — проекция в височных долях — извилины Гемлера (при повреждении — не различают глухие и звонкие, низкие и высокие, но обращение знают).

Рядом — слуховой центр Вернике (при повреждении — верно дифференцируются звуки, но обращение (суть) не понимается.

В лобных долях — центр Брока. Центр произнесения звуков речи (при повреждении — афазии — теряется возможность произносить осмысленные слова). Афазия – полная либо частичная потеря свойства речи; нарушение речи, появляющееся при локальных поражениях коры левого полушария мозга.

Левое полушарие несёт ответственность за обращение. Перекрещивание дорог действия при кровоизлиянии в левое полушарие парализуется правая сторона и нарушается обращение.

Существует 7 форм афазии. К примеру:

1. Сенсорная афазия – нарушение фонематического слуха (не различают звуковой состав слов) – трудности понимания устной речи, письма под диктовку.

2. Моторная афазия – афферентная – нарушение произнесения слов, замена одних звуков вторыми от расстройства разных артикуляционных перемещений.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: