Мое настоящее и далекое прошлое

Пояснительная записка

Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение самая полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений. Серьёзным есть и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет принимать и активнее функционировать в сложной совокупности взаимоотношений «Я — моя страна — мой мир».

Как раз в младшем школьном возрасте в силу его психотерапевтических изюминок нужно вырабатывать представления о малой отчизне, Отечестве, показывать неразрывную сообщение с национальным сообществом и ближайшим социумом.

«Ребенок школьного возраста самый чувствителен к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному формированию, гражданскому воспитанию. Одновременно с этим воспитания и недостатки развития в это время судьбы тяжело восполнить в последующие годы».

Программа предназначена для обучающихся 4 класса и основана на содержании книжки-хрестоматии Н.Я.Мое настоящее и далекое прошлое Чутко «Я — гражданин России». В программе обширно представлены примеры нравственного поведения как из прошедшей, так и настоящей жизни нашей страны.

Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в дешёвый детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации _ все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), оказывает помощь детям ощутить сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

Цель курса:содействовать формированию гражданско-патриотического сознания, самоопределения и нравственных позиций на систематизации и основе расширения публично значимых преставлений ребенка о отечественном далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-представлений и обществоведческих знаний у младших школьников в курсе «Я — гражданин России» конкретизируют решение и постановка следующих задач:

— помогать ребенку в понимании изюминок публичных взаимоотношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в совокупность государств всей земли; в осознании собственного места в семье, стране, мире;

— оказывать помощь в осознании собственной принадлежности стране, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему выполнения определенных обязанностей;

— обогащать обучающихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере — в представлениях) о родной стране, об ценностях и общечеловеческих проблемах, нравственности и нормах морали;

— создавать условия для расширения кругозора школьников, их ориентации и ретроспективного восприятия мира во времени.

Содержание учебного пособия «Я — гражданин России» выстроено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, оказывают помощь понять значимость главных явлений и событий отечественной и глобальной истории.

Учебное пособие для 4 класса углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном достатке, национальном и особенностях и народов религиозном разнообразии России народных традиций, обычаев, отечественных праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина собственной страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы — неповторимая возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому содействует организация коллективных дискуссий прочтённого, замеченного, услышанного, споры; ответ проблемных обстановок; анализ докладов и выступлений; познавательные игры; исполнение разных групповых заданий. Так, школьники покупают коммуникативные навыки, обучаются дискутировать,

трудиться сообща. Они овладевают социальными умениями, обучаются уважать друг друга.

Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические споры, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.

– Количество часов в год – 34;

– количество часов в неделю – 1;

– количество часов в 1-й четверти – 9;

– количество часов во 2-й четверти – 7;

– количество часов в 3-й четверти – 10;

– количество часов в 4-й четверти – 8.

Содержание курса

Класс

Мое далёкое прошлое и настоящее

(34 часа)

Введение. От прошлого к будущему.

Для чего мне история?(1 час)

Раздел I. Старая Русь(6 часов)

Восточные их соседи и славяне. Образование Древнерусского страны. Крещение Руси. Киевская Русь.

Владимир Мономах, Ярослав Умный.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах).

не сильный-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Александр и Новгородская Русь Невский. Невская битва и битва на Чудском озере.

Объединение русских земель около Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык.

Раздел II. Столичное государство(6 часов)

Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ страны. быт и Жизнь людей.

Происхождение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.

Смутное время в Российской Федерации. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский.

Подвиг Ивана Сусанина.

Крепостное право. Стенька Разина. Жизнь, культура и быт России в семнадцатом веке.

Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, аристократы.

Раздел III. Россия(6 часов)

Петр I и преобразования в Российской Федерации (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России.

Первая русская газета.

Послепетровская Российская Федерация. Россия при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В.

Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.

Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.

Раздел IV. Российская Федерация в десятнадцатом веке(5 часов)

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Храбрецы Отечественной войны 1812 года.

Николай I и декабристы.

Эра великих реформ. Россия во второй половине XIX века. Отмена крепостного права.

Жизнь, культура и быт России.

Понятия: Отечественная война, главное сражение, генерал-фельдмаршал, амнистия, тайное общество.

Раздел V. XX–XXI века. современность и История(8 часов)

Финиш России. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война.

Образование СССР.

Великая Отечественная война. Города-храбрецы. Храбрецы тыла и фронта.

Послевоенное восстановление хозяйства страны. Успехи науки и техники. Освоение космического пространства.

К.Э. Циолковский.

Культура России.

Новая Российская Федерация _ национальное устройство (РФ). Национальные знаки (герб, флаг, гимн).

Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.

Заключение(1 час)

Планируемые результаты освоения

Количество паркоматов в Москве вырастет на четверть


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: