Литературно‑общественные взгляды салтыкова на рубеже 1850‑1860‑х годов

В годы общего подъема Салтыков разделяет важные упования многих русских людей на Александра II (так как кроме того Герцен сразу после реформы 1861 г. будет приветствовать его именем царя?освободителя!). Он вычисляет обязанностью гражданина оказать помощь правительству в отмене крепостного права. Салтыков не оставляет госслужбу и на административном поприще сохраняет надежду содействовать прогрессивным мерам царской администрации.

Очертя голову Салтыков брался за самые спорные дела, яростно боролся с произволом помещиков и чиновников. Не просто так его, вице?губернатора Рязани (1858–1860), местные острословы именовали то «вице?Робеспьером» по имени бескомпромиссного вождя Великой французской революции, то «домашним Герценом». В год освобождения крестьян на должности вице?губернатора Твери он предельно светло выразил собственную позицию: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Весьма, через чур кроме того будет!»

Следующим воистину гражданским поступком писателя, недавно возвратившегося из ссылки, стало вхождение в редакцию «неблагонадежного», с позиций самодержавия, издания. В то время, когда «Современник» лишился двух собственных фаворитов (в 1861 г. погиб Н. А. Добролюбов, а в 1862 г. Н. Г. Чернышевский стал узником Петропавловской крепости), его редактор Н. А. Некрасов нуждался в надежном соратнике, чей авторитет имел возможность бы поддержать хорошее имя и репутацию основной трибуны демократически настроенных критиков и литераторов.Литературно‑общественные взгляды салтыкова на рубеже 1850‑1860‑х годов

Н. А. Некрасов, сблизившийся с М. Е. Салтыковым, не совершил ошибку. Прогрессивные взоры, писательская известность, недюжинные организаторские человеческие качества М. Е. Салтыкова: гражданская отвага, прямодушие, способности и честность – помогли поддержать авторитет издания.

В «Современнике» и его сатирическом приложении «Свистке» печатаются новые произведения Салтыкова, оттачивается его сатирический талант. Острая злободневная публицистика будоражит российского читателя. очерки и Рассказы тяготеют к циклам, каковые покупают заглавия «Невинных рассказов» (1857–1863) и «Сатир в прозе» (1859–1862).

В 1863–1864 годы на фоне провала связанных с реформой демократических надежд без шуток обострились разногласия Салтыкова с молодыми демократами, в первую очередь с Д. И. Писаревым. В острополемичных статьях?обзорах «Отечественная публичная судьба» он неоднократно обвиняет круг единомышленников Писарева, входящих в редакцию «Русского слова» в «скромном служении» публичным наукам, в репетиловщине и сепаратизме.

Д. И. Писарев в статье «Цветы невинного юмора» (февраль 1864 г.) обрушивается на сатирика с упреками в туманных бессмыслицах и убаюкивающей, располагающей ко сну сатире. В. Зайцев в том же номере издания в статье «Глуповцы, попавшие в «Современник»», разоблачает Салтыкова?Щедрина как «будирующего сановника», случайно попавшего в «Современник» и только носившего «костюм Добролюбова».

Положение усугубляется спором около романа арестованного Н. Г. Чернышевского «Что делать?», что Салтыков?Щедрин не принял в первую очередь из?за произвольной регламентации «и утопизма» в известных проектах будущего. «Каждый разумный человек, просматривая… роман, сумеет отличить живую и разумную его идею от сочиненных и лишь портящих дело подробностей». Но вислоухие (этим твёрдым прозвищем в пылу полемики Салтыков награждает соратников Писарева, но отнюдь не всех молодых демократов, как подчеркивает сам автор) знают дело в противном случае; они обходят значительное содержание романа и «приударяют по поводу подробностей, а из этих подробностей всего более соблазняет их возможность трудиться с плясками и пением».

Происходит так называемый раскол в нигилистах. Разногласия с сотрудниками редакции «Современника» (М. А. Антоновичем, Г. З. Елисеевым, А. Н. Пыпиным) вынуждают Салтыкова покинуть журналистику и возвратиться на национальное поприще.

За четыре года работы в качестве управляющего казенными палатами в Пензе, Туле, Рязани М. Е. Салтыков успел изучить не одного губернатора и поочередно сломать отношения со столпами местной административной власти, в массе собственной – «прохвостами» и «мерзавцами». В июне он уходит в отставку, все же получив от правительства награждение генеральским чином настоящего статского советника.

Художественно?публицистические циклы периода «Отечественных записок»

В публично?политике России чувствовался откат преобразований и реформ. Волна репрессий самодержавия обрушилась и на журналистику. По окончании запрещения в 1866 г. «Современника» Н. А. Некрасову удалось возглавить редакцию издания «Отечественные записки» (1867). М. Е. Салтыков в сентябре 1868 г. делается ее активным автором и членом обновленного издания.

Он нес поразительно тяжёлое в тех условиях журнальное дело «не только мужественно, но и доблестно».

Эти слова Н. А. Некрасова, и его стих, посвященное М. Е. Салтыкову «О отечественной отчизне унылой…», – свидетельства товарищеских уз, связывающих двух народолюбцев и подлинных патриотов. По окончании смерти Некрасова в 1877 г. Салтыков стал важным редактором «Отечественных записок», привлек к сотрудничеству в издании (где уже публиковались А. Н. Островский, Г. И. Успенский а также Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой) юные таланты: В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина?Сибиряка, поэта С. Я. Надсона.

На страницах «Отечественных записок» полностью проявился уникальный публицистический и художественный талант Салтыкова. Тут публикуются циклы рассказов и очерков «Показатели времени» (1868), «Письма о провинции» (1868), «Господа ташкентцы» (1869–1872), «Ежедневник Провинциала в Санкт-Петербурге» (1872–1873), «Благонамеренные речи» (1872–1876), «В аккуратности и среде умеренности» (18741877), «Убежище Монрепо» (1878–1879), «Письма к тетеньке» (1881–1882).

Сатирик, блестящими образными ходами обезоруживая свирепствовавшую цензуру, разоблачал, развенчивал, клеймил и уничтожал в полной мере определенных носителей публичного зла, конкретные, общеизвестные порядки, установления и нравы.

Ясное наименование цикла «помпадурши и Помпадуры» (1863–1874) – не наименование цикла художественных портретов персонажей французской истории XVII в. Под именем «помпадур» автор вывел обычного для пореформенной России администратора?сажодура, администратора?дурака, отличающегося тупым самодовольством, глупостью, рвением не смотря ни на что чему бы то ни было мешать. Основное назначение «целой корпорации» людей в Российской Федерации, говорит Салтыков, – «принятие прекратительных мер без всяких к нему предлогов», основное побуждение – «чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадурам прав и преимуществ».

В этом цикле губернаторы и другие сановные лица самодержавно?бюрократической России, пользующиеся неконтролируемой властью, – образы с позиций психологизма мало индивидуализированные. Салтыков формирует не темперамент, а собственного рода «матрицу». Так, многие персонажи похожи пустотой мыслей, шелухой слов.

Отличаются они, как сообщено в одном из рассказов, «только более либо менее густым шитьем на рукавах и воротниках» (имеются в виду внешние, правильнее, всего лишь форменные различия влиятельных госслужащих).

Салтыков прослеживает эволюцию бюрократических типов в течении 10 лет: от дореформенных служак времен правления Николая I до «помпадура борьбы» с его «подавительным» усердием, обострившимся на протяжении свертывания правительственного либерализма, и утопического «единственного» помпадура, пришедшего к мысли, что «наилучшая администрация содержится в отсутствии такой». Художественная типология власть предержащих будет углубляться в будущем творчестве сатирика.

В условиях цензурной и политической несвободы русский автор должен был создать целую совокупность «рабьего» языка, требующего от читателя работы мысли и воображения. Так, за словами «Новый помпадур» был небольшой юный и совсем отчаянный… Любимейшие его выражения были: «фюить!» и «куда Макар телят не гонял» прятались тщетные и ожесточённые репрессии самодержавия, ссылка непокорных. Полный скрытого смысла, острых политических намеков виртуозно?иносказательный образный строй речи М. Е. Салтыкова?Щедрина традиционно определяется терминологическим словосочетанием эзопов язык.

Художественно?публицистические циклы М. Е. Салтыкова?Щедрина моделировали особенную эстетическую действительность, соотносящуюся с современной Россией и превосходящую ее: многие образы и мотивы придавали ей новые временные и пространственные измерения (легендарно?историческое, утопическое) и уровень качества универсальных психотерапевтических обобщений.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: